Методическая разработка : Дистанционные технологии обучения
методическая разработка

Методическая разработка на тему: «Дистанционные технологии обучения».


 


 

Содержание:

1.Дистанционные технологии обучения стр2

2.Необходимые условия развития системы ДО стр10

3.Дистанционные образовательные технологии в школе стр13

4.Программно-методическое обеспечение технологии ДО стр16

5.Модели организации обучения по технологии ДО стр18

6.Литература стр19.


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения и организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельной работы обучающегося. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от педагога в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность поддерживать диалог, как с педагогом, так и с другими обучающимися с помощью средств и возможностей компьютерной сети.

Во всем мире в настоящее время уделяется большое внимание и поддерживается на государственном уровне развитие системы дистанционного образования (ДО) как перспективного направления непрерывного повышения квалификации, получения дипломированного и недипломированного образования. Правительства многих зарубежных стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют под это большие деньги. Начало положили американцы (у них, пожалуй, больше, чем где бы то ни было, различных форм дистанционного образования). В последнее время миллионные проекты запущены в Европе. Австралия начала активно экспортировать свои образовательные программы, в массовом порядке переведенные на язык компьютера. Мир выбирает дистанционное образование, потому что у ДО много преимуществ. Во-первых, это самое массовое образование. По одним и тем же программам в одном и том же университете могут одновременно обучаться миллионы людей. Кстати, первые дистанционные про граммы были созданы именно для того, чтобы сделать элитарное до тех пор образование массовым и общедоступным. Западным странам потребовались обученные и высококвалифицированные работники. И потребовались очень быстро. "Быстрота" – одно из основных достоинств дистанционного образования.

Технология дистанционного обучения трактуется в законе «Об образовании» следующим образом. «Под технологией ДО мы рассматриваем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний».

Коротко основные положения дистанционного обучения можно представить в следующем виде:

− определяющими индивидуальными качествами обучающихся, применяющих технологии дистанционного обучения должны быть: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности обучающегося;

− сформированная потребность самостоятельного приобретения и

применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в непрерывном повышении культурного и образовательного уровня. Система дистанционного образования должна обеспечить приоритет активного, самостоятельного приобретения знаний, формирования новых видов познавательной деятельности, которые позволяют обучающимся выполнять не только чисто учебные задачи, но главное – получать новые знания для решения проблем окружающей действительности;

− организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся предполагает использование новейших технологий обучения, стимулирующих интеллектуальное развитие обучающихся.

− система дистанционного обучения должна предусматривать не только индивидуальные формы общения с педагогом, но и групповые формы в режиме различных конференций для общения с другими обучающимися;

− система самоконтроля усвоения знаний и способов познавательной

деятельности должна сопровождаться внешними, разнообразными формами

контроля, которые должны обеспечиваться как минимум двухконтурной

структурой обратных связей в модели управления познавательной деятельностью.

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения выделяют

обычно следующие характерные черты:

1) быстрота: возможность повышения квалификации, полного образования или по отдельным направлениям в достаточно сжатые сроки, определяемые индивидуальными особенностями и целеустремленностью обучающегося;

2) массовость: это самое массовое образование. По одним и тем же программам в одном и том же университете могут учиться одновременно миллионы людей. Первые дистанционные программы обучения были созданы именно

для того, чтобы сделать элитарное до тех пор образование массовым и общедоступным;

3) гибкость: возможность получить образование в удобное для себя время и сроки и независимо от места расположения образовательного учреждения, иметь нерегламентированный отрезок времени для освоения, как отдельной дисциплины, так и для получения образования в целом;

4) совместимость: параллельное с профессиональной деятельностью

обучение, т.е. без отрыва от производства;

5) охват: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами;

6) технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

7) социальное равноправие: равные возможности получения образования

независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.

Основу образовательного процесса технологии дистанционного обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Технологии дистанционного обучения позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни, - в этом основная миссия самой технологии ДО. Обучение с использованием дистанционной образовательной технологии возможно в любом месте проживания обучающегося разного возраста и без ограничения возраста, расстояния и времени получения образовательных услуг. Безусловно, для использования достоинств дистанционной образовательной технологии необходимы определенные условия ее реализации. Прежде чем переходить к рассмотрению этих условий остановимся на историческом аспекте развития дистанционной образовательной технологии. В истории развития дистанционной образовательной технологии можно выделить несколько этапов.

Для мирового сообщества технология дистанционного обучения развивается достаточно давно. С 1938 года существует Международный Совет по Заочному образованию. Эта старейшая образовательная организация с 1982

года известна как Международный Совет по Дистанционному Образованию

(ICDE). Сегодня говорят о новом - четвертом этапе развития технологии дистанционного образования. Интенсивное развитие дистанционного образования связывают с ростом популярности глобальной сети Интернет (начало 80-х годов). Особенностью развития настоящего периода дистанционного образования являются развитые средства доставки информации, возможность работы в интерактивном режиме, комплексное использование различных взаимодополняющих технологий обучения. На данном этапе развития мирового сообщества большое внимание во всех сферах его жизнедеятельности уделяется сетевым технологиям общения. Образовательная сфера не является исключением, именно здесь раскрываются огромные потребности и возможности внедрения современных информационных сетевых технологий. Кроме того, заслуживает внимания идея создания единого мирового информационно-образовательного пространства. Разумеется, возникает много проблем на современном этапе развития единой среды системы образования, существуют не только технические или технологические особенности и проблемы. Вопрос намного сложнее. Проблемам и перспективам развития системы образования посвящено много публикаций, конференций, симпозиумов, форумов. Глобальная сеть Интернет стала одним из самых значительных демократических достижений конца минувшего века, осуществившая переход к информационному обществу. Информационный прорыв Интернет оказал фундаментальное воздействие на все сферы человеческой жизни и, прежде всего, на образование. Применение Интернет существенно изменило характер организации обучения и общения как между преподавателями и обучающимися, так и между самими обучающимися.

