Лексическая тема "Насекомые и пауки"
учебно-методический материал (старшая группа)
Данный материал предназначен для изучения лексической темы "Насекомые и пауки". Благодаря этому материалу можно: расширить словарный запас по данной теме; поработать над развитием: мелкой моторики, координации движения, лексико-грамматического строя, связной речи, слухового внимания, подвижности артикуляционного аппарата и т.д. Материал дан в виде сказок, рассказов, загадок, пальчиковых упражнений, артикуляционных упражнений, логоритмических упражнений. Желаю удачи!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_na_sleduyushchuyu_nedelyu_nasekomye_i_pauki.docx | 901.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема:
«Насекомые и пауки»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ №162
Павлова Т.П.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Обогащаем словарь ребёнка:
Существительные: весна, цветы, насекомые, тюльпан, яблоня, жук, оса, стрекоза, бабочка, гусеница, мотылёк, муха, кузнечик, кокон, шмель, паук, сверчок, пчела, муравьи, рога и т.д.
Прилагательные: весёлая, храбрый, неугомонные, прозрачный, полосатая, злой, красивый, уродливый, мохнатый, скользкий и т.д.
Глаголы: летать, прилетел, спрятался, мотать, бояться, жужжит, кружится, таскает, ткёт, кусает, пугает, маскируется, ест, зарывается, оплетает, засыпает и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Дидактические игры и упражнения
Грамматический строй речи
Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания и элементарных математических представлений.
На ромашке – две букашки,
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок,
А на маке никого!
Сколько было их всего?
Игра «Наоборот». Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.
Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая);
у майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные);
у жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие);
у шмеля спина широкая, а у водомерки … (узкая) и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Игра «Посчитай до пяти». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Один жук – два жука – три жука – четыре жука – пять жуков;
одна бабочка – две бабочки – три бабочки – четыре бабочки – пять бабочек;
один шмель – два шмеля – три шмеля – четыре шмеля – пять шмелей;
один муравей – два муравья – три муравья – четыре муравья – пять
муравьёв;
один паук – два паука – три паука – четыре паука – пять пауков;
один паук крестовик – два паука крестовика – три паука крестовика -
четыре паука крестовика – пять пауков крестовиков. И т.д.
Игра «Назови ласково». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с уменьшительными суффиксами).
Жук – жучок, паук – паучок,
шмель – шмелёк, муха – мушка,
стрекоза – стрекозка, кузнец – кузнечик,
паук крестовик – паучок крестовичок, пчела – пчёлка и т.д.
Игра «Один - много». Совершенствование грамматического строя речи.
Жук – много жуков, паук – много пауков,
шмель – много шмелей, муха – много мух,
стрекоза – много стрекоз, кузнечик- много кузнечиков,
паук крестовик – много пауков крестовиков,
пчела – много пчёл, пчелиная семья – много пчелиных семей,
оса – много ос, гусеница – много гусениц
и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
(Развитие мелкой моторики, координация речи с движением)
Прилетела к нам вчера – машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк – на каждое название насекомого загибают
один пальчик
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. – делают кружочки из пальчиков и
подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут ладошками
От усталости упали. – роняют ладошки на стол или колени.
Пальчиковая гимнастика «Улей».
(Развитие мелкой моторики, координация речи с движением)
Пчелиный дом зовётся «Улей», - делать домик из пальчиков
Пчела в него несётся пулей, - пальчиками быстро водить по воздуху
А сколько в этом доме есть – сжимать и разжимать пальчики
Таких же пчёл ещё – не счесть!
Он весь как будто на ладони - вытянуть ладошки
Пчелиный, сладкий, дружный домик. - делать домик из пальчиков
Что беспощаден он к врагу – шевелить «усиками» на двух
руках
Об этом вспомнишь на бегу! – «бежать» пальчиками быстро по
столу или коленям
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Логоритмическое упражнение «Гусеница».
(Координация речи с движением)
Этот странный дом без окон – лежать на спинке вытянувшись
У людей зовётся «кокон» - руки вдоль туловища
Свив на ветке этот дом, - перевернуться на левый бок
Дремлет гусеница в нём, - подложить ладони под щёчку
Спит без просыпа всю зиму. - перевернуться на другой бок,
ручки под щёчку
Но зима промчалась мимо – перевернуться на спину, потянуться лёжа
Март, апрель, капель, весна … - медленно сесть
Просыпайся, соня-сонюшка! потягиваться сидя
Под весенним ярким солнышком встать, потягиваться стоя
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она! бежать по кругу, махать руками
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Отгадываем загадки
* На вид конечно мелковаты,
Но всё что можно тащит в дом.
