Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".
1. Работа логопедического пункта в условиях ФГОС ДОУ.
2. Организационные вопросы.
3. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_i_starshey_gruppe.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
В подготовительной группе
"Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".
Подготовила
Учитель – логопед:
Носова Е.А.
1. Работа логопедического пункта в условиях ФГОС ДОУ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Однако, в последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны: ухудшение экологии, ослабленное здоровье детей, хронические заболевания родителей. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи.
Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт, который показал целесообразность данной формы работы наряду с имеющимися формами организации логопедической помощи детям дошкольного возраста.
Наш дошкольный логопедический пункт сформирован для оказания коррекционной помощи детям 4– 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения. Работа по коррекции речи детей на логопункте начинается с сентября, т.е. с начала учебного года. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, определяем для групповой и индивидуальной работы. Занятия с каждым ребенком продолжаются от 3 до 9 месяцев. Исключения составляют дети с тяжелыми формами речевой патологии и занятия с ними проводятся в течение 1 года – 2 лет. Таким образом, за учебный год логопедическую помощь получают около 50 детей.
Основными задачами в работе логопедического пункта являются:
- выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений речи у детей - дошкольников;
- профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад.
Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных логопедических занятий составляет 15 минут, подгрупповых 20-25 минут. Консультативный прием проводится в удобное для родителей и детей время. На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими нарушениями: фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи.
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.
В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная деятельность. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения.
В нашей практической деятельности сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны методические рекомендации, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, частично используются информационно-компьютерные технологии в этом направлении, в основном, при проведении индивидуальной работы.
Но все, же своей основной целью в логопедической работе по устранению недостатков речи у дошкольников считаем: оказание практической помощи, направленной на преодоление нарушений устной речи у детей дошкольного возраста с различными логопедическими заключениями, и охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное развитие.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
Для реализации этого принципа проводится следующая работа:
- комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;
- составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;
- составление календарно-тематического планирования коррекционной логопедической работы с каждой подгруппой, исходя из специфики речевых недостатков детей;
- составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребёнка.
2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в интересной форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа.
В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.
3. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления. Все дидактические игры и пособия очень нравятся детям, они с большим интересом ждут новых занятий, т.к. на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в учебной деятельности.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяем такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, применение различных круп, пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.
5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.
Итак, все перечисленные принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. Это показывает эффективность и практическую значимость нашей работы.
Родителям важно знать:
- Ясная чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком одно из обязательных условий правильного речевого развития.
- Родителям, нужно правильно строить общение с ребёнком, создавая условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе автоматизации поставленных звуков.
- Непонятные для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!
- Проявляйте выдержку, не допускайте раздражительного тона.
- Родителям нужно объяснить ребенку: что любые недостатки можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых.
- Помните! Нужно чаще хвалить ребенка, формируя у него уверенность в своих силах, создавая ситуацию успеха!
- Совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции!
2. Организационные вопросы.
Для оформления речевой карты и всей документации для детей впервые зачисленных на логопункт я попрошу заполнить небольшую анкету. За ранее всем спасибо.
Сейчас я вас попрошу заполнить заявление о зачислении на логопедический пункт, всех.
3. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для подготовительной (старшей) группы.
Правила работы в тетради домашних заданий.
- Тетрадь домашних заданий выдаётся родителям в пятницу. Они возвращают её в понедельник.
- Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10-15 минут 2-3 раза в день.
- Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
- Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
- Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её Выполнении Вы можете получить у логопеда.
- Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.
- Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако, если изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
- Пусть выполнение домашних заданий станет игрой для ребёнка.
- Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
- Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью!)
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
- Выполнять ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день
- Выполнять сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Вначале упражнения выполняются медленно, неторопливо. Но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Добивайтесь чёткого, точного, плавного выполнения упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз; количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа.
- Выполнять по счёт, музыку или ритмические хлопки
- Заведите тетрадь и отмечайте, какое упражнение выучили, что получилось, а что нет. С этой тетрадью в мае придете на занятия. Украсьте её предметными картинками, в названиях которых есть звук [Р].
Пожалуйста, самостоятельно не пытайтесь поставить звук!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда при выполнении домашних заданий для закрепления произносительных навыков.
Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логоп...
Методические рекомендации родителям при выполнении домашнего задания учителя-логопеда
В статье разъясняется методика выполнения домашнего задания учителя-логопеда....
Методические рекомендации учителя-логопеда при выполнении домашних заданий с детьми при закреплении произносительных навыков.
Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий....
Методические рекомендации родителям по выполнению домашних заданий учителя-логопеда
Для наиболее успешной работы логопеда,небоходима помощь и заинтересованность родителей. Для того чтобы родители могли помочь своему ребенку и логопеду, небоходимо им обЬяснить, как они могут погать....
Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий
Как правильно выполнять задания учителя-логопеда с ребенком дома...
Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий
Рекомендации по выполнению домашних заданий в летний период ...
Статья "Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий"
Основные правила при выполнении домашних логопедических заданий:1. Пусть выполнение домашних логопедических заданий станет для ребёнка игрой.2....