Первым шагом в развитии сетевого взаимодействия стало применение

электронной почты (E-mail) – одной из наиболее часто используемых сервисов Интернет. Глобальная сеть Интернет и возможности Интернет - технологий становятся атрибутами современного общества.

Очень интересны прогнозы, высказанные руководителем компании Microsoft Биллом Гейтсом. Он считает, что уже в недалеком будущем различий между коммуникационными сетями не будет. Один провод обеспечит телефонную и видеотелефонную связь, доступ к Интернет и телевизионным каналам. Получило развитие общение специалистов разных стран и выполнение международных проектов в различных областях и в области развития системы образования, в том числе дистанционного и открытого образования. Многие зарубежные вузы, включая российские, представили в Интернет собственные информационные ресурсы.

Остановимся более подробно на возможностях и развитии дистанционных образовательных технологий. Возможности и особенности существующих и разрабатываемых дистанционных образовательных технологий рассматривают многие ученые и педагоги: Е.С. Полат, А.А. Андреев, В.П. Тихомиров, А.Ю. Уваров, другие. Наиболее удачно, на наш взгляд, приведена типология, отражающая суть развития технологий дистанционного обучения современного периода, в которой выделено три основных вида технологии дистанционного обучения:

− Кейс-технология (КТ);

− TV-технология;

− Сетевая технология (СТ).

Безусловно, наиболее перспективное внедрение дистанционных образовательных технологий связано с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей, использованием мультимедийных технологий при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса, развитием интерактивного сетевого взаимодействия (видеоконференции, форумы, электронные семинары, другое).

Коротко рассмотрим направления развития дистанционных образовательных технологий у нас в стране. Дистанционное образование в России развивается по двум направлениям. Первое состоит в воспроизведении у нас в стране концепции и технологий зарубежного «открытого» образования, заимствованных из опыта США и Западной Европы. Причем создаются соответствующие зарубежные представительства, предлагающие сугубо западные (и по методам организации и по содержанию учебного материала) образовательные модели обучения с получением дипломов зарубежных вузов. В чем суть развития дистанционного образования этого направления? Главная особенность этого направления использования дистанционных образовательных технологий заключается в том, что обучающиеся могут выбирать отдельные курсы для обучения в различных образовательных учреждениях в соответствии со своими принцами выбора и личными интересами. Выбор курсов обучения и получение сертификатов по различным курсам могут не создавать единого, целостного направления подготовки обучающегося. Безусловно, в таком подходе к своему образованию есть здравый прагматический смысл, отвечающий личным потребностям человека. Обучающийся сам определяет свое направление подготовки, сам отвечает за свой уровень образования. Подход к получению подготовки по определенному направлению и просто курсу не предполагает учета начального уровня подготовки обучающегося, нет никаких ограничений на выбор страны, вуза или времени продолжительности обучения. Безусловно, в такой возможности получения образования есть как свои достоинства, так и недостатки (посвятим рассмотрению этих проблем один электронный семинар).

Второе направление связано с Концепцией Госкомвуза Российской Федерации о развитии дистанционного образования в стране. В последние несколько лет в России интенсивно проводятся работы по созданию и разработке технологий дистанционного обучения. Разумеется, для успешного развития дистанционных образовательных технологий необходимы условия не только в виде материально-технической базы, но, в первую очередь, программно- методического и кадрового обеспечения дистанционного образовательного процесса, формирования потребностей в непрерывном образовании у самого обучающегося.

В основе второго направления лежит расчет на собственные творческие силы российской высшей школы, на ее действительно мощный научно- педагогический потенциал. Многие вузы, имея широкий спектр научных и учебно-методических разработок, предпочитают идти своим путем, сохраняя лучшие традиции российской системы образования. Поэтому естественно, что именно в высших учебных заведениях страны сосредоточились наиболее масштабные центры дистанционного образования (ЦДО). Ряд ведущих государственных и негосударственных вузов России: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Международный институт менеджмента (МИМ) «Линк»; Современный гуманитарный университет (СГУ); Московский энергетический институт; Московский авиационно - технологический институт; Томский государственный университет, а также ряд других вузов проводят собственные разработки программно - методического обеспечения системы дистанционного образования вуза. Разработками технологий обучения и необходимого программно-методического обеспечения обычно первыми начинают заниматься вузы, поэтому и дистанционные образовательные технологии были внедрены первоначально в нашей стране в систему высшего образования и систему повышения квалификации специалистов. Для того чтобы рассмотреть возможности технологии ДО необходимо понимание общей концепции создания системы дистанционного образования, а также поиск собственных решений поставленной проблемы невозможен без глубокого анализа существующего на данный момент времени опыта построения подобных систем, основных принципов их создания и широкого внедрения в другие образовательные учреждения.

2.Необходимые условия развития системы ДО

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества. Организация учебного процесса по дистанционной образовательной технологии может быть достаточно разнообразной. Наиболее перспективной является реализация сетевой технологии дистанционного обучения.

