Тематическая папка "ВСТРЕЧАЕМ ПТИЦ"
методическая разработка

Кузнецова Татьяна Витальевна

Материал будет полезен педагогам и родителям

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. ВСТРЕЧАЙ С ЛЮБОВЬЮ ПТИЧЬИ СТАИ

Слайд 2

Мы вставали ночью даже. Из окна смотрели в сад. Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? Ну когда же звонкой стаей Защебечут у окна? Может быть, они не знают, Что вернулась к нам весна?! Что скворечник ждёт их новый. Что проснулись луг и сад… Всех гостей встречать готовы. Что же гости не летят? А сегодня поглядели – На ольхе сидит скворец. Прилетели… Прилетели! Прилетели наконец!

Слайд 5

Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, А зовётся птица… Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнёздам. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать - двадцать гнёзд. Грач

Слайд 6

В лесу ночном кукует птица. А назвать себя боится… Ку-ку… Ку-ку, - Не спит опушка. А птицу эту звать… Кукушку знают по её пению, но не многим приходилось её видеть, так как селится она в чаще леса. Размером кукушка меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный. Гнездо кукушка не вьёт, а откладывает яйца в гнёзда других птиц. Первым в гнезде выводится кукушонок и выталкивает остальные яйца из гнезда. Кукушка

Слайд 7

Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… Сова – крупная птица. Её оперение необыкновенно мягкое, что делает полёт птиц совершенно бесшумным. У совы очень крепкие ноги и крючковатые когти, которыми она удерживает добычу. Клюв тоже крючковатый, очень сильный. Большие глаза сов почти неподвижны, но очень подвижная шея. Днём птица спит, а ночью охотится. Сова

Слайд 8

Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно-бронзовый… Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные; клюв острый и длинный; окраска перьев чёрная, блестящая. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку. Скворец

Слайд 9

Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке На месте Никак не сидится – Всё хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордиться… Синица

Слайд 10

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… Воробей

Слайд 11

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. Соловей

Слайд 12

Мы построили вдвоём Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец. Прилетай скорей,… Скворец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ночь, как смоль, черным черна. Серой птице не до сна: Меж кустов, как тень скользит, Караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава. Это ухает … Сова

Слайд 2

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит … Сорока

Слайд 3

В лесу ночном кукует птица. Она назвать себя боится… Ку-ку…Ку-ку,- Не спит опушка. А птицу эту звать… Кукушка

Слайд 4

Зимой на ветках – яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… Снегири

Слайд 5

Подберите рифму Кораблик - Макушка - Капля - Париж - Птица - Врач - Корона - Гол - Палка - Шляпка - зяблик кукушка цапля чиж, стриж синица грач, дергач ворона щегол галка оляпка

Слайд 6

Узнай птичку «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на всевозможные лады.» Соловей

Слайд 7

«Уж её-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Видно её всегда издалека. Когда летит – то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится.» Сорока

Слайд 8

«Та самая, что гузкой трясёт, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек её не видно! Словно на велосипеде катит. Ещё на бегу и выпады клювиком вправо и влево – как рапирой. Раз, два – и мухи нет!» Трясогузка

Слайд 9

«С ранней весны и до конца лета – это самая обычная птица наших лесов. Куда бы ни пошёл, обязательно услышишь либо её энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-пинь». Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю…рю». Зяблик

Слайд 10

«… лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки пере- крещиваются на концах.» Клёст

Слайд 11

«Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и осторожная птица. Селется высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть удаётся не всегда. Песня у неё красивая – звонкое, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.» Иволга

Слайд 12

Синичка – воробью… Увидел грача - … Всяк кулик своё болото… В своём гнезде и ворона коршуну… Соловей месяц поёт, а ворона… Гусь в воде искупался… сестричка. весну встречай. хвалит. глаза выклюет. круглый год каркает. сухим остался.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ

Слайд 2

УГАДАЙ ПТИЦУ ПО ГОЛОСУ!

