Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Магия творчества" - возраст 6-7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 30.08.2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 30.08.2019 года № 2П МП |
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Магия творчества»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 37 недель
Автор- составитель:
Земских Марина Валерьевна –
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности
пос. Шоссейное
2019
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень | Показатели | Специфика реализации | |||
Массовые программы | Групповые программы | Микро-групповые программы | Индивидуальные программы | ||
ознакомительный | Количество обучающихся | До 15 человек | |||
Возраст обучающихся | 6-7 лет | ||||
Срок обучения | 37 недель | ||||
Режим занятий | 30 мин в неделю (1/30 мин) | ||||
Minобъем программы | 18 часов 30мин. | ||||
Особенности состава обучающихся | Однородный | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная и нетрадиционная |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность программы
Направленность программы – художественная.
1.1.2 Актуальность Программы
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно - эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
1.1.3 Отличительные особенности Программы «Магия творчества»
В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.
Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаю отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой «Природа и художник».
1.1.4 Адресат программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (6-7 лет).
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 37 недель.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 30 мин.(18 часов 30 минут).
Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 30 мин.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения - очная.
1.1.7 Оптимальная наполняемость группы
15 человек, допустимая – 15 человек.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения
заданий.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.
1.1.9 Режим проведения занятий
1 раз в неделю, 30 мин., 18 часов 30 минут в год.
1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы
Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами художественной деятельности.
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
развитие мелкой моторики и образного мышления.
1.2.2 Задачи программы
обучающие:
- Накопление и передача эстетического опыта, формирование духовно богатой личности;
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности;
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительном творчестве;
- Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения
- Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с произведениями мировой художественной культуры
- Обучение «языку изобразительного искусства».
- Приобщение к мировой художественной культуре.
развивающие:
- Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
- Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
- Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
воспитательные:
- Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
- Воспитание культуры ребёнка
- воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной программы
«Магия творчества» для детей 6-7 лет
Название раздела, темы | Количество часов, мин | Формы аттестации/ контроля | |||
Теория | Практика | Всего | |||
мин | мин | мин | |||
Художественное развитие дошкольников | Тема 1. Мир природы Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. | 15 | 15 | 30 | Дигностическая карта |
Тема 2. Образы неба. «Небесные переливы» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 3. Образы земли «Ковер из осенних листьев» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 4. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 5. Образы земли и неба «Радуга» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 6. Образы цветов «Натюрморт в теплой или холодной гамме» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 7. Образы растений «Экзотические растения» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 8. Зеркало природы – вода «Отражение» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 9. Осенние дары «Ваза с плодами» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 10. Образы природы «Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 11. Мир животных Образы птиц «Перелетные птицы» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 12. Образы птиц «Страус – самая крупная птица на земле. Фламинго – дивная птица» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 13. Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы.» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 14. Образы подводного царства «Рыбы коралловых рифов. Акулы» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 15. Образы подводного мира «Кто на себе свой дом носит» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 16. Образы домашних животных «Кто сказал «мяу»?» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 17. Образы домашних животных «Конь – Огонь» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 18. Образы экзотических животных «Слоны. Жирафы. Носороги. Львы и т.п.» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 19. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 20. Образы животных в творчестве художников – анималистов. | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 21. Мир человека «Мои друзья» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 22. «Фантастический транспорт» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 23. «Я – Лилипут. Я – Великан» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 24. «Холодный колорит. Царство живописи» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 25. «Путешествие в Антарктиду. Пингвины» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 26. «Теплая гамма цветов. Царство живописи» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 27. «Путешествие на Африканский континент»» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 28. «Страна улыбок. Царство смеха» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 29. «Музыка в красках» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 30. «Царство волшебных букв» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 31. Мир искусства. «Как много в мире стран» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема32. «Матрешка» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 33. «Египетские пирамиды» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 34. «Полет над Кавказскими горами»» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 35. «Индейцы» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 36. «Пейзаж неведомой планеты» | 15 | 15 | 30 | Готовое изделие | |
Тема 37. Обобщающее занятие и итоговая выставка детских работ | 15 | 15 | 30 | Открытое занятие. Диагностичес кая карта. | |
Всего: 37 занятий 18 часов 30 мин |
1.3.2 Содержание дополнительной образовательной программы
«Волшебная кисточка» (37 недель обучения)
Тема | Цели и задачи | Методы и приемы | Наглядность | Примечания |
Сентябрь | ||||
Тема 1. Мир природы Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. | Познакомить детей с мастерской художника, ее оборудованием, рассказать о профессии художника, показать многообразие материалов, которыми он работает. Попросить выполнить автопортрет. Выявления уровня творческого развития детей | «Путешествие в мастерскую Художника» | Репродукции картин известных художников, материалы для творчества (карандаши, акварель, гуашь и т.д.) | С. 127 |
Тема 2. Образы неба. «Небесные переливы» | Знакомить детей с произведениями художников. Учить анализировать картины. Обратить внимание на цветовые решения утренних, полуденных и вечерних картин природы. Отрабатывать приемы работы масляной пастелью с акварельными красками в технике «по-сырому». Учить изображать разные по характеру подмалевки, дополняя по – возможности изображением. Развивать фантазию, художественную речь детей. | «Путешествие в небеса» | Репродукции картин в жанре «пейзаж» Н. Рериха, К. Юона, К. Моне. | С. 128 |
Тема 3. Образы земли «Ковер из осенних листьев» | Учить изображать «ковер» из осенних листьев, используя технику отпечатка. Закреплять умение смешивать цвета, составляя нужные оттенки. Развивать чувство эмоционально – ценностное отношение к природе, жизни. | «Путешествие по осеннему парку» | Осенние картины природы (И.Левитан, И. Грабарь) | С. 129 |
Октябрь | ||||
Тема 4. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра» | Учить детей изображать деревья высокие и низкие, согнувшиеся от ветра. Продолжать учить рассматривать репродукции. Развивать речь детей. Развивать фантазию детей. | «Путешествие к одинокому дереву» | Репродукции деревьев, которые пережили ураган, наводнение и др. Фоторепродукции по теме. | С.129 |
Тема 5. Образы земли и неба «Радуга» | Учить изображать радугу – дугу в технике «по – сырому или пастелью». Закреплять умение смешивать краски, получая нужные цвета и оттенки. | «Путешествие к радуге» | Репродукции пейзажей с изображением радуги. | С.131 |
Тема 6. Образы цветов «Натюрморт в теплой или холодной гамме» | Учить любоваться красотой цветов. Закреплять знание жанра «натюрморт». Обратить внимание на ограничение цветовой палитры в зависимости от состояния художника. Познакомить с понятием «колорит». Вспомнить названия основных цветов и результаты их смешивания. Закреплять приемы рисования гуашью, используя дополнительные техники. | «Путешествие в Волшебный сад» | Репродукции произведений художников : И.Грабарь «Хризантемы», В. Ван Гог «Подсолнухи», «Ирисы», А.Головин «Флоксы», А.Дейнека «Гладиолусы с рябиной», М.Сарьян «Цветы»; Наглядные пособия: «Живописная фактура», «Теплые и холодные цвета» | С.131 |
Тема 7. Образы растений «Экзотические растения» | Познакомить с понятием «рисование с натуры». Учить рисовать с натуры кактус в горшочке, придумывая рисунку название. | «Путешествие в пустыню» | Фоторепродукции алоэ, кактуса и др. | С.134 |
