«Путешествие в Царство звуков [З] и [С]».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сафронова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tsarstvo_zvukov_zs.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Родник»

План - конспект

открытого занятия

в объединении « Светлячок»

«Путешествие в Царство звуков [З] и [С]».

Подготовила и провела: Сафронова С.А.,

педагог дополнительного образования

Воронеж 2020


Дата проведения: 23.12.2020г.

Место проведения: https://vk.com/topic-196557995_42078347

Группа: 5, 1 год обучения

Возраст: 6-7 лет

Цель: Закрепление умения дифференциации глухих и звонких, мягких и твердых звуков  [З]-[С]в слогах, словах.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение  отгадывать загадки;

-учить давать сравнительную характеристику звуков [з]- [с];

-формировать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [ з]-[ с]

-закрепить понятия «звук», «буква»;

- совершенствовать умения говорить чистоговорки;

- формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости;

-совершенствовать навыка звуко-буквенного анализа;

-закрепить умения делить слова на слоги и умения соотносить со схемой;

Развивающие:

-развивать слуховую дифференциацию звуков[з]-[с];

-развивать фонематический слух,  воображение, логическое мышление, память, сообразительность;

-развивать  артикуляционную, общую моторику.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-воспитывать усидчивость,  трудолюбие при выполнении заданий;

-воспитывать чувство сопереживания, желание помогать в трудной ситуации.

Ход занятия.  https://youtu.be/aSSq7BkcDhs

1часть. Вводная

Приветствие.

Педагог: Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

-Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. Вспомним, какие бывают звуки?

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

(Обозначается красным цветом).  

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, 
Но не могут они петь. 

(Обозначаются синим (твердые) и зеленым (мягкие) согласные.)

А в гости, к каким звукам мы отправимся, вы узнаете из загадок:

Педагог:

 Загадка1

-Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.(Сова) 

Назовите первый звук в слове сова? (Звук С)

-Правильно, в этом царстве, Сова –хозяйка звука «С». 
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте. 

Загадка 2

Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы.(Заяц)

 -Молодцы, угадали.

 -Назовите первый звук в слове заяц, (Звук З)

Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве. 

Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство согласных звуков [З] и [С]. 

- Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [З] и [С], учиться правильно их произносить, заменять эти звуки соответствующими буквами, правильно использовать их на письме.

-Тема нашего занятия: "Различение звуков [ з],[ с]"

-Почему -то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки [З] и [С] пропали. Теперь  эти звуки не звучат в  царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.  Согласны помочь нашим героям?Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

2 часть. Основная

Артикуляционная гимнастика

 Педагог:-Для начала нам нужно выполнить речевое упражнение.

-Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,

Не руками, не ногами, а своими язычками.

"Улыбка-трубочка"

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

 А теперь слоненок я,

Видишь хобот у меня.

 Мне понравилось играть

Повторю -ка все опять.

Развитие слуховой дифференциации звуков [з]-[с]

-Произнесите звук З. Звук [з] поётся? Ответы детей.

-Значит, он какой?  Ответы детей.

- В какой части слов Зайка слышится звук [з]?

-Он звучит в слове Зайка твердо или мягко? Ответы детей.

-Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки?  Ответы детей.

-А теперь закройте ладошками уши, ещё раз произнесите звук [з] и определите звонкий или глухой этот звук?

-Если слышится голосок, значит звук звонкий, если шепот – значит звук глухой).  Ответы детей.

-Вместе скажем, звук [з] - согласный, звонкий. Ответы детей.

 Педагог: -Назовите первый звук в слове Сова. Ответы детей.

 Произнесите звук С. Звук [с] поётся? Ответы детей.

Значит, он какой?  Ответы детей.

-Он звучит в слове  Сова  твердо или мягко? Ответы детей.

-Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки?  Ответы детей.

-А теперь закройте ладошками уши, ещё раз произнесите звук [с] и определите звонкий или глухой этот звук?

-Если слышится голосок, значит звук звонкий, если шепот – значит звук глухой).  Ответы детей.

-Вместе скажем, звук [с] - согласный, глухой. Ответы детей.

  Закрепление понятий «звук», «буква»;

 Педагог: - Чем отличаются звуки от букв? (звуки слышим и произносим, а буквы пишем, видим)

Буква З звонок купила.