Для внедрения технологии ДО в регионе необходимо провести серьезную подготовительную организационную работу и, в первую очередь, решить ряд проблем:

1) создать федеральную и региональные образовательные компьютерные сети;

2) создать областные центры дистанционного образования, поскольку новая технология необходима всем образовательным учреждениям, системе переподготовки населения (в том числе и не занятого), органам социальной защиты населения, работодателям для повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников;

3) создать корпоративную информационную систему электронного

документооборота;

4) подготовить педагогов для работы в новой информационно- образовательной среде;

5) разработать программы развития системы дистанционного образования области для повышения разного уровня образования, квалификации, аттестации педагогов и специалистов;

6) наработать программно-методическое обеспечение дистанционной образовательной технологии по разным направлениям подготовки и развития образовательных учреждений;

7) разработать или приобрести электронные учебно-методические комплексы по каждой учебной дисциплине и разным направлениям подготовки;

8) создать систему специализированных аудиторий в районных центрах для внедрения сетевых технологий обучения, повышения квалификации, про ведения различных совещаний в режиме видеоконференций с выходом в центральный зал видеоконференций;

9) создать систему дисплейных классов (методических кабинетов ДО) свободного доступа в районах области. Работа удаленных дисплейных классов свободного доступа должна обеспечиваться организационно и методически областным центром ДО. Создание методических кабинетов в ряде наиболее крупных районах области позволит повысить уровень компьютерной грамотности населения, предоставит возможность абитуриентам вести подготовку в вузы по разработанным электронным учебникам, сделает возможным непрерывную переподготовку кадров без выезда к месту обучения, предоставит возможность всем желающим повысить свой уровень образования и культуры. Безусловно, определяющим условием внедрения дистанционных образовательных технологий в нашей стране является развитая система телекоммуникаций. Особое развитие получили компьютерные телекоммуникации как наиболее дешевый и доступный вид дистанционного общения педагогов и обучающихся. Как ничто иное, система дистанционного образования сумела интегрировать компьютер и глобальные коммуникации, пользуясь уникальным механизмом распространения информации, независимым от географического положения и времени общения. Не меньшее значение в системе дистанционного образования имеет использование информационных технологий: текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, средств управления базами данных, гипертекстов, электронных мультимедийных обучающих информационных и контролирующих материалов. Все более востребованными становятся информационные технологии как для доставки информации обучающимся, так и для обеспечения двусторонней связи с педагогами и другими обучающимися. Дистанционные образовательные технологии предъявляют особые требования к самому обучающемуся, как главному субъекту образовательного процесса по этой технологии:

1) сформированная потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни для повышения культурного и образовательного уровня;

2) определяющими качествами обучающегося, применяющего дистанционные образовательные технологии, должны быть: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Исходя из рассмотренного материала, нужно сказать, что основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения и возможность контактов с преподавателями по телефону, электронной и обычной почте.

3.Дистанционные образовательные технологии в школе

Ранее мы рассмотрели основные принципы и условия функционирования дистанционных образовательных технологий для образовательных учреждений любого уровня. Теперь попытаемся рассмотреть возможности дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий для системы общего и дополнительного образования. Можно ли использовать ДОТ в школе? Для чего они нужны? И главное - когда и как их применять? Что такое дистанционное обучение в средней школе?

В научно-методической литературе, на семинарах и симпозиумах много говорится и пишется о дистанционном обучении вообще, и применительно к истории и обществознанию, в частности. Однако среди пишущих и говорящих на эту тему нет единства во мнении о том, что такое дистанционное обучение, каковы его дидактические функции и методические задачи. Интересны работы по технологии компьютерного обучения Ю.П. Господарика.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения среднего или высшего учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение можно использовать также для повышения квалификации и переподготовки учителей. Главным преимуществом дистанционного образования, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вербальных методов обучения чему - либо на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия для поступающих в вузы, они, на наш взгляд, должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

На основе анализа представленной модели дистанционных образовательных технологий в школе можно выделить следующие основные направления использования ДОТ в образовательных учреждениях:

− организация системы информационно-методической поддержки образовательного процесса в школе;

− применение ДОТ для дополнительной подготовки учеников, по каким-либо причинам не посещающих или не посещавших определенное время общеобразовательную школу (проблемы местонахождения учеников, что особенно актуально для сельских школьников, болезнь, семейные обстоятельства, другие возможные причины);

− выравнивание педагогических условий для получения достойного образования детьми сельских или других удаленных (дети военнослужащих, дети в местах заключения) школ;

− развитие учеников с повышенным творческим потенциалом с помощью Интернет ресурсов и использованием инновационных образовательных технологий;

− развитие коллективной творческой деятельности учеников школы с удаленными сверстниками, находящимися как в нашей стране, так и за рубежом;

− совместное выполнение проектной деятельности, объединяющей детей по интересам;

− проведение различных олимпиад, конкурсов, диспутов, другое;

− повышение культурного - образовательного и художественно-воспитательного уровня детей и членов их семьи, других субъектов воспитательного процесса;

− предоставление учащимся, учителям возможности установления связей по интересам с другими школами и сообществами с использованием компьютерного класса свободного доступа, имеющего выход в сеть района и глобальную сеть Интернет;

− подготовка, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, представителей общественных организаций, культурных и социальных учреждений района по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Как видим, круг вопросов, которые могут быть в значительной степени решены в школе с привлечением дистанционных образовательных технологий, очень широк. Задача обеспечения учебного процесса непосредственно в традиционной классно-урочной системе малоперспективна в условиях современного этапа развития системы образования и общества. «Использование же материала дистанционных курсов непосредственно на уроках в традиционной модели и в традиционной методике вряд ли возможно» - Ю.П. Господарик – с этим мы полностью согласны, поскольку любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными формами обучения и общения.

Анализ материалов сети Интернет показывает, что использованием технологий дистанционного взаимодействия для школ сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров.

