Краткосрочная дистанционная общеразвивающая программа художественной направленности «Лабиринты творчества»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Краткосрочная дистанционнаяобщеразвивающая программа художественной направленности «Лабиринты творчества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnaya_distantsionnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Краткосрочная дистанционная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Лабиринты творчества»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-7лет
Срок реализации: 24 часа
Программу разработала: Чижова Вероника Степановна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Лабиринты творчества» разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся дошкольного возраста МКОУ«Краснопартизанская средняя общеобразовательная школа имени Героя России З.А.Даудова» в условиях карантина и закрытой летней оздоровительной кампании. Программа «Лабиринты творчества» имеет художественную направленность и составлена на основе программ:
Авторская программа Просняковой Т.Н. «Художественное творчество». – М.: Издательство «Учебная литература», 2004г.;
Трепетунова Л. И. «Наполнить душу красотой»/ Природный материал и фантазия. – Волгоград: Учитель, 2009;
Данная программа стартового уровня сложности. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа «Лабиринты творчества» разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020г.
- Локальные нормативные акты.
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Лабиринты творчества» содержит различные виды декоративной деятельности, которые направлены не только на усвоение детьми практических умений и навыков, но и способствует развитию творческих способностей ребенка, мелкой моторики, познавательных процессов, воображения, чувства прекрасного, потребности в творческом самовыражении.
Новизну программы определяет использование ИКТ технологий в декоративно-прикладном творчестве.
Программа «Лабиринты творчества» адаптирована для реализации в условиях временного ограничения занятий в очной (контактной) форме и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Этим определяется актуальность.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной программы «Лабиринты творчества» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей (далее ДОТ). Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и педагогических работников.
Так же отличительной особенностью данной программы является дистанционное ознакомление обучающихся с тематическими блоками, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (дерева, текстиля, металла и др.)
Адресат программы.
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Лабиринты творчества» предназначена на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограничено.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 6 недель обучения и составляет 24 учебных часа.
Формы обучения и виды занятий по программе
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;
- сайты по творчеству данного направления;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber, WatsUp, ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию, демонстрируются способы изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий и промежуточных результатов работы.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).
Режим занятий.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю в зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 30 минут с перерывами 10 минут (при дистанционном обучении).
Первые 30 минут из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме (в индивидуальной работе и онлайн консультировании).
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, ZOOM, Youtube, Skype, Google и другие, педагог представляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для развития у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству посредством декоративной работы с пластичным и природным материалом, текстилем и металлической фольгой.
Задачи:
- Познакомить с комплексной техникой безопасности
- пробудить любознательность и интерес к прикладному творчеству;
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;
- формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформах, контентах, блогах и т.д.;
- выполнять задания самостоятельно и коллективно (бесконтактно);
- развитие умения анализировать и корректировать свою деятельность;
- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях и др.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля (дистанционная) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Пластилинография | 8 | 2 | 6 | ||
1 | Вводное занятие «Цветущая лужайка» (пластилиновая живопись) | 1 | 3 | Тест «Правила техники безопасности и пожарной безопасности» (Приложение 1) Входящая диагностика (Приложение 2) Практическое задание «Получение искомого цвета (оттенков цветов)» Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram | |
2 | «Золотая рыбка» (витражная техника) | 1 | 3 | Тестирование (кроссворд «Лепка») Приложение 3 в чатах WatsUp, Instagram | |
Поделки из круп и семян | 4 | 1 | 3 | ||
1 | «Веселые зверюшки» | 1 | 3 | Проектная работа Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram | |
Поделки из спичек | 8 | 2 | 6 | ||
1 | Аппликация «В лесу» | 1 | 1 | Лабораторная работа «Головоломки» Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram | |
2 | «Домик» | 1 | 5 | Контрольное задание «Сложи правильно основание дома» Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram | |
Игрушки из носков | 4 | 1 | 3 | ||
1 | Итоговое «Веселые игрушки» | 1 | 3 | Онлайн - тест Итоговая диагностика (Приложение 4) Выставка работ фото в чатах WatsUp, Instagram | |
Итого: | 24 | 6 | 18 |
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Пластилинография
Тема 1: Вводное занятие. «Цветущая лужайка».
