Искусство воспитания

Витютнев Николай Анатольевич

Наказание как метод воспитания 

 

Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-243

       Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины. Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др. Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога. Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога. Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого). Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок. Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева. Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода. Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому. Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте! Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна. Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей. Никакого унижения при наказании! За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания. Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект. Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника. Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-243
 
 
       Метод воспитания – это способ педагогического воздействия, посредством которого осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Очевидно, что методы воспитания применяются обязательно в комплексе: нельзя, используя один метод, воспитать гармонично развитую личность. Во главе угла деятельности педагога находится целеполагание, соответственно идет отбор и использование методов воспитания, а правильнее – системы методов. Любой метод воспитания направлен на личность воспитанника (А.С. Макаренко называл методы воспитания «инструментами прикосновения к личности»), поэтому, выбирая их, необходимо брать во внимание, какая личность перед нами, каковы ее особенности (возрастные и психологические), тонкости (особенности семьи, состояния здоровья). Далее мы рассмотрим методы стимулирования как образец гуманного и демократического образовательного процесса. Традиционный педагогический опыт (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо (на западе), Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский, С.Т. Шацкий (в России и СССР) развивали идею применения ненасильственных (гуманных) методов воздействия на воспитанника. Сегодня эта тенденция реализуется в тандеме с общечеловеческими прогрессивными и национальными традициями педагогики. Прямое предназначение стимулов – ускорять или притормаживать определенные действия. Это наиболее отчётливо видно при рассмотрении стимулирующих «методов-антиподов»: поощрения и наказания, которые известны еще с древних времен. Поощрение и наказание, применяемые с учетом педагогического баланса, дают очень сильный эффект. Всем известна поговорка о «кнуте и прянике». Преимущественное использование либо «кнута», либо «пряника» может принести не пользу, а непоправимый вред. В современном обществе прочно утвердилось мнение о том, что превалировать должно, все-таки, поощрение, как более гуманное и эффективное. Доказано, что вера в свои силы, стремление к успеху, достижениям более плодотворны, чем страх перед наказанием. Итак, для эффективного воспитания педагогу необходимо сформировать стимулирующую атмосферу – среду, внутри которой можно добиться развития ученика, формирования у него понимания правильного поведения, правильной коммуникации, закрепления у него нравственных норм и установок. Результат – развитие деловой и творческой инициативы, реализация индивидуальных возможностей, появление обстановки доброжелательности и защищенности. Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-247
 
 
       В воспитательном процессе поставленные цели и задачи реализуются сочетанием различных приёмов, средств и методов. Рассмотрим один из методов воспитания, который немаловажен в воспитательном процессе: поощрение. Поощрение относится к классу методов стимулирования деятельности и мотивации поведения (по классификации Г.И. Щукиной). Этот метод позволяет корректировать детское поведение, помогать ребёнку отличать хорошее от плохого, дозволенное от запретного. Дети весьма восприимчивы к поощрениям. Стимулом для них могут быть похвала взрослых, одобрительные слова. Это делает детей более уверенными в своих действиях и возможностях. Высказанное умело и вовремя одобрение побуждает в дошкольниках хорошее здоровое самолюбие: медлительный ребёнок старается быть проворным; небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Чтобы поощрение стало оценкой детского поведения, оно должно включать в себя такие определения, как «добрый», «внимательный», «честный» и многие другие. Эти слова подчёркивают нравственный смысл различных поступков. Средствами поощрения могут быть: - похвала; - призы; - подарки (но в исключительных случаях, их нельзя превращать в подкуп); - признание «похожести» ребёнка на авторитетного для него человека (сверстников, взрослых, литературных персонажей, киногероев и т.д.); - поручение почётного и ответственного дела (появляется чувство ответственности, выглядит почётно для ребёнка); - оказание особого доверия, предоставление некоторых привилегий. Особенности характера учащихся важны в использовании похвалы. Особое внимание следует уделять несмелым и неуверенным в себе детям. Укрепляет веру в собственные силы положительная оценка поведения, труда. Применяя поощрения, нужно помнить о чувстве меры. Ребёнок должен заслужить поощрение, которое требует значительных усилий, например: уступил место в автобусе, заступился за девочку, помог родителям – тогда похвала становится стимулом к хорошему поведению. Когда ребёнка хвалят за каждый пустяк, то этот метод теряет смысл. Бывает, когда ребёнок привыкает к постоянным похвалам и начинает не обращать на них внимания, бывает такое, что дети часто делают многое напоказ, выполняя свои обычные действия. Если ребёнок несдержан и достаточно нескромен, захваливание может привести к самолюбованию и хорошему поведению только в присутствии взрослых. Поощрение – лишь один из методов педагогического воздействия. Одними поощрениями в воспитании детей можно мало чего добиться, они наиболее эффективны в сочетании и другими методами. Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-191
 
 
 
Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели  
Гельвеций

       Что посеешь то и пожнешь!

      Получается, что старинная русская поговорка напрямую адресована родителям или воспитателям детей. А есть еще одна, которая звучит менее гуманно: Учи дитя, пока поперек лавки лежит, дальше сам тебя поучит!. Поскольку поговорка пришла к нам из крестьянства, стоит пояснить, что стандартная лавка в традиционной русской избе делалась так, что на ней мог свободно спать взрослый человек. Таким образом, уместиться поперек лавки мог и новорожденный, и семилетний! Позднее психология подтвердила знания русских крестьян, подметив, что формирование основных качеств личности заканчивается у ребенка уже в 5-6 лет! Конечно, он еще многому обучится и может заметно измениться, но ведущие черты характера и набранный к этому возрасту позитивный опыт в значительной мере будут определять стиль его поведения всю жизнь.

 

       Ребенок должен получать

     До революции 1917 года эта фраза имела продолжение по заслугам. В советский период ее можно было бы продолжить от коллектива. А ныне финал звучит все самое лучшее!. И не иначе. Мы забыли о подкатанных по самые колени штанах, купленных на вырост: нынешним малышам с пеленок покупают яркие дорогие одежки, меняя их при необходимости хоть каждый месяц. Мой ребенок всегда прав! считает среднестатистическая мама, а на все возражения удивленно поднимает брови: Помилуйте, а как же иначе развить его индивидуальность? Но индивидуальность и невоспитанность вещи, простите, разные. 

       Приведу только три примера:

      В метро мальчик лет восьми, едва войдя в вагон с отцом, начинает канючить: Я хочу сидеть!. И отец грозным взглядом выискивает того из взрослых, кого можно согнать с места. Находит девушку лет двадцати, требует уступить ребенку. Этот раскормленный бугай, что ли, ребенок? возмущается она. Некоторое время кипит скандал, затем заботливый папа находит скромную девушку лет семнадцати и таки сгоняет ее.

На лыжне притормозила пожилая женщина согревает руки и перестегивает крепления. За ней движется семья с мальчиком лет двенадцати. Движется медленно не профессионалы. Подъезжая, ребенок орет во все горло: Эй, ты! Сойди с лыжни нам проехать надо!. Родители молчат, женщина качает головой и освобождает пространство

Мальчишка лет семи играет с тремя собаками: одна своя и две пришли тоже с хозяевами. Он бросает мяч, и одна из собак все время оказывается быстрее других. Ее хозяйка раз за разом отбирает у своего питомца мяч и, отдавая ребенку, пытается научить его, как подыгрывать своей собаке. Но вот, когда ее собака опять оказалась первой и схватила мяч, терпение мальчишки лопается. Эй, вы! кричит он женщине. Уходите отсюда со своим дурацким псом! И больше никогда не приходите!. Родители стоят в сторонке и пересмеиваются.

       Вниманию уверенных в своей правоте

      Далее мы будем говорить с теми, кто считает неуважение (а то и прямое хамство!) своих детей по отношению ко взрослым нормальным (а то и позитивным!) явлением. Многие считают, что надо заранее приучать ребенка к жестким отношениям современной жизни, что он должен сразу начинать отвоевывать свое место в жизни. Однако статистика вещь упрямая! Социологи давно уже подсчитали, что среди детей традиционного воспитания процент тех, кто отказывается от престарелых родителей, составляет от силы 15, а вот подросшее ныне племя младое, незнакомое, воспитанное по-современному, в 72 случаях из 100 не желает знать родителей, как только те перестают быть чем-то полезны. Так что стоит задуматься, воспитывая такого рода хамоватую индивидуальность, а не станете ли вы сами ее жертвой впоследствии? Кстати, психологами совместно с педагогами давно разработано несколько простых правил, которые помогают родителям вовремя определить, что чадо зарвалось, и подсказывают, как с этой проблемой справиться.

Социальному вирусу хамоватости больше подвержены мальчики особенно из неполных семей. А вот девочки ведут себя тише, они осмотрительно пробуют нахамить сначала своим, потом чужим. Зато, если хотя бы раза четыре это сходит с рук, девочки-грубиянки оставляют далеко позади мальчишек!

В любой семье должен быть мужской авторитет. Нет папы пусть это будет дед, брат, в конце концов тренер или хороший друг, которому вы доверяете. Мужчина должен осуществлять справедливость, а не защиту: всегда разбираться в ситуации, а не просто поддерживать ребенка!

И, наконец, главное: не подавайте дурной пример! Замечено, что в детском саду сквернословят те дети, в чьих семьях это практикуется. Если их родители прислушиваются к совету воспитательницы быть более воздержанными на язык, то и дети скоро забывают плохое.

