Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников
статья (старшая группа)

Попова Олеся Владимировна

Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо  научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и длительность своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и вповседневнойжизни.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений и событий.

Временные отношения – порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность.

Особенностями времени являются:

  1. текучесть;
  2. его необратимость;
  3. отсутствие наглядных форм

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым  и попутным компонентом.  Проблеме изучения восприятия времени дошкольниками посвящено довольно ограниченное число работ. Ограниченность подобных работ имеет свои объективные причины, важнейшими из которых являются трудности методического плана. Отсюда возникает необходимость в использовании системы дидактических игр, которые позволили бы развить у детей  чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Необходимо формировать восприятие времени у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

На восприятие времени существенно влияют различные факторы:вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по-разному: если оно было богато по содержанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщено интересными делами, то оно кажется коротким.

Отношение к текущему (настоящему) времени несколько иное: чем меньше событий, тем более длительным оно представляется; чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает.

Будущее время переживается так: ожидание желаемого события удлиняет время, а нежелаемого — его сокращает. Дети, например, с нетерпением ждут и не могут дождаться утренника, праздника, дня рождения или другого привлекательного события.

Трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ребенок считает, что время подчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, изменять его ход, манипулировать им. Ему очень трудно ориентироваться в давно, прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определенной последовательности и очередности в прошлом времени.

Живя во времени, реагируя на него, ребенок вначале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обозначения. Постепенно из общей картины мира дети начинают выделять различные параметры времени. Происходит это уже в раннем детстве. У ребенка настоящее господствует над прошлым и будущим.Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее — и будущее. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времен. В дошкольном возрасте роль настоящего уменьшается, реальное значение приобретает прошедшее и будущее, но по отношению к близким, конкретным явлениям.

Временные категории некоторые дети долго путают: «рано» и «поздно», «теперь — сейчас — потом», «сутки» и «день», целые сутки и их части, «вчера» и «завтра», «год» и «сезон», «год» и «месяц», «секунда» и «минута», «минута» и «час». Нет у многих из них четкого различения рассвета и сумерек как переходных периодов от ночной тьмы к дневному свету и наоборот. «Полдень» и «полночь» они понимают в буквальном смысле, заключенном в составе слов, а не как моменты равного деления дня и ночи. Трудно им определить, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, не могут сказать число и название текущего месяца, назвать время года и перечислить относящиеся к нему месяцы

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.  Поэтому, в дошкольном возрасте целесообразно осуществлять развитие «чувства времени» у ребенка в единстве с ознакомлением его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий, явлений, процессов. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями  за явлениями и событиями окружающей жизни. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.

Задача:

Сформировать умение полно и расчленено воспринимать временные отношения;

Способствовать развитию у детей чувства времени,

Развивать умение  определять и объяснять последовательность временных отрезков: время года, части суток, дни недели, длительность временных отрезков.

В педагогической деятельности очень важно опираться на особенности восприятия времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка. Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день — ночь, утро — вечер, секунда — минута, быстро — медленно, осень — весна, лето — зима и др.,

Возможность определения времени ребенком связана в значительной мере со знанием чисел. Поэтому количественные и временные представления целесообразно развивать в единстве и взаимосвязи друг с другом.

В процессе работы использовала самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т. п.

Во время утренней встречи обращала внимание ребенка на солнце, которое уже взошло и все кругом осветило, на взрослых, которые торопятся на работу, на детей, идущих в детский сад. Вечером дети могут наблюдать другую картину: солнце заходит, на улице становится темно, взрослые возвращаются с работы, а дети — из детского сада. В домах зажигается свет. Таковы характерные признаки наступившего вечера.

Беседы проводила на занятиях и в свободной деятельности.

Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его назывании.

В разное время суток дети заняты многими видами деятельности. Они разделяются напостоянные и вариативные.

Постоянные виды деятельности осуществляются в строго определенное время (утром дети приходят в детский сад, днем — обедают, музыкальное занятие бывает в среду и т.д.). Вариативные виды деятельности не имеют четкой локализации во времени (игра, раздевание, прогулка и т. п.).

Короткие беседы способствуют развитию у детей различных временных представлений:

В разговор следует вовлечь как можно больше участников, стимулируя их активность вопросами: «Каково твое мнение?», «Что ты об этом думаешь?», «Все согласны с тем, что было сказано?»

Необходимо оказывать детям помощь в подборе нужного слова или выражения, оформлении собственной мысли в речи, самостоятельной постановке вопроса и т. д.

В процессе бесед и дискуссий может возникнуть потребность в наблюдениях, чтении художественных произведений и других средствах и формах работы по развитию представлений о времени у детей.

Дидактическая игра

Рассматривание тематических картинок. Картинки специально подбирала для ознакомления детей со временем. На них изображаются природные явления, действия детей и взрослых, характерные для того или иного отрезка времени. С большим интересом дети воспринимают картинки со сказочными персонажами и содержанием, сюжет которых разворачивается в строго определенных временных рамках: утром, днем, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью.

В отличие от реального времени с картинками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, сравнивать, группировать и т. д.

  • Выбор картинки по требования педагога: «Покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь)». «Выбери картинки (из нескольких), на которых нарисовано то, что бывает утром (днем, вечером, ночью)». Ребенку предлагается сделать выбор из 6—8 картинок.
  • Раскладывание картинок по порядку: «Что бывает раньше, а что — потом?» (1—2 картинки вначале может выложить педагог, а ребенок — остальные).

В процессе рассматривания картинок целесообразно задавать вопросы:

• Что нарисовано на картинке?

• Когда что бывает? (При затруднении возможен направляющий вопрос:«Это бывает днем или вечером?»)