Ноябрь | ||||
Тема 8. Зеркало природы – вода «Отражение» | Учить внимательно рассматривать репродукции природы, на которых изображено отражение. Обратить внимание на то, что отражение – это перевернутый мир. Показать прием получения зеркального отражения в технике монотипии. | «Путешествие к водоему» | Репродукции картин с изображением отражения в воде. | С. 136 |
Тема 9. Осенние дары «Ваза с плодами» | Познакомить детей с составлением композиции. Закреплять знание жанра. Продолжать учить рассматривать натюрморты, выражать свои мысли по поводу увиденного. Учить изображать вазу с плодами, композиционно правильно располагая фрукты, овощи. | «Путешествие за осенними дарами» | Натюрморты (репродукции): И. Хруцкого, И. Машкова. | С. 137 |
Тема 10. Образы природы «Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах» | Учить изображать портрет волшебницы Природы в . осенних нарядах. Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного. Закреплять знание жанра портрет. | «Путешествие к волшебнице Природе» | Репродукции картин известных художников, изображения волшебницы Природы в осенних нарядах. Природный материал. | С.139 |
Тема 11. Мир животных Образы птиц «Перелетные птицы» | Учить передавать изображения больших и маленьких птиц в полете. | «Путешествие с перелетными птицами» | Иллюстрации перелетных птиц в разных проекциях. | С.141 |
Декабрь | ||||
Тема 12. Образы птиц «Страус – самая крупная птица на земле. Фламинго – дивная птица» | Учить изображать больших и маленьких птиц с длинной шеей. Развивать связную речь детей. Формировать творческую активность детей. | «Путешествие в «Птичье царство» | Репродукции различных птиц, отличающихся местами обитания, формами и видами (страус, фламинго и др.) | С.142 |
Тема 13. Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы.» | Показать прием изображения букашек, таракашек, мух, комаров, бабочек, стрекоз. Учить выполнять иллюстрации к произведению К.Чуковского «Муха – цокотуха» | «Путешествие к насекомым» | Графические репродукции букашек, таракашек, мух, комаров, бабочек, стрекоз. Иллюстрации к произведению К.Чуковского «Муха – цокотуха» | С. 142 |
Тема 14. Образы подводного царства «Рыбы коралловых рифов. Акулы» | Учить изображать разнохарактерных по форме рыб. Напомнить приемы работы в смешанной технике. | «Путешествие в подводный мир» | Репродукции рыб, имеющих необычную форму и окраску. (рыбы коралловых рифов. Тихий океан) | С. 144 |
Тема 15. Образы подводного мира «Кто на себе свой дом носит» | Учить изображать улиток, черепах, раков, крабов – на выбор. Развивать умение отгадывать загадки. | «Путешествие в подводный мир» | Репродукции с изображением улиток, черепах, раков, крабов. | С. 145 |
Тема 16. Образы домашних животных «Кто сказал «мяу»?» | Учить изображать любопытный сюжет из жизни кошек, используя доступные средства выразительности. Обратить внимание на выразительность движений этих животных. | «Путешествие к кошкам» | Репродукции разных пород кошек. | С. 145 |
Январь | ||||
Тема 17. Образы домашних животных «Конь – Огонь» | Учить изображать коня, передавая пластику движения. Обратить внимание на выполнение наброска. Способствовать созданию оригинальных композиций. | «Путешествие на луг» | Репродукции с изображением коней. Репродукции: К.Петров – Водкин «Купание красного коня», М.Греков «Головы белых лошадей», «Тачанка» и др. | С.146 |
Тема 18. Образы экзотических животных «Слоны. Жирафы. Носороги. Львы и т.п.» | Учить изображать больших и маленьких жирафов. Развивать стремление быть оригинальным. | «Путешествие в Африку» | Изображения экзотических животных. | С. 147 |
Тема 19. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?» | Учить выполнять иллюстрацию к стихотворению Бродского «Лось и лосенок», используя материал по выбору. Способствовать созданию динамичных оригинальных композиций. | «Путешествие в страну оленей» | Репродукции разных рогатых животных (лось, олень, винторогий козел) | С. 149 |
Тема 20. Образы животных в творчестве художников – анималистов. | Познакомить детей с профессией скульптор, художник – анималист. Учить выполнять копию скульптурного изображения. (работа с репродукцией) | «Путешествие в мир скульптуры» | Открытки с изображениями животных. Скульптурные изображения животных. | С. 108 |
Февраль | ||||
Тема 21. Мир человека «Мои друзья» | Обратить внимание на среду портретируемых. Учить давать словесное описание портрета. Развивать умение изображать парный портрет. Развивать художественный вкус. Закреплять знание жанра портрет. | «В мире друзей» | Репродукции детских портретов (Д.Веласкес, М.Сарьян, З. Серебрякова, Д.Жилинский) | С. 154 |
Тема 22. «Фантастический транспорт» | Учить изображать. фантастический вездеход. Развивать фантазию, умение реализовывать задуманное на листе бумаги. | «Путешествие в Вообразилию». | Репродукции разных транспортных средств. Детские работы прошлых лет. | С. 155 |
