Виды речевых умений и их развитие
методическая разработка (старшая группа)

Гаптырева Елена Викторовна

Ответы на вопросы, курсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 45_otvet_na_zadanie.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 4.5Назовите виды речевых умений и их развитие.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

В психологической литературе разными авторами выделяется несколько важнейших функций речи (и соответственно речевых умений, способностей), которые имеют прямое отношение к психическому развитию. В качестве таких функций указываются:

  • Функция замещения: знаки речи используются вместо явления или предмета – замещают их, превращаясь в материальные носители значений.
  • Коммуникативная функция: речь используется в целях обмена значениями и смыслами в процессах присвоения и выработки новых значений.
  • Регулятивная функция: с помощью речи распределяются действия, организуется и регулируется поведение людей в совместной деятельности.
  • Познавательные функции:

а) фиксирование значений – с помощью речи сохраняется и передается общественно-исторический опыт;

б) средство организации мышления – с помощью речи ребенок осуществляет оперирование представлениями и значениями объектов, предметов, явлений, а также осуществляет преобразование значений во внутреннем плане сознания;

в) построение “второй реальности”, “образа мира” – с опорой на речь происходит выстраивание системы моделей, позволяющих ориентироваться ребенку в окружающем мире;

г) речь выступает и как средство организации рефлексивного контроля за протеканием внешних предметных, познавательных, речевых и внутренних – умственных действий.

Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:

  • коммуницировать с другими членами общества;
  • приобретать определённые навыки;
  • вести полноценную трудовую деятельность.

Само понятие пришло в русский язык из иностранных языков и включает в себя целый комплекс навыков и умений:

  1. Говорить, то есть устно выражать свои собственные мысли или озвучивать какую-либо информацию.
  2. Слушать – воспринимать чужую речь на слух, обрабатывать её на ментальном уровне для того, чтобы сформировать представление о том, что было произнесено.
  3. Писать, то есть графический отображать свои мысли и ощущения, знания, навыки или умения.
  4. Читать – то есть фактически воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая зашифрована буквенными символами.

Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. И только полное овладение ними, позволяет человеку ввести не только успешное речевое общение, но и полноценную жизнь.

2.Опишите особенности овладения фонетикой, лексикой, грамматикой, связной речью детьми разных возрастных групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...

Формирование познавательных и речевых умений у детей раннего возраста через разные виды игр

Игра - это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. С помощью игры происходит развитие познавательной, предметной и речевой деятельности ребенка....

Использование игровой технологии «Мяч и речь» в работе по формированию речевых умений у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития

В статье представлена комплексная система работы, направленная на коррекцию речевого нарушения ребенка с ОВЗ, на его личностное развитие и сохранение психофизического здоровья с помощью игровой технол...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....

Консультация для родителей: «Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».

Консультация для родителей:«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».В настоящее время значительно возр...