Умножение на 0. (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Кузнецова Людмила Александровна

Урок математики в 3 классе + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_na_0.docx239.72 КБ
Office presentation icon umnozhenie_na_0.ppt965.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область - математика

Программа «Школа России»

Авторы учебника -  М.И. Моро, М.А. Бантова,

Г.В. Бельтюкова

Класс  3

Кузнецова Людмила Александровна

МБСКОУ СКОШ№36 г.Озёрск

Учитель начальных классов

Тема урока: Умножение на 0

Компетенции:

Предметная - освоение правила умножения на 0, совершенствование вычислительных навыков, развитие умения решать задачи,

Надпредметная - развитие умения рассуждать, доказывать, находить новые решения, делать выводы,

Социальная - формирование навыков общения.

Методы  частично - поисковый, методы стимулирования и мотивации, методы работы под руководством, методы упражнений и контроля, метод самостоятельной познавательной деятельности.

Ход урока.

Слайд №1

1.Орг. момент.

–  Сегодня, ребята, у вас необычный урок. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

 - Сегодня на уроке математики в процессе  составления и выполнения интересных заданий  мы сформулируем тему, цель занятия, будем рассуждать, доказывать, делать выводы.

 - Вы также примите участие в оценивании своей работы на всех этапах урока.  Каждому из вас выдан оценочный лист. (Приложение 1)

 - Пожелаем,  друг другу успеха и начнём работу с устного счёта.  

2. Устный счет.

- Даны числовые выражения:     6 • 3  =

                                                       6 • 2 =

                                                       6 • 1 =

                                Тема урока:  

□  • 0 =

(дети не видят последнее выражение, оно закрыто)

-Придумайте задания.

Ответы детей:

  1. Найти значения выражений (18, 12.6). При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.
  2. Прочитать выражение по-разному (множитель, множитель, произведение; произведение двух чисел; одно число увеличить в несколько раз и т.д.)
  3. Сделать рисунок:      ○ ○ ○ ○ ○ ○      ○ ○ ○ ○ ○ ○       ○ ○ ○ ○ ○ ○

     (по 6 взять  3 раза)

  1. Сравнить выражения:   6 • 3 > 6 • 2                                                      (произведение чисел 6 и 3 больше произведения чисел 6 и 2)
  2. Составить выражения на деление:       18 : 3 = 6        18 : 6 = 3  

                                                                            12 : 2 = 6        12 : 6 = 2  

  1. Составить уравнение и найти неизвестный множитель:        

 Х • 3 = 18,  Х = 6    

           Х • 2 = 12, Х = 6

  1. Продолжить ряд: первый множитель 6 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1.

- Давайте проверим. Откроем  последнее выражение в столбике. Почему вместо  числа стоит «окошко»?

Ответ детей:  вместо него можно поставить любое число.

2. Формулировка темы и задач урока.

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»

Слайд №1

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 0.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 6 • 0 =

- Кто найдет значение данного выражения?

 Ответ детей: получится 0.

- Докажите.

Доказательство.

Ответы детей:

                     1 способ: сделать рисунок мы не сможем, потому что если по 6 взять 0 раз, то получится 0:    

                     2 способ: воспользоваться правилами: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 6 • 0 = 0 • 6 =0 + 0+ 0+ 0 + 0 + 0 = 0.

- Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0

При умножении любого числа на 0 ,  получатся 0.

 Оцените свою работу на устном счёте.

3.Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце, руки в боки

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

4. Закрепление материала.

Устно.

Найди значение выражений а • 0 = 0, 0 • в = 0,

* если а = наибольшему двузначному числу,        Ответ детей:  99 • 0=0

* если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед.,                                         63 • 0=0

* если в = наименьшему трехзначному числу,                              0 •100=0

* если в = четному числу из чисел 11, 16, 7.                                  0 • 16=0

На карточках в парах.

 - Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 2)

 Ответ детей: это слово «Молодцы»

- Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие?

Оцените свою работу в парах.

Самостоятельная работа

 - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить.  (Приложение 3)

Слайд №2

 - Проверка. Каким правилом пользовались?

Слайд №3

Оцените свою работу.

5.Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем      (Ходьба с подниманием рук)

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста  (Ходьба)

Выпал птенчик из гнезда. (Руки на пояс)

Тихо птенчика берём             (Наклон вперёд, руками коснуться пола,  

И назад в дупло кладём.           выпрямиться,  поднять руки вверх)

Впереди из-за куста             (Ходьба)

Смотрит хитрая лиса.       (Руки на пояс)

Мы лисицу обхитрим,      (Наклоны в сторону)

На носочках побежим.     (Бег на носочках)

На поляну мы заходим,    (Ходьба)

Много ягод там находим. (Руки на пояс)

Земляника так душиста.   (Наклоны в сторону)

Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд)

Как много мы увидели      (Ходьба)

И речку, и цветы.               (Руки на пояс)

Узнали много нового       (Наклоны в сторону)

И я, и ты, и мы.             (Руки на грудь, на соседа, в стороны)

6. Повторение раннее изученного материала.

