Тематическая папка "ВСТРЕЧАЕМ ПТИЦ"
методическая разработка
Материал будет полезен педагогам и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrechay_s_lyubovyu_pichi_stai_1_chast.ppt | 2.19 МБ |
vstrechay_s_lyubovyu_ptichi_stai_2_chast.ppt | 2.36 МБ |
nashi_pernatye_druzya.pptx | 2.66 МБ |
beseda.docx | 19.41 КБ |
v_pomoshch_roditelyam_dlya_besedy_o_ptitsah.docx | 17.19 КБ |
zagadki.docx | 22.62 КБ |
palchikovye_igry.docx | 17.28 КБ |
podvizhnye_igry.doc | 27 КБ |
stihi.docx | 15.33 КБ |
shemy_dlya_sostavleniya_rasskazov.doc | 724 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы вставали ночью даже. Из окна смотрели в сад. Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? Ну когда же звонкой стаей Защебечут у окна? Может быть, они не знают, Что вернулась к нам весна?! Что скворечник ждёт их новый. Что проснулись луг и сад… Всех гостей встречать готовы. Что же гости не летят? А сегодня поглядели – На ольхе сидит скворец. Прилетели… Прилетели! Прилетели наконец!
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, А зовётся птица… Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнёздам. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать - двадцать гнёзд. Грач
В лесу ночном кукует птица. А назвать себя боится… Ку-ку… Ку-ку, - Не спит опушка. А птицу эту звать… Кукушку знают по её пению, но не многим приходилось её видеть, так как селится она в чаще леса. Размером кукушка меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный. Гнездо кукушка не вьёт, а откладывает яйца в гнёзда других птиц. Первым в гнезде выводится кукушонок и выталкивает остальные яйца из гнезда. Кукушка
Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… Сова – крупная птица. Её оперение необыкновенно мягкое, что делает полёт птиц совершенно бесшумным. У совы очень крепкие ноги и крючковатые когти, которыми она удерживает добычу. Клюв тоже крючковатый, очень сильный. Большие глаза сов почти неподвижны, но очень подвижная шея. Днём птица спит, а ночью охотится. Сова
Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно-бронзовый… Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные; клюв острый и длинный; окраска перьев чёрная, блестящая. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку. Скворец
Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке На месте Никак не сидится – Всё хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордиться… Синица
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… Воробей
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. Соловей
Мы построили вдвоём Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец. Прилетай скорей,… Скворец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит … Сорока
В лесу ночном кукует птица. Она назвать себя боится… Ку-ку…Ку-ку,- Не спит опушка. А птицу эту звать… Кукушка
Зимой на ветках – яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… Снегири
Подберите рифму Кораблик - Макушка - Капля - Париж - Птица - Врач - Корона - Гол - Палка - Шляпка - зяблик кукушка цапля чиж, стриж синица грач, дергач ворона щегол галка оляпка
Узнай птичку «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на всевозможные лады.» Соловей
«Уж её-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Видно её всегда издалека. Когда летит – то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится.» Сорока
«Та самая, что гузкой трясёт, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек её не видно! Словно на велосипеде катит. Ещё на бегу и выпады клювиком вправо и влево – как рапирой. Раз, два – и мухи нет!» Трясогузка
«С ранней весны и до конца лета – это самая обычная птица наших лесов. Куда бы ни пошёл, обязательно услышишь либо её энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-пинь». Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю…рю». Зяблик
«… лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки пере- крещиваются на концах.» Клёст
«Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и осторожная птица. Селется высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть удаётся не всегда. Песня у неё красивая – звонкое, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.» Иволга
Синичка – воробью… Увидел грача - … Всяк кулик своё болото… В своём гнезде и ворона коршуну… Соловей месяц поёт, а ворона… Гусь в воде искупался… сестричка. весну встречай. хвалит. глаза выклюет. круглый год каркает. сухим остался.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УГАДАЙ ПТИЦУ ПО ГОЛОСУ!
?
?
? ?
?
?
МОЛОДЦЫ!
НЕ ОШИБИСЬ!
1 2 3 4
1 2 1 3 4
1 2 3 4
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
КРОССВОРД «ОТГАДАЛКИ»
Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый. ГУСЬ
На шесте дворец, А во дворце певец. СКВОРЕЦ
Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. ЛАСТОЧКА
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … СОЛОВЕЙ
Кто на елке, на суку Счет ведет «ку-ку, ку-ку? » КУКУШКА
Загадка эта непростая: Летела к югу птичек стая, Вожак всё крякал и сопел. Кого ж на юг вести хотел? УТКА
На трубе большущий дом, Он из веток сложен, Настоящий, прочный он, Кто его построил? АИСТ
СОБЕРИ СКВОРЕЧНИК
СПАСИБО!
Предварительный просмотр:
Беседа
Тема: «Перелетные птицы»
Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.
Задачи:
Обучающие:
-учить соотносить смену сезона года (весна) с особенностью жизни птиц;
-учить знать представителей мира птиц (гуси, утки; грачи, ласточки, скворцы);
-обогащать природоведческий словарь детей.
Развивающие: усидчивость, умение слушать, отвечать полным ответом;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Презентация с изображением перелетных птиц.
Дидактический материал:
-Стихотворение "Муса Джангазиев "Берегите птиц",пословица, игра «У кого какое тело?», физминутка, загадки о птицах.
Активизация словаря: водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Ход беседы:
Презентация с изображением перелетных птиц.
-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь? (О птицах)
-Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? (Потому что они улетают в теплые края.)
- А в какое время года это происходит? (Осенью)Давайте хором повторим пословицу: "Всякая птица тепло ищет. " Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы.
-Почему птицы возвращаются именно весной? (Становится тепло и они прилетают, чтобы произвести на свет птенцов; в нашем крае много корма для них.)
-Назовите водоплавающих перелетных птиц, которых вы знаете? – гуси, утки. В слове водоплавающие прячется два слова – плавать в воде.Повторите: водоплавающие.
-Такие птицы водятся в нашем крае? (Да) Где они строят гнезда? (на болоте, в недоступных человеку местах).
-Отгадайте загадки и узнаем какие еще перелетные птицы бывают.
Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный. (Грач)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
– А вот еще загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
-Хочу загадать еще одну загадку.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый. (Скворец)
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
Физминутка «Скворечник». (Проводит ребенок)
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
- Грач, ласточка, скворец прячутся от человека? (Нет, живут рядом с жилищем человека.)
-Давайте закончим нашу беседу стихотворением, которое мы выучим.
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Рефлексия:
-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о перелетных птицах нашего края!
-Вы расскажете дома маме и папе о том что сегодня делали?
- О чем вы хотите рассказать? (Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. О водоплавающих птицах нашего края- гусях и утках.)
- Что понравилось больше всего? (Видели презентацию про перелетных птиц).
-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)
Предварительный просмотр:
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ
Чтобы закрепить знания детей по этой теме, рекомендуем Вам по возможности во время прогулок с детьми понаблюдать за жизнью птиц весной, за их поведением.
Вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной – ласточка, грач, скворец, журавль, утки. Рассмотрите на иллюстрациях их внешний вид, отличительные признаки. Уточнить, почему их называют перелетными. Расскажите, куда и когда они улетают, какую пользу приносят.
Поиграйте с детьми
Игровое упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет какую-нибудь птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока, грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.
Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.
Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.
Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.
Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.
Игровое упражнение "Подбирай, называй"
на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.
Игровое упражнение "Кто что делает?"
на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
Игровое упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У скворца чёрная грудка, а у ласточки - ...
Загадайте детям загадки
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко... (ласточка)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец... (скворец)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных … (грач)
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).
ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлыкает.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет.
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
Предварительный просмотр:
Перелетные птицы.