4.Программно-методическое обеспечение технологии ДО

Одним из важных условий повышения уровня образования является хорошо организованная система управления и программно-методического обеспечения технологии дистанционного обучения (ДО). Система дистанционного образования дает возможность непрерывного повышения уровня образования любому человеку, где бы он ни находился.

Компьютерные технологии обучения и использование современных информационных технологий при кейс - технологии дистанционного обучения не являются определяющими. Учебный процесс опирается на специальные методики подготовки учебного материала и проведения консультаций. Это не исключает включение в состав кейса обучаемого аудио- и видеоматериалов, а также учебных программ на CD ROM.

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными формами обучения и общения. Рассмотрение вопросов внедрения дистанционно-образовательных технологий в школе потребует выполнение тех же условий, которые рассматривались ранее. Одним из важных компонентов системы дистанционного образования является хорошо организованная система программно-методического обеспечения технологии ДО. Учитывая, что технологии ДО в нашей стране развиваются достаточно активно, идет непрерывный поиск новых наиболее эффективных подходов в развитии технологии самообразования, непрерывного повышения квалификации и переподготовки специалистов разных направлений для разных уровней образовательных учреждений. Второй компонент успешного внедрения ДОТ – сетевое общение. Несмотря на то, что Интернет приобретает все большее значение для обучения, критическая масса пользователей, желающих обучаться по сетевой технологии, в настоящее время не достигнута. На сегодняшний день основной упор в развитии системы дистанционного образования делается на работающих в локальных сетях образовательных учреждений и владельцев локальных компьютеров (или имеющих доступ к ним на работе, у друзей, в учебных заведениях). Программное обеспечение образовательного процесса по любой технологии обучения должно предоставлять обучающимся и преподавателям различные возможности:

1) обслуживание обучающихся через компьютерную сеть;

2) обучение на локальном компьютере;

3) ведение информации о процессе обучения конкретного обучающегося;

4) обеспечение сервисных функций для обслуживания педагогов;

5) обеспечение доступа к различным базам данных и электронным

учебно-методическим материалам (обучающим сайтам, программам тестирования, гиперссылочным и мультимедийным учебникам, виртуальным лабораториям). Все сказанное выше дает основание утверждать, что развитие применения телекоммуникационных средств связи и появление глобальной сети Интернет открыли широчайшие возможности для развития ДО и в школе. Нужны надежные скоростные компьютерные сети. Компьютерные сети демократизируют пользование распределенными образовательными ресурсами. Даже самая маленькая сельская школа получает после подсоединения к Интернет ресурсы, которые могут включать в себя:

1) каталоги мировых библиотек; технология использования этих ката-

логов в Интернет достаточно проработана, есть несколько путей доступа к таким каталогам;

2) базы данных, содержащие результаты реальных исследований, реальные данные, используемые в работе учеными, инженерами, экономистами; это - очень важное технологическое решение, неразрывно связанное с самой идеей компьютерных телекоммуникаций и баз данных, такому решению нет альтернативы, учитывая большие объемы информации и скорость ее изменения;

3) доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов;

4) следует отметить, что все эти услуги в своей основе имеют доступ к огромным информационным и вычислительным ресурсам, и в этом плане у компьютерных телекоммуникаций нет альтернативы.

5.Модели организации обучения по технологии ДО

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными формами обучения и общения. Решение проблемы дистанционного обучения видится в следующих основных направлениях: кейс-технологии; интерактивное телевидение; компьютерные телекоммуникационные сети с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении, при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои отрицательные стороны. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже, чем когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных обучающихся, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучающемуся во столько же раз уменьшается. Главным достоинством такого вида обучения – тиражирование занятий ведущих педагогов, что особенно важно при подготовке абитуриентов к экзаменам. Дистанционное обучение, базирующееся на интерактивном телевидении может считаться весьма перспективной если не для массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки к экзаменам. При рассмотрении любой технологии обучения необходимо предусмотреть обеспечение всех сторон познавательной деятельности обучающегося: методическое, программное обеспечение управления и интерактивной работы обучающегося и обеспечение разнообразных видов связи с педагогами и другими обучающимися.

6.Литература:

http://refdb.ru/look/2886252-pall.html

2.

Лядова Л.Н. Основы компьютерной грамотности и информационно-коммуникационной компетентности: В 3 ч. Ч. 1: Введение в информатику: учебно-метод. пособие; Перм. ун-т.– Пермь, 2007. – 208 с.

http://www.twirpx.com/file/1744850/

3.

Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие //М.: ООО «Дом педагогики. – 2006. – С. 231.

http://www.orenport.ru/images/doc/185/modifed.pdf

4.

Хеннер Е. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – Litres, 2015.

http://thelib.ru/books/e_k_henner/formirovanie_ikt_kompetentnosti_uchaschihsya_i_prepodavateley_v_sisteme_nepreryvnogo_obrazovaniya-read.html

5.

Пискунова Е. В., Бордовский Г. А. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2007.

http://ifap.ru/library/book141.pdf

6.

Прокудин Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. – 2006.

http://www.iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214650.pdf

7.

Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор //М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – 2011.

http://www.twirpx.com/file/896299/

8.

Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании» //М.: МИА. – 1999.

http://refdb.ru/look/2981516.html

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Дистанционные технологии обучения».



Содержание:

1.Дистанционные технологии обучения стр2

2.Необходимые условия развития системы ДО стр10

3.Дистанционные образовательные технологии в школе стр13

4.Программно-методическое обеспечение технологии ДО стр16

5.Модели организации обучения по технологии ДО стр18

6.Литература стр19.