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)
* Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт? (Сверчок)
* На ромашку у ворот опустился вертолёт,
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
* Не зверь, не птица, а нос, как спица,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
* Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок. (Шмель)
* Злюка тощая такая,
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком. (Оса)
* По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой. (Гусеница)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Читаем и пересказываем
Рассказ «Битва с комаром»
(Автор Т.А.Ткаченко)
Максим лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Мальчик свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара. Сначала удары сыпались на кровать. Затем Максим стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла
очередь телевизора. Однако маленький комар упорно продолжал летать по
комнате. Бегая по комнате, разъярённый Максим разбил большую
напольную вазу. Потом задел и опрокинул торшер. А когда
споткнулся о собачью миску с водой, то поскользнулся, упал и
больно ушиб плечо.
Растянулся Максим на полу, лежит, по сторонам смотрит.
Перед ним лужа, на ковре – осколки от вазы, торшер сломан, картина набок съехала. Уселся Максим на полу, обхватил голову руками и закрыл глаза … А над ухом раздался противный комариный писк.
Сказка «Пчёлки на разведках»
(Автор К.Ушинский)
Наступила весна. Солнышко согнало снег с полей, почки на деревьях раскрылись и выпустили молодые листочки. Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, разбудила своих подруг. Видят пчёлки, что солнце светит ярко, что везде тепло и светло: выбрались они из улья и полетели к яблоне.
- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!
- Нет, - говорит им яблонька. – Вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё спрятаны в почках. Попросите у вишни.
Полетели пчёлки к вишне.
- Милая вишня! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок? Мы целую
зиму голодали!
- Прилетайте завтра. Сегодня на мне ни одного открытого цветочка
нет.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку,
но не было в ней ни запаху, ни мёду. Печальные и голодные
пчёлки хотели уже домой лететь, но вот они увидели под кустом темно-синий цветочек. Это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись пчёлки и полетели домой.
Вопросы к сказке:
- В какое время года просыпаются пчёлки?
- Как светит солнышко весной?
- С какими растениями вступали в диалог пчёлки?
- Почему яблоня, вишня и тюльпан не могли накормить и напоить
пчёлок?
- Как называется скромный, тёмно-синий
цветок, который насытил пчёлок?
- С каким настроением пчёлки полетели домой?
Сказка «Почему муравей не ответил мухе»
(Автор Т.А. Куликовская)
Встретились как-то раз муха и муравей. Вот муха и говорит муравью: «Глупый ты, муравей, целый день строишь свой муравейник, и передохнуть-то тебе, бедному, некогда. А я никакого домика себе не строю. Где хочу, там
и живу. Сегодня в одном доме пообедаю, а завтра в другой полечу».
Ничего не ответил муравей глупой мухе, только дальше потащил свою ношу к
муравейнику.
А муха влетела в форточку, увидела суп в тарелке и стала есть. Сидит на краешке тарелки и думает: какая же она умная да ловкая.
Только тут хозяйка вошла и давай муху тряпкой по кухне гонять. Еле-еле
увернулась муха от хозяйской тряпки и вылетела на улицу. Села на ветку,
поправила крылышки, погладила лапки. И стало ей понятно, почему
муравей ничего не сказал ей в ответ.
Вопросы к сказке:
- Кто с кем встретился?
- Что сказала муха муравью?
- Что ответил муравей мухе?
- Куда влетела муха?
- Что она стала делать?
- Почему хозяйка стала гонять муху тряпкой по кухне?
- Что поняла муха?
Сказка «Ленивая личинка»
(Автор Т.А. Куликовская)
Жили под землёй личинки майского жука. Жевали они сладкие корешки деревьев и трав. А от этого они становились всё толще и толще.
Наступила весна. Личинки готовились превратиться в настоящих взрослых жуков и вылететь из-под земли. И лишь одна самая толстая ленивая личинка не хотела превращаться в жука. Ей нравилось жить под землёй и жевать корешки растений.