***
На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
***
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)
***
Ты его узнаешь сразу:
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (Грач)
***
«Черный, проворный,
кричит «крак», всем червякам враг»
«Всех прилетных птиц черней, чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь,
а зовется птица - (грач)
***
Не ворона, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
***
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка)
***
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)
***
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
***
В воде купался,
Сух остался. (Гусь)
***
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
***
Без рук, без топоренка - построена избенка? (гнездо)
***
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
***
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
***
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
***
Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это – ... (ласточка-касатка)
***
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
***
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
***
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?.. (цапля)
***
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
***
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
***
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)
Скворец
***
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец.
***
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
Жаворонок
***
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
***
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
***
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
***
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
***
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит.
Грач
***
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
***
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
***
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
***
Летом за пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит.
***
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …
***
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам.
Цапля.
***
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.
***
У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота.
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет!
***
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
***
Длинная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
У меня ходули —
Не боюсь болота.
Лягушат найду ли, —
Вот моя забота!
Соловей
***
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
***
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
***
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы -
***
Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
Гусь
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, Кто это…
***
Ходит тега с теганятами, -
Не ногами, а лопатами.
Все пловцы неплохие,
Выходят из воды сухие.
***
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
***
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки!
***
Вводе купался,
Да сух остался!
***
Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это.
Ласточка
***
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
***
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
***
Желанный гость
с далекого края
под окном живет.
***
Кукушка
***
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
***
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут?
***
Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
***
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её …
***
Еще на свет не появился,
В чужом гнезде он очутился.
***
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".
Журавль
***
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
***
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
***
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Все ее, конечно знают,
Во дворе своем встречают.
Озорная это птица,
Называется … (синица)
Он как яблоко на ветке,
Видят его сразу детки.
Сидит, надулся, как пузырь,
Называется … (снегирь)
Брюшко – в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее … (дрозд)
В ее имени присутствует «малина».
Белое брюшко, оранжевая головка,
А голосок тоненький-тоненький.
Называется она… (малиновка)
Улетает с сентября
На далекие моря.
Птица – белая, как греночка,
Называют ее … (пеночка),
Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик
Называют его … (зяблик)
В имени ее присутствует название великой реки «Волги»
Стоит только добавить букву «И» и получится… (иволга)
Маленькая, легкая и юркая,
Длинный хвост и грудка белая
Незнакомку называют … (ласточка),
На ее головке – словно касочка.
Название этой птицы звучит так же, как название «конь»,
Но состоит из двух слов.
Птенчик этот – не простой
А зовут …(конек) лесной
Мчится по небу стрелой,
Быстро, резво, словно рой.
Ей никогда бывает узко,
Ее имя - … (трясогузка)
Он летает, как орел,
Называется … (щегол),
Разноцветный, длинный клюв,
Острый глаз, хороший слух.
Он летает, как стрела,
Раз – и нет его, друзья.
Очень он похож на «чиж»,
Но зовут его все … (стриж)
Тихо… Слышите, стучит?
Это … (дятел) все долбит.
Делает себе дупло,
Было чтобы жить тепло.
Эта птица – будто «оползень»,
Лишь «п» добавь и будет … (поползень)
Хохолок на голове,
Видит всё, всегда, везде.
Эта птичка, словно ирис,
Но зовут ее все … (чибис)
Кажется, что хвост горит,
… (горихвостка) же летит!
А ведь хвост и правда, яркий,
Рыжий, длинный и хохлатый.
В ее имени «есть славка»,
Черная головка – ярка,
Ну а брюшко само – серо,
И летает она смело (славка – черноголовка)
Предварительный просмотр:
Птички
Птички прилетали, -Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями
Крыльями махали
Сели, посидели -Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол
Дальше полетели. -Повторяем первое движение
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша
Птенчики в гнезде
Улетела птица-мать
Малышам жуков искать.-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы.-Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
Скворечник.
Скворец в скворечнике живет-Пальцы обеих рук касаются друг друга, кисти параллельно.
И песню звонкую поет.-Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются.
Птицы прилетают.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.-Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.
А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.
Журавли летят торопятся,-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд.-Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.
Дрозды
Видишь смотрят из гнезда,
Два молоденьких дрозда.-Соединяем пальцы двух рук кольцом и смотрим в него.
