«Путешествие в Царство звуков [З] и [С]».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Родник»
План - конспект
открытого занятия
в объединении « Светлячок»
«Путешествие в Царство звуков [З] и [С]».
Подготовила и провела: Сафронова С.А.,
педагог дополнительного образования
Воронеж 2020
Дата проведения: 23.12.2020г.
Место проведения: https://vk.com/topic-196557995_42078347
Группа: 5, 1 год обучения
Возраст: 6-7 лет
Цель: Закрепление умения дифференциации глухих и звонких, мягких и твердых звуков [З]-[С]в слогах, словах.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение отгадывать загадки;
-учить давать сравнительную характеристику звуков [з]- [с];
-формировать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [ з]-[ с]
-закрепить понятия «звук», «буква»;
- совершенствовать умения говорить чистоговорки;
- формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости;
-совершенствовать навыка звуко-буквенного анализа;
-закрепить умения делить слова на слоги и умения соотносить со схемой;
Развивающие:
-развивать слуховую дифференциацию звуков[з]-[с];
-развивать фонематический слух, воображение, логическое мышление, память, сообразительность;
-развивать артикуляционную, общую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-воспитывать усидчивость, трудолюбие при выполнении заданий;
-воспитывать чувство сопереживания, желание помогать в трудной ситуации.
Ход занятия. https://youtu.be/aSSq7BkcDhs
1часть. Вводная
Приветствие.
Педагог: Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
-Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. Вспомним, какие бывают звуки?
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
(Обозначается красным цветом).
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не могут они петь.
(Обозначаются синим (твердые) и зеленым (мягкие) согласные.)
А в гости, к каким звукам мы отправимся, вы узнаете из загадок:
Педагог:
Загадка1
-Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.(Сова)
Назовите первый звук в слове сова? (Звук С)
-Правильно, в этом царстве, Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.
Загадка 2
Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы.(Заяц)
-Молодцы, угадали.
-Назовите первый звук в слове заяц, (Звук З)
Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.
Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство согласных звуков [З] и [С].
- Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [З] и [С], учиться правильно их произносить, заменять эти звуки соответствующими буквами, правильно использовать их на письме.
-Тема нашего занятия: "Различение звуков [ з],[ с]"
-Почему -то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки [З] и [С] пропали. Теперь эти звуки не звучат в царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Согласны помочь нашим героям?Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.
2 часть. Основная
Артикуляционная гимнастика
Педагог:-Для начала нам нужно выполнить речевое упражнение.
-Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,
Не руками, не ногами, а своими язычками.
"Улыбка-трубочка"
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Видишь хобот у меня.
Мне понравилось играть
Повторю -ка все опять.
Развитие слуховой дифференциации звуков [з]-[с]
-Произнесите звук З. Звук [з] поётся? Ответы детей.
-Значит, он какой? Ответы детей.
- В какой части слов Зайка слышится звук [з]?
-Он звучит в слове Зайка твердо или мягко? Ответы детей.
-Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? Ответы детей.
-А теперь закройте ладошками уши, ещё раз произнесите звук [з] и определите звонкий или глухой этот звук?
-Если слышится голосок, значит звук звонкий, если шепот – значит звук глухой). Ответы детей.
-Вместе скажем, звук [з] - согласный, звонкий. Ответы детей.
Педагог: -Назовите первый звук в слове Сова. Ответы детей.
Произнесите звук С. Звук [с] поётся? Ответы детей.
Значит, он какой? Ответы детей.
-Он звучит в слове Сова твердо или мягко? Ответы детей.
-Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? Ответы детей.
-А теперь закройте ладошками уши, ещё раз произнесите звук [с] и определите звонкий или глухой этот звук?
-Если слышится голосок, значит звук звонкий, если шепот – значит звук глухой). Ответы детей.
-Вместе скажем, звук [с] - согласный, глухой. Ответы детей.
Закрепление понятий «звук», «буква»;
Педагог: - Чем отличаются звуки от букв? (звуки слышим и произносим, а буквы пишем, видим)
Буква З звонок купила.
