Онлайн-ресурсы, игровые форматы для дошкольников с учетом концепции здоровьесберегающего дистанционного формата (12.10.21)
консультация

Пантелеева Евгения Григорьевна

Консуьтация для педагогов  ДОУ на проблемном семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемный семинар

17.03.2021

Добрый день, Уважаемые коллеги. Тема нашего сегодняшнего семинара «Онлайн-ресурсы, игровые форматы для дошкольников с учетом концепции здоровьесберегающего дистанционного формата»

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения компьютер позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.

В начале XXI века с распространением Интернета в большом количестве стали появляться разнообразные проекты, платформы и системы, затрагивающие различные сферы человеческой деятельности. В том числе стали появляться различные образовательные онлайн-ресурсы, то есть медиапроекты, сферой деятельности которых является образование, а средой существования — электронные устройства с подключением к сети Интернет.

Так что же такое «онлайн-ресурсы»?

В отличие от понятия «электронное обучение», говоря об образовательных онлайн-ресурсах, подразумевают широкий спектр медиа-проектов, направленных на расширение кругозора, повышение уровня грамотности, освоение прикладных навыков и умений в различных сферах человеческой деятельности. Сочетание слов «образовательный ресурс» (от французского слова ressourse — вспомогательное средство) означает различные вспомогательные источники учебно-воспитательной информации. Во втором случае речь идет о процессе приема и передачи знаний. Электронное обучение (англ. e-learning) – это разновидность обучения с применением электронных средств связи, которые могут применяться в том числе и для взаимодействия педагога и ученика в аудитории, а не исключительно на расстоянии. На сегодняшний день существует большое разнообразие технологических средств и компьютерных программ, позволяющих осуществлять электронное и онлайн-обучение. Глубокое взаимопроникновение этих технологий делает их классификацию непростой задачей. Организация Объединенных наций по вопросам образования науки и культуры UNESCO предлагает следующую классификацию открытых образовательных ресурсов по методическому назначению:

  • Обучающие – сообщают знания и формируют навыки;
  • Тренажеры – служат для отработки навыков, закрепления пройденных знаний;
  • Контролирующие – отвечают за проверку усвоенных знаний и навыков;
  • Информационно-поисковые и информационно-справочные – выдают сведения по запросу;
  • Демонстрационные ˗ служат для визуального отображения информации, явлений и процессов для достижения наибольшей наглядности;
  • Имитационные и моделирующие ˗ моделируют реальность для изучения ее аспектов;
  • Лабораторные ˗ ресурсы для дистанционных экспериментов;
  • Расчетные ˗ служат для автоматизации вычислений;
  • Учебно-игровые ˗ программы для обучения в игровой форме;
  • Игровые ˗ организация досуга для развития реакции, логического мышления, памяти и других способностей.

Существуют и другие классификации образовательных онлайн -ресурсов. Так, по характеру монетизации выделяют платные и бесплатные обучающие ресурсы (платные ˗ продают образовательный продукт или систему, бесплатные существуют за счет рекламы, продажи сертификатов и специализаций.

По характеру серверной архитектуры выделяют облачные образовательные ресурсы и системы, устанавливаемые на локальный сервер.

Кроме того, распространено разделение ресурсов по тематическому признаку. Самыми популярными в мире являются ресурсы для обучения иностранным языкам и программированию, а также ресурсы для подготовки к специальным экзаменам (как правило тоже языковым) и обучающие программы для детей дошкольного возраста. Таким образом, существует несколько различных классификаций образовательных онлайн-ресурсов. Применение той или иной классификации зависит от специфики исследования.

Значение компьютерных игр для дошкольников

Использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств:

  • появляется интерес к новой технике, пропадает страх перед ней, свойственный в особенности взросли;
  • формируется психологическая готовность к овладению компьютерной грамотностью;
  • позволяют моделировать совершенно новые ситуации, даже в области будущего, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром;
  • развиваются внимание и быстрота действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  • появляется уверенность в своих силах и возможностях, самостоятельность при решении различных задач;
  • ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий.

Но есть немало негативных моментов при использовании компьютерных игр:

  • ребенок перестает общаться с друзьями, заниматься спортом и другими полезными для него видами деятельности;
  • развлекательный характер резко снижает интеллектуальную активность детей в игре;
  • переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Игры важно подбирать с учетом возраста ребенка, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия. Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию. В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути. Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. Это игры на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков.

Большое значение для развития детей имеют и конструкторские игры, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти игры развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, которое является основным у дошкольников. Кроме общеразвивающих игр, о которых мы с вами сейчас говорили, существуют и специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.

Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект

Необходимо помнить, что согласно СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю)7.

____________________________
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

2.4.10. При установке в помещениях телевизионной аппаратуры расстояние от ближайшего места просмотра до экрана должно быть не менее 2 метров.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.

Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут,

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день.

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. После каждого занятия проветривание помещения.

Онлайн-доска Padlet для учителя: что и как?

padlet_hi_res

У каждого из нас в кабинетах есть доски: меловые или маркерные, но точно есть. На них мы объясняем, на них ученики пробуют свои силы; здесь учитель может исправить ошибку так, чтобы все это увидели и впредь взяли на заметку. Но скольких за урок мы можем вызвать к доске? Если речь идет о задачах, то явно не больше 3 человек. Причем, признаюсь, что не отношу себя к большим любителям вызывать к доске: мне не нравится, что всегда находятся личности, которые просто переписывают записи оттуда, абсолютно в них не вдумываясь.

Онлайн-доска — это сервис, который дает возможность каждому ученику вывесить свою работу на доску, а учителю — прокомментировать и оценить каждого, не потратив на это много времени и не собирая тяжелых тетрадей. 

Как это сделать?

1. Регистрируемся на ресурсе (можно использовать google-аккаунт, facebook, электронную почту)

Снимок экрана 2017-09-25 в 13.32.14

2. Добавляем новую доску (тут доски называются «падлетами»)

Снимок экрана 2017-09-25 в 13.34.48

3. Выбираем тип (я пока что использовала стандартный «Wall» (стена), но никто не запрещает пробовать разные)

Снимок экрана 2017-09-25 в 13.35.47

4. Вводим название доски, описание; выбираем обои (можно добавить свои, хоть фото класса поставьте), соглашаемся со всеми подходящими настройками и…. стена готова 🙂

Снимок экрана 2017-09-25 в 13.36.58

5. Копируем ссылку на онлайн-доску и делимся ей со своими учениками, коллегами, да с кем хотите 🙂 Обладатель ссылки сможет записать туда пост, добавить фотографии или видео, не регистрируясь! Это мне нравится больше всего)) Только напомните ученикам, чтобы подписывали свои работы: анонимного автора вычислить непросто)

Кнопка для добавления поста — это плюсик в правом нижнем углу.

Снимок экрана 2017-09-25 в 13.53.35

У меня получилась вот такая онлайн-доска , и было бы очень здорово, чтобы Вы оставили там свой след в виде поста! Это убедит Вас в простоте добавления постов, а меня убедит в том, что то, что я пишу в этом блоге, читаю не только я одна! :)))) (меня часто посещают такие подозрения)))

«Хозяин» доски может удалять посты и редактировать их, так что учителю может быть удобно исправлять ошибки и ставить (если необходимо) отметки.

Теперь о возможных проблемах. Определенная трудность для учителя состоит в том, что для задания на онлайн-доске нужно придумать что-то творческое, персонализированное, такое, что у каждого ребенка должно получиться свое. Ведь они видят работы друг друга на онлайн-доске, и смысла постить на нее решение одних и тех же примеров, наверное, нет. Однако преодоление этой трудности станет шагом вперед к индивидуализации образовательного процесса, к чему мы, собственно, и идем 🙂

В качестве примера использования онлайн-доски педагогом даю ссылку на доску, где они должны были найти цену деления какого-либо прибора из интернета. В качестве домашнего задания вышло очень неплохо!

Вывод: Не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры. 

Использованные интернет-ресурсы:

  1. Жукова, Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е. А. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43431/ (дата обращения: 15.03.2021).
  2. https://evrophiz.wordpress.com/2017/09/25/%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0-padlet-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация образовательной работы с детьми и родителями в дистанционном формате»

В консультации Вы найдете вариант планирования работы  с воспитаниками и их родителями в дистанционном формате....

Методическая разработка мастер-класса по аппликации "В небе ходит солнышко" для совместной деятельности родителей и детей младшей группы в дистанционном формате

Данная методическая разработка мастер-класса по аппликации  "В небе ходит солнышко" подходит для педагогов ,родителей в период дистанционной совместной образовательной деятельности дете...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....

Родительское собрание (в дистанционном формате) Тема: «Знакомство родителей с современными игровыми технологиями, используемыми в ДОУ»

Цели: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Практика организации игровой деятельности старших дошкольников с учетом гендерного подхода.

Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я - девочка, я – мальчик, и так бу...

Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате

Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...