Слайд 3

?

Слайд 4

?

Слайд 5

? ?

Слайд 6

?

Слайд 7

?

Слайд 8

МОЛОДЦЫ!

Слайд 9

НЕ ОШИБИСЬ!

Слайд 10

1 2 3 4

Слайд 11

1 2 1 3 4

Слайд 12

1 2 3 4

Слайд 13

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Слайд 14

КРОССВОРД «ОТГАДАЛКИ»

Слайд 15

Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый. ГУСЬ

Слайд 16

На шесте дворец, А во дворце певец. СКВОРЕЦ

Слайд 17

Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. ЛАСТОЧКА

Слайд 18

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … СОЛОВЕЙ

Слайд 19

Кто на елке, на суку Счет ведет «ку-ку, ку-ку? » КУКУШКА

Слайд 20

Загадка эта непростая: Летела к югу птичек стая, Вожак всё крякал и сопел. Кого ж на юг вести хотел? УТКА

Слайд 21

На трубе большущий дом, Он из веток сложен, Настоящий, прочный он, Кто его построил? АИСТ

Слайд 22

СОБЕРИ СКВОРЕЧНИК

Слайд 23

СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Беседа

 

Тема«Перелетные птицы»

Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие:

-учить соотносить смену сезона года (весна) с особенностью жизни птиц;

-учить знать представителей мира птиц (гуси, утки; грачи, ласточки, скворцы);

-обогащать природоведческий словарь детей.

Развивающие: усидчивость, умение слушать, отвечать полным ответом;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование: Презентация с изображением перелетных птиц.

Дидактический материал:

-Стихотворение "Муса Джангазиев "Берегите птиц",пословица, игра «У кого какое тело?», физминутка, загадки о птицах.

Активизация словаря: водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Ход беседы:

Презентация с изображением перелетных птиц.

-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь? (О птицах)

-Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? (Потому что они улетают в теплые края.)

- А в какое время года это происходит? (Осенью)Давайте хором повторим пословицу: "Всякая птица тепло ищет. " Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы.

-Почему птицы возвращаются именно весной? (Становится тепло и они прилетают, чтобы произвести на свет птенцов; в нашем крае много корма для них.)

-Назовите водоплавающих перелетных птиц, которых вы знаете? – гуси, утки. В слове водоплавающие прячется два слова – плавать в воде.Повторите: водоплавающие.

-Такие птицы водятся в нашем крае? (Да) Где они строят гнезда? (на болоте, в недоступных человеку местах).

-Отгадайте загадки и узнаем какие еще перелетные птицы бывают.

Какая весенняя птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный. (Грач)

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

– А вот еще загадка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

-Хочу загадать еще одну загадку.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый. (Скворец)

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка «Скворечник»(Проводит ребенок)

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат.

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

- Грач, ласточка, скворец прячутся от человека? (Нет, живут рядом с жилищем человека.)

-Давайте закончим нашу беседу стихотворением, которое мы выучим.

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Рефлексия:

-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о перелетных птицах нашего края!

-Вы расскажете дома маме и папе о том что сегодня делали?

- О чем вы хотите рассказать? (Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. О водоплавающих птицах нашего края- гусях и утках.)

- Что понравилось больше всего? (Видели презентацию про перелетных птиц).

-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)



Предварительный просмотр:

                                                                   В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

              БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ

Чтобы закрепить знания детей по этой теме, рекомендуем Вам по возможности во время прогулок с детьми понаблюдать за жизнью птиц весной, за их поведением.
Вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной – ласточка, грач, скворец, журавль, утки. Рассмотрите на иллюстрациях их внешний вид, отличительные признаки. Уточнить, почему их называют перелетными. Расскажите, куда и когда они улетают, какую пользу приносят.

Поиграйте с детьми

Игровое упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет какую-нибудь птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока, грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.
Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.

Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.

Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.

Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.


Игровое упражнение "Подбирай, называй"
на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.

Игровое упражнение "Кто что делает?"
на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

Игровое упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У скворца чёрная грудка, а у ласточки - ...

Загадайте детям загадки

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко... (ласточка)

На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец... (скворец)

По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных … (грач)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.


КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлыкает.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет.


ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…


СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ  НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!



Предварительный просмотр:

Перелетные птицы.

***

 На шесте веселый дом

 С круглым маленьким окном.

 Чтоб уснули дети,

 Дом качает ветер.

 На крыльце поет отец,

 Он и летчик, и певец.        (Скворец)

***

Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждет.  (Скворец)

***

Ты его узнаешь сразу:

 Белоклювый, черноглазый,

 Он за плугом важно ходит,

 Червяков, жуков находит.

 Верный страж и друг полей,

 Первый вестник теплых дней. (Грач)

***

«Черный, проворный,   

 кричит   «крак», всем   червякам враг»

«Всех   прилетных птиц  черней, чистит  землю   от червей

Вдоль     по   пашням      мчится   вскачь,   

а   зовется птица   -   (грач)

***

Не ворона, не синица –

 Как зовется эта птица?

 Примостилась на суку –

 Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

***

В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут?    (Кукушка)

***

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(Соловей)

***

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

                                                        ***

                                            В воде купался,

                                           Сух остался. (Гусь)

***

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка)

                                                       ***

             Без рук, без топоренка -  построена избенка? (гнездо)

***

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

                                                                ***

                                              Угадайте, что за птичка —

                                                Темненькая невеличка.

                                                 Беленькая с живота,

                               Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)   

***  

 Я проворна, легкокрыла,

 Хвост раздвоен, словно вилы.

 Если я летаю низко,

 Значит дождик где-то близко. (Ласточка)

                                                     ***

                                             Быстрой стрелкою летает,

                                              Мошек в воздухе хватает.

                                            Хвостик вилкой, как рогатка,

                                           Это – ... (ласточка-касатка)

***            

 Встали братья на ходули,

 Ищут корма по пути.

 На бегу ли, на ходу ли

 Им с ходулей не сойти. (Журавли)

                                                          ***

                                       Длинноногий, длинношеий,

                                   Длинноклювый, телом серый,

                                     А затылок голый, красный,

                                    Бродит по болотам грязным,

                                       Ловит в них лягушек,

                                    Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

***

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?.. (цапля)

                                                        ***

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

***

 В синем небе голосок,

 Будто крохотный звонок. (Жаворонок)                 

***

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)

Скворец

***

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец.

***

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

Жаворонок

***

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

***

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

***

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

***

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

***

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит.

Грач

***

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

***

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

***

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

***

Летом за пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит.

***

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …

***

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам.

Цапля.

***

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет.

***

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

***

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

***

Длинная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

У меня ходули —

Не боюсь болота.

Лягушат найду ли, —

Вот моя забота!

Соловей

***

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

***

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет.

***

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы -

***

Серая птаха в лесу живет,

Повсюду чудесным певцом слывет.

Гусь

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь, Кто это…

***

Ходит тега с теганятами, -

Не ногами, а лопатами.

Все пловцы неплохие,

Выходят из воды сухие.

***

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

***

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки — беги без оглядки!

***

Вводе купался,

Да сух остался!

***

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это.

Ласточка

***

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

***

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

***

Желанный гость

с далекого края

под окном живет.

***

Кукушка

***

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

***

В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут?

***

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

***

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её …

***

Еще на свет не появился,

В чужом гнезде он очутился.

***

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку".

Журавль

***

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти.

***

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

***

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Все ее, конечно знают,
Во дворе своем встречают.
Озорная это птица,
Называется … (синица)

Он как яблоко на ветке,
Видят его сразу детки.
Сидит, надулся, как пузырь,
Называется … (снегирь)

Брюшко – в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее … (дрозд)

В ее имени присутствует «малина».
Белое брюшко, оранжевая головка,
А голосок тоненький-тоненький.
Называется она… (малиновка)

Улетает с сентября
На далекие моря.
Птица – белая, как греночка,
Называют ее … (пеночка),


Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик
Называют его … (зяблик)

В имени ее присутствует название великой реки «Волги»
Стоит только добавить букву «И» и получится… (иволга)

Маленькая, легкая и юркая,
Длинный хвост и грудка белая
Незнакомку называют … (ласточка),
На ее головке – словно касочка.

Название этой птицы звучит так же, как название «конь»,
Но состоит из двух слов.
Птенчик этот – не простой
А зовут …(конек) лесной

Мчится по небу стрелой,
Быстро, резво, словно рой.
Ей никогда бывает узко,
Ее имя - … (трясогузка)

Он летает, как орел,
Называется … (щегол),
Разноцветный, длинный клюв,
Острый глаз, хороший слух.

Он летает, как стрела,
Раз – и нет его, друзья.
Очень он похож на «чиж»,
Но зовут его все … (стриж)

 

Тихо… Слышите, стучит?
Это … (дятел) все долбит.
Делает себе дупло,
Было чтобы жить тепло.

Эта птица – будто «оползень»,
Лишь «п» добавь и будет … (поползень)

Хохолок на голове,
Видит всё, всегда, везде.
Эта птичка, словно ирис,
Но зовут ее все … (чибис)

Кажется, что хвост горит,
… (горихвостка) же летит!
А ведь хвост и правда, яркий,
Рыжий, длинный и хохлатый.

В ее имени «есть славка»,
Черная головка – ярка,
Ну а брюшко само – серо,
И летает она смело (славка – черноголовка)




Предварительный просмотр:

Птички

Птички прилетали, -Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями

Крыльями махали

Сели, посидели -Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол

Дальше полетели. -Повторяем первое движение

 

Десять  птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -
Растопыриваем пальцы на обеих руках

Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -
Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-
Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.-Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

Скворечник.

Скворец в скворечнике живет-Пальцы обеих рук касаются друг друга, кисти параллельно.

И песню звонкую поет.-Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются.

Птицы прилетают.

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.-Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.

А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.

Журавли летят торопятся,-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.-Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.

Дрозды

Видишь смотрят из гнезда,

Два молоденьких дрозда.-Соединяем пальцы двух рук кольцом и смотрим в него.

Клюв покажет первый дрозд,-Пальцы щепоткой выставляем вперед.

А второй покажет хвост.-На другой руке прямые пальцы выставляем вперед.

Ласточка

На каждую строчку большой палец поочередно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

Кукушечка

Ку-ку, ку-ку, кукушечка!-Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.
Лети скорей в лесок.-
Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!-
Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.
Подай свой голосок.-
Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.

Дятел

Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук -(Одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)
Долбит сук.

крыльями)

Гуси-лебеди

Гуси-лебеди летят,
То вперед, а то назад.
И опять летят вперед,
а потом - наоборот.
Наконец-то прилетели,
и на землю сели!

Гуси-гуси, га-га-га

Гуси-гуси, га-га-га! - Соединяем пальцы на обоих руках щепотью (головы гусей)
Есть хотите? Да-да-да! - 
Качаем "головами" 
Хлеба с маслом? Нет-нет-нет! - 
Машем "головами" отрицательно.
А чего вам? Нам конфет! - 
Протягиваем вперед ладошки, как будто просим конфетку

Птичка

Я пройдусь по лесам -Изобразить деревья обеими руками
Много птичек там. -
Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.
Все порхают, -
Помахать руками, как крыльями.
Поют, -
Изобразить двумя руками открывающиеся клювы.
Гнезда теплые вьют.-
Сложить ладони в виде чаши.

Аист

Указательным и средним пальцами обеих рук топаем по столу. сопровождая пальчиковые шаги строчками стихотворения.

Аист, аист длинноногий,  
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!- 
Поднимаем обе руки над головой и соединяем вместе пальцы(крыша)

Гимнастика «Яичко».

Мы говорим малышу:
– А знаешь откуда появляются птички? Из яичек! Давай покажем яички нашими ладошками! – Сжимаем ладошки в кулачок.

- Смотри, как наши яички сейчас будут танцевать! – Делаем пальчиковую гимнастику:
Мы сожмем кулачок - 
Сжимаем кулачки.
И положим на бочок - 
Стучим кулачком по коленкам.
Разожмем ладошку, - 
Разжимаем.
Постучим по ножкам. - 
Стучим ладошкой по коленям.

Птичка

Птичка-птичка - Водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - 
Барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - 
Стучим пальчиками по ладошке.

Птичка-невеличка

Птичка ветки собрала,-Большим и указательными пальчиками делаем хватательные движения на ладошке
Птичка гнездышко свила,-
Собираем пальчики обеих рук щепотью и вращаем относительно друг друга в разные стороны
И снесла яичко,-
Соединяем указательный и большой пальцы на обеих руках в колечки
Птичка-невеличка!-Б
ольшой и указательный пальцы раздвигаем и показываем маленький размер птички 

Прилетели птицы

Воспитатель называет птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи

- Прилетели птицы:голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

- Прилетели птицы: голуби, куницы.

- Прилетели птицы:голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы)

Птички-невелички

Птички-невелички
По небу летели-
Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.

Птички-невелички
На ладошку сели.-
Накройте своей ладонью ладошку малыша.

Будем птичек привечать,
Будем птичек величать.-
Погладьте его ладошку своей несколько раз.

А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем.-
Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.

Будет петь для деточки
В золоченой клеточке.- 
Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку

Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:

"Ой, беда! Ой, беда!
Улетела навсегда!
(улетел он навсегда).
За гору высокую,
За реку широкую".- 
Соедините руки ладонями над головой.
Разведите их в разные стороны.

Если же "птичка" попалась, скажите:

"А-а, попалась птичка,
Птичка-невеличка!
Будешь петь для деточки
В золоченой клеточке!"-
Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.

Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, "а лебедушку узнаем", "а тетёрочку узнаем", "а авдошечку узнаем", "а бекасика узнаем", "а варакушку узнаем", "а как совушку узнаем", "а как ласточку узнаем" и т.д.



Предварительный просмотр:

ПТИЧКИ И КЛЕТКА

Все дети берутся за руки и образуют круг - "клетку". Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход.

Задача клетки – не помешать Птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!

ИГРА Я ЗНАЮ

Игрок бьет по мячу ладонью и чеканит мяч об землю и в такт ударам произносит: «Я знаю пять имен мальчиков. Саша раз (мяч ударился об землю), Костя два (еще один удар)… и так далее.
С каждым ударом надо называть имя. Пропустил удар, начинай сначала.
Слова в игре такие:

Я знаю пять имен мальчиков
Я знаю пять имен девочек
Я знаю пять названий городов
Я знаю пять называний рек

Дальше можно придумывать все, что угодно.
Главное, чтобы названия предметов (людей, вещей) были сгруппированы по одному признаку.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: "ЛАСТОЧКИ"

Цели: развивать память, речь, умение совершать действия в соответствии с текстом, умение ориентироваться в пространстве; закрепить умение двигаться хаотично, не сталкиваясь друг с другом; воспитывать уважение к своим товарищам и любовь к братьям своим меньшим.

Ход игры:

Дети сидят на своих стульчиках - это гнезда.

Ведущий произносит слова (это либо воспитатель, или ребенок, запомнивший уже слова)Ласточки (дети) покидают свои гнезда (стулья).

Ласточки, кружитесь!