Клюв покажет первый дрозд,-Пальцы щепоткой выставляем вперед.
А второй покажет хвост.-На другой руке прямые пальцы выставляем вперед.
Ласточка
На каждую строчку большой палец поочередно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
Кукушечка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!-Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.
Лети скорей в лесок.-Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!-Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.
Подай свой голосок.-Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.
Дятел
Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук -(Одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)
Долбит сук.
крыльями)
Гуси-лебеди
Гуси-лебеди летят,
То вперед, а то назад.
И опять летят вперед,
а потом - наоборот.
Наконец-то прилетели,
и на землю сели!
Гуси-гуси, га-га-га
Гуси-гуси, га-га-га! - Соединяем пальцы на обоих руках щепотью (головы гусей)
Есть хотите? Да-да-да! - Качаем "головами"
Хлеба с маслом? Нет-нет-нет! - Машем "головами" отрицательно.
А чего вам? Нам конфет! - Протягиваем вперед ладошки, как будто просим конфетку
Птичка
Я пройдусь по лесам -Изобразить деревья обеими руками
Много птичек там. -Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.
Все порхают, -Помахать руками, как крыльями.
Поют, -Изобразить двумя руками открывающиеся клювы.
Гнезда теплые вьют.-Сложить ладони в виде чаши.
Аист
Указательным и средним пальцами обеих рук топаем по столу. сопровождая пальчиковые шаги строчками стихотворения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!- Поднимаем обе руки над головой и соединяем вместе пальцы(крыша)
Гимнастика «Яичко».
Мы говорим малышу:
– А знаешь откуда появляются птички? Из яичек! Давай покажем яички нашими ладошками! – Сжимаем ладошки в кулачок.
- Смотри, как наши яички сейчас будут танцевать! – Делаем пальчиковую гимнастику:
Мы сожмем кулачок - Сжимаем кулачки.
И положим на бочок - Стучим кулачком по коленкам.
Разожмем ладошку, - Разжимаем.
Постучим по ножкам. - Стучим ладошкой по коленям.
Птичка
Птичка-птичка - Водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - Барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - Стучим пальчиками по ладошке.
Птичка-невеличка
Птичка ветки собрала,-Большим и указательными пальчиками делаем хватательные движения на ладошке
Птичка гнездышко свила,-Собираем пальчики обеих рук щепотью и вращаем относительно друг друга в разные стороны
И снесла яичко,-Соединяем указательный и большой пальцы на обеих руках в колечки
Птичка-невеличка!-Большой и указательный пальцы раздвигаем и показываем маленький размер птички
Прилетели птицы
Воспитатель называет птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы:голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы.
- Прилетели птицы:голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы)
Птички-невелички
Птички-невелички
По небу летели-Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.
Птички-невелички
На ладошку сели.-Накройте своей ладонью ладошку малыша.
Будем птичек привечать,
Будем птичек величать.-Погладьте его ладошку своей несколько раз.
А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем.-Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.
Будет петь для деточки
В золоченой клеточке.- Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку
Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:
"Ой, беда! Ой, беда!
Улетела навсегда!
(улетел он навсегда).
За гору высокую,
За реку широкую".- Соедините руки ладонями над головой.
Разведите их в разные стороны.
Если же "птичка" попалась, скажите:
"А-а, попалась птичка,
Птичка-невеличка!
Будешь петь для деточки
В золоченой клеточке!"-Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.
Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, "а лебедушку узнаем", "а тетёрочку узнаем", "а авдошечку узнаем", "а бекасика узнаем", "а варакушку узнаем", "а как совушку узнаем", "а как ласточку узнаем" и т.д.
Предварительный просмотр:
ПТИЧКИ И КЛЕТКА
Все дети берутся за руки и образуют круг - "клетку". Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход.
Задача клетки – не помешать Птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!
ИГРА Я ЗНАЮ
Игрок бьет по мячу ладонью и чеканит мяч об землю и в такт ударам произносит: «Я знаю пять имен мальчиков. Саша раз (мяч ударился об землю), Костя два (еще один удар)… и так далее.