Решение задач

-Какое еще можно придумать задание?

Ответ детей: придумать и решить задачи. (Для составления задач дети используют слайды)

Задачи:

Слайд №4

  1. В каждой  коробке помещается по 6 новогодних игрушек. Сколько новогодних игрушек   в 3 коробках?

Слайд №5

  1. Стеклянный шар стоит 6 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 таких шара?

Слайд №6

  1. В новогоднем подарке 6 карамелек, а шоколадных конфет  – в 3 раза больше. Сколько шоколадных конфет в подарке?  

- Решите задачи устно.

- Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной.

Ответ детей: Сколько всего конфет в новогоднем подарке?

-Решите, записывая по действиям или выражением.

Слайд №7

 Ответ детей: 

1) 6 • 3 =18 (к.) –шоколадных.                      

 2) 6 +18 = 24 (к.) – всего.

Или 6 • 3 + 18 =24 (к.)

Ответ: 24 конфеты.

Оцените свою работу

Работа в группах

Слайд №8

 - Внимательно рассмотрите чертёж.

Длина всего участка для снежного городка 9м, а ширина 7м. Горка занимает участок 3м длиной и 1м шириной. Найдите, чему равна площадь участка выделенного для постройки ледяных фигур? Определите порядок действий и вычислите площадь. Командиры групп получают задание. (Приложение 4)

 - Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение.

Ответ детей:

 1.Найти площадь  всего участка для снежного городка. (9 • 7=63 м2 )

2. Найти площадь участка на котором построена горка. (3 • 1=3 м2 )

3. Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. (63-3=60 м2 )

 - Какое правило вы использовали?

Ответ детей: При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

 - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

Ответ детей:  При умножении любого числа на 0 ,  получатся 0.

Оцените свою работу в группах

6. Домашнее задание: придумайте любое задание, можно веселое ( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.) на изученные правила.

7. Итог урока. Рефлексия.

 - Посмотрите на ваши оценки. Поставьте общую оценку за урок. Определите какое задание показалось вам самым трудным, самым интересным. Объясните своё решение. Карточку вложите в тетрадь.

Слайд №9

 - Наш урок закончен. Его мы проводим в канун нового года. И в новом году мы с ребятами желаем нашим уважаемым учителям и дорогим родителям удачи и успехов. Всем нашим гостя мы приготовили новогодние пожелания. Спасибо за урок.

6 • 3 =                                                       6 • 2 =                                                    6 • 1 =

6 • 0 =

а•0=0

0•в=0

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 2

17

15

0

98

9

18

ы

д

о

ц

м

л

Числовое выражение

Значение выражения

Буква

9 • (34-33)=

8 • 0=

8+10+0=

0 •15=

1•15=

(50+48) •1=

1 • (12+5)=

17

15

0

98

9

18

ы

д

о

ц

м

л

Числовое выражение

Значение выражения

Буква

9 • (34-33)=

8 • 0=

8+10+0=

0 •15=

1•15=

(50+48) •1=

1 • (12+5)=

Приложение 3

(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=

15 • а=15

              35 • а=0

14 + в=30

18 – х=0

с • 34=0

Придумай

и реши

5 примеров

с ответом 0

Приложение 4

Группа №________________

Определипорядок действий

Действие

Решение

Найти площадь участка для постройки ледяных фигур.

S =

Найти площадь участка на котором построена горка.

S =

Найти  площадь всего участка для строительства снежного городка.

S =

Ответ: площадь участка для постройки ледяных фигур равна  S =

                                              Слайд №1

1.Орг. момент.

 - Давайте поздороваемся с нашими гостями.

 -Сегодня у нас необычный урок математики. Он проходит в канун Нового года. И сегодня мы будем наряжать ёлочку.

 - Для этого, в процессе  составления и выполнения интересных заданий  мы сформулируем тему, цель занятия, будем рассуждать, доказывать, делать выводы.

 - Вы также примите участие в оценивании своей работы на всех этапах урока.  Каждому из вас выдан оценочный лист.

 - Пожелаем,  друг другу успеха и начнём работу с устного счёта.  

2. Формулировка темы и задач урока.

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»                          Слайд №1

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 0.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 6 • 0 Кто найдет значение данного выражения?

 Ответ детей: получится 0.

- Докажите.

Доказательство. Ответы детей: Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0

При умножении любого числа на 0 ,  получатся 0.

 Оцените свою работу на устном счёте. ИГРУШКА

2. Устный счет.

- Даны числовые выражения:    

-Придумайте задания.

Ответы детей:

 - Найти значения выражений (18, 12.6). При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

 - Прочитать выражение по-разному

 - Сделать рисунок:      

 - Сравнить выражения:

 - Составить выражения на деление

 - Составить уравнение и найти неизвестный множитель:        

 - Продолжить ряд: первый множитель 6 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1.

- Давайте проверим. Откроем  последнее выражение в столбике. Почему вместо  числа стоит «окошко»?

Ответ детей:  вместо него можно поставить любое число.