Также и с грубостью, и с хамством. Если ваш ребенок проявляет их, проанализируйте, в каких ситуациях так вели себя вы на его глазах (или отозвались позитивно о ком-то, практикующем такой стиль поведения), и постарайтесь впредь быть дипломатичнее.


       Для тех, кого мы не убедили

     Не давая своему ребенку должного воспитания и не обучая его хорошим манерам, вы не делаете его более подготовленным к жестким условиям жизненной конкуренции и борьбы.
Автор: Анна Баринова

Ребенок чувствителен к отношению взрослых к нему. Он должен видеть, как это отношение меняется в зависимости от его поведения. Взрослым надо обязательно показывать ему свою реакцию на то, что он делает, на то, как он себя ведет. Но какой бы отрицательной не была наша реакция, нам нельзя проявлять агрессию, злиться и кричать. Психика ребенка чувствительна. Проявляя агрессию, мы можем либо травмировать его, либо в нем включится психологический защитный механизм, и он перестает нас воспринимать. Ребенок просто закроется и будет ждать, когда его оставят в покое!

ЧЕМУ НАС НАУЧИЛА МАМА?

Мама научила меня - преодолевать невозможное: `Закрой рот и ешь суп`.

Мама научила меня - уважать чужой труд: `Если вы собрались поубивать друг друга, идите на улицу, я только что полы вымыла`.

Мама научила меня - верить в Бога: `Молись, чтобы эта гадость отстиралась`.

Мама научила меня - мыслить логично: `Потому что я так сказала, вот почему`.

Мама научила меня - думать о последствиях: `Вот вывалишься сейчас из окна, не возьму тебя с собой в магазин`.

Мама научила меня - стойкости: `Не выйдешь из-за стола, пока не доешь`.

Мама объяснила мне - причинно-следственные связи: `Если ты сейчас не перестанешь реветь, я тебя отшлепаю`.

Мама научила меня - не завидовать: `Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе`.

Мама научила меня - как стать взрослым: `Если не будешь есть овощи, никогда не вырастешь`.

Мама научила меня - смело смотреть в будущее: `Уж погоди, дома я с тобой поговорю`

Роль наказания в воспитании детей

Чаще всего взрослые наказывают ребенка за свои собственные промахи и ошибки, за свое, неумение иначе решить сложившуюся ситуацию. Ведь, если ребенок, с самого своего рождения находится на попечении родителей, то его поведение, как ни крути, есть следствие родительского воспитания. С учетом того, что процесс воспитания не ограничивается объяснениями и поучениями. Процесс воспитания включает в себя и всю жизнь взрослого, проходящую на глазах у ребенка.

Дети копируют нас. Причем копируют не напрямую, а с определенными искажениями, пропустив наше поведение через фильтр своего восприятия. Зачастую мы даже и не догадываемся, что именно в нашем поведении, спровоцировало тот или иной фортель ребёнка. Так или иначе, его поведение не происходит из пустого пространства, а является проявлением сформировавшихся в нем стереотипов.

Необходимо принимать во внимание, также, и врожденные качества детей. Ребенок может быть от природы тихий и ласковый, а может быть шумный и даже жестокий, что, несомненно, скажется на его поведении. Справедливо ли будет наказывать ребенка, за проявление в нем врожденных качеств, не зависящих от него?

Начинается воспитание, конечно, в семье, но потом ребенок идет в садик, затем в школу, и там он сталкивается с массой примеров дурного поведения. А дурной пример, как известно, заразителен. Эти примеры он, естественным образом, копирует в своем поведении, чем вызывает справедливое негодование родителей, воспитателей и учителей. Негодование взрослых будет, возможно, и справедливым, во всяком случае, естественным. Но вот будет ли справедливым, в этом случае, наказание - это еще большой вопрос.

Подражание - это естественный способ обучения, предусмотренный природой. Так учатся и детеныши животных и человеческие дети. Взрослые тоже невольно подражают тем, в чьем обществе они находятся продолжительное время. Дети же схватывают всё на лету, как хорошее, так и плохое, и если мы не можем оградить их от дурного влияния, то в праве ли наказывать их за это?

Многие думают, что страх наказания может удержать людей от плохих поступков: маленьких - от баловства, больших - от преступлений. Опыт показывает что, в большинстве случаев, это не так. Чаще всего наказание озлобляет человека, учит его хитрить и прятать свою вину.

Иногда суровое наказание, действительно, отбивает у ребенка охоту повторять какой-то свой проступок. Это означает, что в его психику вбивается, как чужеродный предмет, некий внутренний запрет. Чем больше таких, вбитых страхом, внутренних запретов (,) тем более запуганным, скованным, ограниченным вырастает, в итоге, человек.

Страх наказания плохой фундамент. Он рождает скрытую агрессию и привычку действовать исподтишка. Правильное поведение, которого мы хотим добиться от ребенка, должно строиться на понимании. На понимании принципов жизни семьи, общества, взаимоотношений между людьми. Такое поведение будет устойчивым, сознательным, по-настоящему человеческим.

