Учебно-методические материалы по теме " Игра на ДМИ"
план-конспект
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах.
Количество часов: 1
Цель: Формирование представлений о методике обучения детей дошкольного возраста игре на ДМИ.
Теоретический блок.
Основные педагогические цели при обучении игре на ДМИ
- формирование у детей потребности в элементарном музицировании
- создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования.
- развитие навыков самостоятельного инструментального музицирования
- раскрытие индивидуальных возможностей во время игры на ДМИ.
- развитие умений исполнительства в ансамбле.
- развитие музыкальных и творческих способностей ребенка.
Ознакомьтесь с общей классификация музыкальных инструментов:
https://drive.google.com/file/d/1mmt7tRAcPQhnJ0H4rQeMWNOcwhmu7k4T/view?usp=sharing
Классификация детских музыкальных инструментов (ДМИ):
В детском саду должны быть:
-Беззвучные игрушки. Для знакомства с внешним видом и воспроизведения имитационных действий.
Могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.
- Издающие звук неопределенной высоты.(шумовые)
Барабаны, бубны, трещотки, погремушки, музыкальные молоточки, ложки , бубенцы.
- Издающие звук только одной высоты. Свистульки, колокольчики, гуделки, свистки.
- Игрушки с фиксированной мелодией. Муз. игрушки, муз. шкатулки.
- Звуковысотные инструменты. С диатоническим и хроматическим звукорядом . Металлофон, детское пианино, аккордеон и др. перкуссия
Обучение проходит на музыкальных занятиях и в свободное время в режимном процессе. Форма работы, как правило, подгрупповая или индивидуальная.
Дети должны знать.
- 1.Название инструмента. (сложные названия объясняются)
- 2.Правила пользования и хранения инструментов.
- 3.Тембр инструмента
- 4.Приемы игры на инструменте
-5. Расположение высоких и низких звуков на некоторых инструментах. (металлофон, пианино, ксилофон.)
-6. Уметь играть использую цветовую и цифровую цветовые системы.
-7. Играть индивидуально и в ансамбле
-8. Подбирать по слуху простейшие песенки.
Во время обучения игре на ДМИ используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, муз. Е.Тиличеевой. Дети играют маленькие попевки.
Технические приемы игры на ДМИ .
Воспитателю следует поправлять ребенка, использовать прием тактильной наглядности, когда воспитатель играет рукой ребенка. Также воспитатель должен уметь пользоваться ДМИ, чтобы уметь правильно показать приемы звукоизвлечения. (показ)
Используются словесные методы – объяснение, уточнение.
Практические методы - упражнения
Металлофон.
Находится на специальной подставке, либо стоит на столе. На коленях у ребенка. Не следует зажимать музыкальный молоточек, ударять сверху, как бы пружиня. Можно выполнять глиссандо.
Освоив простые попевки, дети играют мелодии посложнее.
Упражнение: « прогулка», «вальс петушков».
Металлофон, как звуковысотный инструмент используется со средней группы. До этого его можно использовать в шумовом оркестре (глиссандо)
Помогает цветовая или цифровая система обучения, а также подбор мелодии по слуху.
Бубен (тамбурин)
Бывает: с мембраной, без мембраны.
- ударять пальцами, ударять по корпусу пальцами,
- звенеть, подняв над головой и т.д.
- чередовать удары кулаком и ладонью
В танце используется удар по плечу. В итальянском танце «Тарантелла» бубен украшают ленточками.
Треугольник.
- держим за веревочку, играем палочкой
- ударяем снаружи,
-внутри треугольника по стенкам.
Барабан
На бечевке, на уровне пояса ребенка играют палочками, держа их как палочки от металлофона. Одновременно и поочередно.
Колокольчики
-Зажимают в кулачке, чтобы замолчали.
-Потряхивают за ручку, если есть, или за веревочку, если колокольчики на ножке, то можно палочкой.
Ложки
1 мл. гр.
- Рассматриваем ложки, манипулируем с ними, фонарики.
- Постукиваем черешком по поверхности стола, пола.
Выделяем простейший ритмический рисунок. (птички клюют, дождик) отстукиваем метроритм под любую потешку.
- Дети поют короткие народные попевки или из «Музыкального букваря» Ветлугиной и помогают себе ложками.
- Можно давать стучать двумя ложками взятые в одну руку по ладони другой руки, если они сделаны специально для малышей. С одной ручкой.
2 мл. гр.
- Подготовка аппарата рук к игре хлопки под прибаутку « Петушок»
- Ложки в 2 руках прямые удары черпачком (щечками)
- Дети прямыми ударами выделяют ритмический рисунок своего имени одновременно пропевая имя.
- Черпачок кладется на на ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке.
