Задания на лето старшая и подготовительная группы
материал

Сидоренко Татьяна Владимировна

Задания по развитию речи, мышления, внимания, графо-моторных навыков, элементарных математических представлений, по обучению грамоте. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

на лето

Общее недоразвитие речи – сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и, конечно же, родителей. В течение этого года мы работали по исправлению этого нарушения речи. Заканчивается учебный год, и дети находятся в радостном ожидании каникул. Ведь в течение года мы немало потрудились. Этот багаж знаний и умений очень ценный, поэтому его так важно сохранить. Чтобы не растерять тот полученный багаж знаний и умений за лето и сократить время на повторение в сентябре, появилась идея составить домашнее задание на лето для детей старшей логопедической группы детского сада. В домашнее задание вошли упражнения по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи, по формированию фонетической стороны речи, а также по развитию познавательных процессов.

Домашнее задание в начале нового учебного года обязательно будет проверяться и обсуждаться вместе с детьми. Мы обязательно прослушаем каждую интересную историю, придуманную ребёнком. И конечно подведём итоги работы за лето.

Разминка.

Ответь на вопросы (парочку в день):

1. Какое сейчас время года?

2. Сколько всего ушей у трех мышей?

3. На какой сигнал светофора надо переходить улицу?

4. Зачем язык во рту?

5. Кто хрюкает? Кто мычит? и.т.д.

6. Какие фрукты ты знаешь? Какой сок можно выжать из них?

7. Что останется, когда съешь яблоко?

8. Какие ягоды ты знаешь? Какое варенье можно из них сварить?

9. Какие овощи ты знаешь?

10. Где можно себя увидеть?

11. Какая мебель стоит у нас в комнате? А на кухне?

12. С помощью каких инструментов можно построить дом?

13. В какой посуде мы готовим кушать? (кухонная) – какая посуда к ней относится?

А из какой посуды мы едим? (столовая) – какая посуда к ней относится?

А что еще нам нужно, чтобы покушать? (столовые приборы) Какие?

А с помощью какой посуды мы пьем чай? (чайная).

14. Если дом из дерева – он какой?

Если ваза из стекла – она какая?

Если шуба из меха – она какая?

Если шарф из шерсти – он какой?

Если ремень из кожи – он какой?

P.S. Давайте детям трогать предметы из различных материалов, рассказывайте об окружающей обстановке, про фрукты, ягоды, овощи, про то, как они растут и что из них можно приготовить. Больше говорите с ними и рассказывайте новое.

Повтори:

ПА-ПА-БА

КА-КА-ГА

ТА-ДА-ТА

БА-ПА-ПА

ГА-ГА-КА

ТА-ТО-ТУ

БА-ПА-БА

ГА-КА-ГА

ДА-ТА-ДА

ПА-БА-ПА

КА-ГА-КА

ДА-ДО-ДУ

СА-СА-ЗА

СА-СА-ША

СА-ЦА-СА

ЗА-СА-СА

ША-ША-СА

СА-СА-ЦА

ЗА-СА-ЗА

ША-СА-ША

ЦА-ЦА-СА

СА-ЗА-СА

ША-СА-СА

ЦА-СА-ЦА

Для тех, кто говорит [Л]

ЛА-ЛА-ВА

ЛА-ЛО-ЛУ

ЛА-ВА-ЛА

ЛУ-ЛА-ЛЭ

ВА-ВА-ЛА

ЛЭ-ЛЫ-ЛА

ВА-ЛА-ВА

ЛЫ-ЛЫ-ЛА

Назови предметы, изображенные на картинках, и соедините те из них, названия которых звучат похоже.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/12/s_5e1b196466e7a/1313442_1.png

Закончи предложение.

Шепчет ночью мне на ушко

От грязнули даже стол

«Грузы я возить привык!» -

Сказки разные …

Поздним вечером…

Говорит нам…

Говорила мышка мышке:

Пес козе принес букет,

Катя Лену просит дать

- До чего люблю я …

Сытный будет ей…

Краски, карандаш, …

Вспомни и назови звуки:

А О У Э Ы И

- Какие это звуки? Почему? Давай пропоём их вместе: вдыхаем носом, на выдохе поем: АОУЭЫИ.

Назови картинки. Найди и раскрась картинки на звук И.https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/12/s_5e1b196466e7a/1313442_2.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/12/s_5e1b196466e7a/1313442_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/12/s_5e1b196466e7a/1313442_4.png

Обведи гласные – красным квадратом, согласные синим кругом, цыфры желтым треугольником.

П 5 У

К Т Х О 1

4 Э Й

Ц 2 А Л

Назови первый звук в словах:

Ухо, Арфа, Утенок, Индюк, Гном, Дом, Носки, Лиса, Санки, Фасоль, Кот.

Назови последний звук в словах:

санкИ, лимонЫ, мухА, маК, банаН, ноС, петуХ, ухО, санитаР, торТ, камыШ

Определи место звука С в словах: в начале, в середине, в конце.

Сад, мост, фасоль, кокос, усы, санки, нос, коса, сом, сын, пылесос.

Составь из звуков слова:

И,В,А; Д,Ы,М; К,О,М; М,О,Х; М,Ы,Л,О; Д,У,Б,Ы; У,Т,К,А; Б,Л,И,Н; Л,И,П,А; К,У,С,Т;

Прочитай буквы (кто умеет читать).

А С У Ф Т И О Х М О Н К Ы Э

Сосчитай, сколько букв и допечатай еще одну:

А А________

Сосчитай, сколько букв и допечатай столько же:

Т Т Т___________

Посчитай от 1 до 6.

Шапка, стул, кукла, шалаш.

Измени по образцу:

Я стучу в стену. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я несу синие сандалии. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я мешаю кашу. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я пашу пашню. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я мою пол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Я иду на футбол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они….