Тема 23. «Я – Лилипут. Я – Великан» | Учить детей изображать Лилипута и Великана – в зависимости от замысла. Обратить внимание на метод сравнения, который используют художники. | «Путешествие в Вообразилию» | Иллюстрации к сказкам «Дюймовочка», «Путешествия Гулливера» | С. 157 |
Тема 24. «Холодный колорит. Царство живописи» | Продолжать закреплять основы цветоведения (теплые и холодные краски). Закреплять понятие «архитектор». Учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием холодных красок. | «Путешествие в Царство Холода» | Репродукции архитектурных построек ( в стиле готики, классицизма, рококо, древне-русская архитектура. | С. 158 |
Март | ||||
Тема 25. «Путешествие в Антарктиду. Пингвины» | Учить изображать пингвинов с пингвинятами. Уточнить, что пингвины занесены в Красную книгу. Развивать художественный вкус, творческий подход. | «Путешествие в «мир пингвинов» | Репродукции антарктических пейзажей. Изображения пингвинов. | С. 114 |
Тема 26. «Теплая гамма цветов. Царство живописи» | Продолжать закреплять основы цветоведения (теплые и холодные краски). Закреплять понятие «архитектор». Учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием теплых красок | «Путешествие в страну теплых красок» | Репродукции архитектурных построек ( в стиле готики, классицизма, рококо, древне-русская архитектура. | С. 160 |
Тема 27. «Путешествие на Африканский континент»» | Учить изображать ребят – негритят. Обратить внимание ребят на цвет кожи, необычные прически, одежду негритят. Показать прием смешивания оранжевой краски с черной для изображения кожи негритят. | «Путешествие на Африканский континент» | Портретные образы негритянского населения. | С. 161 |
Тема 28. «Страна улыбок. Царство смеха» | Учить изображать портрет улыбающейся мамы с букетом цветов, передавая в рисунке чувства любви и нежности. | «Путешествие в Царство смеха и улыбок»» | Репродукции с изображением портретов женщин с детьми н а руках (А. Дейнека, С.Рафаэль, Леонардо да Винчи, древнерусские иконы «Богоматерь с младенцем Христом». | С. 163 |
Тема 29. «Музыка в красках» | Учить слушать музыкальные произведения. Учить соотносить музыкальные и изобразительные образы (используя разные подмалевки). Развивать фантазию, художественный вкус. Развивать способность выражать свои чувства в творчестве. | «Путешествие в «Солнечный денек» | Наглядное пособие «Теплые и холодные цвета» | С. 166 |
Апрель | ||||
Тема 30. «Царство волшебных букв» | Учить ребят изображать шрифтовую композицию. Развивать желание создать и изобразить свой шрифт, украсить буквы. | «Путешествие в Страну букв» | Наглядное пособие «Виды шрифтов» | С. 166 |
Тема 31. Мир искусства. «Как много в мире стран» | Учить выполнять композицию «Поход семьей». Рассмотреть репродукции туристического снаряжения, репродукции красивейших мест нашей страны. Прививать любовь к Родине, развивать чувство патриотизма. | «Путешествие по Планете» | Репродукции туристического снаряжения, репродукции красивейших мест нашей страны.. | С. 167 |
Тема32. «Матрешка» | Познакомить детей с разными матрешками. Учить украшать матрешек различными материалами (на выбор). Рассказать о символическом значении матрешки. Учить отгадывать загадки о матрешке. | «Путешествие к матрешкам» | Изображения разных матрешек (Семеновская, Полхов – Майдановская, Загорская и др.) | С. 168 |
Тема 33. «Египетские пирамиды» | Учить изображать пирамиды, озаренные знойным африканским солнцем. Обратить внимание на монументальность пирамид, их форму. Расширить представления детей о пирамидах. | «Путешествие в Египет» | Репродукции пирамид (Хеопса, Хефрена, Микерина, Джосера) | С. 169 |
Май | ||||
Тема 34. «Полет над Кавказскими горами»» | Учить изображать горный пейзаж с саклей. Познакомить детей с традиционным жилищем горцев – саклей. Развивать фантазию, смелые творческие замыслы. | «Путешествие на Кавказ» | Репродукции с традиционным жилищем горцев – саклей. | С.171 |
Тема 35. «Индейцы» | Учить изображать портрет маленького индейца во весь рост. Рассмотреть с детьми репродукции коренных жителей Америки. Развивать желание рисовать, реализовывая задуманное. Обратить внимание на одежды, украшения из перьев, разрисованные лица. | «Путешествие к индейцам» | Репродукции коренных жителей Америки. | С. 122 |
Тема 36. «Пейзаж неведомой планеты» | Закреплять умение изображать фантастический пейзаж в смешанной технике восковой мелок, акварель. Развивать фантазию, смелые творческие замыслы. | «Космическое путешествие» | Репродукции фантастических космических пейзажей. | С. 175 |
Тема 37. Обобщающее занятие и итоговая выставка детских работ | Рисунок на свободную тему. Выявления уровня творческого развития детей. | «Путешествие на выставку рисунков» | Репродукции пейзажей И.Левитана, К. Богаевского, Ван Гога, И.Грабаря, А. Куинджи и др. | С. 179 |
1.4 Планируемые результаты и способы их проверки
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых художественно – эстетических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).
Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься.
Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
К концу обучения ребенок может:
- Эмоционально откликаться на художественные произведения;
- Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
- Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
- Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве;
- Быть оригинальным в выборе сюжета;
- Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
- Работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
- Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
- Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем
- Свободно выбирать материал для работы.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 1-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 1. Мир природы Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
2 | 09 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 2. Образы неба. «Небесные переливы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
3 | 09 | 3-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 3. Образы земли «Ковер из осенних листьев» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
4 | 10 | 1- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 4. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
5 | 10 | 2-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 5. Образы земли и неба «Радуга» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
6 | 10 | 3 неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 6. Образы цветов «Натюрморт в теплой или холодной гамме» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
7 | 10 | 4- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 7. Образы растений «Экзотические растения» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
8 | 11 | 1- недели | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 8. Зеркало природы – вода «Отражение» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
9 | 11 | 2-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 9. Осенние дары «Ваза с плодами» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
10 | 11 | 3- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 10. Образы природы «Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
11 | 11 | 4- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 11. Мир животных Образы птиц «Перелетные птицы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
12 | 12 | 1- недели | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 12. Образы птиц «Страус – самая крупная птица на земле. Фламинго – дивная птица» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
13 | 12 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 13. Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы.» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
14 | 12 | 3 неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 14. Образы подводного царства «Рыбы коралловых рифов. Акулы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
15 | 12 | 4- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 15. Образы подводного мира «Кто на себе свой дом носит» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
16 | 12 | 5-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 16. Образы домашних животных «Кто сказал «мяу»?» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
17 | 01 | 1- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | Тема 17. Образы домашних животных «Конь – Огонь» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность | |
18 | 01 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 18. Образы экзотических животных «Слоны. Жирафы. Носороги. Львы и т.п.» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
19 | 01 | 3- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 19. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
20 | 01 | 4-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 20. Образы животных в творчестве художников – анималистов. | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
21 | 02 | 1- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 21. Мир человека «Мои друзья» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
22 | 02 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 22. «Фантастический транспорт» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
23 | 02 | 3- недели | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 23. «Я – Лилипут. Я – Великан» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
24 | 02 | 4- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 24. «Холодный колорит. Царство живописи» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
25 | 03 | 1-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 25. «Путешествие в Антарктиду. Пингвины» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
26 | 03 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 26. «Теплая гамма цветов. Царство живописи» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
27 | 03 | 3- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 27. «Путешествие на Африканский континент»» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
28 | 03 | 4- недели | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 28. «Страна улыбок. Царство смеха» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
29 | 03 | 5-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 29. «Музыка в красках» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
30 | 04 | 1- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 30. «Царство волшебных букв» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
31 | 04 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 31. Мир искусства. «Как много в мире стран» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
32 | 04 | 3- недели | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема32. «Матрешка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
33 | 04 | 4-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 33. «Египетские пирамиды» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
34 | 05 | 1- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 34. «Полет над Кавказскими горами»» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
35 | 05 | 2- неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 35. «Индейцы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
36 | 05 | 3-неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 36. «Пейзаж неведомой планеты» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
37 | 05 | 4 неделя | Понедельник 17.20-17.50 | очная | 1 | Тема 37. «Путешествие на выставку рисунков» | Изостудия | Обобщающее занятие и итоговая выставка детских работ |
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально- техническое обеспечение
№ | наименование | количество |
1. | Изостудия | |
2. | Бумага альбомная | по количеству детей |
3. | Карандаши простые | по количеству детей |
4. | Карандаши цветные | По количеству детей |
5. | Акварель | по количеству детей |
6. | Гуашь | по количеству детей |
7. | Восковые мелки | по количеству детей |
8. | Проектор | 1 шт. |
9. | Репродукции картин. | |
10. | Иллюстрации | |
11. | Баночки для промывания кисти | по количеству детей |
12. | Тряпочки | по количеству детей |
13. | Фломастеры | по количеству детей |
14. | Цветной пластилин | по количеству детей |
15. | Масляная пастель | по количеству детей |
16. | Нарукавники | по количеству детей |
17. | Штампы, дополнительные материалы для творчества | по количеству детей |
2.2.2 Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
2.2.3 Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог по изо- деятельности. Образование высшее педагогическое.