С каждым ударом надо называть имя. Пропустил удар, начинай сначала.
Слова в игре такие:
Я знаю пять имен мальчиков
Я знаю пять имен девочек
Я знаю пять названий городов
Я знаю пять называний рек
Дальше можно придумывать все, что угодно.
Главное, чтобы названия предметов (людей, вещей) были сгруппированы по одному признаку.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: "ЛАСТОЧКИ"
Цели: развивать память, речь, умение совершать действия в соответствии с текстом, умение ориентироваться в пространстве; закрепить умение двигаться хаотично, не сталкиваясь друг с другом; воспитывать уважение к своим товарищам и любовь к братьям своим меньшим.
Ход игры:
Дети сидят на своих стульчиках - это гнезда.
Ведущий произносит слова (это либо воспитатель, или ребенок, запомнивший уже слова). Ласточки (дети) покидают свои гнезда (стулья).
Ласточки, кружитесь!
На землю не садитесь!
(Дети - ласточки, двигаются хаотично по группе и плавно размахивают руками (крыльями, которые выставлены в стороны.)
Как скажу я:" Раз, два, три",-
Сразу гнездышко займи!
(Дети возвращаются на свои стулья, каждый должен постараться сесть на то место, с которого вылетел, а то ласточка вернется не к своим деткам. Если товарищ сел не на свое место, то надо вежливо попросить его покинуть.)
В гнездышках сидите!
Птенчиков кормите!
(Дети, сидя на стульях, поворачивают голову вправо - влево, словно кланяются, имитируя кормление птенцов.)
Игра повторяется 2-3 раза.
Предварительный просмотр:
Грачи
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".
Грачиная столовая
В берёзовой роще — веселье.
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зелёной грачиной столице,
И гнёзда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.
Ласточка
Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Кукушка
Я - важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: "Сколько жить на веку?"
А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."
Соловей (отрывок)
На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
В дали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.
«Летят перелётные птицы»
Осенним днем иду в поля, желаю
Побыть с природой вновь наедине.
Вот птиц горластых улетают стаи,
Они, друзья, не вспомнят обо мне.
Они летят туда, где жарко,
И где цветы душисты и пестры,
Где мать-природа просто, без утайки,
Раскинула зелёные ковры.
Они летят – не скажут слов прощания,
Не улыбнутся родине своей.
Они летят, но знают — возвратятся,
И машут мне приветливо: «Эгей!»
Автор: Ирис Ревю
«Журавль»
Словно путник что в степи остался,
Потеряв друзей своих в степи,
Журавель сквозь ветры пробирался,
Чтоб дорогу в тёплый край найти.
То он по болоту ходит долго,
То вспорхнет, как будто знает путь…
Отряхая капли с крыльев волглых,
Он летит, подставив ветру грудь.
…Может, сердцу легче разорваться,
Изнемочь, но к цели все ж прийти,
Только б одиноким не остаться,
Растеряв товарищей в пути!
Автор: Сайфи Кудаш
Журавушка
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
(Е. Благинина)
Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическая неделя "Птицы"
Синицы...
Конспект тематического дня «ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЕТЕ, А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ» ИЛИ. «НЕ ОДЕЖДА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ДОБРЫЕ ДЕЛА».
Детям нужны не поучения, а примеры.Жозеф ЖуберФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: 1. Вы говорите: «Это слишком дорого». Они слышат: «Счастье без денег невозможно». Лучше ск...
НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»
НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»...
Комплексно-тематическая тема: "Птицы"
Примерный комплексно-тематический план педагогической работы в средней группе детского сада«В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЙ»ЗадачиВиды деятельностиПознаниеКоммуникацияЧтение художественной литературыДать детям ...
Тематический день птиц "Это что за птица"
Тематический день птиц был посвящен Международному дню птиц, который отмечается 1 апреля....
План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...
Примерный план конспект (беседы) непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы » Тема дня: «Зимующие птицы» для младшей группы; НОД: «По воздуху летают!»
структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федер...