•  Почему ты так думаешь? Как вы узнали, что это — ночь (день, утро, вечер)?

• Что вы делаете днем (утром, вечером, ночью)? Каким одним словом можно назвать утро, день, вечер, ночь?

•  Какое сейчас время суток?

•  Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Предлагая картинку для рассматривания ребенку, педагог направляет его внимание на основные признаки данного отрезка времени.

Аналогично использовала рисунки с изображением сезонов. Обычно это — пейзажи, на которых изображены различные сезонные явления природы, детские развлечения в разное время года, труд взрослых, праздники.

Дети, рассматривая картинки, устанавливают, какое время года изобразил художник, выбирают среди нескольких те, которые относятся к данному сезону, объясняют, что на них изображено, находят «соседей» к данной картинке, «дополняют» картинки до года, вставляют пропущенную картинку, находят, что «перепутал» художник, когда рисовал времена года, подбирают к картинке-пейзажу предметные картинки (что в это время может понадобиться) и т.д.

Еще одно применение картинок — проведение с их помощью разнообразных дидактических игр. При рассматривании картинок педагог может использовать и такие приемы, как:

•  намеренная ошибка воспитателя в высказывании об изображенном;

• побуждение ребенка к доказательству и мотивации своего ответа;

• сравнение картинок и того, что на них изображено, между собой;

• группировка и классификация картинок по признаку времени.

Тематический набор картинок дает возможность обсудить с детьми и другие темы, связанные со временем: режим дня, необходимость дорожить временем, развлечения, праздники, день рождения, может служить основой для самостоятельного составления рассказа детьми, сюжет которого последовательно разворачивается в определенное время суток или года.

Словесные дидактические игры и упражнения часто заключаются в следующем:

  • в назывании детьми пропущенного слова и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем?..», «Мы пойдем в парк?..», «Мы возвращаемся домой из детского сада?», «Солнышко светит днем, а луна?..»И т.д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);
  • в перечислении различных определений  («Какая  бывает осень?» — «Грустная, золотая, дождливая, холодная и т.д.»); в нахождении общего понятия (год) к частным (зима, весна, лето, осень);
  • в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь, например: «Подрасту еще немного, стану в школу я ходить» (будет), «Скоро-скоро снег растает, в нашей речке лед уйдет» (будет), «Летом на даче мы собирали грибы» (было) и т.д.

В процессе дидактических игр использовала поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созидательный труд людей. В этих случаях от педагога требуется тщательный отбор художественных произведений, небольших по объему (4—12 строк), доступных по содержанию, включающих знакомые детям временные категории.

Многие настолько -печатные дидактические игры с природоведческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей.

Детям можно предложить показать, что они делали утром (днем, вечером, ночью) или чем они занимаются в разные времена года. Действия изображаются, но не называются. Задача ведущего — угадывать и называть действия или движения, которые показывают дети.

Игры и упражнения можно проводить с мячом: ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению, например: утро — вечер, день — ночь, рано — поздно, всегда — никогда, вчера — завтра, редко — часто, давно — недавно, долго — недолго, раньше — позже, зимой — летом, сейчас — потом, старше — моложе. Могут использоваться и прилагательные: утренний — вечерний, дневной — ночной, зимний — летний.

Можно также совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (или любое другое) время» — узнать, кто и где работает ночью (в дневное время, утром), «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений использовала разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов (дом, избушка, поезд с вагонами и т.д.). Эти средства позволяют «материализовать» различные временные категории и производить с ними те или иные манипуляции: «отыскивать» недостающие дни недели, «вставлять» на место «пропущенный» месяц, расставлять по порядку, определять, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года используются небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

Умение дошкольников ориентироваться во времени, развивает у них уверенность, самостоятельность, что крайне важно, при подготовке детей к школе. При систематической работе по формированию временных представлений, у детей совершенствуется чувство времени, умение регулировать и планировать свою деятельность во времени.

Формирование временных представлений проводилось целенаправленно через дидактические игры и упражнения. Разные виды дидактических игр обеспечивали систематическое упражнение детей в ориентировке во времени.  В результате произошли позитивные изменения в восприятии времени дошкольниками. Они стали более уверенно ориентироваться в частях суток, знали время года, могли объяснить свой выбор

Таким образом, в  условиях детского сада формирование восприятия времени пронизывает всю деятельность ребенка, влияет на формирование полноценной личности ребенка, установления социальных контактов и для подготовки к школе. При этом, педагог повышает уровень сформированности временных представлений у детей с помощью дидактических игр, организации системы работы по формированию временных отношений.

Список используемой литературы

  1. Бондаренко, А.К.. Дидактические игры в детском саду –М., Просвещение, 1991.
  2. Венгер, Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет /под ред. Л.А.Венгера.-М., Просвещение, 1988.
  3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М, 1988
  4. Венгер Л.А. К вопросу о структуре восприятия и ее особенностях у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии - 1979, - № 2
  5. Варакса Н. Формирование единых временных и пространственных представлений   // Дошкольное воспитание – 1976 - №5 – с 46-48
  6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические и семинарские занятия: для студентов СПУ - М.: изд. центр «Академия», 1998.-160с.
  7. Дошкольная педагогика. Часть вторая/под ред. Логиновой -М., 1988г-270 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе.

Дидактические игры можно использовать как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Игры хороши для индивидуальной работы с детьми....

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Д/и по развитию по развитию временных представлений у дошкольников...

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Цель дидактических игр помочь детям научиться самостоятельно ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимост...

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников.

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников....

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие слуховой памяти в дошкольном возрасте занимает важное место в дошкольном образовании. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие слуховой памяти в дошкольном возрасте занимает важное место в дошкольном образовании. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования...