Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом
методическая разработка по логопедии
При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения.
Совместно с ИРО Ярославля и Благотворительным Фондом Сбербанка «Вклад в будущее» с 2018 года наша школа реализует региональный инновационный проект «Формирование у детей компетентностей будущего как ресурс улучшения образовательного результата», где одним из блоков является «Эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2016 году в рамках направления «Современное образование» разработал образовательную программу «Социальное и эмоциональное развитие детей». Её авторами стали российские учёные Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, профессора Елены Алексеенко Сергиенко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_po_sotsialno-emotsionalnomu_razvitiyu_detey_s_zpr.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом
Косарева В.Ю. учитель-логопед МОУ СШ №4 «Центр образования»
Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях.
При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения.
Совместно с ИРО Ярославля и Благотворительным Фондом Сбербанка «Вклад в будущее» с 2018 года наша школа реализует региональный инновационный проект «Формирование у детей компетентностей будущего как ресурс улучшения образовательного результата», где одним из блоков является «Эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2016 году в рамках направления «Современное образование» разработал образовательную программу «Социальное и эмоциональное развитие детей». Её авторами стали российские учёные Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, профессора Елены Алексеенко Сергиенко.
Цель программы - способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.
Задачи программы :
-Познакомить школьников с многообразием эмоций.
-Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.
-Расширять эмоциональный словарь школьников.
-Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.
-Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
-Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.
-Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
-Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.
-Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.
-Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.
-Содействовать социальной адаптации младших школьников.
В нашей школе программа реализуется для учеников 1-2 и 5-7 классов. Реализация осуществляется с применением базовых модулей программы «Социально-эмоциональное развитие детей» и «Развитие личностного потенциала подростков. Базовый модуль «Я и ты». Курсы имеют модульную структуру, что дает возможность проводить отдельные модули в любой последовательности и позволяет классу включиться в программу на любом году обучения. Прослеживается преемственность в работе над формированием эмоционального интеллекта на разных ступенях образования при взаимодействии многих педагогов (учителя начальной школы, учителя старшей школы, специалисты: психолог, дефектолог, логопед).
Эмоции сопровождают человека всю его жизнь. Их роль различна. Одни наполняют жизнь красками. Другие помогают принимать важные решения, побуждают к действиям или предостерегают от них, помогают лучше понять себя и других людей. От того, насколько человек осознает свои эмоции и понимает причины их возникновения у себя и других людей; от того, насколько он использует информацию, заложенную в эмоциях, в ходе своего общения с другими людьми; от того, насколько он умеет управлять своим эмоциональным состоянием, во многом зависит успешность человека в жизни. В основе этих умений лежит эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и оказывать влияние на эмоции других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется:
∙ низким уровнем вербализации эмоций;
∙ неумением идентифицировать эмоции;
∙ отсутствием положительного эмоционального опыта;
∙ наличием факторов эмоциональной напряженности.
Для них характерно равнодушие к оценке учителя их действий, импульсивность и аффективность. Для младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Я, как учитель-логопед могу встречаться с детьми только во время занятий или внеурочной деятельности. На своих занятиях я включаю элементы заданий, упражнений по формированию эмоционального интеллекта. При разработке занятий я опираюсь на учебно-методический комплект для начальной школы, который включает в себя:
- Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко — руководитель авторского коллектива, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. И. Дубовская). В книге изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков и др.
- Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). В пособии содержится программа обучения, описание возрастных особенностей детей, сценарии занятий с учащимися, тематических встреч с родителями и совместных детско-родительских мероприятий, которые проводятся в рамках программы, инструменты для оценки эффективности работы.
- Рабочая тетрадь «Обо мне и для меня» (авторы: А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). Тетрадь предназначена для индивидуальной работы детей на занятиях и выполнения семейных заданий вместе со взрослыми.
- Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенный для организации групповой работы в классе.
Примеры заданий, упражнений по формированию эмоционального интеллекта используемых на занятиях.
1.Упражнение «Моё настроение» (экспресс - самодиагностика)
Работа по развитию умения ребенка анализировать свое эмоциональное состояние в настоящий момент времени и осознавать его.
Наши эмоции, которые мы испытываем можно показать на специальном градуснике.Если вы чувствуете приятные эмоции, то столбик градусника настроения находится в красной области (педагог показывает). Чем более приятные эмоции вы испытываете, тем выше показания вашего градусника (показывает).Если вы испытываете неприятные эмоции, то столбик градусника будет находиться в синей области (показывает). Чем неприятнее эмоции, тем ниже будет находиться столбик (показывает).
Если вы чувствуете нейтральные эмоции, например спокойствие, то столбик градусника настроения находится примерно посередине (показывает). Прислушайтесь к своему состоянию в настоящий момент, оцените, насколько вам приятны эмоции, которые вы сейчас испытываете, и покажите их на градуснике. (Дети определяют на градуснике свое настроение и показывают на своих градусниках).
2. «Мой класс - корабль» (социометрия, формирование представлений о многообразии эмоций, актуализация материала прошлых занятий)
Представьте, что наша микро группа это Корабль. Все мы являемся его командой. Представьте, что на этом корабле находится вся наша микро группа. Нарисуйте себя и своих друзей. Ветер помогает кораблю двигаться вперед. Давайте вспомним, какие эмоции мы испытываем? (страх, радость, грусть, интерес, удивление, злость). Ветром являются, приятные эмоции. Раскрасьте паруса в цвет приятных эмоций. Какие цвета вы использовали?
3. «Где живет злость?» (Развитие представлений о причинах и ситуациях, вызывающих злость) Вспомните ситуацию, когда вы сильно злились? Где в вашем теле вы чувствовали злость? Какого она цвета и формы? Нарисуй эту эмоцию. (слушает ответы детей)
4. Использование карточек «Палитра эмоций». (Развития умения различать эмоции, способность к эмпатии, актуализация материала прошлых занятий )
У детей на столе разложены карточки, с изображением различных эмоций. На карточках изображены люди разного пола и возраста (дети, подростки, взрослые люди). Детям необходимо отгадать название эмоции, которую показывает педагог, и найти у себя такую же эмоцию. А так же описать ситуацию, в которой возникает эмоция, изображенная на карточке.
5. Использование карточек с сюжетными иллюстрациями. «Угадай и объясни».
У каждого ребенка свой комплект карточек с различными сюжетными иллюстрациями. С последовательным сюжетом. Необходимо назвать эмоции героев, рассказать о причинах этих эмоций.
Во время проведения занятий, по формированию эмоционального интеллекта обучающиеся были заинтересованы происходящим, активно включались в работу. Улучшились навыки работы в группе, команде. Занятия отличались многообразием форм и содержания, что способствовало поддержанию интереса и расширению кругозора.
Не все задания давались легко. Трудности выражались в непонимании эмоций других и своих собственных. Сложности при составлении связных рассказов на основе последовательных рисунков. Но с помощью педагога, обучающиеся успешно справлялись с поставленной задачей.