Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников
методическая разработка по окружающему миру

Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Она имеет большое образовательное и развивающее значение, мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память и другие познавательные процессы, помогает детям устанавливать связь между различными явлениями, пользоваться своими знаниями, выражать их словом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников

 

Блок «Время года» 1. Лото «Время года»

Задачи: Уточнить представления детей о явлениях в природе, которые происходят в разное время года.

Материал: картинки с изображением времен года. Маленькие предметные картинки с изображением явлений в природе в то или иное время года.  

Ход игры: Играют 4 ребенка. Каждый из детей вытягивает наугад одну карточку, на которой изображен один из сезонов. Отдельно лежат предметные картинки с изображением явлений в природе (снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п.). Детям необходимо правильно выбрать 8 предметных картинок и разложить их на имеющейся у них карточке. Кто с этим справится быстро и правильно, тот и победитель.

2. «Четыре картинки»

Задачи: Уточнить представления детей о предметах, которыми пользуются люди в разное время года. Развивать внимание и наблюдательность. Материал: 24 картинки с изображением предметов, которыми люди пользуются в разное время года (лыжи, санки, коньки, ролики, одежда, и т.п.).

Ход игры: Игра состоит из 24 картинок с изображением предметов, которыми люди пользуются в разное время года (лыжи, санки, коньки, ролики, одежда, и т.п.). Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

3. «Когда это бывает?»

Задачи: Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках.

Развивать внимание, находчивость, выдержку.

Материал: сюжетные картинки с изображением деятельности в разное время года.

Ход игры: Дети выбирают одну сюжетную картинку на которой изображена деятельность в то, или иное время года, внимательно ее рассматривают, затем один ребенок показывает содержание своей картинки. Другие дети отгадывают, что показывает ребенок и о каком времени года идет речь. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Ребенок, который быстро и правильно назвал деятельность и время года получает жетон. Тот, кто наберет больше всех жетонов за всю игру, становится победителем.  Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

4. Домино «Когда это бывает?»

Задачи: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: карточки в виде домино с изображением различными сезонными изменениями.

Ход игры: Дети берут по 4-6 карточек и устанавливается очерёдность, выкладывают картинки друг за другом. У кого нет подходящей - пропускает ход, выигрывает тот, у кого первого закончатся все картинки

5. «Угадайка»

Задачи: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры: Всем играющим ведущий раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Ведущий поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

 

Блок «Время суток» 1. «Помощник Будильник»

Задачи: Уточнять представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.

Развивать зрительное восприятие, память, речь. Формировать умение различать цвета. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право, низ и верх.

Материал для игры: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой (на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, чёрный - ночь).

Загадки:

  1. Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

  1. Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём (День)

  1. Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора (Вечер) 4) В небе звездочки горят, В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Ход игры: Ведущий читает загадку, про часть суток, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры, становится рядом с ведущим и становится таким же наблюдателем за остальными, как и ведущий. Победителем становится последний оставшийся в игре, тот, кто не допустил ни одной ошибки. 

2. «Сложи картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о частях суток, развивать образное и логическое мышление, внимание и восприятие (в частности, различения отдельных элементов по цвету).

Материал: 4 разрезанные на несколько частей картинки, изображающие время суток; с обратной стороны каждая картинка определенного цвета:

голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, чёрный – ночь.

Ход игры: Играют 4 человека. Перед детьми перемешанные части картинок. По команде детям надо отобрать по цвету 6 частей картинки. И собрать из этих частей целую картинку. Тот, кто первый назовет часть суток, которая у него получилась станет победителем.

3. «Кто соседи?»

Задачи: Закрепить последовательность частей суток. Развивать зрительное восприятие, память, внимательность.

Ход игры: Детям раздаются картинки частей суток. Ведущий задает вопрос:

«Покажите соседей утра.» и т.д. Дети показывают части суток, за каждый правильный ответ – жетон. Тот, кто наберет больше всех жетонов, становится победителем.

4. «Время суток»

Задачи: Закрепить последовательность частей суток. Развивать образное и логическое мышление, внимание.

Материал: картинки с изображением будильника, стрелки которого показывают на определенное время суток. Время суток показано цветом: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, чёрный – ночь. Маленькие предметные картинки с изображением деятельности в то или иное время суток.  

Ход игры: Играют 4 ребенка. Каждый из детей вытягивает наугад одну карточку, на которой изображен будильник, показывающий стрелками на одно из времени суток. Отдельно лежат предметные картинки с изображением деятельности, которой занимаются люди в разное время суток. Детям необходимо определить, на какое время суток указывает будильник и правильно выбрать 6 предметных картинок и разложить их на имеющейся у них карточке. Кто с этим справится быстро и правильно, тот и победитель.

5. «Части суток»

Задачи: Закрепить последовательность частей суток. Развивать образное и логическое мышление, внимательность.

Материал: карточки с изображением деятельности в разное время суток. Ход игры: Играют 4-6 детей. Перед детьми разложены перевернутые картинками вниз карточки. Определяется кто будет брать карточку первый. Дети по очереди берут по одной карточке до тех пор, пока у них не будут появляться пары (одинаковые картинки). При появлении пары ребенок выкладывает ее в сторону и называет часть суток, когда может происходить действие, изображенное на картинке. Побеждает тот, у кого получится больше всех пар картинок, и, кто назовет правильно все свои пары.  

 

Блок «Дни недели» 1. «Что сначала, что потом?»

Задачи: Закрепить последовательность дней недели. Закрепить последовательность цветов радуги. Закрепить последовательности цифр от 1 до 7. Развивать мышление, память и внимательность.  

Материал: Карточки с цветами радуги и карточки с цифрами от 1 до 7.