И с утра в него звонила.

Зайцев в гости зазывала,

Завтраком их угощала.

Слон стоит такой большой,

Он качает головой

Букву С он дарит нам.

Та же О, но пополам.

Букву С нам надо знать,

Чтобы слово прочитать,

Смех, смекалка, самолет,

Буква С зовет в полет.

Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

 Педагог: - Определите, что общего у звуков [ з]-[ с]?

 Ответы детей.(Согласные, твердые)

 Педагог:- Определите, чем отличаются эти звуки?

 Ответы детей.(Звук  [ с]  глухой, а звук [ з] звонкий)

Физкультурная минутка

Повторяйте за мультипликационными персонажами.

Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И звуки заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как задания выполнять.

Наконец они решили

И звуки освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

Формирование фонематическое восприятие и умение выделять звуки

 [ з]-[ с]

 Педагог:-Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки [З] и [С]. Если вы услышите звук [С], то хлопните в ладоши, а если звук [З] - топаете. (а, с, п, к, з, с, т, м, п, з, с, с; ап, за, ас, са, ко, зы, ха, сы, ма, ку, ап, зу, зы, со, хо; мак,оса, мука, суп, лес, ведро, заяц, кит, лось, бусы, кот,зонт, мухи, сова, тетрадь, халат, зебра)

- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.

Совершенствование умения говорить чистоговорки.

Педагог:-Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:

Са-са-са – вот летит оса. 
Су-су-су – не боюсь осу. 
Сы-сы-сы – нет осы. 
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся. 
Се-се-се – еду на гусе. 
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза. 
За-за-за - вот летает стрекоза. 
За-за-за - у куклы синие глаза. 
Зу-зу-зу - накормлю козу. 
Зу-зу-зу – не боюсь козу. 
Зы-зы-зы – нет козы. Зы-зы-зы - у меня две козы. 
Физкультурная минутка для глаз

Повторяйте за смайликом

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа.

Педагог:-Назовите картинки выделяя звук [С], определите в какой части слова слышится этот звук, соедините картинку с соответствующей схемой.

Слова: лиса, синица, лес, собака

-Назовите картинки выделяя звук [З], определите в какой части слова слышится этот звук, соедините картинку с соответствующей схемой.

Слова: корзина, зонт, арбуз, зима

Закрепление умения делить слова на слоги и умения соотносить со схемой.

Педагог:-Назовите картинки, определите количество слогов в словах и соедините с соответствующей схемой.

Слова: зонт, корзина, сова, заяц, собака.

3. Заключительная

Педагог: -Ребята, вы выполнили все задания, помогли Зайке и Сове расколдовать замок и звуки [З],[С] там появились. Теперь  эти звуки звучат в  царстве, все слова стали понятными. Спасибо вам.Молодцы.

-Какие звуки учились различать на занятии?

-Назовите слова со звуком [С], со звуком [З].

-Что общего и чем отличаются эти звуки?

-Вспомним, какие задания выполняли на сегодняшнем занятии? ( разгадывали загадки, делили слова на слоги, определяли в какой части слово слышатся звуки [З], [С] ( в начале, середине, в конце), определяли какой согласный звук ( твердый, мягкий; глухой, звонкий)

-Ребята, вам понравилось путешествие в царство звуков?

- Трудные были задания?

-Почему  вы легко справились с заданиями?

-Сегодня вы были дружными, любознательными, умными, заинтересованными.

- Да, вы все внимательно слушали, вы хотели помочь Сове и Зайке, сделать добро, вернуть звуки в царство. Ребята, вам понравилось помогать? Какое чувство вы испытываете? Радость, гордость, что вы справились с заданиями и помогли нашим героям.

Педагог благодарит всех за занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство звуков»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство звуков»...

"Путешествие в царство звуков"

Тема: «Путешествие в царство звуков» Цели: Продолжать знакомить с многообразием звуков. Узнавать на слух окружающие нас звуки и их дифференцировать. Дать понятие – речевые звуки. Учить составля...

Конспект занятия в старшей группе " Путешествие в царство звуков и цветов".

Учить видеть изменения в природе с наступлением теплой погоды.Закрепить у детей знания и осознание выполнения правил поведения в лесу....