Адаптированная программа
рабочая программа
Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma.docx | 218.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная программа
Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.
Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.
В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе:
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 г. - образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Ст. 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г.), разрабатываемой на уровень образования.
Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития – СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы
Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.
Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.
За основу берется программа соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (уроки физической культуры) имеются особенности в содержательной части.
Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ. Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.
Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
При реализация АОП необходимо создавать условия:
- учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
- реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
- привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Компонентный состав структуры АОП
№ | Структурные единицы АОП | Их характеристика |
1. | Титульный лист АОП | Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) | ||
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) | ||
Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ. | ||
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) | ||
Параллель/класс, в которых изучается Программа. | ||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) | ||
Год составления программы | ||
2.
| Пояснительная записка АОП
| Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа. |
Цель и задачи АОП. | ||
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. | ||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП. | ||
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП. | ||
Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ | ||
Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) | ||
3. | Содержание АОП | Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ. |
4. | Основные требования к результатам реализации АОП | Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат. | ||
5. | Система контрольно-измерительных материалов АОП | Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ. |
Количество контролирующих материалов | ||
Критерии оценки проверочных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....
Адаптированная программа по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС на 2015-2016 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2015-2016 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...
адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата средняя группа
адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методологической основой адаптированной программы (далее по тексту – Программа) является развернутое комплексно – тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...
Рабочая программа по реализации адаптированной программы дошкольного образования (задержка психического развития) группы комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет.
laquo;Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных воз...