Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Перминова Наталья Викторовна

Д/и по развитию по развитию временных представлений у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч.

Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

- Мы завтракаем утром, а обедаем ……(дети называют пропущенное слово)

- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …

- Днём ты обедаешь, а ужинаешь…

Игра «Когда это бывает»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

Игра «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Игра «Что за чем?»

Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь

из детей мяч, задаёт вопрос:

- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю.

т.д.

Игра «Когда это бывает»

Цель игры: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь

из детей мяч, задаёт вопрос:

- Что дети делают ночью дома?

- Что делают днём?

- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.

Игра «Назови все части суток»

Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них  на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Мы завтракаем ………, ужинаем ………., а обедаем………

- Сегодня у нас было рисование, а вчера………

- сегодня у нас математика, а завтра……….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

Игра «Что наступило»

Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.

Игра « Разложи по порядку»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами  

берут другие картинки.

Игра «Что мы делаем?»

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.

Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес…(завтра); новогодний праздник был….(вчера); и т.д.

Игра «Дни недели по порядку».

Цель: Закреплять название дней недели.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры:  Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И  т.д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и

выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), по- разному расположенными. Правила игры те же.

Игра «Отгадай-ка»

Цель: Закрепить название дней недели.

Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.

- Сколько раз в неделю готовила лисичка?

- Назови эти дни?

Игру можно проводить и на других сказках.

Игра «Назови скорей»

Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.

Игра «Неделька, стройся»

Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т.е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.

Игра «Продолжай!».

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня».

«Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.

Игра «Наоборот».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро —  медленно, рано — поздно и т. п.

Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

Игра «Назови соседей».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь .

Ход игры: Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.) И т. д.

Игра «Времена года». Игра с мячом.

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.

- Какие времена года вы знаете?

- Какой вы представляете зиму?

- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?

- Как приспосабливаются животные к зиме?

- Какое время года наступит после зимы?

- Какие признаки весны вы знаете?

- Какое время года наступит после весны?

- Какие пословицы вы знаете о лете?

Игра «Какое слово подходит?»

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы − (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) − октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Дети отвечают: «Февраль».

Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).

Время года …(март, апрель, вечер, зима).

Части суток… (лето, май, апрель, ночь).

Беседа с детьми.

Можно, задавая вопрос, бросать ребёнку мяч.

- Отгадайте загадку: Пришёл на день,  

                                   А ушёл через год. (Новый год)

- Какой последний месяц в году?

- Какой праздник в этом месяце отмечают?

- Когда приходит Новый год?

- Что будет после 1 января?

- Что будет, когда закончится январь?

- А потом?

- Сколько всего месяцев в году?

- Назовите все месяцы по порядку.

Игра «Круглый год».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Какой месяц идёт после октября?

- В каком месяце день твоего рождения?

 

Игра «Двенадцать месяцев».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут?

Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их последовательности,

Ход игры: Педагог говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети исправляют.

Примерные фразы:

- Вчера мы будем рисовать сказку.

- Завтра ходили кататься с горки.

- В будущем году мы ездили отдыхать на юг.

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о

признаках времён года.

Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра «Четвертый лишний»

Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и  почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

Ход игры: По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников

Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников...

Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников.

Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников....

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Цель дидактических игр помочь детям научиться самостоятельно ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимост...

Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников

Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Она имеет большое образовательное и развивающее значение, мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память и д...

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников.

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников....