План - программа "Здоровым быть хочу! " по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №57 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Принято: Утверждено:
На педагогическом совете Заведующий
Протокол № 1 Детским садом № 57 ОАО «РЖД»
От «01» сентября 2020 г. Качанова Е.А.
План - программа "Здоровым быть хочу! "
по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе
на 2020-2021уч. год
Составитель:
воспитатель высшей категории Гаврючкова И. Н.
2020
Цель план - программы:
формирование основ здорового образа жизни.
Задачи план - программы
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.
5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной деятельности и мотивациях физических упражнений.
6. Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
7. Обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных подходов.
Критерии оценки работы по программе:
- Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;
- Увеличение (или уменьшение) количества детодней;
- Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;
- Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;
- Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;
Для решения поставленных задач была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:
- Работу по организации двигательного режима в ДОУ
- Оздоровительную работу с детьми
- Коррекционную работу
- Работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни
Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.
Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:
- ознакомительный - проводится изучение состояния здоровья ребенка;
- этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;
- этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
- итоговый - подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.
Показатели результативности:
Дошкольники:
- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников;
- представление о состоянии организма, о способах сохранения и поддержания здоровья;
- уровень знаний по формированию здорового образа жизни;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
Родители:
- повышение активности родителей воспитанников, проявляющиеся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- развитие предметно-пространственной среды;
- осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
Педагоги:
- повысилось качество воспитательно - образовательного процесса; вырос профессиональный уровень.
- достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
Диагностический комплекс:
Беседа
Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
- Как ты думаешь, что такое здоровье?
- От чего человек может заболеть?
- Где человек может заболеть - на улице или дома?
- От какой пищи человек будет здоров?
- Зачем детям нужно спать днем?
- Как люди лечат болезни?
- Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Диагностическое задание «Полезная покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Проблемная ситуация «Место для отдыха»
Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:
- улица большого города, по которой едет транспорт;
- лесная поляна с ромашками;
- комната с сидящим перед телевизором мальчиком;
- предметы одежды, бытовой техники и косметики.
Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».
Тест «Полезная для здоровья покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Игровая ситуация «Больница»
Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.
Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.
Игровая ситуация «Телевизор дома»
Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.
Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.
Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении
Наблюдения направлены:
а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;
б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
Воспитание культурно – гигиенических навыков
Подвижные игры
Перспективное планирование занятий по здоровьесбережению
МАЙ | |
Тема: | «Прогулка для здоровья» |
Цели | Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима. |
Оборудование | Одежда для разных сезонов времени года. |
Методические приемы | Беседа Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку…» |
Литература | Новикова И.М. «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников» |
Рекомендации родителям | .Предложить картотеку подвижных игр для детей. Рекомендации по организации отдыха детей на природе. |
Список литературы:
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М. : Линка-пресс, 1993
2. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на улице»- М. : Просвеение, 1983
3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. -М. : Школьная пресса, 2008
4. Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2014.
5. Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».- Санкт-Петербург, 2003
6. Печора К. Л. «Расти здоровым малыш».-М. : ББК, 1983
7. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М. : «Планета», 2013;
8. Новикова И.М. «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников»
9. Павлова М А. Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система в ДОУ
10.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. –М. : Мозаика-Синтез. 2010
11. Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
12. Ефименко Н.Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста
13. О.А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей-подготовительной группе. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии здоровому образу жизни Коррекционные технологии...
План - программа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей группе
Формирование основ здорового образа жизни....
План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».
План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»....
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей в средней группе «Радуга»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...