Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
статья на тему

Негметова Гульмира Жасталаповна

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические особенности.

Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребёнка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными учреждениями сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приёмов работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учёт тех достижений, которые они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

А так как начальная школа часто совсем не хочет использовать формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требованиями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определёнными знаниями, умениями и навыками и – что самое главное – подготовленного к школе в организационном плане.

В результате такого подхода к построению преемственности теряется понимание самоценности дошкольного детства, весь период посещения ребёнком дошкольного учреждения рассматривается только как период его подготовки к школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований « подготовить ребёнка к школе», сажают детей за парты и проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.

Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а искусственным путём, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное образовательное учреждение [8, с.19].

Но хотим сразу отметить, что нельзя всю вину за столь искаженную модель преемственности возлагать только на начальную школу. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, однажды попробовав применять в воспитательно-образовательном процессе школьную модель, поняли всю её «прелесть» и удобство. Разумеется, гораздо легче организовать детей, сидящих за партами, гораздо легче завладеть их вниманием – так и будем делать. Поэтому решать проблему нужно сразу с двух сторон.

А в организационном плане  предлагаются такое решение проблемы: во – первых, изменить процедуру аттестации дошкольных образовательных учреждений в части установления воспитанников – выпускников детского сада. Где оцениваются не знания, умения и навыки, сформированные у детей в дошкольном образовательном учреждении, а именно их уровень развития; во – вторых, ввести изменения в процедуру аттестации начальной школе.  Н. Третьяк считает, что необходимо включать педагогов дошкольных образовательных в аттестационные комиссии, оценивающие работу начальных школ. Именно они могут лучше всех оценить реальное осуществление преемственности в методах и приемах работы с детьми. А чтобы педагоги начальной школы могли на начальных этапах обучения эффективно применять в  образовательном процессе игровые методы, присущие дошкольному воспитанию, необходимо включать тренинги по овладению этими методами в программу повышения квалификации.

Автор убеждена, что реальных результатов в построении действенных моделей осуществления преемственности нельзя добиться только управленческими решениями. Они появятся только тогда, когда педагоги смогут найти взаимопонимание и оценить усилия своих коллег, взаимно обогатить свой педагогический опыт.

   При современной постановке учебно-воспитательной работы в детских садах дети получают определённую подготовку к обучению в школе. Учителя 1 классов отмечают целый ряд положительных качеств у воспитанников детских садов: большинство из них имеют достаточно обширные и правильные представления об окружающих предметах и явлениях, хорошо развитые фонематический слух и речь, понятие о числе, геометрических фигурах (треугольник, квадрат, овал и т.д.) и их свойствах, некоторые временные и пространственные представления, владеют порядковым и количественным счётом в пределах 10, умеют рассказывать сказки, любят игры, песни, музыку, знакомы с правилами поведения на уроке, в школе.

Однако в свете современных требований начальной школы, подготовка детей в детских садах к обучению в школе явно недостаточна, а иногда и совсем неудовлетворительна.

По мнению многих исследователей и учителей практиков, основные недостатки в подготовке к обучению в школе состоят в том, что часто знания и представления детей разрозненны, бессистемны, и это затрудняет перенос их в другие условия; недостаточно сформированы у детей учебные навыки, волевые усилия и действии, общественно значимые мотивы обучения. Установлено, что в различных детских садах, даже в отдельных группах, существует большая неравномерность общего развития и подготовленности детей к обучению в школе. Большая разница в уровне подготовки детей наблюдается в городских и сельских детских садах, детских садах и семье, в разных районах нашей страны. ( А.В.Запорожец)

Некоторые дошкольные работники, проявляя озабоченность о подготовке своих воспитанников к школе, стремясь сделать это как можно лучше, начинают обучать детей чтению по букварю, писать, решать задачи, запоминать правила и определения. С детьми, плохо успевающими по чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия. Всё это составляет содержание обучения в 1 классе. Задача детского сада иная: обеспечить развитие детей, готовность к усвоению содержания школьного обучения. Кроме того, часто, не владея соответствующими методиками и не зная всей системы школьного обучения, воспитатель, по мимо своей воли, формирует у детей неправильные умения и навыки, которые потом в школе нужно будет разрушать. Это создаёт дополнительные трудности как для учеников, так для учителей. Так например, учительница 1 класса одной из Минских школ рассказывала, как воспитательница детского сада, стремясь лучше подготовить детей своей группы к школе, изучала с ними буквы алфавита по картинному букварю. Когда в сентябре дети пришли в  1 класс и учительница спросила их, что они знают, воспитанники указанной группы заявили, что они знают буквы. На предложение учительницы назвать показываемые ею буквы один мальчик, мучительно вспоминая картинки, говорил: «Это буква «арбуз» (А),  это буква «баран» (Б), это буква «пароход» (П) и т.д. Хорошее намерение воспитателя фактически дало отрицательный результат.                                                            

 Учителю стоило много труда, чтобы разрушить приобретенные навыки, а ученику – много усилий, чтобы отрешиться от усвоенного и научиться правильно читать  [35, с.136].

Таким образом, необходимо совершенствовать учебно-воспитательную работу в детском саду, привести её в соответствие с требованиями начальной школы. Это в свою очередь требует повышения общеобразовательного уровня и методической подготовки всех работников детского сада. Дошкольным работникам следует ясно представлять, что в подготовительной группе, как переходной от детского сада к школе, задачи воспитания и обучения имеют свою специфику: они и многообразнее и сложнее, чем в предыдущих группах детского сада. Эти задачи нельзя сводить к чисто утилитарным навыкам, необходимым для обучения в 1 классе школы. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребёнка физических, умственных, нравственно – волевых качеств, комплекса психических механизмов, которые обеспечили бы ему успешное обучение не только в 1 классе, но и на последующих ступенях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

   Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические особенности.

Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребёнка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными учреждениями сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приёмов работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учёт тех достижений, которые они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

А так как начальная школа часто совсем не хочет использовать формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требованиями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определёнными знаниями, умениями и навыками и – что самое главное – подготовленного к школе в организационном плане.

В результате такого подхода к построению преемственности теряется понимание самоценности дошкольного детства, весь период посещения ребёнком дошкольного учреждения рассматривается только как период его подготовки к школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований « подготовить ребёнка к школе», сажают детей за парты и проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.

Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а искусственным путём, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное образовательное учреждение [8, с.19].

Но хотим сразу отметить, что нельзя всю вину за столь искаженную модель преемственности возлагать только на начальную школу. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, однажды попробовав применять в воспитательно-образовательном процессе школьную модель, поняли всю её «прелесть» и удобство. Разумеется, гораздо легче организовать детей, сидящих за партами, гораздо легче завладеть их вниманием – так и будем делать. Поэтому решать проблему нужно сразу с двух сторон.

А в организационном плане  предлагаются такое решение проблемы: во – первых, изменить процедуру аттестации дошкольных образовательных учреждений в части установления воспитанников – выпускников детского сада. Где оцениваются не знания, умения и навыки, сформированные у детей в дошкольном образовательном учреждении, а именно их уровень развития; во – вторых, ввести изменения в процедуру аттестации начальной школе.  Н. Третьяк считает, что необходимо включать педагогов дошкольных образовательных в аттестационные комиссии, оценивающие работу начальных школ. Именно они могут лучше всех оценить реальное осуществление преемственности в методах и приемах работы с детьми. А чтобы педагоги начальной школы могли на начальных этапах обучения эффективно применять в  образовательном процессе игровые методы, присущие дошкольному воспитанию, необходимо включать тренинги по овладению этими методами в программу повышения квалификации.

Автор убеждена, что реальных результатов в построении действенных моделей осуществления преемственности нельзя добиться только управленческими решениями. Они появятся только тогда, когда педагоги смогут найти взаимопонимание и оценить усилия своих коллег, взаимно обогатить свой педагогический опыт.

   При современной постановке учебно-воспитательной работы в детских садах дети получают определённую подготовку к обучению в школе. Учителя 1 классов отмечают целый ряд положительных качеств у воспитанников детских садов: большинство из них имеют достаточно обширные и правильные представления об окружающих предметах и явлениях, хорошо развитые фонематический слух и речь, понятие о числе, геометрических фигурах (треугольник, квадрат, овал и т.д.) и их свойствах, некоторые временные и пространственные представления, владеют порядковым и количественным счётом в пределах 10, умеют рассказывать сказки, любят игры, песни, музыку, знакомы с правилами поведения на уроке, в школе.

Однако в свете современных требований начальной школы, подготовка детей в детских садах к обучению в школе явно недостаточна, а иногда и совсем неудовлетворительна.

По мнению многих исследователей и учителей практиков, основные недостатки в подготовке к обучению в школе состоят в том, что часто знания и представления детей разрозненны, бессистемны, и это затрудняет перенос их в другие условия; недостаточно сформированы у детей учебные навыки, волевые усилия и действии, общественно значимые мотивы обучения. Установлено, что в различных детских садах, даже в отдельных группах, существует большая неравномерность общего развития и подготовленности детей к обучению в школе. Большая разница в уровне подготовки детей наблюдается в городских и сельских детских садах, детских садах и семье, в разных районах нашей страны. ( А.В.Запорожец)

Некоторые дошкольные работники, проявляя озабоченность о подготовке своих воспитанников к школе, стремясь сделать это как можно лучше, начинают обучать детей чтению по букварю, писать, решать задачи, запоминать правила и определения. С детьми, плохо успевающими по чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия. Всё это составляет содержание обучения в 1 классе. Задача детского сада иная: обеспечить развитие детей, готовность к усвоению содержания школьного обучения. Кроме того, часто, не владея соответствующими методиками и не зная всей системы школьного обучения, воспитатель, по мимо своей воли, формирует у детей неправильные умения и навыки, которые потом в школе нужно будет разрушать. Это создаёт дополнительные трудности как для учеников, так для учителей. Так например, учительница 1 класса одной из Минских школ рассказывала, как воспитательница детского сада, стремясь лучше подготовить детей своей группы к школе, изучала с ними буквы алфавита по картинному букварю. Когда в сентябре дети пришли в  1 класс и учительница спросила их, что они знают, воспитанники указанной группы заявили, что они знают буквы. На предложение учительницы назвать показываемые ею буквы один мальчик, мучительно вспоминая картинки, говорил: «Это буква «арбуз» (А),  это буква «баран» (Б), это буква «пароход» (П) и т.д. Хорошее намерение воспитателя фактически дало отрицательный результат.                                                            

 Учителю стоило много труда, чтобы разрушить приобретенные навыки, а ученику – много усилий, чтобы отрешиться от усвоенного и научиться правильно читать  [35, с.136].

Таким образом, необходимо совершенствовать учебно-воспитательную работу в детском саду, привести её в соответствие с требованиями начальной школы. Это в свою очередь требует повышения общеобразовательного уровня и методической подготовки всех работников детского сада. Дошкольным работникам следует ясно представлять, что в подготовительной группе, как переходной от детского сада к школе, задачи воспитания и обучения имеют свою специфику: они и многообразнее и сложнее, чем в предыдущих группах детского сада. Эти задачи нельзя сводить к чисто утилитарным навыкам, необходимым для обучения в 1 классе школы. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребёнка физических, умственных, нравственно – волевых качеств, комплекса психических механизмов, которые обеспечили бы ему успешное обучение не только в 1 классе, но и на последующих ступенях.