Измени по образцу:

Дом – дома

Пчела - … Воробей -…. Шкаф - ….

Мяч - … Ведро - …… Платье -….

Перо –…. Дерево -……. Ухо - …..

Карандаш -…. Пень - …. Ручка - …..

Скажи наоборот:

Высокий – низкий,

широкий -

друг -

большой -

поднимать -

добро -

хвалит -

молчит -

выливает -

давать -

тяжёлое –

узкий –

глубокий –

чистый –

сладкий -

Научись выговаривать:

Самолёт, памятник, свисток, лопата, черепаха, автобус, гусеница, подснежник, пятиэтажный, шестнадцатиэтажный, напоминали, остановка, велосипедист, мотоциклист, бегемот, тюльпан, пылесос, холодильник.

*Чтобы было эффективнее, сперва делим слово на слоги:

ГУ-СЕ-НИ-ЦА
ГУСЕ-НИЦА

ГУСЕНИЦА

Повторите эти предложения.

Дети из снега слепили снеговика.

Часовщик чинит часики.

Гимнасты выступают в цирке.

Ткачиха ткет ткань.

У наседки пять пушистых цыплят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Автомобилист чинит автомобиль.

Чистильщик чистит обувь.

Стекольщик вставляет стекло.

Хоккеисты играют в хоккей.

Подскажи словечко:

У меня ученый пес —

Круглой пуговкою нос.

Если в чем-то я не прав,

Громко лает он ... (гав-гав)!


Только вишня расцвела —

Прилетела в сад пчела

Я давно за ней слежу,

Ищет мед она ... (жу-жу)!

Кот усатый, как разбойник,

Перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских кур

И мурлыкает ... (мур-мур)!

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет рот — кошмар,

Слышно только ... (кар-кар-кар)!

Пятачок умоет в луже

И торопится на ужин.

Отрубей я ей сварю,

Скажет мне она ... (хрю-хрю)!

Закончи предложения:

Стол – мебель, а вилка - …

Шуба – одежда, а сапоги - ….

Комар – насекомое, а верблюд – …

Белка – животное, а воробей - …

Чашка – посуда, а машина - …

Пирамидка – игрушка, а баклажан - …

Манка – крупа, а слива - …

Кошка – домашнее животное, а волк - …

Составь предложения:

Кире, мама, бублики, дала, булки, и.

Саша, санки, новые, несёт.

Мама, валенки, Вике, купила.

Кисель, пила, сладкий, Оля.

Коробки, нитки, в, иголки, и.

Яблоки, любит, Лена, кислые.

Вставь в предложение нужный предлог.

Книга лежит ….. полке.

Пёс сидит ….. будки.

Мяч лежит … диваном.

Кот залез … коробку.

Мама достала продукты ….. сумки.

Я иду …. магазин.

Братишка выглядывает ………. двери.



Предварительный просмотр:

НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(для детей подготовительной к школе группе)

       Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1.        Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2.        Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1.        Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия, которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).

Научись выговаривать: помидоры, свисток, аквариум, лекарство, подснежник, аккумулятор, пятиэтажный, шестнадцатиэтажный, напоминали, сковорода, милиционер, перекрёсток, остановка, велосипедист, тракторист, мотоциклист.

Повтори предложения без ошибок: Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрёстке.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял, где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть …)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы): стол – столик, кукла – куколка, дом - …, яблоко,
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - ….
  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?).
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки.
  8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

Закончи предложения: Стол – мебель, а вилка - … Шуба – одежда, а сапоги - …. Комар – насекомое, а верблюд – … Белка – зверёк, а воробей - … Чашка – посуда, машина - …..

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «Назови все свои игрушки», «Придумай слова, которые обозначают транспорт», «Назови цвета», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

Составь предложения: Кире, мама, бублики, дала, булки, и.

Саша, санки, новые, несёт.

Мама, валенки, Вике, купила.

Кисель, пила, сладкий, Оля.

Коробки, нитки, в, иголки, и.

Яблоки, любит, Лена, кислые.

Вставь в предложение нужный предлог: Книга лежит ….. полке. Пёс сидит ….. будки. Мяч лежит … диваном. Кот залез … коробку. Мама достала продукты ….. сумки. Я иду …. магазин. Братишка выглядывает ………. двери.

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.

Придумай рассказ «Интересный случай летом».

Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Школа" (задания для детей старшей и подготовительной группы с ОНР)

В данной подборке содержаться задания педагогам и родителям  для коррекции лексико-грамматического строя речи, для развития общей и мелкой моторики детей старшей и подготовительной группы с ОНР....

Спортивно-музыкальное развлечение, с применением интерактивных заданий, для детей старшей и подготовительной к школе групп "Наша Армия"

Сценарий развлечения ко Дню защитника отечества. К Сценарию необходимо приготовить слайдовую презентацию из картинок или фото с изображением формы тех родов войск, с которыми знакомятся участники кома...

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".1. Работа логопедическо...

Домашнее задание на лето перед первым посещением группы (новый набор)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО.ПЕРВОЕ. Предлагаем Вам воспользоваться простыми рекомендациями: Начните готовить ребенка к посещению новой группы заранее. Важно ...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЛЕТО»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: Существительные: лето, июнь, июль, август, дождь, жара, солнце, трава, деревья, отдых, отпуск, каникулы, время, радость, веселье, купание, поездка, курорт, санаторий, путевка, лагер...

Приемы и задания для развития творческих способностей воспитанников старшей и подготовительной групп

Основу настоящего дидактического материала составляют специально разработанные для развития мыслительной активности дошкольников модули творческих заданий. Их назначение – сделать встречу ребенка с за...