- Две ложки спрятаны в ладонь, ударяем черпачками друг об друга.
(копытца)
Ср. гр.
- Дети различают длинные и короткие звуки.
- Дети играют парами. Сидя, в ложки соседа, руки в стороны.
В танце, правыми и левыми руками поочередно, выстукивают ритм двумя ложками друг другу, ладушки.
- Прямые, скользящие удары ложками. Тарелочки.
- Ложки поварешки в кулачках, ударяем попеременно щечками и ручками.
- Черпачок кладется на на ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке, при этом два пальца, держащие ложку в кулачке, то открывают, то закрывают « норку»
«Вот какой паровоз, новенький блестящий».
Ст. гр.
- Обучение детей игре в ансамбле, держа две ложки в одной руке,
Мячики, - Удары по ладони по колену,
Трещотки - плечики и др.
- Упр. мышка. Взять черпачек и открывать и закрывать пальцами черпак. Черпачок кладется на на ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке, при этом два пальца, держащие ложку в кулачке, то открывают, то закрывают « норку»
- Одну ложку прижать к колену, другой стучать по нему выстукивая ритм.
Подг. гр.
- Использовать все способы игры на ложках в разнообразных формах работы.
Оркестр ложкарей, Смешанный оркестр, Танец с ложками, В музыкальных играх (дидактических, подвижных). В инсценировках и спектаклях .
- Использовать дополнительные варианты использования ложек.
Например:
Ложки – веер ( 3-5 ложек соединены между собой, по ним провести ведущей ложкой )
Ложки с бубенцами. - Ложки используются в оркестре в прямом назначении (постукивание) и как бубенцы (потряхивание)
Игра на трех ложках – для способных детей .
Оркестры
Оркестр – круглая площадка на которой располагался хор.
Бывает духовой, симфонический, камерный, народных инструментов, Джазовый, эстрадно – симфонический, военный и др.
В детском саду
Шумовой, смешанный, оркестр ложкарей. Также можно назвать по цели использования, например военный к празднику 23 февраля, шуточный и т. п.
Для игры в оркестре следует заранее разучить с детьми партитуру данного инструмента во время индивидуальной и подгрупповой работы.
В оркестре важна правильная расстановка. Одинаковые инструменты должны располагаться рядом, впереди располагаются исполнители, которые играют на ДМИ сидя. Так, например, в смешанном детском оркестре впереди дети играют на аккордеонах, сзади стоят дети с ложками, справа подгруппа детей с бубнами, а слева с колокольчиками.
Кононова Наталья Григорьевна – классическая методика обучения игре на ДМИ. Тщательная подборка упражнений, описание методики проведения к занятий для каждой возрастной группы детского сада.
Система Шульверк, Карла Орфа – « Элементарное музициование»
Объединяет музыку-слово-движение. Предполагает использование перкуссии, звучащих жестов и разнообразных музыкальных инструментов, в том числе самодельных. (В детском саду воспитатель с детьми самостоятельно изготавливают ударные инструменты из баночек, коробочек, оформленные и наполняемые различными видами круп. Используются ключи, крышки от кастрюль, доски и др. – шуточные оркестры. Бумажные оркестры, коробка из под обуви, стекло, хрусталь, бутылки с водой и др).
Перкуссией в музыке называют любые ударные инструменты и игру на них (выстукивание звука).
Продолжают идеи К.Орфа
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Е.Забурдяева, Н.Перунова
Используется фольклорный репертуар, собранный со всего мира. Речевой материал соединяется с ритмическим выстукиванием и движением.
Литература для изучения
- Д. Рытов. «Русская ложка»Изд. «Композитор» - СПб-2011.
- Н.Г. Кононова. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» .-Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990
- Е. Забурдяева, Н.Перунова. «Посвящение Карлу Орфу». Выпуск 1,2,3 НЕВСКАЯ НОТА – 2008
- Т. Э. Тютюнникова. « ДОНОТКИНО» Часть 1. « Заводные макароны»,
Часть 2 « Квадратный апельсин» - Педагогическое общество России. Москва-2005
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998
- Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: Тематическое планирование.Тема:"День защитника Отечества"
Планирование работы по теме:" День защитника Отечества" во всех возрастных группах....
Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.
Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...
Учебно-методический материал. Презентация на тему "Хлеб-всему голова"
В работе представлен учебно-методический материал по проведению совместной деятельности с детьми в детском саду по теме "Хлеб"....
Учебно-методическое пособие по ФЭМП. Элекронная игра" Задачки от Смешариков"
Электронная игра...
Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина.
Аннотация к учебно-методическому материалу: Сюжетно-дидактической игре викторине «Нам на улице не страшно».Образовательная область:познавательное развитие детей.Автор-составитель: Куликова Татьяна Сер...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...