Ход игры: Играют 2-4 ребенка. Перед детьми лежат карточки с цифрами от 1 до 7, перевернутые цифрами вниз, символизирующие дни недели; и карточки с цветами радуги перевернутые цветом вниз. Каждый ребенок по очереди берет карточку с цифрой, затем выбирает наугад карточку с цветом. Так каждый участник должен собрать пары: цифра и цвет. Каждый цвет радуги соответствует цифре, а каждая цифра символизирует день недели. Тот, кто соберет больше всех правильных пар, становится победителем.  

2. Домино «Дни недели»

Задачи: Закрепить последовательность дней недели. Закрепить последовательность цветов радуги. Развивать память, внимательность. Тренировать зрительную память.

Материал: карточки с названиями дней недели, с соответствующими цветами радуги.

Ход игры: Играют 2-4 ребенка. Начинает игрок, у которого картинка с днем недели «четверг». Он выкладывает свою карточку в середине на большое поле, а остальные подставляют свои карточки в правильной последовательности справа и слева. Если у игрока нет нужной картинки, он пропускает ход.

Выигрывает тот, кто выложит все свои карточки быстрее всех.

3. «Собери букет»

Задачи: Закрепить последовательность дней недели. Развивать память, внимательность.

Материал: Цветы из бумаги 7-ми цветов радуги. Каждый цвет соответствует дню недели.

Ход игры: Играют 2-4 ребенка. Каждый ребенок по очереди вытягивает цветок. Таким образом, им надо составить букет из разных по цвету цветов – «неделю». Если участнику попался цветок, который у него уже есть, он передает его следующему участнику и т.д. Тот, кто соберет букет быстрее всех, тот становится победителем.

4. «Сказочный лабиринт»

Задачи: Закрепить последовательность дней недели. Закрепить цвета радуги.

Развивать память, логическое мышление, внимательность.

Материал: Карта-лабиринт, фишки в виде сказочных героев.

Ход игры: Каждому ребенку предлагается карта-лабиринт и 7 фишек в виде сказочных героев. На карте лабиринте обозначено какой из героев какому дню недели (цвету радуги) соответствует. Задача детей – как можно быстрее расселить героев по своим дням недели. Тот, кто выполнит эту задачу быстрее всех, тот становится победителем.

5. «Какой день недели?»

Задачи: Закрепить последовательность дней недели. Закрепить последовательность цветов радуги. Развивать мышление, память и внимательность.   Материал: Игровое поле с цифрами от 1 до 7 (цифры от 1 до 7 расположены с 4-х сторон). Разноцветные карточки по цветам радуги.

Ход игры: Играют 2-4 ребенка. Перед детьми игровое поле. В центре игрового поля лежат перевернутые цветом вниз карточки. Дети по очереди вытягивают карточки и расставляют на соответствующих цифрах. Если попалась карточка, которая уже есть, ребенок кладет ее обратно и ход переходит следующему игроку. Тот, кто первым соберет «неделю», становится победителем.  

 

Блок «Вчера, сегодня, завтра» 1. «Это когда?»

Задачи: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Закрепить названия дней недели, их последовательность. Закрепить цвета радуги. Развивать мышление, память и внимательность.   

Материал: Карты, разделенные на клетки, с написанными днями неделями, которые для подсказки выделены цветом. Маленькие цветные карточки, с написанными днями неделями.

Ход игры: Участникам игры выдаются карты, разделенные на клетки. Дети вытягивают маленькие карточки и расставляют их на своей карте, пользуясь знаниями о понятиях «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Если ребенок вытянул карточку, которая ему не нужна, он кладет ее обратно и ход переходит другому участнику. Выигрывает тот участник, который быстрее всех соберет свою карту понятий «Вчера», «Сегодня», «Завтра».

2. «Веселый поезд»

Задачи: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать логическое мышление, память и внимательность.  

Материал: Модель поезда с 3-мя вагончиками (на каждом вагончике кармашек). Карточки с изображением деятельности, которая проходит у детей в детском саду (музыкальные занятия, занятия по математике, прогулки, чтение книг и т.д.).

Ход игры: Играют 3 ребенка. Каждый вагон поезда означает понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». Участники «занимают» свои вагоны. Перед детьми разложены картинки с видами деятельности, которая проходит в детском саду. Они должны отобрать все картинки, относящиеся к их понятию в свой вагон. Тот, кто сделает это быстрее всех, станет победителем.  

3. «Что за чем?»

Задачи: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Развить память и внимательность.

Материал: Карточки с изображением растений и животных (например, яйцо – цыпленок – курица; семечко – росток – дерево и т.д.).

Ход игры: Играют 2-4 человека. Перед участниками 3 коробочки. В 1-ой коробочке «прошлое» («вчера»), во 2-ой коробочке «настоящее» («сегодня»), в 3-ей «будущее» («завтра»). Дети по очереди берут картинки из 1-ой коробочки, затем из 2-ой и из 3-ей. Таким образом им надо составить логические цепочки (соответственно «вчера», «сегодня» и «завтра»). Выигрывает тот, кто больше всех соберет логических цепочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.

Дидактические игры помогут  сформировать у детей первые экологические представления....

Дидактические игры на формирование математических представлений у дошкольников.

Простые и доступные дидактические игры для старших дошкольников на закрепление полученных знаний по математике....

Мастер-класс для воспитателей "Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №25 Звёздочка»     Мастер-класс для воспитателей «Дидактически игры в формировании математически...

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Д/и по развитию по развитию временных представлений у дошкольников...

Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников.

Дидактические игры на формирование временных представлений у дошкольников....

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Цель дидактических игр помочь детям научиться самостоятельно ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимост...

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников.

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников....