Тематическая папка "ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА"
методическая разработка
Материал для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_risovaniya.doc | 2.16 МБ |
sidim_doma_s_polzoy.doc | 425 КБ |
v.bakaldin_stihi_o_hlebe.doc | 28 КБ |
dzh.rodari_chem_pahnut_remesla.doc | 23 КБ |
dlya_chego_ruki_nuzhny_e.permyak.doc | 110 КБ |
n.vereshchagin_zolotoy_kolosok.doc | 69 КБ |
yu._tuvim_vse_dlya_vseh.doc | 22 КБ |
trud_lyudey_vesnoy.pptx | 2.47 МБ |
prezentatsiya_na_temu_1_maya._prazdnik_vesny_i_truda.pdf | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сидим дома с пользой!
Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей.
Тема недели «Праздник весны и труда»
Расскажите детям о празднике 1 Мая:
1 Мая - Праздник весны и труда! День 1 мая, как и 8 марта, много лет назад был днём борьбы рабочих людей за свои права. В те времена жизнь рабочих, которые трудились на фабриках и заводах, была тяжёлой. Они работали с раннего утра до позднего вечера и за свой нелёгкий труд получали так мало денег, что иногда их не хватало даже на еду. 1 мая рабочие (и женщины и мужчины) устраивали шествия — демонстрации. Они несли флаги и плакаты. На плакатах были написаны требования трудового народа.
В наши дни 1 мая мы отмечаем Праздник весны и труда. Это праздник всех, кто трудится, праздник людей разных профессий: рабочих, учёных, врачей, учителей.
Праздник весны и труда принято отмечать красочными шествиями, демонстрациями. Люди берут с собой воздушные шарики, флажки, цветы. А чтобы было шумно и весело — свистульки и трещотки. 1 мая повсюду звучит музыка, играют оркестры. Все поют и танцуют. На ярких плакатах написаны слова: «МИР», «МАЙ», «ТРУД».
Проведите с детьми беседы на темы «Все профессии важны, все профессии нужны», «Как получилась книжка», «Как хлеб на стол пришел». Поговорите о профессиях членов семьи.
Выучите с ребенком стихотворение:
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте,
Пейте,
Не жалейте!
А хотите
В лейку
Лейте –
Поливайте огород,
Он ведь тоже воду пьет! (Елена Благинина)
Загадайте ребенку загадки о профессиях:
1)Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Строит школы, магазины, строит новые дома,
Строит целые деревни, даже строит города.
Не шахтер и не водитель,
Всё построит нам... (строитель)
2) Дороги все ему знакомы, он в кабине словно дома.
И все правила движения знает твёрдо, без сомненья.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофёр)
3) В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
Сделает укол – не плачь, ведь все болезни лечит… (Врач)
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист)
На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? (Милиционер)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (военный)
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)
В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый... (каскадер)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,... (воспитатель)
Прочитайте ребенку пословицы о труде, разберите их смысл:
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Мала пчела, и та работает.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Прочитайте потешки, стихотворения, сказки, рассказы о весне под музыку «Подснежник» муз. П.И. Чайковского, «Весна» муз. Г. Свиридова;
Поиграйте с ребенком в дидактические игры:
«Для какой профессии это нужно?»
- Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
- Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
- Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
- Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру.
«Угадайте, что я делаю?»
имитируем трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками, предлагаем ребенку отгадать.
Например: чистим пылесосом пол, забиваем гвоздь, пилим, едем на машине, стираем, несем ведро с водой, протираем зеркало, рубим дрова, трем на терке и т.д.
составлять смысловое окончание фразы "Что бы ты делал, если работал….»
«Четвертый лишний» - предложить детям найти лишний предмет, не относящийся к данной профессии и объяснить свой выбор (в отдельном файле)
Сделайте с ребенком воздушного змея в технике «Оригами»:
1.Располагаем лист на столе вершиной на себя. Начинаем с изнаночной стороны.
2.Нижний угол соединяем с верхним. Разглаживаем линию сгиба, получая одну из диагоналей заготовки.
3.Раскрываем лист обратно.
4.Нижний внешний угол складываем к намеченной диагонали.
5.То же самое делаем с верхним.
6.Базовая форма готова.
7.Используйте фантазию для украшения вашего змея.
7.
Сделайте с ребенком физминутку:
Физминутка:
Я купила масло, (Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты)
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку, (Имитируем лепку пирожков)
Всех друзей я в гости жду! (Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие гостей)
Рисование (можно с элементами аппликации или пластилинография) «Весна на лесной полянке», «Скворцы прилетели», «Праздничный букет» и другое - в любой нетрадиционной технике (отпечатками овощей, фруктов и т.д., пальчиковая живопись, ладошками, монотипия, штампами, ватными палочками, поролоновыми тампонами, рисование по мокрому, мятой бумагой, на мятой бумаге, вилками, зубными щетками, набрызг, рисование пеной для бритья и др.).
Не забываем делать на все работы фон предварительно в технике по сырому, дети это делать умеют.
Вы молодцы!
Предварительный просмотр:
СТИХИ О ХЛЕБЕ
Виталий Бакалдин
«Хлеб?! Вот невидаль какая!-закричит мудрец иной.
Я по вкусу покупаю белый, серый и ржаной!.
Мне его снимает с полки тетя Зина – продавец
Я ношу его в кошелке,-скажет маленький мудрец.
По дороге, между прочим, хлеб горячий – вкусный очень.
А пока пройду свой путь, не могу не отщипнуть.
А потом его не ем – не люблю его совсем!
Мне о хлебе все известно! Мне читать не интересно».
Нет, читатель мой ученый, ты прочти хотя бы раз
Про обычный хлеб печеный немудренный мой рассказ.
Ведь обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка, если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше. Гусь без хлеба – ерунда!
«Хлеб кормилец-пища наша, хлеб насущный –сила наша
Молодецкая еда»,- говорил народ всегда
На работе и в походе у народа хлеб в почете.
С хлебом русский человек- богатырь из века в век!
И недаром хлеб солдатский наши воины по-братски
Честно делят меж собой, уходя на смертный бой.
Хлеб душистый, пропеченный с хрупкой спинкой золоченный
Нам привычен и знаком, к нам заходит в каждый дом.
Не везде ,дружок, на свете хлеб едят досыта дети…
У Народа есть слова: «Хлеб- всей жизни голова».
Хлеб не только серый, белый, и пшеничный , и ржаной.
Он ещё сказать к примеру, трудовой и дармовой.
Лёгкий – тяжкий, горький-сладкий, хлеб различен меж собой.
У него свои повадки, у него характер свой.
Горький хлеб тебе неведом- подневольного труда.
Он знаком был нашим дедам в те минувшие года.
Хлеб слепой судьбы бедняцкой горек был и тяжек был.
И с полей в амбар кулацкий он из рук батрацких плыл.
От зари и до зари хлеб косили косари.
Удивительные вещи, были раньше, если б знал!
Не работая , помещик, сладко ел и сладко спал.
6
Жил за каменной оградой в белом доме у пруда.
И считал, что так и надо жить на свете без труда.
Раньше был такой порядок: у богатого хлеб сладок.
А зато у бедняка- корка черствая горька…
Нынче выйди за станицу дымка сизая клубится.
Слышит чуткая округа гул моторов день- деньской.
И бурлит земля под плугом. Как высокий вал морской.
Не сама собой природа хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода мать земля за целый год.
Чтоб сошлись, как океане в закромах твоей страны
Золотой поток Кубани и далекой целины…
До большого магазина, где торгует тетя Зина
И туда в этот раз начинали мы рассказ,
Добрый хлеб идёт нескоро со степных, земных просторов.
Это в сказках, да в стихах все бывает в двух словах.
На муку размелют зерна, много сит мука пройдет
Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет.
Покупай себе любой - лишь бы только трудовой!
И не надо нам другого, ни на раз, ни про запас.
Мы не любим дармового, не в почете он у нас.
На работе силы пробуй, находи по сердцу путь
Но дороги хлеборода, мой читатель, не забудь!
Помни верные слова : «Хлеб- всей жизни голова!»
Предварительный просмотр:
Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Предварительный просмотр:
Для чего руки нужны
Е. Пермяк
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Предварительный просмотр:
Николай Верещагин «Золотой колосок»
То, что отец у Кольки шофёр, здорово поднимало его во мнении соседских ребятишек. Когда с дороги сворачивал старенький зелёный грузовик с номером «07-21» на бортах, когда, обогнув дом, он въезжал во двор и, в последний раз взревев мотором, останавливался против их окна, Колька бросал игру и со всех ног мчался к машине.
Отец, весь пропахший бензином, в фуражке, сбитой на затылок, глушил мотор, выключал зажигание и, улыбаясь Кольке, выходил из кабины. Колька тут же влезал на его место и начинал вертеть руль и подпрыгивать на сиденье, воображая, как он мчится по дороге быстрее ветра. Когда он сидел в кабине за рулём, сжимая обеими руками баранку, ещё не остывшую от рук отца, он чувствовал себя сильным и уверенным, будто часть отцовской силы передавалась ему. Ребятишки, бросив игру, облепляли машину, лезли в кузов, взбирались на капот, пробовали двигать щётки на ветровом стекле, а Колька покрикивал на них, чтобы ничего не трогали. Его слушались, потому что вместе с отцом он был хозяином машины. Посидеть в кабине Колька пускал не всех, а только своих друзей да ещё больших ребят, которые задабривали его обещаниями взять в свою игру.
Однажды, в конце августа, отец, работавший на уборочной и по нескольку дней не показывавшийся домой, приехал к обеду усталый, обросший, с тёмным, будто за копчёным лицом, но весь какой-то взбудораженный, разгорячённый. Он умылся над тазом, сел за стол, и оказалось, что лицо у него совсем не тёмное, а красное от загара, будто обожжённое.
Уплетая суп с галушками, отец возбуждённо рассказывал, как там, на уборочной: урожай хороший, но не хватает техники, не успевают убирать и возить; работа идёт ударная, убирают и по ночам, эту ночь он совсем не спал.
Колька вертелся за столом: ему и с отцом посидеть хотелось, и тянуло к машине во двор — её облепили мальчишки и надо было побыстрее залезть в кабину, а то ещё открутят что-нибудь или сломают. Проглотив несколько ложек, он сорвался было из-за стола, но мать вернула и заставила съесть всё, что положено. Тут и отец кончил есть, торопливо допил чай и поднялся.
— Мне надо в Неретино возвращаться,— сказал он Кольке. — Без меня там комбайны встали — хлеб возить некому.
В Неретино жила бабушка, и Колька запросился к ней.
— Я с тобой хочу. К бабушке хочу,— заканючил он, боясь, что отец не возьмёт.
— Ну что ж, поедем,— вдруг легко согласился отец.— Только вот у матери отпросимся.
Мать, хоть и не сразу, Кольку отпустила, велев на следующий день вернуться с отцом.
Поездка в деревню казалась Кольке большим и увлекательным путешествием, неожиданным и обещающим интересное. На городские улицы, по которым они ехали, он смотрел уже так, будто уезжал далеко и надолго. А когда улицы расступились, машина выскочила на степной простор и в открытое окно кабины ударил тугой полынный степной ветер, Кольке сделалось так весело, что он почти до пояса высунулся в окно и закричал: «Эге-ге-ей!..» Отец тоже развеселился, ни следа усталости не было на лице. Он включил четвёртую скорость, прибавил газу, и грузовик помчался, подпрыгивая на ухабах.₽
— Подпевай!—сказал отец и затянул первый, а Колька вместе с ним:
Эх, путь-дорожка фронтовая.
Не страшна нам бомбёжка любая.
Помирать нам рановато —
Есть у нас ещё дома дела. ...
На полном ходу они проскочили деревню с бревенчатыми избами, резными наличниками, разнообразными плетнями и воротами, стаями кур, удирающих прочь от машины; перемахнули по деревянному мосту за околицей через речку, пересекли зелёную луговину с белыми косяками гусей, выскочили на горку и увидели впереди огромное, уходящее за горизонт пшеничное поле. Наполовину остриженное, с неровными копешками сброшенной соломы на стерне, а наполовину ещё не сжатое, с густыми перепутанными колосьями, сбитыми в сплошной необъятный массив, по которому гулял ветер, то ласково приминая зрелую ниву, то опять отпуская её. На границе стерни и ещё не тронутого массива, почти игрушечные издали, стояли два комбайна и зелёный грузовик. Отец сбавил скорость, круто повернул налево, и машина, переваливаясь, как лодка на волне, двинулась по стерне к тем комбайнам.
Шестеро мужчин сидели на охапках соломы вокруг разостланного брезента и обедали. Загорелые лица их, спины, плечи были густо припудрены пылью, так что в первый момент они все казались одинаковыми.
— Семён!—удивлённо сказал один из них, широкоплечий рыжеволосый дядька, у которого на лице даже сквозь слой пыли проступали коричневые веснушки. — Ты что же, решил до конца жатвы из кабины не вылезать?
Отец, не отвечая, взял большую глиняную кринку с брезента, напился жадными глотками.
— А это у тебя помощник, что ли? — кивнул рыжий на Кольку, который стеснительно стоял в стороне.— Ну, иди сюда, парень. Знакомиться будем.
Колька подошёл и сел рядом с отцом. Рыжий дядька налил ему в стакан кисловатого кваса, протянул большой ломоть хлеба, кусок колбасы. Несмотря на то, что недавно пообедал, Колька ел с удовольствием. То ли растрясло его по дороге, то ли вид этих аппетитно жующих людей на него так подействовал, но, вонзая зубы поочерёдно то в свежий хлеб, то в колбасу, он чувствовал настоящий голод. Комбайны стояли в отдалении, и Колька всё время оглядывался на них: очень хотелось посмотреть на эти громоздкие загадочные машины вблизи.
Пообедав, мужики поднялись и пошли к комбайнам. Запылил вдали, быстро приблизился, свернул на поле, переваливаясь и гремя цепями, самосвал. Встал под изогнутый хобот комбайна. Комбайн зарычал, затрясся, что-то в нём с грохотом раскрутилось, и вдруг из хобота в кузов самосвала дождём ударила тугая струя зерна. Отец сел за руль, Колька быстро забрался в кабину с другой стороны, и они подъехали кузовом под хобот второго комбайна. И этот зарычал, загремел, только ещё громче, даже страшно стало. С шумом хлынуло в кузов зерно. Отец стоял на подножке, заглядывая в кузов, а Колька прильнул к заднему стеклу кабины и смотрел, как в кузов сыпался, разлетаясь по его дощатому дну скачущими зёрнышками, стремительный водопад зерна.
Зерно быстро прикрыло дно кузова, и теперь стремительная осыпь секла не голые доски, а мягкую волну зерна, и шум был не сухой и колючий, а мягкий, шуршащий. Кольке очень нравилось глядеть, как зерно на глазах заполняет кузов, понемногу поднимаясь к его краям волнистыми изгибами. По тому, как отец смотрел, оглядываясь на кузов, Колька видел, что и ему это очень нравится.
Когда кузов до краёв наполнился зерном, отец осторожно на малой скорости поехал по стерне, и Колька понял: это для того, чтобы меньше трясло и зерно не рассыпалось по дороге. Им овладела та же забота, и он поминутно вертелся на сиденье, после каждой кочки оглядываясь, не сыплется ли зерно из кузова.
Дорога быстро раскрутилась в обратную сторону: вдоль поля путь прямой как стрела, пологий склон, зелёный луг с гусиными косяками, тот же бревенчатый мост над речкой, дома, колодцы, огороды — и они въехали на колхозный ток.
По двум сторонам тока, огороженного забором, тянулись длинные навесы, под которыми громоздились горы зерна, лежали тугие мешки в штабелях; рядом, взметнувшись, как жирафы, или вытянувшись, как змеи, стояли транспортёры.₽
Во всех концах тока работали люди. Одни широкими деревянными лопатами споро разгружали машины, другие перелопачивали зерно под навесом, третьи, ухватившись с двух сторон, как будто длинную пушку, перекатывали на новое место транспортёр. Здесь стоял тот же сосредоточенный рабочий гул и стрекот моторов, что и в поле возле комбайнов.
Они с отцом разгрузились и помчались в поле, а от комбайнов — с полным кузовом обратно на ток и потом снова в поле. И завертелась карусель. Первые ездки Колька ещё считал, а потом и со счёта сбился. Стремительно, с клубящимся пыльным хвостом, мчались навстречу грузовики и самосвалы, мелькали в кабинах уже знакомые лица шофёров. И они с отцом мчались от тока к стригущим жёлтую ниву комбайнам, которые то едва виднелись с дороги, двигаясь у дальнего края поля, то с тугим напряжённым стрекотом, захватывая своими крутящимися жатками сразу целые полосы пшеницы, шли, как огромные железные чудовища, навстречу.
Сделав две или три ездки, отец хотел завезти Кольку к бабушке, но тот заупрямился. Какое-то странное возбуждение захватило и уже не отпускало Кольку. Эта быстрая шумная работа на уборочной увлекла его. И то, что он тоже участвовал в ней, наполняло Колькино сердце гордостью. Ему хотелось, чтобы всё это продолжалось долго — ему нисколько не надоело ещё. Ему казалось, что он тоже вместе с отцом водит машину, что его усилия тоже необходимы здесь. Заметив на дороге колдобину, он напрягался всем существом, мысленно подсказывая отцу, что надо притормозить, и отец понимал его—машина мягко замедляла ход, без тряски преодолевала препятствие, и снова, прибавив газу, отец гнал её вперёд. Сначала при загрузке отец то и дело вставал на подножку, наблюдая, равномерно ли засыпается зерно в кузов, но потом он сидел не вставая (всё-таки очень устал), а Колька смотрел неотрывно в заднее окно кабины и командовал ему, двинуть машину вперёд или назад.
В кабине было жарко, и Колька поминутно отирал рукавом пот со лба, облизывал солёные губы. Рукав быстро потемнел от пота, но, заметив это, Колька не огорчился, а наоборот, ещё больше ощутил свою причастность к работе. Он стал утираться другим рукавом, чтобы и тот рукав пропитался солёным потом.
Карусель уборочной, раскрутившись, продолжала вращаться безостановочно, не убыстряясь больше и не замедляясь. Комбайны работали непрерывно, с каждым заходом скашивая по широкой полосе хлеба. И то самое поле, которое было убрано наполовину, когда они приехали, теперь обнажилось больше чем на две трети, и оставшаяся его часть уже свободно охватывалась взглядом, отчётливо просматривалась из конца в конец. На току хлеба прибывало, там работали уже все транспортёры, все веялки, оглашая ток гулом и скрежетом.
Пока машина разгружалась, Колька облазил весь ток. Он стоял у транспортёров, с интересом наблюдая за крутящимися роликами, за стремительно убегающей лентой, лазил под навесами по ворохам зерна, которые игрушечным горным хребтом расстилались перед ним: здесь были свои пики, горные вершины, долины, между ними — крутые откосы и плоскогорья. Он проваливался по щиколотку, падал на колени, по локти погружая руки в зерно, поднимал его большими горстями, и оно лилось с ладоней, протекало сквозь пальцы. Ему нравилось снова и снова набирать полные горсти зерна и видеть, как оно течёт, осыпаясь, чувствовать, как нежно щекочет пальцы.
Всё это было ново, интересно для него, и когда отец спрашивал, не устал ли он, Колька отрицательно мотал головой и снова лез в кабину, чтобы ехать в поле.
Вечером по дороге с поля заехали ненадолго к бабушке. Она захлопотала у печки, собралась ставить самовар, но отец сказал, что некогда, и попросил только холодненького молочка. Они вдвоём выпили целую кринку этого вкусного деревенского молока. Отец хотел оставить Кольку у бабушки, но тот стал упрашивать покататься ещё, захныкал, и отец уступил. Колька опять уселся рядом с отцом в пропахшей бензином кабине, и они снова помчались в поле.₽
В этой гонке незаметно стемнело. Отец включил фары. Когда въехали на пригорок над речкой, Колька ещё издали увидел ток, залитый электрическим светом. Тьма поглотила всё, лишь горстью огоньков угадывалась в стороне деревня, а ток, освещенный гирляндами мощных ламп, будто горел в ночи ясным и ровным прозрачным пламенем. При электрическом свете на току стало как будто теснее и праздничнее, а работа кипела ещё жарче. Машины, транспортёры, веялки, работающие здесь и там люди,— все отбрасывали тени. Тени двигались, перемещались, и оттого казалось, что работающих больше, что тени тоже помогают, не отставая от людей, машут длинными лопатами. Казалось, никто не спит в эту ночь, казалось, вся деревня здесь, на току, и Кольке весело было вместе со всеми. Он то сновал под навесом, то хватался за лопату помогать в разгрузке, то вновь забирался в кабину, чтобы ехать с отцом в поле к комбайнам.
Там, в поле, в ночи, комбайны продолжали своё дело с включёнными фарами. Издали они походили на ползущих под звёздами светлячков, а вблизи, пышущие светом фар, грохочущие, шли, как танки. Стремительно взмахивая мотовилами, они захватывали колосья на освещенной полосе, а уходящие вперёд дымные столбы света выхватывали из тьмы всё новые и новые полчища колосьев, бледных, будто напуганных ярким светом фар и в страхе прячущихся друг за дружку.
Когда совсем стемнело и звёзды высыпали на небе, отец хотел заехать к бабушке, чтобы там уложить Кольку спать, но Кольке ни капли не хотелось спать, и он стал проситься поездить с отцом ещё. Даже мысль о сне была ему противна. Ему казалось, что никто в эту ночь не спит — все на току или в поле. И Кольке было обидно, что без него всё это будет продолжаться, а он будет дрыхнуть, как будто выспаться нельзя в другое время. Ездить же с отцом было так необычно и интересно, так много было всяких новых впечатлений, что ему нисколько ещё не надоело, он не устал и спать не хотел. Он опять уговорил отца, и они продолжали возить зерно вместе.
Под утро всё же усталость одолела, и сон сморил Кольку. Он силился не спать, сидеть прямо, но голова всё равно валилась набок, глаза слипались, натруженный гул мотора убаюкивал. Он закрывал глаза, и перед ним качались тугие колосья, летел по дуге золотистый поток зерна...
Горы зерна росли, волнисто изгибаясь, двигались куда-то. Хотелось упасть в них, зарыться в их податливую мягкую россыпь и, вытянувшись, раскинув вольно руки и ноги, сладко заснуть. Отец остановил машину, достал из-под сиденья свою шофёрскую телогрейку. Колька свернулся на сиденье калачиком и крепко заснул под отцовской телогрейкой.
Проснулся он от тишины, оттого, что кончился вой мотора и грохот, который его убаюкивал. Колька выглянул из-под телогрейки: комбайн своей красной железной громадой заслонял видимость справа; близко был его клёпаный, с облупившейся краской и потёками масла бок, но ни одно колесо не крутилось, ни одна цепь не двигалась, ни единого звука он не издавал. Было совсем светло вокруг, и край неба впереди розовел сквозь голубое.
Мальчик открыл дверцу и огляделся. Машина стояла на краю поля, оба комбайна рядом, замершие. А само это поле было уже не такое, как вчера,— оно было голым, остриженным, убранным до последнего колоска. На всём его пространстве было пусто, лишь неровные копны соломы там и сям валялись по нему — всё, что осталось от мощно колосившейся здесь золотой нивы. Было хорошо, но и грустно почему-то смотреть на убранное поле: жаль было чего-то и вместе с тем легко на душе.
Колька спрыгнул с подножки и, обойдя машину и комбайн, увидел на самом краю поля комбайнёров и отца. Они стояли неподвижно и смотрели на убранное поле.
— А-а, главный помощник проснулся,— сказал, увидев Кольку, рыжеволосый комбайнёр и улыбнулся устало, по-доброму.
Колька подошёл к отцу, тот посмотрел на него воспалёнными глазами и погладил по голове жёсткой от мозолей рукой. Все по-прежнему стояли молча, меряя глазами ширь этого огромного поля, которое они убрали, будто сами теперь удивляясь тому, что сделали. И Кольку тоже всё время тянуло оглядываться и поражаться, радостно удивляясь сделанному.
Золотое осеннее солнце вставало над полем.
Николай Верещагин
Отрывок из романа "Крутая гора"
Предварительный просмотр:
Все для всех
Тувим, Юлиан (пер. Е.Благининой)
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Богатырь идёт железный, но работник он полезный. Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной. (Трактор)
За железным конем ящик тащится с зерном, Сквозь дырявое дно высыпается зерно. ( Сеялка )
С края на край режет чёрный каравай, Бездорожье не преграда, нет дороги - и не надо: Сам себе кладёт под ноги Две широкие дороги. ( трактор , сзади - плуг ) Железный нос в землю врос. Роет, копает, землю разрыхляет.( Плуг )
Продолжите фразу: Хлеб растит …(хлебороб) На тракторе работает…(тракторист) На комбайне работает…(комбайнёр) С машинами и механизмами работает…(механизатор)
Какие пословицы о труде людей весной вы знаете? «Больше землю удобряй – выше будет урожай» «По зёрнышку – ворох, по капельке – море». «В пашне огрехи – в кармане прорехи». «Сей под погоду – будешь есть хлеб год от году».
Земля – что тарелка: что положишь, то и возьмёшь. Почему люди так говорят?
Сравните трактор с плугом и комбайн Он по полю быстро ходит. Косит хлеб, зерно молотит. Веет, да в машину грузит – засыпает зёрна в кузов. Убирает урожай, в поле трудится ( Комбайн )
А как трудитесь весной вы ?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие к Дню весны и труда «У весны работы много»
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется конспект НОД "У весны работы много" в средней группе...
Тематическое занятие к Дню весны и труда «У весны работы много».
Систематизирование полученных знаний о профессиях и труде взрослых и детей в весенний период....
Календарно-тематическое планирование "ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА"
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСредняя группа (с 27.04.2020 по 30.04.2020) Тема: «Праздник весны и труда»Цель:Формирование представлений о Празднике весн...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели "Праздник весны и труда"
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по теме недели "Праздник весны и труда"...
календарно - тематическое планирование Тема: «Праздник весны и труда» (4-5 лет)
Программное содержание: Формирование представлений о Празднике весны и труда.Расширение знаний о профессиях (шофер, почтальон, продавец, врач).Воспитание положительного отношения к труду, желание труд...
Тематическая неделя "Праздник весны и труда"
Материал для дистанционного обучения по тематической неделе "Праздник весны и труда"...
Материал для родителей по тематической неделе "Праздник весны и труда"
Материал содержит задания для совместной работы с детьми первой младшей группы по тематической теме недели....