Стаж работы по профилю более пяти лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дошкольного образования» и осуществляет подготовку к аттестации.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Журнал Посещаемости;
- Фотоотчет;
- Отзывы детей и родителей.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Выставка;
- Диагностическая Карта;
- Открытое занятие.
2.4 Оценочные материалы
Уровни освоения художественно - эстетического развития дошкольников
6-7 лет
Дата проведения __________________
Педагог дополнительного образования___________________________________
№ | Фамилия, имя ребёнка | Эмоционально откликается на художественные произведения | Различает жанры изобразительного искусства | Проявляет инициативу, умеет рисовать на свободную тему | Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве | оригинален в выборе сюжета | Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности | Работает творчески, используя нетрадиционные методы и приемы | Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов | Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)
2.5 Методические материалы
2.5.1 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в очной форме.
2.5.2 Методы обучения
- - наглядный (демонстрация наглядных пособий);
- - практический (упражнение, экспериментирование;
- -объяснительно- иллюстративный;
- - репродуктивный;
- - частично- поисковый;
- - исследовательский проблемный;
- -воспитательный (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
- - игровые (дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);
- - словесные (рассказ педагога, беседа,).
2.5.3 Форма организации образовательного процесса
- Групповая;
- Индивидуально – групповая.
2.5.4 Формы организации учебного занятия
- Беседа;
- Выставка
- Галерея;
- Игра;
- Наблюдение;
- Практическое Занятие;
- Презентация;
- Творческая Мастерская.
2.5.5 Педагогические технологии
- Технология Группового Обучения;
- Технология Игровой Деятельности;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающие технологии.
2.5.6 Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)
2. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике; (15 мин.)
4. Динамическая пауза (1 минута)
5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)
2.5.7 Дидактические материалы
- Раздаточные Материалы;
- Инструкционные Карты;
- Технологические Карты;
- Задания;
- Упражнения;
- Образцы Изделий.
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид изд. | Количество экземпляров. |
1 | Копцева Т.А. | «Природа и художник» | М.: 2001 |
2.6.2 Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид Издания. | Количество экземпляров. |
1 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1973 | Вып.1 | |
2 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1979 | Вып.2 | |
3 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1991 | ||
4 | Бакушинский А.В. | «Исследования и статьи» | М., 1981 | ||
5 | Кабалевский Д.Б. | «Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады» | М., 1986 | ||
6 | Копцева Т.А. | «Природа и художник: Пособие для учителя»» | М., 1994 | ||
7 | Копцева Т.А. | «Природа и художник: Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4-6 лет» | М., 1999 | ||
8 | Кульчинская Н.Л. | «Ребенок в музее» | М., 1999 | ||
9 | Левин С.Д. | «Ваш ребенок рисует» | М., 1980 | ||
10 | Лихачев Д.С. | «Земля родная» | М., 1983 | ||
11 | Макарова Е.Г. | «В начале было детство: Записки педагога» | М., 1990 | ||
12 | Макарова Е.Г. | «Освободите слона» | М., 1980 | ||
13 | Макарова Е.Г. | «Преодолеть страх или Искусствотерапия». | М., 1996 | ||
14 | Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н. | «Ступеньки к творчеству» | М., 1995 | ||
15 | Мелик–Пашаев А.А. | «Педагогика искусства и творческие способности» | М.,1983 | ||
16 | Мифы народов мира/гл.ред. С.А.Токарев | Энциклопедия: в 2-х т. | М,1991 - 1992 | ||
17 | Неменский Б.М. | «Мудрость красоты» | М.,1987 | ||
18 | Полунина В.Н. | «Искусство и дети» | М.,1982 | ||
19 | «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. | М., 1996 | |||
20 | Скаткин М.Н., Краевский В.В. | «Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы» | М., 1981 | ||
21 | «Современный словарь – справочник по искусству» | М.,1999 | |||
22 | Сухомлинский В.А. | «Сердце отдаю детям» | Киев, 1988 | ||
23 | «Художественное творчество и ребенок»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной | М., 1972 | |||
24 | Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. | М., 1997 | |||
25 | Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17-19 веков. | М., 1999 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...