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их угощала.
Слон стоит такой большой,
Он качает головой
Букву С он дарит нам.
Та же О, но пополам.
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолет,
Буква С зовет в полет.
Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.
Педагог: - Определите, что общего у звуков [ з]-[ с]?
Ответы детей.(Согласные, твердые)
Педагог:- Определите, чем отличаются эти звуки?
Ответы детей.(Звук [ с] глухой, а звук [ з] звонкий)
Физкультурная минутка
Повторяйте за мультипликационными персонажами.
Дети имитируют движения.
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И звуки заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец они решили
И звуки освободили.
А теперь, друзья, - плясать,
Нам не надо унывать.
Формирование фонематическое восприятие и умение выделять звуки
[ з]-[ с]
Педагог:-Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки [З] и [С]. Если вы услышите звук [С], то хлопните в ладоши, а если звук [З] - топаете. (а, с, п, к, з, с, т, м, п, з, с, с; ап, за, ас, са, ко, зы, ха, сы, ма, ку, ап, зу, зы, со, хо; мак,оса, мука, суп, лес, ведро, заяц, кит, лось, бусы, кот,зонт, мухи, сова, тетрадь, халат, зебра)
- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.
Совершенствование умения говорить чистоговорки.
Педагог:-Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы. Зы-зы-зы - у меня две козы.
Физкультурная минутка для глаз
Повторяйте за смайликом
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа.
Педагог:-Назовите картинки выделяя звук [С], определите в какой части слова слышится этот звук, соедините картинку с соответствующей схемой.
Слова: лиса, синица, лес, собака
-Назовите картинки выделяя звук [З], определите в какой части слова слышится этот звук, соедините картинку с соответствующей схемой.
Слова: корзина, зонт, арбуз, зима
Закрепление умения делить слова на слоги и умения соотносить со схемой.
Педагог:-Назовите картинки, определите количество слогов в словах и соедините с соответствующей схемой.
Слова: зонт, корзина, сова, заяц, собака.
3. Заключительная
Педагог: -Ребята, вы выполнили все задания, помогли Зайке и Сове расколдовать замок и звуки [З],[С] там появились. Теперь эти звуки звучат в царстве, все слова стали понятными. Спасибо вам.Молодцы.
-Какие звуки учились различать на занятии?
-Назовите слова со звуком [С], со звуком [З].
-Что общего и чем отличаются эти звуки?
-Вспомним, какие задания выполняли на сегодняшнем занятии? ( разгадывали загадки, делили слова на слоги, определяли в какой части слово слышатся звуки [З], [С] ( в начале, середине, в конце), определяли какой согласный звук ( твердый, мягкий; глухой, звонкий)
-Ребята, вам понравилось путешествие в царство звуков?
- Трудные были задания?
-Почему вы легко справились с заданиями?
-Сегодня вы были дружными, любознательными, умными, заинтересованными.
- Да, вы все внимательно слушали, вы хотели помочь Сове и Зайке, сделать добро, вернуть звуки в царство. Ребята, вам понравилось помогать? Какое чувство вы испытываете? Радость, гордость, что вы справились с заданиями и помогли нашим героям.
Педагог благодарит всех за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в царство звуков и цветов
Прогулка в парк...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство звуков»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство звуков»...
Конспект занятия на тему:"Путешествие в царство звуков и цветов"
Занятие для детей старшего возраста...
"Путешествие в царство звуков"
Тема: «Путешествие в царство звуков» Цели: Продолжать знакомить с многообразием звуков. Узнавать на слух окружающие нас звуки и их дифференцировать. Дать понятие – речевые звуки. Учить составля...
Конспект занятия в старшей группе " Путешествие в царство звуков и цветов".
Учить видеть изменения в природе с наступлением теплой погоды.Закрепить у детей знания и осознание выполнения правил поведения в лесу....
Конспект занятия по логопедии в подготовительной группе "Путешествие в царство Звуков и Букв"
Итоговое занятие в подготовительной группе...