Урок на тему:"Спряжение глаголов".УМК"Начальная школа 21 века"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Презентация и технологическая карта урока. 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.pptm | 280.1 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 97.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4 класс
УМК «Начальная школа 21 века».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация,
детские ноутбуки, рабочие тетради, учебники.
Технологическая карта урока.
Предмет, класс | Русский язык, 4 класс | ||
Тема урока | Спряжение глагола, | ||
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | ||
Ф.И.О. преподавателя | Бобина Марина Николаевна | ||
Город | Нижний Новгород | ||
Образовательное учреждение | МБОУ гимназия № 136 | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. | ||
Цель урока | Дать определение понятия спряжение глагола. | ||
Задачи урока | предметные | межпредметные | личностные |
Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием, закрепить знания о глаголе, о виде глагола как его постоянном признаке.
| Развивать речь через обогащение словарного запаса, смысловое построение лексических единиц, развивать образное мышление. | Воспитывать интерес к пред мету русского языка, продолжать работу по формированию речевой деятельности. Способствовать развитию умения сотрудничать с учителем и сверстниками. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD-ROM ,ресурсы сети Интернет) | Презентация в NOTEBOOK, Универсальные (компьютер, проектор, экран, детские ноутбуки). | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Локальная сеть, проектор, экран, детские ноутбуки. | ||
Этап 1. | |||
Цель | Организованное начало урока. Введение в тему урока. Повторение знаний о глаголе Эмоциональный настрой детей на урок. | ||
Длительность этапа | 3 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрационный (Слайд 1) | ||
Форма организации деятельности учащихся | фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | организаторская | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Подготовка к усвоению материала урока. Направляющая и контролирующая | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Личностные: настроить на работу, заинтересовать детей в начале урока. Познавательные: актуализация опорных знаний. | ||
Этап 2 | Сообщение темы и цели урока | ||
Цель | Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи | ||
Длительность этапа | 3 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Поисковая деятельность – разгадывание ключевого слова в кроссворде. Демонстрационный (слайд 4) | ||
Форма организации деятельности учащихся | фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | контролирующая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Контроль за ответами учащихся, чтобы они при образовании неопределённой формы сохраняли вид глагола | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели урока. | ||
Этап 3 | Открытие правила | ||
Цель | Развитие умения анализировать языковой материал и делать вывод. | ||
Длительность этапа | 6 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Поисковая деятельность через сравнительный анализ языкового материала. Демонстрационный (слайд 7) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, контролирующая | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Создание ситуации успеха, помочь детям открыть правило | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Постановка проблемной ситуации | ||
Промежуточный контроль | Сравнение «открытия» с оригиналом правила (слайд 8) | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: установить причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать оппонента. | ||
Этап 4 | Работа с использованием нового открытия | ||
Цель | Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий. Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием | ||
Длительность этапа | 5 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрационный (слайд 9,10) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, работа в парах, индивидуальная у доски для самопроверки. | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Индивидуальная помощь учащимся. Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи. | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Включение всех учащихся в учебную деятельность | ||
Промежуточный контроль | Регулирующий | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: | ||
Этап 5 | Физкультминутка | ||
Цель | Сохранение здоровья учащихся. | ||
Длительность этапа | 2 минута | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрационный (слайды 11 – 16) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Выполнение проговариваемых упражнений | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Показ упражнений, помогающих сохранить и укрепить здоровье. Помочь осознать необходимость выполнения упражнений, как можно чаще. | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрационный, регулирующий. | ||
Промежуточный контроль | Индивидуальный контроль за правильностью выполнения упражнений. | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Коммуникативные: контролировать, корректировать и оценивать свои действия. | ||
Этап 6 | Первичное закрепление | ||
Цель | Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением. Развитие речи, образного мышления. | ||
Длительность этапа | 13 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Показ слайдов 17, 18 | ||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная. | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Помочь каждому ученику справиться с предложенными заданиями | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрационный, регулирующий | ||
Промежуточный контроль | Словесный, индивидуальный. | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Регулятивные: уметь выбирать способ действия и сравнивать его результат с заданным эталоном. Познавательные: уметь осознанно строить логическую цепочку рассуждений, то есть доказывать свой выбор действий. Коммуникативные: контролировать и корректировать действия одноклассников.. | ||
Этап 7 | Самостоятельная работа учащихся. | ||
Цель | Первичная проверка усвоенных знаний | ||
Длительность этапа | 10 минут. | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа на компьютерах с файлом «Самостоятельная работа», переданная учителем по локальной сети. | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Оказание помощи. | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Контроль, помощь, наблюдение. | ||
Промежуточный контроль | Самопроверка с помощью средств обратной связи (Слайд 20). | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Личностные: уметь оценивать усвоенный материал. Регулятивные: осознать качество и уровень усвоения.. Коммуникативные: контролировать и корректировать действия одноклассников. | ||
Этап 8 | Итог урока | ||
Цель | Развитие самооценки, чувства удовлетворённости от урока | ||
Длительность этапа | 3 минуты. | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрационный (слайд 21) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Оказание помощи. | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Регулирующий. | ||
Виды УУД, формируемые на данном этапе. | Личностные: уметь оценивать усвоенное содержание. | ||
Итоговый контроль, подведение итогов | Подведение итогов (слайд 21). Домашнее задание (слайд 22) |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока: «Спряжение глагола»
Ход урока
Слайд 2. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ножки вместе, Спинки ровно – А к уроку всё готово? Д. – (хором) Да. | Настраиваю на работу, использую словесно-наглядный метод; создание атмосферы для активного включения в работу всех учащихся. |
а) Актуализация опорных знаний. - О какой части речи идёт речь? Слайд 3. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам… Д. - Глагол. - Что вы знаете о глаголе? Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.
- Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу. Слайд 4.
- В какой форме даны глаголы? Д. – Это глаголы1-ого лица, ед. ч. - Назовите глаголы совершенного вида. Д. – Соберу, пойму, подниму. - Назовите глаголы несовершенного вида. Д. – Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю. - Вид глагола – Это постоянный или непостоянный признак? Д. - Вид глагола – это постоянный признак. - Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы? Д. – Нет, не изменится. - При выполнении данного задания это нужно учесть.
Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова. - В выделенном столбике прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам. Д. - Спряжение. Слайд 5. - Какая же тема нашего урока? Д. - Спряжение глагола. Слайд 6. - Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. б) Открытие правила. - Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов». Слайд 7. ед. ч. 1 лицо я пеку лежу 2 лицо ты печёшь лежишь 3 лицо он печёт лежит мн. ч 1 лицо мы печём лежим 2 лицо вы печёте лежите 3 лицо они пекут лежат - Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили? Д. – У глаголов одного лица окончания разные. - Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний? Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут. 2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат. - Замечательное открытие вы сделали. Слайд 8.
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), то это глаголы 1 спряжения.
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят), то это глаголы 2 спряжения. г) Работа с использованием нового правила. - А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание. Слайд 9. Запишите глаголы в два столбика:
Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим. - Работать будем с комментированием.
Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д. - Теперь я предлагаю поработать в парах с упр. 2 на стр.106. Слайд 10. - А кто хочет попробовать свои силы у доски? 2 ученика по очереди работают за доской. - Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.
Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.
| Развитие познавательной мотивации через методический приём – загадка. Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи. Закрепление умения образовывать неопределённую форму глагола с учётом его видовой принадлежности. Развитие мотивационного компонента с помощью создания проблемной ситуации. Использую частично-поисковый метод: а) постановка проблемы; б) выдвижение гипотезы; в) вывод. Создание ситуации успеха через самостоятельно сделанное открытие. Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий. Развитие умения работать в парах. Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи. |
Слайд 11 – 16. - А сейчас прервёмся ненадолго и отдохнём. | Использую здоровьесберегающие технологии. Сохраняю здоровье учащихся. |
- Вспомним, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс». Кто может рассказать его? Ученик читает стихотворение наизусть. Слайд 17. М. Ю. Лермонтов. «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. - Какой приём использовал М. Ю. Лермонтов в этом произведении, говоря о тучке? Д. - М. Ю. Лермонтов, говоря о тучке, использовал приём олицетворение. - Что такое олицетворение? Д. – Олицетворение – это перенос качеств живых существ на неживые предметы. - Мы не случайно вспомнили об этом приёме, так как мы его будем использовать при выполнении следующего задания. Слайд 18. К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении. (Девочка, зима) идёт. (Звери, реки) спят. (Щёки, костры) горят. (Вьюга, собака) злится. Задание выполняется устно. Дети читают предложения, которые у них получились. - Какие предложения у вас получились - распространённые или нераспространённые? Почему? Д. – Предложения получились нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения. - Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их. Дети проговаривают свои варианты. - Запишите понравившееся предложение. У глагола выделите окончание и определите спряжение. - Какие предложения записали? Назовите глагол, его окончание и к какому спряжению относится. - Молодцы! У вас получились замечательные предложения. | Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением. Развитие речи, образного мышления, расширение словарного запаса. |
- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа. Слайд 19. - На компьютерах откройте файл «Самостоятельная работа» 1 вариант Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение. Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти - молчать - нести - кричать – лечь – 2 вариант Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч. Определи спряжение. Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.) ползти – молчать – нести – кричать – (Детям заранее был отправлен файл с «Самостоятельной работой» по вариантам: 1в. – сильным учащимся, 2в. – слабым учащимся.) Дети работают на компьютерах. - Проверьте себя. Слайд 20. 1вариант 2 вариант - ползёшь, ползут(1спр.) - ползёт, ползут(1спр.) - молчишь, молчат (2спр.) - молчит, молчат (2спр.) - несёшь, несут (1спр.) - несёт, несут (1спр.) - кричишь, кричат (2спр.) - кричит, кричат (2спр.) - ляжешь, лягут (1спр.) - Встаньте те ребята, у кого нет ошибок. - Молодцы! Эти ученики получают оценку «5». | Первичная проверка усвоенных знаний Дифференциация по степени сложности и по объёму Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи. |
Слайд 21. - Итак, подведём итог нашей работы. - Над какой темой мы работали? - Что нового узнали? - Чему научились? Какое у вас настроение? | Развитие самооценки, чувства удовлетворённости от урока. |
Слайд 22. -Для закрепления полученных знаний, выполните упр.3, стр. 107, при его выполнении обратите внимание на информацию на стр. 106 . Урок окончен. Слайд 23. |
Самостоятельная работа
1вариант
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
лечь –
Самостоятельная работа
2 вариант
Образуй от данных глаголов
глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.
Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –