"Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития дошкольников"
консультация (старшая группа)

Шилкина Надежда Васильевна

 

         Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

         Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_didakticheskaya_igra.docx578.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №69 «Мальвина»

«Дидактическая игра -  как средство интеллектуального развития дошкольников»

                                                                                    Автор:

Шилкина Н.В. –

                                                                                            воспитатель

Тамбов 2021

«Игра – это огромное окно, через которое

                                             в духовный мир ребёнка вливается

                                              живительный поток представлений,

                                     понятий об окружающем мире.

                                                Игра – это искра, зажигающая огонёк

                                           пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

        Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

        Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

        Дидактические игры занимают важное место в ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

        Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

        Правила в игре указывают путь достижения цели и помогают развить у детей способности торможения, умение сдерживаться, управлять своим поведением.

        При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.

        Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.

        В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

        Предметные игры – это игры с народно – дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различным природным материалом. К дидактическим игрушкам относят пирамидки, состоящие их одноцветных и разноцветных колец, бочонки, матрешки. Основные игровые действия с ними: выкладывание, катание, собирание целого из частей, нанизывание и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, формы, величины.

C:\Users\Кошка\Desktop\1.jpg
C:\Users\Кошка\Desktop\8.jpg

        Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.) К ним можно отнести парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, пазлы. Настольно-печатные игры также отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей. Эти игры больше всего соответствуют задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста.

 C:\Users\Кошка\Desktop\maxresdefault.jpg

        https://gpstatic.net/products/000/448/825/original_g53pu35qubax.jpg

C:\Users\Кошка\Desktop\HTB19vdRazvuK1Rjy0Faq6x2aVXae.jpg C:\Users\Кошка\Desktop\413195.jpg

Словесные игры – направлены на развитие связной и диалогической речи. Они развивают словарный запас, кругозор, внимание, сообразительность, быстроту реакции. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, досуге, веселье, создают основу для совместных радостных переживаний, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Эти игры имеют огромную ценность в интеллектуальном развитии детей. Они возбуждают умственную активность дошкольников.

        Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами.

        При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым  она должна отвечать:

        - дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

        -  обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей;

        -  позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

        - материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

        Проведение дидактических игр включает:

        - определение количества играющих;

        - ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами;

        - игровыми действиями, дидактическим материалом;

        - развитие у детей игрового настроения, желание играть;

        - показ игровых действий;

        - руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся.

        Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:

  • Дидактическую задачу;
  • Содержание;
  • Правила;
  • Игровые действия.

    Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнения.

        Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая деятельность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.) большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

        Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

        Роль воспитателя в подготовке и проведении дидактической игры огромна:  воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

        Приведу несколько примеров игр, которые можно использовать в детском саду.

Игра «Радуга»

Игра «Радуга» используется в основном в младших группах.

        Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга – дуга, покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.

Игра «Веселые медвежата»

        Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребенку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

        В старших и подготовительных группах можно играть в следующие игры:

Игра «Отгадай цифру» (букву)

        Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и т.д.) вырезаются буквы и цифры. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить, какая буква или цифра у него в руках. После этого ребенок может написать правильно названные буквы карандашом на бумаге.

        Также проводятся игры на развитие внимания и наблюдательности.

Игра «Снеговики», «Матрешки»

        Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики или матрешки друг от друга. Выигрывает тот, кто больше укажет различий.

        С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров», «Почему болит зуб?»

        Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что – то узнать. Ценность таких игр заключается  в активизации эмоционально- мыслительных процессов: единства, слова, действия, мысли и воображения.

Игры – предположения «Что было бы, если бы пошел конфетный дождь?» «Что было бы, если бы не было электричества» «Что бы я сделал, если вдруг потерялась маленькая девочка?» пробудили в детях воображение. Ребята рассказывали о предполагаемых действиях, которые они бы могли совершить. Такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать свое мнение, исходя из своего опыта.

Систематическое проведение словесных дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Приготовь соки», «Как правильно сказать?», «Загадываем и отгадываем загадки», «Узнаем предметы по описанию», «Кто как кричит?», «Назови одним словом» и др. позволяют нам формировать у детей слуховое внимание, упражнять их в правильном произношении звуков и слов, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Словесная игра «Не ошибись»

Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растет на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребенок ответил неправильно – фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и говорит, например, «поле», а пойманный мяч называет пшеницу, овес и другие культуры, растущие в поле.

        Игра «Что сначала, что потом?»

        Ребятам предлагается серия сюжетных картинок (по 3 – 4 картинки в каждой серии, объединенных общим сюжетом. Ребенок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

        Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками мы используем следующие дидактические игры по формированию математических представлений:

- игры с числами и цифрами,

- игры – путешествия во времени,

- игры на ориентировку в пространстве,

- игры с геометрическими фигурами,

- игры на логическое мышление.

        Игра «Составь картинку»

        Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по расчлененному образцу, без образца, по замыслу.

        Игра: «Гномы с мешочками»

        Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением гномов и мешочки. Сообщает детям, что гномы несут свои мешочки в домик, но мешочки разной тяжести: тяжелый, полегче, совсем легкий. Гномы все время меняются мешочками, узнать, какой мешочек у какого гнома можно по полоскам. Самая длинная полоска обозначает самый тяжелый мешочек, средняя полоска – средний по тяжести, короткая – самый легкий мешочек.

        Детям предлагают поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребятам, кто из них несет какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а кто-нибудь из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки. Остальные ребята следят за его действиями, при необходимости исправляют ошибки. Если ребенок правильно выполнил задание, то он получает фишку. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребенка разложить   мешочки в соответствии с новым расположением полосок.

        Данные игры способствуют развитию у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия, умение различать геометрические фигуры, составлять из них изображение. Учат детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

        Таким образом, дидактическая игра является ценным средством развития интеллектуальных способностей детей. В ней дети охотно преодолевают трудности, развивают способности и умения. Она помогает делать материал увлекательным, вызывает у детей радостное настроение, глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития

Одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста является игра как ведущий вид деятельности в дошкольный период. Наибольшим обучающим потенциалом обладает дида...

Презентация "Дидактическая игра как средство интеллектуального развития"

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме....

"Развивающие математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников"

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, бол...

Консультация Дидактическая игра - важное средство интеллектуального развития детей.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей и развивается. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности ребенка, и прежде всего...

Игра как средство интеллектуального развития дошкольника Консультация для воспитателей

Игра как средство интеллектуального развития дошкольникаКонсультация для воспитателей Татьяна Юрьевна Александрова,воспитательБез игры нет, и не может быть полноценного умственного раз...