Невозможно воспитывать ребенка только лаской и добротой. Он становится избалованным, капризным и своевольным, и в этом нет его вины, просто так устроена психика человека. В воспитании должны присутствовать строгость, ограничения и последовательность. Нельзя вдруг разрешать то, что вчера было запрещено. Это путает ребенка, он перестает понимать, чего от него хотят и как ему себя вести. Нельзя также и запрещать то, что вчера позволялось, это вызывает несогласие и справедливое возмущение.

Ребенок чувствителен к отношению взрослых к нему. Он должен видеть, как это отношение меняется в зависимости от его поведения. Взрослым надо обязательно показывать ему свою реакцию на то, что он делает, на то, как он себя ведет. Но какой бы отрицательной не была наша реакция, нам нельзя проявлять агрессию, злиться и кричать. Психика ребенка чувствительна. Проявляя агрессию, мы можем либо травмировать его, либо в нем включится психологический защитный механизм, и он перестает нас воспринимать. Ребенок просто закроется и будет ждать, когда его оставят в покое.

Инструментом воспитания может быть обсуждение. Надо обсуждать с ребенком не только его поведение, но и поведение других детей, поведение взрослых и свои собственные поступки. С большим терпением, так, чтобы он не боялся говорить от души, чтобы не стеснялся спорить и не соглашаться с вами. Так можно сделать его активным участником своего собственного воспитания.

 

В особенных случаях, когда обойтись без наказания невозможно, очень полезно будет соблюдение следующих правил.

      Правило первое – нельзя наказывать ребенка сгоряча, на волне раздражения и гнева. В этом случае наказание будет воспринято как личная месть. Лучше всего, если между проступком и наказанием пройдет определенное время. Это даст обеим сторонам возможность успокоиться и обдумать произошедшее событие.

      Правило второе – необходимо предварительное обсуждение. Ребенок должен правильно понять, в чем заключается вред или опасность его проступка, а взрослый должен выяснить, почему ребенок поступил именно так, каковы были его побудительные мотивы.

      Правило третье – ребенок должен участвовать в определении меры наказания. Многие считают, что чем строже будет примененное наказание, тем больший оно произведет эффект. Это неверно. Наказание менее суровое, но признанное ребенком справедливым, подействует значительно глубже.

      Правило четвертое – ребенок должен видеть, что применяемое к нему наказание огорчает не только его, но и взрослых, осуществляющих это наказание. Например: если вы решаете лишить его обещанной прогулки, то неправильно будет оставить его дома одного, а самим уйти гулять. Вам придется лишить прогулки и себя.

      И главное, чем реже применяется наказание, тем больший оно имеет эффект.

 

РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЮ

Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас. 

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. 

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. 

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас. 

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я пытаюсь достичь еще больших "побед".

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком". 

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 

Не позволяйте моим "дурным привычкам" привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их. 

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. 

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. 

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. 

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. 

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам знаю, почему поступаю так, а не иначе. 

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. 

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. 

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком большое внимание. 

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне. 

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались. 

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. 

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. 

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. 

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. 
Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

И кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же… 

 

«Ребенка нужно любить таким, какой он есть»

     Человек  - существо социальное. Это значит, что результаты его индивидуального развития находятся в специфической зависимости от условий среды, в которых оно происходит.
      Дети все разные и родителям порой кажется, что его ребенок не такой, каким бы, им хотелось его видеть.       Либо менее самостоятельный или плаксивый, не аккуратный и т.д. но это наши дети, и со всеми недостатками и проблемами, ребенка нужно любить таким, какой он есть.
      При систематическом недостатке эмоционального воздействия родителей дети вырастают более беспокойными и раздражительными, чем их сверстники, они неустойчивы в поведении и нерешительны в общении, труднее приспосабливаются к новым условиям, чаще совершают правонарушения. Еще одним дефектом развития психики является отсутствия  четкой функциональной связи между переживанием чего-либо и действием в соответствии с этой оценкой, человек как бы замыкается в своих переживаниях и не пытается путем активных действий изменить неблагоприятную для него ситуацию. Наконец, дефекты развития эмоциональной сферы ребенка ведут к формированию искаженного восприятия мира (пессимизм, переживание безвыходности, бессмысленности от людей).
      Я хочу предоставить вашему вниманию, как то или иное отношение родителей к ребенку сказывается на его развитии психическом состоянии.
      Главное, однако, заключается в том, что, родители будут лучше понимать. Любовь- это не просто хорошее отношение к ребенку, но и мощный фактор воспитания. Важно уметь им пользоваться. Самой по себе любви лишней быть не может- чем ее больше, тем лучше. Однако любовь должна быть и развитой и разумной. Как это понимать? Каждый из родителей согласиться с тем, что любя своего ребенка мы должны его, соответственно ситуации хвалить и критиковать, одаривать и требовать, поощрять и наказывать…     И все это любя. Если же родители способны  лишь на что- то однозначное, например, только хвалить, только задабривать- их любовь неразвитая, односторонняя, по существу, недалеко  ушедшие от простого родительского инстинкта, и пользы от нее не так много. Разумность же любви заключается в том, насколько ее проявления соответствуют ситуации, возрасту ребенка, индивидуальным его особенностям. Одному необходимо постоянное умеренное поощрение, другого полезно поругать. Но все должно максимально содействовать достижению главной цели воспитания- тому, чтобы ребенок стал полезным человеком общества благодаря трудолюбию, доброжелательности, способности гармонично строить свои отношения с окружающими людьми, чтобы психическое развитие его было полноценным.
Проблемы, которые мы разбираем, сфокусированы на одном: ребенок нуждается в полноценной родительской любви. А что это такое? Эта та любовь,  которая в меру, гармонично удовлетворяет основные потребности ребенка. Но что такое мера? В каждом конкретном случае имеется своя мера.
Ребенок молчаливый, эмоционально приглушенный равнодушен ко всякой любви, к любой жалости, в том числе к родительской. «В нем нет сердца»,- говорит мать. Родители справедливо считают, что такого ребенка слишком сильная любовь только испортит.
      Другой ребенок с детства страдает заболеванием костей, много времени проводит в больницах. Он постоянно думает, что он никому не нужен, будто его поджидают сплошные неудачи, будто он в тягость родителям. Напрасно наблюдает за ними: как они с ним разговаривают, как улыбаются… Тщательно анализирует каждый их жест, каждое родительское слово. Ему всякий раз мнится, будто родители его разлюбили. С таким ребенком нужно быть очень внимательным. Он и любви требует больше, и заслуживает ее больше – тут мера иная, чем в предыдущем случае.
      Еще один мальчик. Рос эгоистичным, злобным. Мать, видимо, любил, но как – то по – особому: старался от нее как можно больше получить всевозможных льгот. Мать видела потребительское отношение к себе, но ничего не могла с сыном поделать. Однажды решила, что надо быть с ним «посуше», равнодушнее. Стала вести себя иначе, чем прежде: не откликалась немедленно на каждую просьбу, меньше стала обращать на него внимания, попыталась наказывать за проступки. Потом заметила, что сын стал к ней еще хуже относиться – более злобно и более расчетливо. Почувствовала, что теряет с ним контакт, что скоро они станут чужими людьми.
      И тогда поняла, что только бесконечным терпением, любовью можно смягчить характер сына, сделать его сердечнее, совестливее. Ведь все иные способы ничего не дали: и убеждения, и наказания – все уже было перепробовано. Мать стала больше уступать, терпеливо объясняла, как нужно себя вести, старалась не раздражаться и т.п.

 