Подбор определенных форм работы по обеспечению преемственности в работе между ДОУ и школой способствующих улучшению подготовки детей к обучению

Во второй главе данного параграфа мы попытаемся, на основе анализа современных подходов, подобрать некоторые формы работы по обеспечению преемственности ДОУ и школы, которые на наш взгляд будут способствовать улучшению подготовки детей к обучению.

Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые, педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой. Путей осуществления таких контактов много.

Но нам хотелось бы выделить  такие формы работы, которые на наш взгляд заслуживают особого внимания это:

- совещания по обмену опытом работы воспитателей подготовительных групп и учителей 1 классов, которые проводятся систематически  отделами управлениями образования.

- научно – теоретические, научно - практические конференции, которые играют существенную роль в развитии теории по вопросам преемственности в работе детских садов и начальных классов, с участием директоров школ, завучей и учителей начальных классов и дошкольных работников. Такие конференции проводятся на базе ДОУ, МОУ, ГОУ СПО (колледж), где заслушиваются доклады по современным разработкам данной проблемы, проводятся мастер - классы, обсуждаются актуальные вопросы преемственности: «Задачи дошкольных учреждений в свете требований современной начальной школы»,  «Использование аналитико-синтетического звукового метода в обучении старших дошкольников грамоте», «Игровые методы и приёмы в работе с учащимися 1 классов» и др., что является ценным вкладом в разработку данной проблемы.

- учительские конференции, участие в которых помогают обогатить знаниями и опытом воспитателей подготовительных групп детских садов.

Очень полезными, в смысле обмена опытом, являются посещения учителями занятий в детском саду, а воспитателями – в школе, с последующим обсуждением и анализом этих занятий. Это оказывает положительное воздействие на работу, как детских садов, так и начальных школ.

Очень важно проведение совместных педагогических совещаний работников детских садов и школ с постановкой вопросов о преемственности в работе подготовительных групп и 1 классов [20, с.19].

Установление связи детских садов и школ может идти и по линии различных контактов воспитанников детских садов с учащимися: шефство учащихся над дошкольниками; совместное проведение воспитательных мероприятий – вечеров и утренников сказок; посещение  церемонии встречи первоклассников; экскурсии в школу; просмотр кинофильмов о школе; встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада; организация и проведение совместных трудовых дел, игр и т.д. При разумной и целенаправленной организации таких контактов, выпускники детского сада постепенно подготавливаются к выполнению требований, которые предъявит школа.

К сожалению, контакты детских садов со школой ещё недостаточно тесные, а формы их однообразны, и в этом направлении предстоит сделать очень многое.

Другой, не менее важной формой работы, обеспечивающей преемственность между детским садом и школой, является всеобщий охват детей 6-7 лет подготовкой к школе. В результате все дети, поступающие в 1 класс, будут иметь сравнительно одинаковую подготовку, что обеспечит благоприятные условия для их успешного обучения.

На сегодняшний день создаются необходимые условия для решения этой задачи. Но не каждый ребенок, по разным причинам, посещает ДОУ. Хотя число первоклассников, получивших предварительную подготовку к обучению в детских садах, непрерывно увеличивается.

В целях более полного охвата 6-7 –летних детей подготовкой к обучению осуществляется не только через детский сад. Во некоторых школах  создаются группы или специальные классы, в которых подготавливают к обучения детей, не посещающих детские сады. Особое значение созданию таких групп и классов имеет для сельской местности, где детских садов значительно меньше, чем в городах или совсем отсутствуют. Программа работы таких групп и классов соответствует программе подготовительной группы детского сада; рассчитана она в основном на общее и речевое развитие и обучение. В программу входят такие разделы работы, как пение, рисование, лепка, физкультура, обучение элементарным математическим представлениям и кроме этого проведение профилактических  мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Приведем пример одной из школ, в которой уже на протяжении нескольких лет  создана и ежегодно функционирует «Школа Деда Буквоеда», цель которой является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и чувствовать себя более комфортно и уверенно (см. Приложение 2).

