Лексическая тема "Насекомые и пауки"
учебно-методический материал (старшая группа)

Макеева Татьяна Петровна

Данный материал предназначен для изучения лексической темы "Насекомые и пауки". Благодаря этому материалу можно: расширить словарный запас по данной теме; поработать над развитием: мелкой моторики, координации движения, лексико-грамматического строя, связной речи, слухового внимания, подвижности артикуляционного аппарата и т.д. Материал дан в виде сказок, рассказов, загадок, пальчиковых упражнений, артикуляционных упражнений, логоритмических упражнений. Желаю удачи!! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские рамки а4

Лексическая тема:

«Насекомые и пауки»

                             

                             

                                   Подготовила:

                                                                            учитель-логопед МДОАУ №162

                                                                               Павлова Т.П.

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Обогащаем словарь ребёнка:

                   

Существительные: весна, цветы, насекомые, тюльпан, яблоня, жук, оса, стрекоза, бабочка, гусеница, мотылёк, муха, кузнечик, кокон, шмель, паук, сверчок, пчела, муравьи, рога и т.д.

Прилагательные: весёлая, храбрый, неугомонные, прозрачный, полосатая, злой, красивый, уродливый, мохнатый, скользкий и т.д.

Глаголы: летать, прилетел, спрятался, мотать, бояться, жужжит, кружится, таскает, ткёт, кусает, пугает, маскируется, ест, зарывается, оплетает, засыпает и т.д.

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Дидактические игры и упражнения

Грамматический строй речи

Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания и элементарных математических представлений.

На ромашке – две букашки,

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок,

А на маке никого!

Сколько было их всего?

Игра «Наоборот». Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.

Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая);

у майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные);

у жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие);

у шмеля спина широкая, а у водомерки … (узкая) и т.д.

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Игра «Посчитай до пяти». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Один жук – два жука – три жука – четыре жука – пять жуков;

одна бабочка – две бабочки – три бабочки – четыре бабочки – пять бабочек;

один шмель – два шмеля – три шмеля – четыре шмеля – пять шмелей;

один муравей – два муравья – три муравья – четыре муравья – пять

муравьёв;

один паук – два паука – три паука – четыре паука – пять пауков;

   один паук крестовик – два паука крестовика – три паука крестовика -

        четыре паука крестовика – пять пауков крестовиков. И т.д.

Игра «Назови ласково». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с уменьшительными суффиксами).

Жук – жучок,                                                                                паук – паучок,

шмель – шмелёк,                                                                          муха – мушка,

стрекоза – стрекозка,                                                             кузнец – кузнечик,

паук крестовик – паучок крестовичок,                              пчела – пчёлка и т.д.

Игра «Один - много». Совершенствование грамматического строя речи.

Жук – много жуков,                                                     паук – много пауков,

шмель – много шмелей,                                                          муха – много мух,

стрекоза – много стрекоз,               кузнечик- много кузнечиков,

паук крестовик – много пауков крестовиков,

      пчела – много пчёл,              пчелиная семья – много пчелиных   семей,

оса – много ос,   гусеница – много гусениц

и т.д.

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

(Развитие мелкой моторики, координация речи с движением)

Прилетела к нам вчера                                                  – машут ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк –            на каждое название насекомого загибают

один пальчик

И весёлый мотылёк,

    Два жука и стрекоза,

    Как фонарики глаза. –                 делают кружочки из пальчиков и

 подносят к глазам

Пожужжали, полетали, -                             машут ладошками

От усталости упали. –     роняют ладошки на стол или колени.

Пальчиковая гимнастика «Улей».

(Развитие мелкой моторики, координация речи с движением)

Пчелиный дом зовётся «Улей», -                        делать домик из пальчиков

Пчела в него несётся пулей, -              пальчиками быстро водить по воздуху

А сколько в этом доме есть –                сжимать и разжимать пальчики

Таких же пчёл ещё – не счесть!

Он весь как будто на ладони -                                         вытянуть ладошки

Пчелиный, сладкий, дружный домик. -       делать домик из пальчиков

Что беспощаден он к врагу –                   шевелить «усиками» на двух

                                                                                                    руках

Об этом вспомнишь на бегу! –         «бежать» пальчиками быстро по

                                                                         столу или коленям

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Логоритмическое упражнение «Гусеница».

(Координация речи с движением)

Этот странный дом без окон –                    лежать на спинке вытянувшись

У людей зовётся «кокон» -                                             руки вдоль туловища

Свив на ветке этот дом, -                                    перевернуться на левый бок

        Дремлет гусеница в нём, -                           подложить ладони под щёчку

               Спит без просыпа всю зиму. -               перевернуться на другой бок,

                                                         ручки под щёчку

Но зима промчалась мимо –      перевернуться на спину, потянуться лёжа

Март, апрель, капель, весна … -                                                   медленно сесть

Просыпайся, соня-сонюшка!                                             потягиваться сидя

Под весенним ярким солнышком                     встать, потягиваться стоя

Гусенице не до сна.        

Стала бабочкой она!                              бежать по кругу, махать руками

разноцветная бабочка" — card of the user Елена Б. in Yandex ...

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Отгадываем загадки

* На вид конечно мелковаты,

Но всё что можно тащит в дом.

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)

* Кто за печкою поёт,

Спать мне ночью не даёт? (Сверчок)

          * На ромашку у ворот опустился вертолёт,

                    Золотистые глаза.

                    Кто же это? (Стрекоза)

* Не зверь, не птица, а нос, как спица,

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

* Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый,

Опускает хоботок

В распустившийся цветок. (Шмель)

* Злюка тощая такая,

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком. (Оса)

* По листочку проползает,

Всюду дырки оставляет.

Вот прожорливая штучка,

А свернулась закорючкой. (Гусеница)

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Читаем и пересказываем

Детский развлекательный центр "Комарик" - Amusement & Theme Park ...

                     Рассказ  «Битва с комаром»

(Автор Т.А.Ткаченко)

Максим лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Мальчик свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара. Сначала удары сыпались на кровать. Затем Максим стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла

     очередь телевизора. Однако маленький комар упорно продолжал летать по

        комнате. Бегая по комнате, разъярённый Максим разбил большую

              напольную вазу. Потом задел и опрокинул торшер. А когда

                     споткнулся о собачью миску с водой, то поскользнулся, упал и

                         больно ушиб плечо.

            Растянулся Максим на полу, лежит, по сторонам смотрит.

Перед ним лужа, на ковре – осколки от вазы, торшер сломан, картина набок съехала. Уселся Максим на полу, обхватил голову руками и закрыл глаза … А над ухом раздался противный комариный писк.

Детские рамки а4

Сказка «Пчёлки на разведках»

(Автор К.Ушинский)

        Наступила весна. Солнышко согнало снег с полей, почки на деревьях раскрылись и выпустили молодые листочки. Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, разбудила своих подруг. Видят пчёлки, что солнце светит ярко, что везде тепло и светло: выбрались они из улья и полетели к яблоне.

- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!

- Нет, - говорит им яблонька. – Вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё спрятаны в почках. Попросите у вишни.

Полетели пчёлки к вишне.

- Милая вишня! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок? Мы целую

зиму голодали!

         - Прилетайте завтра. Сегодня на мне ни одного открытого цветочка

             нет.

                   Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку,

                 но не было в ней ни запаху, ни мёду. Печальные и голодные

      пчёлки хотели уже домой лететь, но вот они увидели под кустом темно-синий цветочек. Это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись пчёлки и полетели домой.

Вопросы к сказке:

дикая фиалка и пчела. вот она - весна :: Екатерина – Социальная ...         - В какое время года просыпаются пчёлки?

                         -  Как светит солнышко весной?

                       - С какими растениями вступали в диалог пчёлки?

                  - Почему яблоня, вишня и тюльпан не могли накормить и напоить

                         пчёлок?

                             - Как называется скромный, тёмно-синий

                            цветок, который насытил пчёлок?

                                      - С каким настроением пчёлки полетели домой?

Детские рамки а4

Сказка «Почему муравей не ответил мухе»

(Автор Т.А. Куликовская)

         Встретились как-то раз муха и муравей. Вот муха и говорит муравью: «Глупый ты, муравей, целый день строишь свой муравейник, и передохнуть-то тебе, бедному, некогда. А я никакого домика себе не строю. Где хочу, там

и живу. Сегодня в одном доме пообедаю, а завтра в другой полечу».

     Ничего не ответил муравей глупой мухе, только дальше потащил свою ношу к

        муравейнику.

   А муха влетела в форточку, увидела суп в тарелке и стала есть. Сидит на краешке тарелки и думает: какая же она умная да ловкая.

Только тут хозяйка вошла и давай муху тряпкой по кухне гонять. Еле-еле

      увернулась муха от хозяйской тряпки и вылетела на улицу. Села на ветку,

       поправила крылышки, погладила лапки. И стало ей понятно, почему

              муравей ничего не сказал ей в ответ.

              Вопросы к сказке:

                 - Кто с кем встретился?

                - Что сказала муха муравью?

  - Что ответил муравей мухе?

  - Куда влетела муха?

  - Что она стала делать?

  - Почему хозяйка стала гонять муху тряпкой по кухне?

  - Что поняла муха?

Уроки рисованияМуравей рисунок » Скачать лучшие картинки бесплатно на рабочий стол

Детские рамки а4

                                 Сказка «Ленивая личинка»

(Автор Т.А. Куликовская)

Жили под землёй личинки майского жука. Жевали  они сладкие корешки деревьев и трав. А от этого они становились всё толще и толще.Гигантские личинки майского жука

Наступила весна. Личинки готовились превратиться в настоящих взрослых жуков и вылететь из-под земли. И лишь одна самая толстая ленивая личинка не хотела превращаться в жука. Ей нравилось жить под землёй и жевать корешки растений.