      Процесс нелегкий и некороткий. Действительно, сын стал помягче, почеловечнее.
      Итак, во всем нужна мера. Крайности родительской любви могут иметь отрицательные последствия для ребенка. Но тут вы можете нам возразить, привести примеры, когда ребенка воспитывали в атмосфере неразумной или недостаточной родительской любви, а ничего плохого не случилось, дети росли гармонично и вырастали вполне приличными людьми. И наоборот: дети получали внимания, ласки столько, сколько, казалось, им было необходимо, но все равно они выросли никчемными существами. О чем говорят эти примеры? Что не следует отрывать проблему меры и качества родительской любви от психических особенностей ребенка, условий воспитания и т.д. если мы акцентируем внимание лишь на одном факторе, то делаем это умышленно, искусственно, механически вычленяем его из множества причин, влияющих на воспитание ребенка.
Однако главным неблагоприятным фактором, уродующим душу детей и подростков, является неправильное воспитание, вытекающее из дисгармоничной родительской любви.
      Родители говорят о сыне: «У него трудный характер: он слишком эгоистичен, возбудим, драчлив, нетерпим к замечаниям».  Или: «Чрезмерно робок, нерешителен, слабоволен, труслив». И далеко не всегда задумываются над тем, что порой они сами оказываются прямыми или косвенными виновниками изменений характера ребенка. Детская психика отличается обостренной ранимостью, беззащитностью неспособностью противостоять влиянием окружающего мира.
      Бывает и иначе. Родители вроде бы отдают себе отчет в том, что у их ребенка ухудшается характер из – за неблагополучия в семье, однако не придают этому особого значения, считая что с возрастом все пройдет, исправится само собой.
       Детские же врачи могут привести бесчисленное множество примеров, когда подобные изменения характера оказываются стойкими, длительными, нарушающими приспособление ребенка к окружающей среде, когда результатом неблагополучия в семье (т. е. следствием недостатка или избытка родительской любви), а следовательно, дурного воспитания становится стойкое извращение характера, рассмотрение которого и исправление уже выходят за пределы педагогики и являются компетенцией врачей и психологов.
      На основе переживаний, образ или отношение не только возникают, но нередко оказываются способными к длительному запечатлению, иногда – на всю жизнь! Хорошо, если запечатлеваются чувства прекрасного, доброго во взаимоотношениях ребенка и взрослого, а если – наоборот? Небрежно брошенным мамой слова «Не люблю тебя такую, когда ты ревешь!» могут «обжечь» ранимую душу ребенка и обернуться впоследствии, уже во взрослом состоянии, глубокой травмой.
      Находясь рядом с малышом изо дня в день, близкие ему взрослые не только заботятся о ребенке как о живом существе (кормят, одевают и т.п.), но также эмоционально и выразительно подчеркивают: «Это – интересно, а это – опасно и нежелательно!»; «К  этому нужно стремиться, а этого следует избегать» и т.д. значительно позднее ребенок сам начинает разбираться в многоцветных оттенках своих собственных отношений с окружающим миром, а пока….. 
      В зависимости от того, как ведут себя с ними взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим, доверяет ему или относится с недоверием и тревогой.
      Вот, кстати, очень характерный пример поведения маленьких детей и их мам.
      Мама и ее 3 – х летний сын находятся на дачном участке. Мама увлечена бесконечными дачными хлопотами. Малыш же, устав от многочисленных замечаний и запретов(Не трогай, нельзя! Не ходи здесь, зачем ты это делаешь?) поиграй сам, неужели не можешь?) начинает капризничать, ходить вокруг мамы, пытаясь привлечь ее внимание. Видя, однако, что та не торопится бросить свои дела, вдруг подбегает к ней, захлебываясь в слезах, громко выкрикивает: «Ты – плохая, плохая, плохая мама!» смутившаяся от такой выходки сына, мама пытается утешить малыша, уговаривая и даже обнимая его, но тот долго не может успокоиться. Если в подобной ситуации оказывается ребенок более старшего возраста  (5 – 6 лет), то чаще всего он не рыдает и не  устраивает истерик. Столкнувшись с безразличием, а то и агрессивным отношением со стороны близкого взрослого, он может выкрикнуть: «Ты…. Ты… Ты..- мама Яга!»
      Пройдут ли бесследно для сознания ребенка такого рода взаимоотношения с мамой и эти выговоренные им слова «Ты – плохая мама!»? вероятно в глубине души останется едва заметный след и самих переживаний, и сделанных ребенком обобщений. Все зависит от чуткости и своевременности маминой реакции на такого рода ситуации. Но, конечно, самое первое пожелание матерям узнавшим в этом примере себя и своего сына или дочку: постараться предупредить аффективные для их не окрепших еще душ состояния: не доводите детей до такого рода оценок и до такого обобщения ребенком маминого отношения к нему. Постарайтесь прийти ему на помощь значительно раньше.
      Быть ребенком – трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа – расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды с детьми оттого, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. И часто оставляем их один на один с огромным миром, который они еще не успели понять.
      Посмотрите на своего спящего сынишку, на раскинувшуюся во сне дочку. Нежность, тишина. Понимание не может прийти в шуме и суете. Ему очень нужны неспешность и бережность, тишина любви и мысли.
Давайте будем учиться любви и пониманию. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только много и напряженно думать. Надо слушать свое сердце. А самое главное – надо почаще смотреть в глаза ребенка. И оттуда черпать любовь, радость и веру в себя.
      Смотрите в глаза ребенка!
      Даже когда вашего ребенка нет рядом – почаще вспоминайте его глаза его взгляд.
      Любите его и в ответ Вам он ответит тем же!!!

 

13 советов как воспитать мужчину?

Как воспитать мужчину из своего любимого сынули? Этим вопросом задается, наверное, каждая мать. Вот 13 советов, как воспитать мужчину?

Совет 1. С сыном разговаривайте уважительно, по – взрослому, не сюсюкайте. Излишнюю болтливость не поощряйте.

Совет 2. При виде царапин, ушибов, ссадин не охайте, не ругайте мальчугана. Просто обработайте рану, приговаривая “до свадьбы заживет”.

Совет 3. Когда вашему сыну исполнится 5 лет, начните отучать его спешить к сиденьям в автобусе или троллейбусе.

Совет 4.  Освобождайте ребенка от физкультуры в школе только в случае явной угрозы здоровью. Еще до того, как ваш сын пойдет в школу, научите его плавать, ездить на велосипеде, ходить на лыжах.

Совет 5. С малого возраста воспитывайте в сыне деловитость. Приучите его рассчитывать время, чтобы вовремя выходить из дома.