1.Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения и организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельной работы обучающегося. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от педагога в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность поддерживать диалог, как с педагогом, так и с другими обучающимися с помощью средств и возможностей компьютерной сети.

Во всем мире в настоящее время уделяется большое внимание и поддерживается на государственном уровне развитие системы дистанционного образования (ДО) как перспективного направления непрерывного повышения квалификации, получения дипломированного и недипломированного образования. Правительства многих зарубежных стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют под это большие деньги. Начало положили американцы (у них, пожалуй, больше, чем где бы то ни было, различных форм дистанционного образования). В последнее время миллионные проекты запущены в Европе. Австралия начала активно экспортировать свои образовательные программы, в массовом порядке переведенные на язык компьютера. Мир выбирает дистанционное образование, потому что у ДО много преимуществ. Во-первых, это самое массовое образование. По одним и тем же программам в одном и том же университете могут одновременно обучаться миллионы людей. Кстати, первые дистанционные про граммы были созданы именно для того, чтобы сделать элитарное до тех пор образование массовым и общедоступным. Западным странам потребовались обученные и высококвалифицированные работники. И потребовались очень быстро. "Быстрота" – одно из основных достоинств дистанционного образования.

Технология дистанционного обучения трактуется в законе «Об образовании» следующим образом. «Под технологией ДО мы рассматриваем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний».

Коротко основные положения дистанционного обучения можно представить в следующем виде:

− определяющими индивидуальными качествами обучающихся, применяющих технологии дистанционного обучения должны быть: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности обучающегося;

− сформированная потребность самостоятельного приобретения и

применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в непрерывном повышении культурного и образовательного уровня. Система дистанционного образования должна обеспечить приоритет активного, самостоятельного приобретения знаний, формирования новых видов познавательной деятельности, которые позволяют обучающимся выполнять не только чисто учебные задачи, но главное – получать новые знания для решения проблем окружающей действительности;

− организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся предполагает использование новейших технологий обучения, стимулирующих интеллектуальное развитие обучающихся.

− система дистанционного обучения должна предусматривать не только индивидуальные формы общения с педагогом, но и групповые формы в режиме различных конференций для общения с другими обучающимися;

− система самоконтроля усвоения знаний и способов познавательной

деятельности должна сопровождаться внешними, разнообразными формами

контроля, которые должны обеспечиваться как минимум двухконтурной

структурой обратных связей в модели управления познавательной деятельностью.

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения выделяют

обычно следующие характерные черты:

1) быстрота: возможность повышения квалификации, полного образования или по отдельным направлениям в достаточно сжатые сроки, определяемые индивидуальными особенностями и целеустремленностью обучающегося;

2) массовость: это самое массовое образование. По одним и тем же программам в одном и том же университете могут учиться одновременно миллионы людей. Первые дистанционные программы обучения были созданы именно

для того, чтобы сделать элитарное до тех пор образование массовым и общедоступным;

3) гибкость: возможность получить образование в удобное для себя время и сроки и независимо от места расположения образовательного учреждения, иметь нерегламентированный отрезок времени для освоения, как отдельной дисциплины, так и для получения образования в целом;

4) совместимость: параллельное с профессиональной деятельностью

обучение, т.е. без отрыва от производства;

5) охват: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами;

6) технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

7) социальное равноправие: равные возможности получения образования

независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.

Основу образовательного процесса технологии дистанционного обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Технологии дистанционного обучения позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни, - в этом основная миссия самой технологии ДО. Обучение с использованием дистанционной образовательной технологии возможно в любом месте проживания обучающегося разного возраста и без ограничения возраста, расстояния и времени получения образовательных услуг. Безусловно, для использования достоинств дистанционной образовательной технологии необходимы определенные условия ее реализации. Прежде чем переходить к рассмотрению этих условий остановимся на историческом аспекте развития дистанционной образовательной технологии. В истории развития дистанционной образовательной технологии можно выделить несколько этапов.

Для мирового сообщества технология дистанционного обучения развивается достаточно давно. С 1938 года существует Международный Совет по Заочному образованию. Эта старейшая образовательная организация с 1982

года известна как Международный Совет по Дистанционному Образованию

(ICDE). Сегодня говорят о новом - четвертом этапе развития технологии дистанционного образования. Интенсивное развитие дистанционного образования связывают с ростом популярности глобальной сети Интернет (начало 80-х годов). Особенностью развития настоящего периода дистанционного образования являются развитые средства доставки информации, возможность работы в интерактивном режиме, комплексное использование различных взаимодополняющих технологий обучения. На данном этапе развития мирового сообщества большое внимание во всех сферах его жизнедеятельности уделяется сетевым технологиям общения. Образовательная сфера не является исключением, именно здесь раскрываются огромные потребности и возможности внедрения современных информационных сетевых технологий. Кроме того, заслуживает внимания идея создания единого мирового информационно-образовательного пространства. Разумеется, возникает много проблем на современном этапе развития единой среды системы образования, существуют не только технические или технологические особенности и проблемы. Вопрос намного сложнее. Проблемам и перспективам развития системы образования посвящено много публикаций, конференций, симпозиумов, форумов. Глобальная сеть Интернет стала одним из самых значительных демократических достижений конца минувшего века, осуществившая переход к информационному обществу. Информационный прорыв Интернет оказал фундаментальное воздействие на все сферы человеческой жизни и, прежде всего, на образование. Применение Интернет существенно изменило характер организации обучения и общения как между преподавателями и обучающимися, так и между самими обучающимися.

Первым шагом в развитии сетевого взаимодействия стало применение

электронной почты (E-mail) – одной из наиболее часто используемых сервисов Интернет. Глобальная сеть Интернет и возможности Интернет - технологий становятся атрибутами современного общества.