Когда пришёл май, её сестрички и братишки стали майскими жуками и вылетели наружу. Они увидели яркое

     солнышко, зелень молодых деревьев и

     красоту полевых цветов. «Как наряден

                  наш мир! Как он богат и красив!» - прожужжали жуки, радуясь новой жизни. А толстая личинка так и осталась жить под землёй и никогда не увидела богатства нашей природы.

Вопросы к сказке:

- Где жили личинки майского жука?

- Почему личинки становились всё толще и толще?

- К чему готовились личинки?

- Почему самая толстая личинка не хотела превращаться в жука?

- Что увидели жуки?

- Что прожужжали жуки?

- Что случилось с самой толстой личинкой?

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

МЫ УЧИМ

«МУХА»

Муха лапки потирает

И с подружками болтает:

- Полечу на кухню я,

Пусть покормят там меня!

«МУРАВЕЙ И СОРОКОНОЖКА»

Муравей сороконожке

Повстречался на дорожке:

- С добрым утром! Как дела?

Сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

Тут и … вечер набежал.

«СЧИТАЛКА»

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам-друг –

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам, обжора, не ходи!..»

Ну-ка, Машенька (Ванечка, Сашенька, и т.д.), води!

Детские рамки а4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ»

Логопедическая сказка для язычка «Трудолюбивая Гусеничка» 

Жила-была Гусеничка. Однажды она вышла погулять и увидела яркое Солнышко. E:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\СОЛНЦЕ.pngИ оно увидело Гусеничку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило Гусеничку, то её увидели и другие насекомые. Они подползли, подлетели, прибежали с ней познакомиться. Они, наперебой, задавали ей вопросы:

- Кто ты такая? E:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\ГУСЕНИЦА.pngE:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\БАБОЧКА 2.pngE:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\МУХА.pngE:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\ПАУК.pngE:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\СТРЕКОЗА.pngE:\документы 162\педагогический совет\Педагогический совет Компетентность учителя-логопеда\ЧЕРВЯК.png

           - Как тебя зовут?

              - Что ты любишь есть?

                      - Во что ты любишь больше всего играть?    

                           - Где у тебя домик?

                        - С кем ты живёшь?

          Всё задавали и задавали вопросы, но Гусеничка не могла ответить на эти

              вопросы, так как она не умела говорить. Насекомые в округе стали над ней смеяться

              и издеваться:

- Её надо обмотать паутиной и съесть, - кричал Паучок.

- Давайте, я отнесу её к реке, брошу в воду, и пусть её съедят рыбы, - предложила

Стрекоза.

- Лучше обмажу её навозом, у меня на лапках он как раз есть, - зло жужжала муха.

             - Я закопаю Гусеничку в землю, пусть её съедят кроты, - радовался Червячок.

Даже Солнышко скрылось от испуга за чёрную тучу. И Гусеничка заплакала, а

насекомые подумали, что пошёл дождь из тучи, и разбежались, разлетелись,

расползлись. А Гусеничка всё плакала и плакала от обиды. Но тут снова из-за тучи

Солнышко выглянуло. Гусеничка перестала плакать, подставила Солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.                            Упражнение «Улыбочка».

                       - Чтобы ты научилась хорошо разговаривать, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало Солнышко и показало Гусеничке несколько упражнений

для язычка. Гусеничка стала делать упражнения, но у неё ничего не получалось. И Гусеничка опять очень    огорчилась и стала наказывать свой язычок. Упражнение «Непослушный язычок». Давай поможем Гусеничке, а то она так и не научится правильно

                               разговаривать! Поможем? (Ежедневно выполняются

                            артикуляционные упражнения. После того,

                            как все артикуляционные упражнения будут у ребёнка

                                получаться, Гусеничка «пропадёт».

                                              Через несколько дней появится Бабочка.

- Спасибо тебе, без Тебя я бы не научилась так красиво разговаривать и не превратилась бы в бабочку. А сейчас я полетела знакомиться с другими бабочками. Прощай!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.

Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....

Игра-презентация «Секретные задания человека-паука»

Игру-презентацию можно использовать на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в слоговом анализе слов. Презентация содержит 6 заданий и создана с испол...

Картотека стихов, загадок по лексической теме: "Насекомые и пауки"

Картотека стихов, загадок по лексической теме: "Насекомые и пауки"...

Домашнее задание к лексическим темам "Хлеб. Хлебобулочные изделия" и "Насекомые и пауки"

Материал предназначен для распечатки и выполнения в домашних условиях. Это домашнее задание для детей 5-6 лет....

Лексическая тема недели "Насекомые. Пауки"

Предложенный лексический материал, является привлечением  родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого нарушения у ребенка....