Совет 6. Никогда не оскорбляйте обидными словами, такими как “идиот”, “глупый”, “щенок”, “олух”, “тупица”.

Совет 7. Твердо и сдержанно пресекайте заносчивое, высокомерное и насмешливое отношение к другим людям.

Совет 8. Когда мальчику исполнится лет 6-7,  начинайте приобщать сына к семейным вопросам, касающимся очередности крупных покупок, расстановки мебели и т.д.

Совет 9. Обеспечьте, чтобы в доме было много разных простых механизмов и инструментов, деталей и материалов для ремонта, чтобы мальчик мог их освоить.

Совет 10. Поощряйте всяческие турпоходы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря.

Совет 11. Любая возможность заработать честно приветствуется, если это не повредит учебе.

Совет 12. Научите сына с малых лет ухаживать за сестрой, тетей, бабушкой, одноклассницей. Пусть он поможет донести тяжелую сумку или подаст пальто.

Совет 13. Не отговаривайте мальчика, если у него есть желание кому-то помочь, выручить. Оказание помощи человеку в трудную минуту – одно из качеств настоящего мужчины.

Добрый человек, такой, который обладает воображением и способен понять, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой.

- Ян Корчак

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ

1.Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
2.Относись к ребенку вежливо и ласково.
3.Говори с ним о домашних делах, о своей семье, чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи.
4.Возлагай на ребенка какие-нибудь семейные обязанности, и делай это с самого раннего возраста ребенка.
5.Уважай его доверие, взгляды и планы.

              Честное отношение

1.Все время своим поведением доказывай, что умеешь держать слово.
2.Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
3.Докажи ему на деле, что он получает всегда правдивый ответ.
 

Справедливое отношение к ребенку

1.Учи его во всем достигать наилучших результатов.
2.Похвали его за достигнутые результаты и старание, в случае если они незначительны.
3.Разберись в чем дело, а потом стыди и наказывай.
4.Держи себя так, чтобы ребенок не боялся прийти к тебе и сознаться в тех поступках, за которые он должен будет быть наказанным. Пусть он верит в твою справедливость и умение по достоинству оценить старание.

Чего следует избегать?

1.Не обращайтесь с ним как с маленьким ребенком.
2.Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
3.Не испорти его, давая ему все, что он хочет. Научи его ценить то, что он получает.
4.Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные должны действовать согласованно. В противном случае в ребенке возникнут внутренние противоречия.

Что нам надо делать?

1.Прежде всего, сам будь примером благородного отношения к окружающему миру.
2.Учи ребенка дисциплине и правильному режиму.
3.Будь тверд и последователен. Требуй послушания, путем убеждения.
4.Учи ребенка серьезно относиться к любой работе.
5.Требуй от ребенка исполнение заданий, давай ему ответственные поручения.
6.Покажи ребенку твердости характера, мужества, любви к детям…

Чего следует избегать?

1.Собственных грубых и неблагородных поступков, непоследовательности, неправдивости, недисциплинированности, неаккуратности в жизненном укладе.
2.Слабости в отношении к ребенку, который ее не уважает.
3.Уступчивости, изнеживания, избавления ребенка от всех трудностей жизни.
4.Перегибания – т.е. чрезмерной строгости и излишней мягкости.

Послушание

Что надо делать?

1.Приказание должно быть ясным и простым.
2.Приказывай только то, что может быть исполнено.
3.Объясни ребенку причину ссоры, и объясни, почему он должен слушаться.
4.Помни, что существует разница между сознательным непослушанием и детскими ошибками.

Чего надо избегать?

1.Не провоцируй, не вызывай упрямства, не смейся над ребенком.
2.Не угрожай, не бей ребенка.
3.Давши приказание, не вступай в пререкания, не проси и не уговаривай ребенка.
4.Не говори о непослушании ребенка в присутствии его другим людям.
5.Не веди сам себя как ребенок.

Знание ребенка – сложнейшая наука. Применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов; это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 Современная школа в основном воспринимается как место обучения. Как сделать её столь же органичным местом воспитания? Известный педагог-экспериментатор, создатель Школы самоопределения, А.Н. Тубельский в одной из своих публикаций заметил: «Обычно требуют: «Дайте ребенку (детям) все, что положено. Дайте им общее образование. Дайте им знания. Дайте…» Но это же не столовая, где тебе выдают, а ты берешь. …. Большая проблема: сделать так, чтобы ребенок захотел взять то, что ему дают, навязывают. Как создать такую ситуацию, как заинтересовать его?» Действительно, создание образовательно-мотивирующей среды сложное дело. Ещё более сложная задача создать воспитательно-мотивирующую среду. Такую среду, которая не только подспудно оказывала бы формирующее влияние содержанием предлагаемой жизни, но и стимулировала к тому, чтобы становиться лучше «по собственному желанию».