Очень интересны прогнозы, высказанные руководителем компании Microsoft Биллом Гейтсом. Он считает, что уже в недалеком будущем различий между коммуникационными сетями не будет. Один провод обеспечит телефонную и видеотелефонную связь, доступ к Интернет и телевизионным каналам. Получило развитие общение специалистов разных стран и выполнение международных проектов в различных областях и в области развития системы образования, в том числе дистанционного и открытого образования. Многие зарубежные вузы, включая российские, представили в Интернет собственные информационные ресурсы.

Остановимся более подробно на возможностях и развитии дистанционных образовательных технологий. Возможности и особенности существующих и разрабатываемых дистанционных образовательных технологий рассматривают многие ученые и педагоги: Е.С. Полат, А.А. Андреев, В.П. Тихомиров, А.Ю. Уваров, другие. Наиболее удачно, на наш взгляд, приведена типология, отражающая суть развития технологий дистанционного обучения современного периода, в которой выделено три основных вида технологии дистанционного обучения:

− Кейс-технология (КТ);

− TV-технология;

− Сетевая технология (СТ).

Безусловно, наиболее перспективное внедрение дистанционных образовательных технологий связано с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей, использованием мультимедийных технологий при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса, развитием интерактивного сетевого взаимодействия (видеоконференции, форумы, электронные семинары, другое).

Коротко рассмотрим направления развития дистанционных образовательных технологий у нас в стране. Дистанционное образование в России развивается по двум направлениям. Первое состоит в воспроизведении у нас в стране концепции и технологий зарубежного «открытого» образования, заимствованных из опыта США и Западной Европы. Причем создаются соответствующие зарубежные представительства, предлагающие сугубо западные (и по методам организации и по содержанию учебного материала) образовательные модели обучения с получением дипломов зарубежных вузов. В чем суть развития дистанционного образования этого направления? Главная особенность этого направления использования дистанционных образовательных технологий заключается в том, что обучающиеся могут выбирать отдельные курсы для обучения в различных образовательных учреждениях в соответствии со своими принцами выбора и личными интересами. Выбор курсов обучения и получение сертификатов по различным курсам могут не создавать единого, целостного направления подготовки обучающегося. Безусловно, в таком подходе к своему образованию есть здравый прагматический смысл, отвечающий личным потребностям человека. Обучающийся сам определяет свое направление подготовки, сам отвечает за свой уровень образования. Подход к получению подготовки по определенному направлению и просто курсу не предполагает учета начального уровня подготовки обучающегося, нет никаких ограничений на выбор страны, вуза или времени продолжительности обучения. Безусловно, в такой возможности получения образования есть как свои достоинства, так и недостатки (посвятим рассмотрению этих проблем один электронный семинар).

Второе направление связано с Концепцией Госкомвуза Российской Федерации о развитии дистанционного образования в стране. В последние несколько лет в России интенсивно проводятся работы по созданию и разработке технологий дистанционного обучения. Разумеется, для успешного развития дистанционных образовательных технологий необходимы условия не только в виде материально-технической базы, но, в первую очередь, программно- методического и кадрового обеспечения дистанционного образовательного процесса, формирования потребностей в непрерывном образовании у самого обучающегося.

В основе второго направления лежит расчет на собственные творческие силы российской высшей школы, на ее действительно мощный научно- педагогический потенциал. Многие вузы, имея широкий спектр научных и учебно-методических разработок, предпочитают идти своим путем, сохраняя лучшие традиции российской системы образования. Поэтому естественно, что именно в высших учебных заведениях страны сосредоточились наиболее масштабные центры дистанционного образования (ЦДО). Ряд ведущих государственных и негосударственных вузов России: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Международный институт менеджмента (МИМ) «Линк»; Современный гуманитарный университет (СГУ); Московский энергетический институт; Московский авиационно - технологический институт; Томский государственный университет, а также ряд других вузов проводят собственные разработки программно - методического обеспечения системы дистанционного образования вуза. Разработками технологий обучения и необходимого программно-методического обеспечения обычно первыми начинают заниматься вузы, поэтому и дистанционные образовательные технологии были внедрены первоначально в нашей стране в систему высшего образования и систему повышения квалификации специалистов. Для того чтобы рассмотреть возможности технологии ДО необходимо понимание общей концепции создания системы дистанционного образования, а также поиск собственных решений поставленной проблемы невозможен без глубокого анализа существующего на данный момент времени опыта построения подобных систем, основных принципов их создания и широкого внедрения в другие образовательные учреждения.

2.Необходимые условия развития системы ДО

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества. Организация учебного процесса по дистанционной образовательной технологии может быть достаточно разнообразной. Наиболее перспективной является реализация сетевой технологии дистанционного обучения.

Для внедрения технологии ДО в регионе необходимо провести серьезную подготовительную организационную работу и, в первую очередь, решить ряд проблем:

1) создать федеральную и региональные образовательные компьютерные сети;

2) создать областные центры дистанционного образования, поскольку новая технология необходима всем образовательным учреждениям, системе переподготовки населения (в том числе и не занятого), органам социальной защиты населения, работодателям для повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников;

3) создать корпоративную информационную систему электронного

документооборота;

4) подготовить педагогов для работы в новой информационно- образовательной среде;

5) разработать программы развития системы дистанционного образования области для повышения разного уровня образования, квалификации, аттестации педагогов и специалистов;

6) наработать программно-методическое обеспечение дистанционной образовательной технологии по разным направлениям подготовки и развития образовательных учреждений;

7) разработать или приобрести электронные учебно-методические комплексы по каждой учебной дисциплине и разным направлениям подготовки;

8) создать систему специализированных аудиторий в районных центрах для внедрения сетевых технологий обучения, повышения квалификации, про ведения различных совещаний в режиме видеоконференций с выходом в центральный зал видеоконференций;

9) создать систему дисплейных классов (методических кабинетов ДО) свободного доступа в районах области. Работа удаленных дисплейных классов свободного доступа должна обеспечиваться организационно и методически областным центром ДО. Создание методических кабинетов в ряде наиболее крупных районах области позволит повысить уровень компьютерной грамотности населения, предоставит возможность абитуриентам вести подготовку в вузы по разработанным электронным учебникам, сделает возможным непрерывную переподготовку кадров без выезда к месту обучения, предоставит возможность всем желающим повысить свой уровень образования и культуры. Безусловно, определяющим условием внедрения дистанционных образовательных технологий в нашей стране является развитая система телекоммуникаций. Особое развитие получили компьютерные телекоммуникации как наиболее дешевый и доступный вид дистанционного общения педагогов и обучающихся. Как ничто иное, система дистанционного образования сумела интегрировать компьютер и глобальные коммуникации, пользуясь уникальным механизмом распространения информации, независимым от географического положения и времени общения. Не меньшее значение в системе дистанционного образования имеет использование информационных технологий: текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, средств управления базами данных, гипертекстов, электронных мультимедийных обучающих информационных и контролирующих материалов. Все более востребованными становятся информационные технологии как для доставки информации обучающимся, так и для обеспечения двусторонней связи с педагогами и другими обучающимися. Дистанционные образовательные технологии предъявляют особые требования к самому обучающемуся, как главному субъекту образовательного процесса по этой технологии:

1) сформированная потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни для повышения культурного и образовательного уровня;

2) определяющими качествами обучающегося, применяющего дистанционные образовательные технологии, должны быть: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Исходя из рассмотренного материала, нужно сказать, что основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения и возможность контактов с преподавателями по телефону, электронной и обычной почте.

3.Дистанционные образовательные технологии в школе

Ранее мы рассмотрели основные принципы и условия функционирования дистанционных образовательных технологий для образовательных учреждений любого уровня. Теперь попытаемся рассмотреть возможности дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий для системы общего и дополнительного образования. Можно ли использовать ДОТ в школе? Для чего они нужны? И главное - когда и как их применять? Что такое дистанционное обучение в средней школе?

В научно-методической литературе, на семинарах и симпозиумах много говорится и пишется о дистанционном обучении вообще, и применительно к истории и обществознанию, в частности. Однако среди пишущих и говорящих на эту тему нет единства во мнении о том, что такое дистанционное обучение, каковы его дидактические функции и методические задачи. Интересны работы по технологии компьютерного обучения Ю.П. Господарика.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения среднего или высшего учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение можно использовать также для повышения квалификации и переподготовки учителей. Главным преимуществом дистанционного образования, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вербальных методов обучения чему - либо на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия для поступающих в вузы, они, на наш взгляд, должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

На основе анализа представленной модели дистанционных образовательных технологий в школе можно выделить следующие основные направления использования ДОТ в образовательных учреждениях:

− организация системы информационно-методической поддержки образовательного процесса в школе;

− применение ДОТ для дополнительной подготовки учеников, по каким-либо причинам не посещающих или не посещавших определенное время общеобразовательную школу (проблемы местонахождения учеников, что особенно актуально для сельских школьников, болезнь, семейные обстоятельства, другие возможные причины);

− выравнивание педагогических условий для получения достойного образования детьми сельских или других удаленных (дети военнослужащих, дети в местах заключения) школ;

− развитие учеников с повышенным творческим потенциалом с помощью Интернет ресурсов и использованием инновационных образовательных технологий;

− развитие коллективной творческой деятельности учеников школы с удаленными сверстниками, находящимися как в нашей стране, так и за рубежом;

− совместное выполнение проектной деятельности, объединяющей детей по интересам;

− проведение различных олимпиад, конкурсов, диспутов, другое;

− повышение культурного - образовательного и художественно-воспитательного уровня детей и членов их семьи, других субъектов воспитательного процесса;

− предоставление учащимся, учителям возможности установления связей по интересам с другими школами и сообществами с использованием компьютерного класса свободного доступа, имеющего выход в сеть района и глобальную сеть Интернет;

− подготовка, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, представителей общественных организаций, культурных и социальных учреждений района по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Как видим, круг вопросов, которые могут быть в значительной степени решены в школе с привлечением дистанционных образовательных технологий, очень широк. Задача обеспечения учебного процесса непосредственно в традиционной классно-урочной системе малоперспективна в условиях современного этапа развития системы образования и общества. «Использование же материала дистанционных курсов непосредственно на уроках в традиционной модели и в традиционной методике вряд ли возможно» - Ю.П. Господарик – с этим мы полностью согласны, поскольку любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными формами обучения и общения.

Анализ материалов сети Интернет показывает, что использованием технологий дистанционного взаимодействия для школ сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров.

4.Программно-методическое обеспечение технологии ДО

Одним из важных условий повышения уровня образования является хорошо организованная система управления и программно-методического обеспечения технологии дистанционного обучения (ДО). Система дистанционного образования дает возможность непрерывного повышения уровня образования любому человеку, где бы он ни находился.

Компьютерные технологии обучения и использование современных информационных технологий при кейс - технологии дистанционного обучения не являются определяющими. Учебный процесс опирается на специальные методики подготовки учебного материала и проведения консультаций. Это не исключает включение в состав кейса обучаемого аудио- и видеоматериалов, а также учебных программ на CD ROM.

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными формами обучения и общения. Рассмотрение вопросов внедрения дистанционно-образовательных технологий в школе потребует выполнение тех же условий, которые рассматривались ранее. Одним из важных компонентов системы дистанционного образования является хорошо организованная система программно-методического обеспечения технологии ДО. Учитывая, что технологии ДО в нашей стране развиваются достаточно активно, идет непрерывный поиск новых наиболее эффективных подходов в развитии технологии самообразования, непрерывного повышения квалификации и переподготовки специалистов разных направлений для разных уровней образовательных учреждений. Второй компонент успешного внедрения ДОТ – сетевое общение. Несмотря на то, что Интернет приобретает все большее значение для обучения, критическая масса пользователей, желающих обучаться по сетевой технологии, в настоящее время не достигнута. На сегодняшний день основной упор в развитии системы дистанционного образования делается на работающих в локальных сетях образовательных учреждений и владельцев локальных компьютеров (или имеющих доступ к ним на работе, у друзей, в учебных заведениях). Программное обеспечение образовательного процесса по любой технологии обучения должно предоставлять обучающимся и преподавателям различные возможности:

1) обслуживание обучающихся через компьютерную сеть;

2) обучение на локальном компьютере;

3) ведение информации о процессе обучения конкретного обучающегося;

4) обеспечение сервисных функций для обслуживания педагогов;

5) обеспечение доступа к различным базам данных и электронным

учебно-методическим материалам (обучающим сайтам, программам тестирования, гиперссылочным и мультимедийным учебникам, виртуальным лабораториям). Все сказанное выше дает основание утверждать, что развитие применения телекоммуникационных средств связи и появление глобальной сети Интернет открыли широчайшие возможности для развития ДО и в школе. Нужны надежные скоростные компьютерные сети. Компьютерные сети демократизируют пользование распределенными образовательными ресурсами. Даже самая маленькая сельская школа получает после подсоединения к Интернет ресурсы, которые могут включать в себя:

1) каталоги мировых библиотек; технология использования этих ката-

логов в Интернет достаточно проработана, есть несколько путей доступа к таким каталогам;

2) базы данных, содержащие результаты реальных исследований, реальные данные, используемые в работе учеными, инженерами, экономистами; это - очень важное технологическое решение, неразрывно связанное с самой идеей компьютерных телекоммуникаций и баз данных, такому решению нет альтернативы, учитывая большие объемы информации и скорость ее изменения;

3) доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов;

4) следует отметить, что все эти услуги в своей основе имеют доступ к огромным информационным и вычислительным ресурсам, и в этом плане у компьютерных телекоммуникаций нет альтернативы.

5.Модели организации обучения по технологии ДО

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными формами обучения и общения. Решение проблемы дистанционного обучения видится в следующих основных направлениях: кейс-технологии; интерактивное телевидение; компьютерные телекоммуникационные сети с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении, при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои отрицательные стороны. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже, чем когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных обучающихся, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучающемуся во столько же раз уменьшается. Главным достоинством такого вида обучения – тиражирование занятий ведущих педагогов, что особенно важно при подготовке абитуриентов к экзаменам. Дистанционное обучение, базирующееся на интерактивном телевидении может считаться весьма перспективной если не для массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки к экзаменам. При рассмотрении любой технологии обучения необходимо предусмотреть обеспечение всех сторон познавательной деятельности обучающегося: методическое, программное обеспечение управления и интерактивной работы обучающегося и обеспечение разнообразных видов связи с педагогами и другими обучающимися.

6.Литература:

http://refdb.ru/look/2886252-pall.html

2.Лядова Л.Н. Основы компьютерной грамотности и информационно-коммуникационной компетентности: В 3 ч. Ч. 1: Введение в информатику: учебно-метод. пособие; Перм. ун-т.– Пермь, 2007. – 208 с.

http://www.twirpx.com/file/1744850/

3.Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие //М.: ООО «Дом педагогики. – 2006. – С. 231.

http://www.orenport.ru/images/doc/185/modifed.pdf

4.Хеннер Е. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – Litres, 2015.

http://thelib.ru/books/e_k_henner/formirovanie_ikt_kompetentnosti_uchaschihsya_i_prepodavateley_v_sisteme_nepreryvnogo_obrazovaniya-read.html

5.Пискунова Е. В., Бордовский Г. А. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2007.

http://ifap.ru/library/book141.pdf

6.Прокудин Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. – 2006.

http://www.iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214650.pdf

7.Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор //М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – 2011.

http://www.twirpx.com/file/896299/

8.Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании» //М.: МИА. – 1999.

http://refdb.ru/look/2981516.html



20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Дистанционное образование детей дошкольного возраста"

Дистанционное образование дошкольников осуществимо при наличии современного оборудования и  доступных дистанционных технологий....

Применение дистанционных технологий обучения в ДОУ в современном образовательном процессе

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного ...

методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...

«Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге с применениеи технологии ГЕОКЭШИНГ».

Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге с применением технологии образовательного гнеокэшинг: «Поиск светофора»....

Методическая разработка. Дистанционное обучение детей с ТНР "Труд людей весной"

Методическая разработка. Дистанционное обучение детей с ТНР "Труд людей весной"...

Методическая разработка: "Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании

Современный технологии обучения и воспитания в художественном образовании. – Вып.12. – Саратов: «Издательский Центр «Наука», 2016. – 196 с. Методическая разраб...

Методическая разработка «Кроссенсы» – технология развивающего обучения

Кроссенсы помогают эффективно, интересно, творчески   развивать логическое мышление дошкольника....