Развитие речи. "Весна. Перелетные птицы".
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Маркина Ольга Владимировна

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.

 

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!!!

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1504984062985479762&path=wizard&text=Весна.+Весенние+цветы.+для+дошкольников

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5758083304342276836&parent-reqid=1587650370128624-171210074721626640800121-production-app-host-man-web-yp-148&path=wizard&text=Весна.+Перелетные+птицы.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1162223851526956939&path=wizard&text=Весна.+Перелетные+птицы.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13063859717839507550&path=wizard&text=Весна.+Перелетные+птицы.

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/vesenja-skazka-pro-pervocvety-dlja-doshkolnikov-5-7-let-s-prezentaciei.html

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Весна. Перелетные птицы».

Цель:закрепить знания детей о признаках весны и перелетных птицах, выяснить, почему их называют перелётными, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умения отвечать на вопросы.

Образовательная область:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

- расширить знания детей о птицах;

- закрепить знания о перелетных птицах и признаках весны;

- закрепить обобщающие понятия;

- обучать развернутому высказыванию;

- расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

- развивать связную речь через составление рассказа о весне с опорой на составленную картинку детьми, закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с союзом - потому что, закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать зрительное восприятие, мышление, артикуляционной и мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе, умение слушать педагога и товарищей, давать адекватную оценку своей деятельности и детей.

Методы и приемы:

-Наглядные;

-Словесные;

- ИКТ.

Оборудование:

Картинки перелётных птиц, карточки (признаки весны и другие, мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, макеты деревьев, силуэт птицы, конверты с заданиями, мяч, ножницы, черный квадратный лист бумаги (для Грача, фото детей, звёздочки (для самооценки, ордены (знайки и умницы)

Ход занятия

I. Организационный момент.

- ребята давайте вспомним как нужно вести себя на занятиях.

1,2,3,4,5 будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.

II. Основной этап.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, я приготовила загадки если вы их отгадаете, то узнаете тему нашего занятия. (Загадка о весне и о перелетных птицах)

Тает снежок ожил лужок

День пребывает

Когда это бывает? (весной)

Гости прилетают из теплых краев весной,

А улетают осенью… (перелетные птицы)

- Молодцы отгадали загадки.

- Ребята, Каких перелетных птиц вы знаете?

(Грач, жаворонок, скворец, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, дрозд, цапля, журавль, дикие гуси и утки)

-А почему их называют перелетные птицы? (Потому что они улетают в теплые края)

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

(Сегодня мы будем говорить о весне и перелетных птицах)

Сегодня мы с вами поговорим о весне ее признаках и о перелетных птицах. Вспомним названия перелётных птиц. Мы будем учиться отгадывать загадки, изменять и образовывать слова. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звёздочку.

Если вы будете отвечать самостоятельно, правильно и полным ответом то вы получите красную звёздочку, если задание будете выполнять с моей помощью или с помощью товарищей, то получите жёлтую звёздочку. Те кто наберет больше красных звёздочек (5 и более) того мы наградим орденом "Умника" у кого будет больше жёлтых тот получит орден "Знайка" и ему нужно будет еще потрудиться.

Я для вас приготовила картинки и предлагаю вам, ребята, составить картину на доске, используя только те изображения которые соответствуют признакам весны.

- ребята давайте посмотрим у нас тут остались картинки, почему вы их не использовали?

- Посмотрите какая получилась красивая весенняя картина. Я предлагаю вам составить рассказ о весне. (дети поочереди называют по одному предложению)

Солнышко весной светит ярко и пригревает;

небо высокое, чистое, голубое безоблачное;

от теплых солнечных лучей на снегу появляются черные проталины, зеленая травка и первые весенние цветы;

на деревьях набухли смолистые почки;

снег тает и бегут веселые ручейки;

возвращаются из теплых краев перелетные птицы.

- Молодцы. Вы заработали свои первые звёздочки. Те кто придумал предложение сам получает красную звёздочку. А кому помогала я жёлтую.

Ребята посмотрите, кто к нам прилетел? (Грач)

Ему очень одиноко и он хочет, чтобы вы сделали для него друзей, таких же Грачей. Ребята, поможем Грачу? (Да)

А использовать мы будем метод оригами. Проходите за столы, присаживайтесь. У каждого на столе лежат ножницы, квадратный лист чёрной бумаги, из него методом складывания вы сложите Грача. Но с начало послушайте, как правильно сложить из бумаги Грача. (дети слушают)

Черный квадрат складываем по диагонали белой стороной внутрь, разворачиваем. Сгибаем две верхние смежные стороны, совмещая их по диагональному сгибу. Сгибаем обе нижние стороны, тоже совмещая их с серединой. Разворачиваем нижние углы. Надрезаем бумагу по линиям сгиба. Сгибаем надрезанные углы-лапки. Вгибаем верхний угол головы и приклеиваем глаза – наш грач оригами готов.

Затем дети выполняют самостоятельно.

Конспект занятия в подготовительной группе «Весна. Перелётные птицы»

- А теперь я предлагаю вам прогуляться в лес и посмотреть какие птички уже прилетели. А проводит нас в лес весенний ручеек. Дети берутся за руки, идут змейкой за педагогом,проговаривая слова: «Ручеек, ручеек он по камушкам бежит. «Ручеек, ручеек звонко весело журчит». Дети проходят в ту часть зала, где оформлен уголок леса.

Прежде чем мы с вами зайдем в лес давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

Дети отвечают громко: не разговаривать, не шуметь в лесу, чтобы не мешать зверям, птицам не пугать их, нельзя ломать ветки, разжигать костер, топтать грибы, ягоды, мусорить в лесу.

Воспитатель: Давайте будем соблюдать правила поведения в лесу.

- Ребята посмотрите как много прилетело перелетных птиц. Давайте скажем каких птиц в лес прилетело много. Продолжите предложение. (на деревьях сидят перелетные птицы, дети поочереди отвечают полным ответом)

Игра «Много кого?»

В лес прилетело много: грачей, жаворонков, скворцов, ласточек, соловьев, кукушек, дроздов, журавлей.

Игра «Зимующие и перелётные птицы».

- Ребята пока мы с вами называли птиц, все птицы собрались на одной полянке. Вам необходимо помочь птицам, разделить птиц на перелётных и зимующих. Зимующих птиц мы уже изучали поэтому вы легко справитесь. Поделимся на две команды. Одна команда будет выберать перелетных птиц и прикрепит птиц с помощью прищепок на дерево с солнышком. А вторая команда прикрепит зимующих птиц на дерево со снежинкой. А потом мы поменяемся местами и проверим справились ли ваши товарищи.

Игра «Чей?Чья?Чьи?».

- Ребята, давайте присядем на пенек и рассмотрим задание которое я для вас приготовила. На экране ноутбука будет появляться изображение птицы и ее части тела. Вам нужно будет назвать птицу и чья это чать тела.Например: .

(на экране изображена птица и в отдельном квадрате выделена чать тела птицы)

- Ребята кто это? (Гусь) Чья это голова? (Это гусинная голова)

- Кто это? (Утка) Чей это клюв? (Это утиный клюв)

- Кто это? (Грач) Чья это голова (Это грачиная голова)

- Что это? (Гнездо)Чье это гнездо? (Это гнездо птичье)

- кто это? (Гусь) Чей это клюв? (Это утиный клюв)

Физкультминутка.

- Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой. (под музыку)

«Стайка»

Вылетайте птички на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку, стайка, полетай-ка! Бежать на носочках по кругу друг за другом

Полетели птички

Птички-невелички Размахивать руками, как крыльями

Птички летают устали не знают.

Стоп! 2-3 раза

Сели птички на дорожку Присесть, развернувшись лицом в круг

Поклевали птички крошки: Стучат указательными пальцами, как клювами, по полу

«Клю-клю-клю – поклюём, потом песенку споем» Встать лицом в круг

- Ребята присядем на полянке и поиграем. Мы будем учиться образовывать новые слова из двух предложенных. Отвечать будет тот кому прикатится мяч.

Игра «Какой? Какая?».

Ребята, скажите одним словом, если у птицы длинные ноги, она какая? (Длинноногая).

Если у птицы длинный клюв, она какая? (Длинноклювая).

Если у птицы длинная шея, она какая? (Длинношеяя).

Если у птицы большой хвост, она какая? (Большехвостая).

Если у птицы большие крылья, она какая? (Большекрылая).

Если у птицы большие глаза, она какая? (Большеглазая).

Если у птицы крупная голова, она какая? (Крупноголовая).

Если у птицы черная голова, она какая? (Черноголовая).

Если у птицы белая грудь, она какая? (Белогрудая).

Если у птицы красная грудь, она какая? (Красногрудая).

Если у птицы короткие лапы, она какая? (Коротколапая).

Игра «Угадай по описанию».

- А сейчас, вернемся на пенечки.

А сейчас мы поиграем в игру «узнай по описанию». Один из вас выбирает птицу которую будет описывать, а остальные должны назвать о какой птичке рассказал ваш товарищ.

Игра «Четвертый лишний»

А птицы для нас то же приготовили задание. Давайте посмотрим, что в конверте.

На карточках три изображения вам нужно определить лишнее и рассказать почему.

Игра «Назови ласково».

- Ребята нам пора возвращаться в сад. Давайте построимся парами. Посмотрите, ласточка прилетела и принесла мне конверт, а в нем картинки. Сейчас я их вам раздам. Все у кого есть картинка называют ее громко и четко. А ваш товарищ называет ее ласково. А потом поменяемся.

перо — перышко,

соловей — соловушка,

скворец — скворушка,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка,

цапля — цапелька.

III. Итог занятия

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (Дети стоят в кругу. ответы детей).

- Каких перелетных птиц мы сегодня повстречали в лесу?

- Какое задание для вас было интересным? (ответы детей).

- Что нового вы узнали?

- Что показалось вам сложным?

- Как вы думаете, для чего вам пригодятся эти знания?

- А на следующем занятии мы поговорим, о том чем питаются птицы и где живут.

- Мне очень понравилось, как вы занимались. Все очень хорошо постарались. Вы умнички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО" Познание" ( Развитие речи ) на тему "Птицы"- блиц игра.

« Познание» ( развитие речи)На тему: « Птицы» - блиц- игра....

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Птицы»

Цель: уточнить знания детей о птицах.Задачи:Образовательные: - закрепить понятия «перелётные, зимующие, водоплавающие»;- знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются;- о...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние птицы»

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние птицы» возрастная группа:...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".

Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель:  расширение представления детей о зимующих птицах.Задачи:-формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменения...