Использование интернет ресурсов и мультимедийных пособий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Смирнова Анна Андреевна

Данная статья раскрывает особенности использования интернет ресурсов и мультимедийных пособий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_internet_resursov_i_multimediynyh_posobiy.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                 Учитель-дефектолог ГБДОУ № 27 «Надежда»

   Смирнова Анна Андреевна

Не возможно себе представить современное общество без использования информационно-коммуникативных технологий. Человечество подошло к тому этапу развитию, где владение компьютером является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Дети не исключение. Ведь почти в каждом образовательном учреждении, каждой семье есть компьютер. Все мы прекрасно понимаем, как большинству детей нелегко дается овладение теми или иными знаниями. Каждый родитель стремится заинтересовать своё чадо обучением, сделать так, что бы его ребенок не отставал от технического процесса. Компьютер является мощным средством как обучения, так и самообучения дошкольника. Мне хочется рассказать про то, какую значительную роль в работе учителя-дефектолога с детьми с особыми потребностями играет компьютер.

Работая с детьми с нарушениями слуха, я столкнулась с чем, что им тяжело даются такие понятия, как глаголы, предлоги, согласование слов в предложении. Также не малые трудности возникают у детей с нарушенным слухом при овладении окружающих звуков.

Начав использовать в своей педагогической практике мультимедийные пособия, я увидела значительный прогресс в обучении детей с нарушением слуха. Благодаря компьютеру любое занятие «окрашивается» новыми красками: трансформируемые тексты, звуки окружающего мира, видео. Всё это становится доступно для каждого ребенка. А педагогу позволяет наиболее полно проиллюстрировать материал, подобранный для занятия, как индивидуального, так и группового. В связи с этим повышается эффективность занятий.

Уровень речевого и психического развития детей с нарушенным слухом не всегда позволяем им понять прочитанное. Грамотное использование мультимедийных пособий в процессе изучения рассказа, сказки  помогает решать задачи каждого этапа работы с  текстом.

Так как эти пособия в себя включают не только видимые изображения, но и многофункциональные видеоролики, то это позволяет детям понять суть глаголов. Ведь они видят не статичную картинку, а демонстрацию действий. Что ведет к закреплению в активном словаре глаголов. Детям открываются ранее не доступные понятия, так как не все дети видели в живую, например, как скачет лошадь, как ест траву корова и т.д.

Развитие остаточного слуха является одной из ведущих целей дошкольной сурдопедагогики. В связи с этим, в мультимедийные пособия можно включить и окружающие нас звуки, порой естественные для нас, но так тяжело дающиеся для понимания ребенку с нарушенным слухом, это открывает ему дверь в мир звуков, как  ранее изученных при помощи аудиозаписей, так и новые качественные звучания в компьютерной обработке. Следует отметить, что в работе с компьютером можно изменять не только громкость звучания, но и задействовать те частоты, которые хорошо воспринимаются детьми. Это очень важно, ведь в группе обучаются дети с разной степенью потери слуха.  

Остановимся на примере многофункциональной презентации по теме «Домашние животные». Это пособие можно использовать на занятиях по нескольким разделам  коррекционной образовательной программы: развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитии слухового восприятия, ознакомлении с окружающим.

        Один из разделов этого пособия позволяет не только услышать естественные звуки животных, но и научиться их различать и опознавать. Также включенный в нее наглядный материал с текстом ускоряет процесс закрепления понятий по данной теме.

        Пособие построено с учетом усложнения восприятия неречевых звучаний.

        На первом этапе дети знакомятся с голосами животных, также закрепляя названия животных. Сначала на экране (при использовании мультимедийного проектора) или на интерактивной доске появляется  картинка с изображением животного и вопрос «Кто это?».  Дети выдвигают варианты ответа, педагог выслушивает, потом совместно с детьми  проверяют правильность ответа. Прослушивается голос животного.

На втором этапе перед детьми появляются три фотографии с изображением домашних животных. Звучит голос одного из них. Ребенку необходимо различить, чей голос сейчас звучал. Значительным плюсом я считаю то, что дети могут наглядно увидеть правильность своего ответа с помощью символов, обозначающих верный или неверный ответ.

             На третьем этапе (опознавание) детям сначала предлагается прослушать голос животного. После ответов детей на экране или сенсорной области  появляется правильный вариант – изображение животного, сопровождаемое подписью.

        При работе с данным пособием можно варьировать видами деятельности детей, например:

  1. Дети коллективно называют ответ, педагог фиксирует ответ нажатием соответствующей кнопки с ответом.
  2. Дети последовательно отвечают, чей голос сейчас услышали, результат также фиксирует педагог.
  3. Дети разделяются на команды, каждая команда по очереди прослушивает голос животного, отвечает что услышали. Далее другая команда проделывает то же самое. Положительные ответы фиксирует педагог. Выигрывает та команда, которая дала больше правильных ответов.

Данное мультимедийное пособие также апробировано на детях дошкольного возраста с нормой слуха. В процессе работы с ним у детей повысился интерес к изучению домашних животных, они познакомились со звуками, ранее не слышанными в своей жизни (блеянием козы, овцы).

Использование данной игры, с применением компьютерных технологий, как показала практика, увеличивает качество умения различать неречевые звучания, соотносить слуховой образ с объектом. Дети наглядно убеждаются в правильности своего ответа. В случае неверного ответа у ребенка есть возможность еще раз ответить.

Так как у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Использование новых, непривычных приемов объяснения материала способствует улучшению качества запоминания, повышения уровня познавательных возможностей, более длительного удержания внимания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкально-спортивная композиция  "Карусель"....

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ваше Величество, Игра, Скорей на помощь малышу!- Уже пора?- Давно пора.- Тогда спешу, спешу, спешу…...

Проект по использованию метода Су Джок терапии в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Метод Су Джок терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих боле...

Учебно-методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста "Кремль"

это пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста по программе воспитания для изучения достопримечательностей своей страны...