Теория: Правила поведения на занятиях. Техника пластилиновой живописи. Инструменты и материалы. Пластилинография: техника выполнения, материалы и инструменты для «рисование» пластилином.
Практика: Изготовление сюжетной аппликации на картоне: проработка сюжета, подбор цвета, выкладывание картинки приемом размазывания и полуобъема, оформление работы. Использование активных ссылок.
Контроль: Практическое задание «Получение искомого цвета и применение в работе (оттенков цветов)». Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram
Тема 2: «Золотая рыбка»
Теория: Что такое витраж. Техники изготовления витражей. Способы и приемы создания панно из пластилина в «витражной» технике. Приемы размазывания, скатывание жгутиков.
Практика: Изготовление сюжетной аппликации на стекле: проработка сюжета, подбор цвета, выкладывание элементов сюжета, выкладывание картинки пластилиновыми жгутиками, оформление работы.
Контроль: Тестирование (кроссворд «Лепка»). Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram
Раздел 2. Поделки из круп и семян
Тема: «Веселые зверюшки»
Теория: Дать представление о способах и правила работы с разными видами круп. Подбор подходящего шаблона или картинки для работы. Материалы для работы. Этапы выполнения работы.
Практика: Подготовка крупы, перенос шаблона на плотную основу, промазывание клеем, заполнение крупой фона. Оформление работы. Использование активных ссылок.
Контроль: Проектная работа. Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram .
Раздел 3. Поделки из спичек
Тема 1: «Аппликация «В лесу»
Теория: Способы работы со спичками. Инструменты и материалы. Подбор сюжета и материалов для работы. Этапы выполнения плоскостной работы.
Практика: Подготовка картона-основы, составление эскиза, промазывание клеем рисунка, выкладывание рисунка спичками по сюжету. Оформление работы. Использование активных ссылок. Логические онлайн-игры.
Контроль: Лабораторная работа «Головоломки». Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram.
Тема 2: «Домик»
Теория: Способы составления объемных фигур из спичек. Материалы для работы. Этапы выполнения работы. Логические онлайн-игры и тестирование.
Практика: Подготовка необходимого количества спичек для работы. Сборка по схеме изделия.
Контроль: Контрольное задание «Сложи правильно основание дома». Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram.
Раздел 4. Игрушки из носков
Тема: «Веселые игрушки»
Теория: Повторение необходимых приспособлений для изготовления мягкой игрушки. Работа с трафаретами, выкройками, шаблонами. Приемы набивки. Расширить представления о возможностях применения ткани в декоративном искусстве.
Практика: Изготовление поделки по выбранному образцу. Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Instagram.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как к одному из видов изобразительного искусства;
-основы развития интереса и практической деятельности, желание создавать что-то своими руками;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- трудолюбия, бережного и ответственного отношения к результатам своей работы, к рабочим инструментам, материалам, оборудованию;
- познавательного интереса в области декоративно-прикладного творчества;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
Коммуникативные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
- Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
- Умение самостоятельно регулировать работу.
Предметные результаты:
К концу освоения программы дети должны знать:
- Правила техники безопасности.
-Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы.
- Иметь представление о техниках и приемах декоративной работы с крупой, спичками, тканью.
- Иметь представление о технике и приемах лепки из пластилина,
- Способы декорирования изделий.
- Технологическую последовательность выполняемой работы.
К концу освоения программы дети должны уметь:
- Выполнять правила техники безопасности.
- Пользоваться инструментами и приспособлениями.
- Выполнять декоративные работы с использованием техник: декоративная работа с крупой, спичками, тканью.
- Изготавливать из пластилина и круп панно, из спичек декоративные изделия для украшения интерьера, из носков милые игрушки.
- Декорировать готовые изделия.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является материально-техническое обеспечение, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и включать в себя необходимое оборудование, инструменты и материалы.
Требования к помещению.
На рабочем месте должны быть соблюдены следующие санитарно-гигиенические требования для проведения занятий по ручному труду и охране труда:
- равномерное освещение и отсутствие прямых и отраженных бликов,
- на рабочее место свет падает слева сверху,
- сухое, хорошо проветриваемое помещение,
- наличие электронного носителя с выходом в интернет,
- рабочий стол и стул, отвечающие эргономическим требованиям.
Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов.
Для реализации программы каждому обучающемуся необходимы следующие материалы и инструменты: картон, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, крупы, пластилин, баночки для воды, клеенки, нитки, иголки, спички, носочки и т.д.
Информационное обеспечение включает в себя информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном режиме.
Кадровое обеспечение.
Педагог, имеющий специальное образование и владеющий работой на электронных носителях.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Согласно учебному плану предусмотрено входящая диагностика, и итоговый контроль. В начале освоения программы входящая диагностика, в ходе которой выясняется первоначальный уровень знаний с целью адаптации образовательной программы к полученным данным. Итоговый контроль проводится в конце изучения программы для оценки результатов освоения тем программы. Диагностика проводится в форме устного опроса, он-лайн теста, выполнения практического задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: фотоматериалы, отзывы детей и родителей, материалы диагностики (планы опросов). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка работ в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входящая диагностика:
Формы проведения диагностики:
1. Тест (Приложение 2)
2. Выполнение практического задания. (Работа в чатах WatsUp, Instagram).
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень (1-2 балла) | Средний уровень (3-4 балла) | Высокий уровень (5 баллов) | |
Задание 1 | Обучающийся не имеет представления о декоративной работе, не знают об особенностях работы с предлагаемым материалом. Не знает о материалах, необходимых для работы. | Обучающийся имеет неполное представление о декоративной работе, об особенностях работы материалом. Знает не обо всех необходимых материалах для работы. | Обучающийся имеет представление о декоративной работе, об особенностях работы материалом. Знает о необходимых материалах для работы. |
Задание 2 | У обучающегося нет стремления украсить свою работу. Изделие выполняет строго по образцу. Работа не аккуратна. | Обучающийся выполняет работу по образцу, изменяя только некоторые элементы. Работа не очень аккуратна, но ребенок стремится исправить недочеты. | Обучающийся стремится украсить свою работу, проявляет фантазию. Работа индивидуальна, аккуратна. |
Итоговая диагностика.
Формы проведения диагностики:
1. Онлайн - тест.
2. Итоговый тест (Приложение 4). Работа в чатах WatsUp, Instagram,
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень (1-2 балла) | Средний уровень (3-4 балла) | Высокий уровень (5 баллов) | |
Задание 1 | Обучающийся не имеет представления о декоративной работе, не знают об особенностях работы с предлагаемым материалом. Не знает о материалах, необходимых для работы. | Обучающийся имеет неполное представление о декоративной работе, об особенностях работы материалом. Знает не обо всех необходимых материалах для работы. | Обучающийся имеет представление о декоративной работе, об особенностях работы материалом. Знает о необходимых материалах для работы. |
Задание 2 | У обучающегося нет стремления украсить свою работу. Изделие выполняет строго по образцу. Работа не аккуратна. | Обучающийся выполняет работу по образцу, изменяя только некоторые элементы. Работа не очень аккуратна, но ребенок стремится исправить недочеты. | Обучающийся стремится украсить свою работу, проявляет фантазию. Работа индивидуальна, аккуратна. |
Сводная таблица
Общее количество обучающихся | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Кол-во обучающихся | % | Кол-во обучающихся | % | Кол-во обучающихся | % | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы проведения занятий:
Программа предполагает теоретическую и практическую деятельность.
Методы обучения | ||
Репродуктивные | Продуктивные
| |
Информационно – репродуктивные | Инструктивно – репродуктивные | |
- объяснительно- иллюстративный - демонстрационный метод | -задание -инструктаж -практический метод | - Творческий (творческие задания проблемного характера)
|
Формы реализации методов:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает изложение материала с применением картинок, схем, фотографий, зарисовок, ссылок на сайты по теме занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа презентаций, видео.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.
Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических карт, объяснения алгоритмов и правил работы, с художественными материалами и оборудованием, объяснение правил ТБ и ОТ.
Практический метод – реализуется в форме изготовления и декорирования изделия.
Творческий метод – в программе используются элементы творческого метода, реализуется в выполнении обучающимся декорирования работы по собственному замыслу, в творческом самовыражении при декорировании изделия.
Учебно-методический комплекс для педагога и обучающихся включает:
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся (ссылки на мастер-классы, теоретический материал).
Методическое обеспечение программы
1. Обучающий компонент
- учебную и методическую литературу;
- конспекты занятий;
- образцы изделий;
- иллюстративные материалы по темам программы;
- фотоматериалы работ обучающихся;
- памятки по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
2. Компонент результативности: работы обучающихся;
3. Воспитательный компонент. Каталог игр с описанием. Памятки: сведения о необходимых материалах для занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Лыкова, И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2015. - 768 c.
2. Лыкова, Ирина Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки... и играем / Ирина Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. - 697 c.
3. Макаренко, М.К. Рисуем пластилином / М.К. Макаренко. - М.: Ранок, 2015. - 146 c.
4. Макаренко, Мария Рыбки, крабики, осьминожки и другие обитатели моря из пластилина / Мария Макаренко. - М.: Эксмо, 2015. - 320 c.
5. Макаренко, Мария Чудеса из пластилина / Мария Макаренко. - М.: АСТ, 2014. - 346 c.
6. Мамонтова, Александра Лепим из пластилина. 3-5 лет (+ DVD-ROM) / Александра Мамонтова. - М.: Рид Групп, 2011. - 687 c.
7. Митькин, Н.Н. Герои русских сказок из пластилина своими руками / Н.Н. Митькин. - М.: Эксмо, 2015. - 166 c.
8. Морозова, О. А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду / О.А. Морозова. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 960 c.
9. Морозова, О. А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь. Для детей 6-8 лет / О.А. Морозова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 783 c.
10. Московка, О. Животные жарких стран. Секреты пластилина / О. Московка. - М.: Карапуз, 2013. - 359 c.
11. Московка, О. Пластилин в картинках. Кит / О. Московка. - М.: Карапуз, 2015. - 944 c.
12.Московка, О. Пластилин в картинках. Коровка / О. Московка. - М.: Карапуз, 2015. - 630 c.
13. Новацкая, М.В. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми / М.В. Новацкая. - М.: Питер, 2014. - 468 c.
14. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – С56-57
15.Резько И.В. Картины из крупы. – Минск: Харвест, 2009. – С. 8-52.
16. Цветкова О.В. Аппликация из крупы. – Ярославль: Ниола-Пресс, 2012. – С. 23-26.
17. Акимова Г. Поделки из спичек – СПб.: «Ленинградское издательство», 2009.- 320 с.
18 .Георгиев А. Поделки из спичек – М.: Изд. «Просвещение», 2004.- 120 с.
19. Кукушкин Ю. Химия вокруг нас. – М.: Изд. «Просвещение»,1992.- 75 с
20. Ленгина Ю. «Игрушки из носочков». Издательство «Феникс», 2014 г.
21. Пискунова А. Ю. «Игрушки из носков». Издательство: АСТ - Пресс, 2014 г. серия: Серебряная библиотека увлечений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Белякова О. В. Большая книга поделок [Текст] / О. В. Белякова. —М.: АСТ, 2009. – 224с.
2. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития (учебник для студентов высших учебных заведений) [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
3. Свешникова Т. А. Декорирование природными материалами. [Текст] / Т. А.Свешникова. – М.: АСТ-Пресс Книга. – 2009. – 96с.
4. Скворцова В. О. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В. О. Скворцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 219 с.
Электронный ресурс:
4. http://www. lepka_iz_plastilina.ru
8. www.promyhouse.ru/.../kak-sdelat-samostoyatelno-igrushki-iz-noskov.ht
9. www.toysew.ru/iz-noskov-i-perchatok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Магия творчества" - возраст 6-7 лет
Программа по изо- деятельности...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Дистанционная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера»
Дистанционная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает...
Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"
Программа "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...