3.Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце, руки в боки

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

ИГРУШКА

4. Закрепление материала.

4.1Устно.

Найди значение выражений а • 0 = 0, 0 • в = 0,

* если а = наибольшему двузначному числу,        Ответ детей:  99 • 0=0

* если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед.,                                         63 • 0=0

* если в = наименьшему трехзначному числу,                              0 •100=0

* если в = четному числу из чисел 11, 16, 7.                                  0 • 16=0

4.2На карточках в парах.

 - Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 2)

 Ответ детей: это слово «Молодцы»

- Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие?

Оцените свою работу в парах.

ИГРУШКА

4.3 Самостоятельная работа

 - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить.  (Приложение 3)

Слайд №2

 - Проверка. Каким правилом пользовались?

Слайд №3

Оцените свою работу.

ИГРУШКА

5.Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем    

 Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста  

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика И назад в дупло кладём.           

Впереди из-за куста            

Смотрит хитрая лиса.      

Мы лисицу обхитрим,      

На носочках побежим.    

На поляну мы заходим,    

Много ягод там находим.

Земляника так душиста.  

Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели      

И речку, и цветы

Узнали много

И я, и ты, и мы

ИГРУШКА

6. Повторение раннее изученного материала.

6.1Решение задач

-Какое еще можно придумать задание?

Ответ детей: придумать и решить задачи. (Для составления задач дети используют слайды)

Слайд №4

В каждой  коробке помещается по 6 новогодних игрушек. Сколько новогодних игрушек   в 3 коробках?

Слайд №5

Стеклянный шар стоит 6 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 таких шара?

Слайд №6

В новогоднем подарке 6 карамелек, а шоколадных конфет  – в 3 раза больше. Сколько шоколадных конфет в подарке?  

- Решите задачи устно.

6.2-

Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной.

Ответ детей: Сколько всего конфет в новогоднем подарке?

-Решите, записывая по действиям или выражением.

Слайд №7

 Ответ детей: 

1) 6 • 3 =18 (к.) –шоколадных.                      

 2) 6 +18 = 24 (к.) – всего.

Или 6 • 3 + 18 =24 (к.)

Ответ: 24 конфеты.

Оцените свою работу

ИГРУШКА

6.3 Работа в группах

Слайд №8

 - Внимательно рассмотрите чертёж.

Длина участка для строительства снежного городка 9м, а ширина 7м. Горка занимает участок 3м длиной и 1м шириной. Найдите, чему равна площадь участка выделенного для постройки ледяных фигур? Определите порядок действий и вычислите площадь. Командиры групп получают задание.

6.4

- Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение.

Ответ детей:

 1.Найти площадь  всего участка для снежного городка. (9 • 7=63 м2 )

2. Найти площадь участка на котором построена горка. (3 • 1=3 м2 )

3. Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. (63-3=60 м2 )

 - Какое правило вы использовали?

Ответ детей: При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

 - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

Ответ детей:  При умножении любого числа на 0 ,  получатся 0.

Оцените свою работу в группах

ИГРУШКА

6. Домашнее задание: 

У людей говорят:
“Не шути с огнём!”
А у нас говорят:
“Не шути с нулём!”
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ
Нужен глаз за ним да глаз!
 

придумайте любое задание, можно веселое

( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.) на изученные правила.

7. Итог урока. Рефлексия.

 - Посмотрите на ваши оценки. Поставьте общую оценку за урок. Определите какое задание показалось вам самым трудным, самым интересным. Объясните своё решение.

Карточку вложите в тетрадь.

Слайд №9

 - Наш урок закончен. Какая красивая ёлочка у нас получилась! Ну, а что же под ёлочкой? Сладкий подарок для ребят и новогодние пожелания для наших гостей. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умножение на о Урок по математике 3 класс Презентацию выполнила учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ№36» Кузнецова Л.А.

Слайд 3

Выполни задание. (9+8)•0 = 1•(4+9) = 0•(16-6)= 99 • 0 = 8•(16-15)= Придумай и реши 5 примеров с числом 0. 15 • а =15 35 • а = 0 14 + в =30 18 – х = 0 с • 34 = 0

Слайд 4

Проверь себя. (9+8)•0= 0 1•(4+9) = 13 0•(16-6)= 0 99 • 0 = 0 8•(16-15)= 8 ? 15 • 1 =15 35 • 0 = 0 14 + 16 =30 18 – 18 = 0 0 •34 = 0

Слайд 5

Составь и реши задачу. 6 • 3 = 18 (иг.) Ответ: 18 игрушек. 6 6 6

Слайд 6

Составь и реши задачу. 6 • 3 = 18 (руб.) Ответ: 18 рублей. 6 рублей.

Слайд 7

Составь и реши задачу. ? в 3 раза больше ?

Слайд 8

Проверь себя. 6 • 3 = 18 (к.) – шоколадных. 2) 6 + 18 = 24(к.) – всего . Ответ: 24 конфеты.

Слайд 9

Геометрическая задача. 9 м 7 м 3 м 1 м S= ? м 2