Когда пришёл май, её сестрички и братишки стали майскими жуками и вылетели наружу. Они увидели яркое
солнышко, зелень молодых деревьев и
красоту полевых цветов. «Как наряден
наш мир! Как он богат и красив!» - прожужжали жуки, радуясь новой жизни. А толстая личинка так и осталась жить под землёй и никогда не увидела богатства нашей природы.
Вопросы к сказке:
- Где жили личинки майского жука?
- Почему личинки становились всё толще и толще?
- К чему готовились личинки?
- Почему самая толстая личинка не хотела превращаться в жука?
- Что увидели жуки?
- Что прожужжали жуки?
- Что случилось с самой толстой личинкой?
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
МЫ УЧИМ
«МУХА»
Муха лапки потирает
И с подружками болтает:
- Полечу на кухню я,
Пусть покормят там меня!
«МУРАВЕЙ И СОРОКОНОЖКА»
Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке:
- С добрым утром! Как дела?
Сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
Тут и … вечер набежал.
«СЧИТАЛКА»
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам-друг –
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам, обжора, не ходи!..»
Ну-ка, Машенька (Ванечка, Сашенька, и т.д.), води!
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»
Логопедическая сказка для язычка «Трудолюбивая Гусеничка»
Жила-была Гусеничка. Однажды она вышла погулять и увидела яркое Солнышко. И оно увидело Гусеничку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило Гусеничку, то её увидели и другие насекомые. Они подползли, подлетели, прибежали с ней познакомиться. Они, наперебой, задавали ей вопросы:
- Кто ты такая?
- Как тебя зовут?
- Что ты любишь есть?
- Во что ты любишь больше всего играть?
- Где у тебя домик?
- С кем ты живёшь?
Всё задавали и задавали вопросы, но Гусеничка не могла ответить на эти
вопросы, так как она не умела говорить. Насекомые в округе стали над ней смеяться
и издеваться:
- Её надо обмотать паутиной и съесть, - кричал Паучок.
- Давайте, я отнесу её к реке, брошу в воду, и пусть её съедят рыбы, - предложила
Стрекоза.
- Лучше обмажу её навозом, у меня на лапках он как раз есть, - зло жужжала муха.
- Я закопаю Гусеничку в землю, пусть её съедят кроты, - радовался Червячок.
Даже Солнышко скрылось от испуга за чёрную тучу. И Гусеничка заплакала, а
насекомые подумали, что пошёл дождь из тучи, и разбежались, разлетелись,
расползлись. А Гусеничка всё плакала и плакала от обиды. Но тут снова из-за тучи
Солнышко выглянуло. Гусеничка перестала плакать, подставила Солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. Упражнение «Улыбочка».
- Чтобы ты научилась хорошо разговаривать, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало Солнышко и показало Гусеничке несколько упражнений
для язычка. Гусеничка стала делать упражнения, но у неё ничего не получалось. И Гусеничка опять очень огорчилась и стала наказывать свой язычок. Упражнение «Непослушный язычок». Давай поможем Гусеничке, а то она так и не научится правильно
разговаривать! Поможем? (Ежедневно выполняются
артикуляционные упражнения. После того,
как все артикуляционные упражнения будут у ребёнка
получаться, Гусеничка «пропадёт».
Через несколько дней появится Бабочка.
- Спасибо тебе, без Тебя я бы не научилась так красиво разговаривать и не превратилась бы в бабочку. А сейчас я полетела знакомиться с другими бабочками. Прощай!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.
Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....
Игра-презентация «Секретные задания человека-паука»
Игру-презентацию можно использовать на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в слоговом анализе слов. Презентация содержит 6 заданий и создана с испол...
Картотека стихов, загадок по лексической теме: "Насекомые и пауки"
Картотека стихов, загадок по лексической теме: "Насекомые и пауки"...
Домашнее задание к лексическим темам "Хлеб. Хлебобулочные изделия" и "Насекомые и пауки"
Материал предназначен для распечатки и выполнения в домашних условиях. Это домашнее задание для детей 5-6 лет....
Лексическая тема недели "Насекомые. Пауки"
Предложенный лексический материал, является привлечением родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого нарушения у ребенка....
Лексическая тема "Лето. Насекомые и пауки"
Консультация...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы по лексической теме: "Насекомые и пауки"
Материал адресован педагогам и родителям...