Игра как средство интеллектуального развития дошкольника Консультация для воспитателей
консультация

Александрова Т.Ю.

 

Игра как средство

интеллектуального развития дошкольника

Консультация для воспитателей

 

Татьяна Юрьевна Александрова,

воспитатель

Без игры нет, и не может быть

 полноценного умственного развития.

 В.А. Сухомлинский

 

          Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

         В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения и умозаключения, что существенно влияет на интеллектуальное развитие детей. Что такое интеллектуальное развитие ребёнка? Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, воображения, т. е. всех умственных способностей. Установлено, что возможности интеллектуального развития дошкольника очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

            Формированию у ребёнка интеллектуального развития способствуют разнообразие дидактических игр. Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, которая является средством обучения и занимает важное место в реализации ФОП ДО, поскольку обязательный элемент в ней -  познавательное содержание и умственные задачи. В игре ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается, приобретает новые знания, умения, навыки, развивает определённые способности. С помощью игры так же развивается внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е.

те качества, которые необходимы для успешного овладения учебной деятельности

и для дальнейшей жизни.

          На сегодняшний день существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, а так же интеллектуальные способности ребёнка. Большую роль в развитии познавательной активности дошкольника играют интеллектуальные игры, которые помогают ребёнку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе.

          Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, логики, внимания, усидчивости, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Они развивают умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях. Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, учат  правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, дети учатся создавать внутренний план действий.     Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребёнка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.

           Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг.

           Классификация интеллектуальных игр.

           Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).

           По игровому действию:

  • предметные:

     - настольно-печатные,

          - настольно-предметные (шашки, шахматы, домино, лото, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой»),

          - пространственные;

  • словесные:

- загадки,

          - логические задачи (и загадки-истории),

          - игры в слова,

          - ребусы,

          - кроссворды,

          - викторины;

  • компьютерные.

 

        По количеству участников:

        - индивидуальные,

        - парные,

        - командные и массовые викторины («Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «Поле чудес»).

        По игровой цели:

       - соревновательные и интерактивные,

       - пространственные и комбинаторные,

       - логические.

         Интеллектуальные игры в детском саду.

         ● Загадки - развивают воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру. Загадка - это мудрёный вопрос, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта.

 

Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою – 
Я с радостью белым зверям отдаю.
                                             (губы, зубы)

 

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
                                          (нос)

 

 

          ● Кроссворд - направлен на улучшение словарного запаса ребёнка, развитие образного мышления и памяти.

          ● Игра-соревнование - развивает коммуникативные навыки и вырабатывает стремление к победе (викторины).

          ● Словесные задания - дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире. К словесным играм - задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы и другие задачи и игры, основанные на  изменениях и переменах в составе загаданных слов. Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

            ● Математические упражнения - способствуют развитию основных приёмов логического мышления, пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности. К таким играм относятся развивающие игры Никитина, блоки Дьенеша (способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление), «Лего», счётные палочки Кюизенера (ребёнок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач), геометрические конструкторы «Танграм», «Колумбово яйцо», различные лабиринты и др.

  • В наше время возникает новый вид игр - компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, - могут стать важным средством развития основ логического мышления. В детском саду такие игры представлены в виде работы с интерактивной доской, которая позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения. Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения

        В группе обязательно должен быть оформлен «Уголок занимательных игр», где подобран игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития: настольно-печатные игры, головоломки, логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы; оформлена  игротека.

          Дети, с которыми работаю я, все разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. Я стараюсь тщательно продумывать условие и подбирать материал для игр. Мой опыт работы показывает, что индивидуальный подход к ребёнку в игре обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений. Если ребёнок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его, поддержать любую инициативу. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предложить более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых.

       Одновременно необходимо вести работу и с родителями (законными представителями), в ходе которой использовать беседы и консультации, рекомендовать совместные игры, занятия  родителей с детьми, вечера досуга.

 

        Итак, рассмотренные нами интеллектуальные игры преследуют и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе-игровой характер, поэтому она представляется ребёнку не просто забавой, а интересным и необычным занятием. Игра вызывает интерес у детей необычностью и занимательностью, требует умственного и волевого напряжения. Знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными – это мёртвый груз. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество. Насколько у ребёнка будут развиты интеллектуальные способности и самостоятельность во всех его поступках, зависит и успешность во всей его дальнейшей жизни.

