"Развивающие математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников"
статья
Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zanimatelnye_igry.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развивающие математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников"
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Развивающие игры способствуют развитию:
- Внимания
- Мышления
- Памяти
- Речи
- Логике
Занимательные математические игры:
1. логические игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Листик» и т. д.)
- игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т. д.)
- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)
- развивающие игры («Домино», «Лото» и т. д.)
игры логико – математические (игры Воскобовича)
2. Игры на смекалку:
загадки
задачи – шутки
ребусы
головоломки
вопросы – шутки
3. Дидактические игры, упражнения:
- с наглядным материалом
- словесные.
Волшебные счетные палочки:
- построение простых фигур;
- построение сложных фигур;
- преобразование фигур
(головоломки- добавь/убери палочки).
Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенными, усидчивыми. Также богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать эту игру можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик. Детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам.
Логические блоки Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Танграм.
Развивающая игра-головоломка «Танграм» — занятие интересное и детям, и взрослым. Задача игрока в «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
Методика В. В. Воскобовича.
Развивающие игры В. В. Воскобовича представляют собой особенную, самобытную, творческую и очень добрую методику. В основе игр лежат три основных принципа: познание, интерес, творчество. Ребенок играет не в обыкновенные игры, он попадает в сказку с различными интригами, приключениями, забавными персонажами, которые побуждают его к творчеству и мышлению.
Среди наиболее известных игр Воскобовича выделяют «Геоконт» и «Игровой квадрат». Есть еще «Чудо-головоломки», «Цветочные часы», «Математические корзинки», «Домино», «Ларчик», «Конструктор букв» и много других игр, делающих развитие детей очень интересным и увлекательным.
Игры на смекалку.
Задачи - шутки
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными.
Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола)
Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .
Подвижные игры как средство воспитания дошкольников ....
Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников
Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...
Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умен...
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...
Игра как средство общения дошкольников. Сюжетно-ролевая Игра "Автобус"
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Транспорт» - Автобус Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.За...