По мнению Н.И.Коваль, организация занятий по обучению в подготовительных классах имеет некоторые особенности, связанные с возрастной спецификой детей. Эти особенности состоят в том, что оборудование классной комнаты должно быть близко к естественной обстановке пребывания детей до школы: двухместные столы, стульчики, соответствующие возрасту, необходимый набор игрушек, наличие игрового уголка, стеллажей, библиотечки; продолжительность каждого урока – 35 минут с обязательным проведением физкульт – минутки в середине урока; при проведении занятий следует широко использовать игровые приемы, индивидуальное обучение в сочетании с коллективной работой; занятия должны иметь практическую направленность и обеспечивать систематическую предметную деятельность. Вся работа с детьми проводится на уроке. По окончании учебного года все дети переводятся в 1 класс. Для учителей, ведущих работу в подготовительных классах, изданы программы и методические разработки к ним. Работа подготовительных классов и групп при школе регламентируется специально утвержденным положением .

Разумеется, такая форма работы, как годичная подготовка детей к школе через подготовительные группы при школах не может обеспечить того высокого уровня развития детей, который достигается в детских садах, где дети воспитываются и обучаются в течение 4-5 лет.

Однако даже такая краткосрочная подготовка детей дает положительные результаты в развитии некоторых умений, в упорядочении имеющихся и приобретении новых знаний, в формировании установки на обучение в школе.

Следует выделить еще одну форму работы, которая на наш взгляд не достаточно применяется - это подготовка детей к школе в семье.  Делать это нужно под руководством опытного учителя. Возможность и целесообразность такой подготовки доказана экспериментально  [23, с.19].

 Еще в 1975 году сектором начального обучения Института содержания и методов обучения АПН СССР была проведена двухлетняя экспериментальная работа в сельских и городских школах по изучению возможности и эффективности подготовки дошкольников к школе в домашних условиях, готовности и способности родителей проводить эту работу под руководством учителя. Подготова шестилетних детей к школе в семье велась по специально  созданным для родителей пособиям: «Азбука» ( А.И.Воскресенская, С.П.Редозубов, А.К.Янковская ), « Обучение грамоте и развитие речи» ( Л.К.Назарова, Л.А, Горбушина, И.Г.Розанов), «Обучение счету» и « Учись считать» (Я.Ф.Чекмарёв). Занятия с детьми родители проводили два – три раза в неделю. Раз в две недели родители приходили в школу, в которой должны будут обучаться их дети. Учителя этой школы знакомили их с приемами обучения детей грамоте, счёту, наблюдения над природой. Все дети экспериментальных групп научились считать, у них возник интерес к решению арифметических задач, они научились проводить звуковой анализ слова. Увеличилось количество детей, умеющих в достаточно быстром темпе читать слогами и словами.

Изданные для родителей пособия получили положительную оценку, но нуждаются в дальнейшем совершенствовании, уточнении, дополнениях. Целесообразно иметь в них указания и советы по предупреждению ошибок, которые допускают родители при обучении детей, в частности ошибок анализа звуковой структуры слов, неправильных приёмов чтения (побуквенное), неправильного построения режима занятий с ребёнком в семье и т.д. Пособия для родителей нуждаются в пополнении игровым материалом и в перечне книг, рекомендованных для чтения детям [20, с.24].

Таким образом, усилиями отделов управления образования, научно – исследовательских институтов, работников школ, ДОУ найдены новые и эффективные формы работы по организации преемственности ДОУ и школы при подготовке детей к обучению, которые нами представлены и систематизированы в нашей работе.

Заключение

Заведующие и педагоги, работающие с детьми подготовительной к школе группы, недооценивают значение детских видов деятельности, разнообразие форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы. Не учитывается и тот важный факт, что эффективность  образовательного процесса в группах зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые в совокупности обеспечивают все направления развития ребёнка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника.

 Непонимание закономерностей целостного развития ребёнка в период дошкольного детства часто приводит к тому, что в группах ведутся только учебные занятия, а игры и различные виды свободной самостоятельной деятельности ребёнка в кругу сверстников исключаются полностью.

Анализ ситуации показывает, что в вопросах подготовки детей к школе накопилось немало проблем, так или иначе связанных с организацией, содержанием и методическим обеспечением образования детей 5-7 лет.

Раскрывая сущность понятия «школьная готовность» и ее составляющие мы пришли к выводу, что подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Рассматривая особенности развития ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы видим, что это бурный и продолжительный период. К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Проанализировав в своей работе условия ДОУ для полноценной подготовки детей к   обучению в школе, мы представили методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественный подготовки детей к школе

Анализ современного состояния проблемы позволил выявить, что педагоги ДОУ совершенствуют учебно-воспитательную работу в детском саду, приводят её в соответствие с требованиями начальной школы. Это в свою очередь требует повышения общеобразовательного уровня и методической подготовки всех работников детского сада. Дошкольные работники ясно представляют, что в подготовительной группе, как переходной от детского сада к школе, задачи воспитания и обучения имеют свою специфику: они и многообразнее и сложнее, чем в предыдущих группах детского сада. Эти задачи нельзя сводить к чисто утилитарным навыкам, необходимым для обучения в 1 классе школы. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребёнка физических, умственных, нравственно – волевых качеств, комплекса психических механизмов, которые обеспечили бы ему успешное обучение не только в 1 классе, но и на последующих ступенях.

Поэтому усилиями отделов управления образования, научно – исследовательских институтов, работников школ, ДОУ найдены новые и эффективные формы работы организации преемственности ДОУ и школы для повышения качества подготовки детей к обучению в школе, которые нами представлены и систематизированы в нашей работе.

Список литературы

  1. Агапова И.Ю. Подготовка детей к школе // Начальная  школа. - 2004. - № 3. - с. 19 - 21.
  2. Белошистая А Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных чисел // Дошк. возраст 2002 п. 11, 20 с.
  3.  Безруких М.М., Ефимов С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1996. - с. 43 - 56.
  4. Бугруменко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов М., 1992. - с. 23 - 44.
  5. Буре Г.С., Л.В.Загин и др.; Сост. Р.С. Буре; Под  ред. В.Г.Нечаевой -3-е издание исп. и доп. –М. ; Превращение, 1983: -207с.
  6. Ботова Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М., 1986        
  7. Возрастные особенности психического развития детей. // Под. Ред. И.ВДубровиной, М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1982. - с. 21 - 28.
  8.  Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. / Н.Ф. Виноградова // Нач. шк. – 2000-№1. – С.5-20.
  9.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. –М; 1996.
  10.   Дошкольное воспитание № 6, 2007г. Еженедельный научно-методический журнал.
  11. . Дронова Т. «О концепции организации, содержания и методического обеспечения, подготовки детей к школе» // Дошкольное воспитание. № 8, 2007г. – с18.
  12.  Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд. перераб. и доп. –М.; Издательский центр «Академия», 2000, -416с.

12. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении родному языку между дошкольными учреждениями и начальной школой

В статье рассказывается об опыте работы дошкольного подразделения и начальной школы ГОУ СОШ "Лосиный остров" № 368....

Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...

Статья «Психологическая готовность выпускников ДОУ к школьному обучению по ФГОС. Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования"

Проблема психологической готовности  к школьному обучению всегда являлась одной из важнейших проблем образования. Эта тема всегда интересна педагогам, а сейчас, в связи с введением ФГОС, она особ...

Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»

Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...

Решение проблемы преемственности между школой и ДОУ

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности  этого перехода- проблема едине...

Консультация для воспитателей и учителей начальных классов на тему: "Решении проблемы преемственности между школой и ДОУ"

Консультация послужит психологическим просвещением педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....