 

Живописцу - требуется холст, 
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_t.yu_._igra_-_intellektualnoe_razvitie.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство

интеллектуального развития дошкольника

Консультация для воспитателей

Татьяна Юрьевна Александрова,

воспитатель

Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

В.А. Сухомлинский

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения и умозаключения, что существенно влияет на интеллектуальное развитие детей. Что такое интеллектуальное развитие ребёнка? Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, воображения, т. е. всех умственных способностей. Установлено, что возможности интеллектуального развития дошкольника очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

Формированию у ребёнка интеллектуального развития способствуют разнообразие дидактических игр. Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, которая является средством обучения и занимает важное место в реализации ФОП ДО, поскольку обязательный элемент в ней - познавательное содержание и умственные задачи. В игре ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается, приобретает новые знания, умения, навыки, развивает определённые способности. С помощью игры так же развивается внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е.

те качества, которые необходимы для успешного овладения учебной деятельности

и для дальнейшей жизни.

На сегодняшний день существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, а так же интеллектуальные способности ребёнка. Большую роль в развитии познавательной активности дошкольника играют интеллектуальные игры, которые помогают ребёнку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе.

Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, логики, внимания, усидчивости, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Они развивают умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях. Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, дети учатся создавать внутренний план действий. Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребёнка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг.

Классификация интеллектуальных игр.

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).

По игровому действию:

  • предметные:

- настольно-печатные,

- настольно-предметные (шашки, шахматы, домино, лото, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой»),

- пространственные;

  • словесные:

- загадки,

- логические задачи (и загадки-истории),

- игры в слова,

- ребусы,

- кроссворды,

- викторины;

  • компьютерные.

По количеству участников:

- индивидуальные,

- парные,

- командные и массовые викторины («Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «Поле чудес»).

По игровой цели:

- соревновательные и интерактивные,

- пространственные и комбинаторные,

- логические.

Интеллектуальные игры в детском саду.

● Загадки - развивают воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру. Загадка - это мудрёный вопрос, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта.

Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
(губы, зубы)

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(нос)

● Кроссворд - направлен на улучшение словарного запаса ребёнка, развитие образного мышления и памяти.

● Игра-соревнование - развивает коммуникативные навыки и вырабатывает стремление к победе (викторины).

● Словесные задания - дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире. К словесным играм - задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы и другие задачи и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

● Математические упражнения - способствуют развитию основных приёмов логического мышления, пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности. К таким играм относятся развивающие игры Никитина, блоки Дьенеша (способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление), «Лего», счётные палочки Кюизенера (ребёнок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач), геометрические конструкторы «Танграм», «Колумбово яйцо», различные лабиринты и др.

  • В наше время возникает новый вид игр - компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, - могут стать важным средством развития основ логического мышления. В детском саду такие игры представлены в виде работы с интерактивной доской, которая позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения. Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения

В группе обязательно должен быть оформлен «Уголок занимательных игр», где подобран игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития: настольно-печатные игры, головоломки, логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы; оформлена игротека.

Дети, с которыми работаю я, все разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. Я стараюсь тщательно продумывать условие и подбирать материал для игр. Мой опыт работы показывает, что индивидуальный подход к ребёнку в игре обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений. Если ребёнок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его, поддержать любую инициативу. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предложить более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых.

Одновременно необходимо вести работу и с родителями (законными представителями), в ходе которой использовать беседы и консультации, рекомендовать совместные игры, занятия родителей с детьми, вечера досуга.

Итак, рассмотренные нами интеллектуальные игры преследуют и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе-игровой характер, поэтому она представляется ребёнку не просто забавой, а интересным и необычным занятием. Игра вызывает интерес у детей необычностью и занимательностью, требует умственного и волевого напряжения. Знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными – это мёртвый груз. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество. Насколько у ребёнка будут развиты интеллектуальные способности и самостоятельность во всех его поступках, зависит и успешность во всей его дальнейшей жизни.

Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физическое развитие дошкольников-консультация для воспитателей

консультация для воспитателей: "Физическое развитие дошкольников"...

«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.

При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников - Консультация для воспитателей

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, ...

Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.

В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....

Роль игры в речевом развитии дошкольников (Консультация для воспитателей)

Игра является основным и очень действенным инструментом в развитии речи дошкольников....

«Подвижные игры на прогулке с дошкольниками «Консультация для воспитателей

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире» это слова   известного педагога В.А. Сухо...