Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"
статья (подготовительная группа)
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2016_2.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня
то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться.
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, логопеда детского сада, психолога школы и т.д.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот документ на мой взгляд раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы считаю:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Цель преемственности можно сформулировать как:
-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Таким образом, цель работы в ДОУ считаю должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. Целью же начального образования считаю – это продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:
– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества
(игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
–приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.
- закрепление культурно – гигиенических навыков( Пользование столовыми приборами(вилки), индивидуальными полотенцами, мытье рук с мылом)
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
С другой – преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Это сопровождается рядом проблем.
1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы
4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.
7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Решение данных проблем, на мой взгляд, определяет основные направления преемственности образовательного процесса.
Каждый раз, начиная работать в подготовительной группе, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с группой детского сада.
Для начала – это встреча с учителями, к кому пойдут мои дети и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с учителями, посещение малышкиной школы по субботам, экскурсии малышей в школу, и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством со школой и учителями.
Учитель, я считаю, должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.
В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:
– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
– анализу результатов совместной деятельности.
Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.
Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на Республиканском семинаре-практикуме "Новый взгляд на развитие инновационной деятельности в ДОУ".
Презентация к выступлению на Республиканском семинаре-практикуме....
Выступление на республиканском семинаре на тему: "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
Материал полезен музыкальным руководителям...
Выступление на республиканском семинаре
Тема: "Ознакомление с христианскими праздниками - путь приобщения детей к православной культуре"...
Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"
На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...
Выступление на республиканской научно- практической конференции "Теория и практика реализации ФГОС общего образования"
Проектная деятельность по региональному компоненту...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне (Выступление на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 77-й годовщине Победы в ВОВ)
формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознан...
Конкурс. Выступление на Республиканских Катановских чтениях "Инновационныые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ"
Данная презентация разработанна мной будет полезна для педагов и специалистов ДОУ. В ней расммтариваются вопросы по применению современных технологий в коррекционной работе учителя-логопед...