Конспект занятия. Литературная викторина "По страницам сказки В. Бианки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Рождественская Оксана Эдуардовна

Чтение художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 170 имени А.П.Чехова" корпус 10

531d36de233d0af1ed3017677f2d7acd

Конспект организованной образовательной деятельности

Литературная викторина «По страницам сказки В. Бианки»

воспитателя средней группы № 2  Рождественской О.Э.

Москва 2020

Цель: повышение интереса к литературе, расширения кругозора детей по произведениям В.В. Бианки,развивать речь, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Время: 20 минут

Материалы и оборудование: презентация.

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель здоровается с детьми.

Воспитатель спрашивает детей, какие экологические праздники люди отмечали недавно весной во всем мире?

- День леса – 21 марта

- День Земли - 30 марта 2020

- День птиц – 1 апреля 2020

Воспитатель говорит детям: Мы с вами прочитали  интересные сказки В. Бианки.

Воспитатель показывает портрет В.В. Бианки и предлагает детям расположиться вокруг портрета. Воспитатель спрашивает детей, чем знаменит этот человек?

- факты биографии (орнитолог)

 - сказки – несказки (познавательные сказки, которые придумал В.Бианки)

- произведения: Синичкин календарь, Зоопарк, Сова, Лесной теремок – колючий бок, Теремок…

Давайте представим, что мы попали  в лес, где живут герои этих сказок и хотим научиться всему, чему научились они во время своих приключений.

2.Основная часть.

 Задание № 1 по произведению  В.В. Бианки «Зоопарк»

 Ребята, отгадайте загадки:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

 И смотреть зверей идём? (Зоопарк)

Кто скворечники весною

 Прибивает задарма,

А зимой кормушки ставит,

Насыпает в них корма?

Подскажите мне ребята,

Кто друзья для птиц? … (Юннаты - это ЮНые НАТуралисты, т.е. юные исследователи природы)

Младший брат большой лошадки,

Обожаю сахар сладкий,

Если хочешь, прокачу,

Словно ветер  я лечу,

Озорная челка, грива,

Развивается красиво.

Погуляю я в загоне,

Там еще пасутся… (Пони)

Быстрый, рыжий Огонёк

 Между ёлок прыг да скок.

Дубы грибами наряжает.

Детвору он обожает.

С ветки на ветку -

Просит конфетку. (Белка)

Воспитатель спрашивает, какого животного взяли из зоопарка домой кормить и воспитывать юные натуралисты девочка Елочка и ее брат Ежик (белка).

 Задание № 2 по произведению В. Бианки «Синичкин календарь» (март, апрель, май) 

Воспитатель говорит детям, что древние греки сочиняли стихи  «с секретом»: если собрать буквы от первых слов, то можно прочитать слово. У этого секрета красивое имя – АКРОСТИХ. Попробуем и мы отгадать этот секрет. Я буду медленно читать стихотворение, выделяя голосом первый звук в строке (показывая первый звук рукой в воздухе вертикальной линией, остальную фразу – горизонтальной), а вы внимательно слушайте. С какого звука начинается каждая строчка, выкладываете эту букву в столбик, и так строчка за строчкой,  буква под буквой, пока из букв не появится слово. Читают слово и дают ответ.

Всегда в природе так бывает:
Едва лишь солнце пригревает,
Соловьи вновь прилетают,
Ночи лунные вздыхают,
А душа вновь расцветает.

Воспитатель спрашивает, какое сейчас время года?

Воспитатель просит детей рассказать об описаниях весны (март, апрель, май), которые использовал В. Бианки в сказке «Синичкин календарь». Воспитатель предлагает  рассказать о  приключениях и  впечатлениях синички.

Задание № 3 по произведению В. Бианки «Сова»

 Воспитатель  говорит, что в природе все друг с другом  взаимосвязано. Если порвется одно из звеньев, то порвется вся цепочка. Какая связь между чашкой с молоком и совой в сказке В. Бианки «Сова»? На первый взгляд никакой, но это только на первый взгляд. Попробуем восстановить эту цепочку. Давайте нарисуем цепочку  взаимосвязи, восстановим последовательность событий, происходивших в сказке с помощью картинок – символов. В результате  возникает наглядная модель, отражающая движение сказочного сюжета и главную идею сказки. Дети обсуждают, что Сова понимает связи в природе, что они со стариком друзья; животное помогает человеку,  и человек должен помогать животным.

 Воспитатель просит детей объяснить значение  следующих пословиц из сказки В. Бианки «Сова»:

 «Дружно, не грузно, а врозь хоть брось».

 « Мыши не волки. Не зарежут телки».

 Задание № 4 по произведению В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».  

Воспитатель читает песенку ежа из сказки «Лесной колобок – колючий бок». При этом воспитатель не произносит последнее слово каждой строки, предлагая детям отгадать слово в конце фразы:

Я лесной Колобок — Колючий (Бок)!

Я по коробу не скребён,

По сусеку (не метён),

На сметане (не мешён).

Я под кустиком рос,

Весь колючками (оброс),

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не (возьмёшь!)

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки (ушёл),

Я от волка (ушёл),

Я от медведя (ушёл),

От тебя, Лиса, подавно уйду!

Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что в стихотворении последние слова в конце строчек звучат похоже, складно, в рифму.

 Воспитатель играет с детьми и начинает  рассказывать докучную сказку      

(фрагмент выше), дети продолжают до тех пор, пока ребенок не ошибется. 

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Задание 5 по произведению В. Бианки «Теремок»

 Драматизация сказки «Теремок». Воспитатель предлагает детям самим  разыграть сказку.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами будем еще много читать рассказов и сказок В. Бианки, будем организовывать наблюдения на прогулке, будем создавать коллективные композиции по рисованию и аппликации, а также конструировать из бумаги героев  сказки и декорации к ней.

Вы можете также попросить своих родителей почитать вам эти сказки и посмотреть  мультфильмы по рассказам и сказкам В. Бианки, а также передачи о животных. Если кто- то с родителями будет в лесу, то поищите интересные предметы: необычные растения, сучки, камешки и прочие «лесные подарки» и принесите их в детский сад.

В школе вы будете продолжать читать сказки В. Бианки. Пройдет много лет, вы станете взрослыми, и возможно кто – то из вас станет настоящим писателем. Воспитатель предлагает детям подумать, если бы они были писателями, то о чем бы они могли написать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие по страницам сказки"

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки. Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление. Развивать умение выполнять разли...

Занятие-путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО...

Конспект занятия «Путешествие по страницам наших сказок»

Конспект занятия «Путешествие по страницам наших сказок» Программное содержание: 1. Продолжать формировать представление детей о героях знакомых сказок, умение называть их. Развивать память,...

Конспект НОД по Развитие речи. Сказка В. Бианки «Лис и мышонок»

Познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно слушать литературные произведения и формир...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...