На землю не садитесь!

(Дети - ласточки, двигаются хаотично по группе и плавно размахивают руками (крыльями, которые выставлены в стороны.)

Как скажу я:" Раз, два, три",-

Сразу гнездышко займи!

(Дети возвращаются на свои стулья, каждый должен постараться сесть на то место, с которого вылетел, а то ласточка вернется не к своим деткам. Если товарищ сел не на свое место, то надо вежливо попросить его покинуть.)

В гнездышках сидите!

Птенчиков кормите!

(Дети, сидя на стульях, поворачивают голову вправо - влево, словно кланяются, имитируя кормление птенцов.)

Игра повторяется 2-3 раза.



Предварительный просмотр:

Грачи  


На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".


Грачиная столовая


В берёзовой роще — веселье.
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
 
Подолгу веселие длится
В зелёной грачиной столице,
И гнёзда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.



Ласточка


Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною 
В сени к нам летит.


С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей.


Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой. 
(А. Плещеев)




Скворец


Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.


Кукушка


Я - важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: "Сколько жить на веку?"
А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."







Соловей (отрывок)


На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
В дали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.




«Летят перелётные птицы»


Осенним днем иду в поля, желаю
Побыть с природой вновь наедине.
Вот птиц горластых улетают стаи,
Они, друзья, не вспомнят обо мне.


Они летят туда, где жарко,
И где цветы душисты и пестры,
Где мать-природа просто, без утайки,
Раскинула зелёные ковры.


Они летят – не скажут слов прощания,
Не улыбнутся родине своей.
Они летят, но знают — возвратятся,
И машут мне приветливо: «Эгей!»
Автор: Ирис Ревю





«Журавль»


Словно путник что в степи остался,
Потеряв друзей своих в степи,
Журавель сквозь ветры пробирался,
Чтоб дорогу в тёплый край найти.


То он по болоту ходит долго,
То вспорхнет, как будто знает путь…
Отряхая капли с крыльев волглых,
Он летит, подставив ветру грудь.


…Может, сердцу легче разорваться,
Изнемочь, но к цели все ж прийти,
Только б одиноким не остаться,
Растеряв товарищей в пути!
Автор: Сайфи Кудаш



 
Журавушка  
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!

(Е. Благинина)

Возвращаются певцы 
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке. 
(Г. Ладонщиков)



Предварительный просмотр:

Описание: G:\АТТЕСТАЦИЯ\Встречаем птиц\встречаем птиц\составление рассказа\risunok-ptica-dlya-detej_102.jpg

Описание: G:\АТТЕСТАЦИЯ\Встречаем птиц\встречаем птиц\составление рассказа\39f7ad79e7b9.jpg

Описание: G:\АТТЕСТАЦИЯ\Встречаем птиц\встречаем птиц\составление рассказа\67f2aec2949c.jpg

Описание: G:\АТТЕСТАЦИЯ\Встречаем птиц\встречаем птиц\составление рассказа\7789114-647x599.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического дня «ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЕТЕ, А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ» ИЛИ. «НЕ ОДЕЖДА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ДОБРЫЕ ДЕЛА».

Детям нужны не поучения, а примеры.Жозеф ЖуберФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: 1. Вы говорите: «Это слишком дорого». Они слышат: «Счастье без денег невозможно». Лучше ск...

НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»

НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе  Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»...

Комплексно-тематическая тема: "Птицы"

Примерный комплексно-тематический план педагогической работы в средней группе детского сада«В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЙ»ЗадачиВиды деятельностиПознаниеКоммуникацияЧтение художественной литературыДать детям ...

Тематический день птиц "Это что за птица"

Тематический день птиц был посвящен Международному дню птиц, который отмечается 1 апреля....

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Примерный план конспект (беседы) непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы » Тема дня: «Зимующие птицы» для младшей группы; НОД: «По воздуху летают!»

структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федер...