         В инновационных образовательных процессах вопросы изменения среды играют значимую роль. Необходимость увеличения её воспитательного потенциала возникает на пересечении вызовов, поступающих извне, и внутренних тенденций развития школы, училища, вуза, как единого социально-педагогического организма. Характерная особенность современного мира его изменчивость. Каждое новое изменение порождает соответствующие сигналы, которые педагогам и учащимся необходимо учитывать. Остановимся на наиболее важных характеристиках образовательного пространства, обусловливающих неизбежные изменения в целях и смыслах воспитания.

      1. Следствием глобализации образовательного пространства стали его открытость, интернационализация и демократизация. На этом фоне возникает новый тип школьной и вузовской культуры, характеризующийся свободой личностных проявлений, уравниванием взаимоотношений между возрастами и полами, персонализацией процессов, связанных с получением информации. Это приводит к изменению традиционно принятых норм поведения внутри образовательной среды, к трансформации ценностных приоритетов воспитания, редуцированию их национальных основ, либерализации.

    2.  Информатизация образования, развитие ИКТ формирует новые способы педагогического общения, в том числе, сетевого, разнесённого в пространстве и времени, что порождает особую коммуникативную среду со своими этическими нормами и правилами поведения. В информационно насыщенной среде воспитания, полной противоречивых влияний, при отсутствии единых критериев оценки правильности действий  неизбежно изменение миссии, целей, стратегии воспитания со стороны образовательного учреждения, желающего сохранить в работе гуманистические приоритеты.

       3. Кризис образования в сочетании со сменой  типа культурного наследования, изменяя характер и структуру взаимоотношений между взрослым поколением и молодёжью, разрушает вековую иерархическую педагогическую систему. Автономность, самостоятельность, независимость суждений и поступков учащихся создаёт совершенно новую атмосферу обучения и воспитания на всех ступенях образования.

    4.  Глобальный кризис увеличивает в обществе интенсивность и масштаб совместных переживаний. Соприкосновение с пластами жизни, социальными явлениями и фактами, о которых подростки и молодёжь раньше не подозревали, вызывает в их среде неоднозначные личностные отклики, развивает критичность, недоверие к старшему поколению, негативное отношение к социальной действительности, порой, к жизни вообще. На этой почве возникают неформальные объединения нравственно разрушительной, откровенно агрессивной направленности, увеличивается число детей, подростков, молодых людей, страдающих различного рода зависимостями (алкогольной, наркотической, игровой), внутренне потерянных и одиноких. 

    5. Приравнивание образования к сфере услуг вызвало к жизни в среде педагогов, учащихся и их родителей множество личностных реакций и проявлений, не специфичных для российской системы воспитания. Для сферы обучения привычными становятся коммерциализация, прагматизм (приоритет пользы над духовностью), индивидуальная конкуренция, коррупция,  имитация результатов обучения.  Вместе с тем, идея непрерывности образования «по определению» порождает потребность в непрерывности воспитания, отсюда вытекает задача актуализации воспитательного потенциала любого образовательного учреждения.

       Невозможность создать «педагогически чистую» среду в условиях современного общества инициирует постановку вопроса о способах поддержания и преобразования её воспитательного качества. Управление качеством воспитательной среды относится к сфере стратегических изменений в жизни образовательного учреждения. Стратегическое управление основано на понимании  природы взаимодействия школы с внешней средой и стремлении к достижению оптимального соответствия между организацией и ее окружением. Улучшить среду учёбы и педагогического взаимодействия хотят все. Но не все и не всегда знают, в каком направлении и как это сделать.

 

Как через взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом мы выходим на результаты воспитания?

         Возможно ли другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить,

судьбу без колебаний предсказать, потом туда дорогу смело указать,

И не давать с дороги сбиться, толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право.

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы, лишь в чуде внутренней борьбы ютится взлет людской судьбы

Английский писатель Оскар Уайльд. Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.

Вот такими словами я бы определил суть воспитательного процесса в школе. И основная роль в нем возлагается на плечи классного руководителя, который обязан, не навредив, создать условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, условия, позволяющие проявить и раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни. Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окружающей среды на ребенка.

В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка. Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника.

Взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединяют сердца и благодаря которым – заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде – человек понимает человека без слов, чувствует тончайшие движения души другого человека.

Воспитание — это не какие-то специально, искусст­венно организованные «мероприятия», это, прежде всего образ жизни.

Ребенка, которого мы начали воспитывать, формировать я бы сравнил с глыбой мрамора, к которой одновременно пришли со своими резцами несколько скульпторов и зада­лись целью изваять скульптуру, одухотворить ее, воплотить в ней человеческий идеал. Кто же эти скульпторы, сколь­ко их?

В процессе воспитания человеческой личности прини­мают участие многие силы и среди них:

во-первых, семья, а в семье наиболее тонкий и мудрый ваятель — мать;

во-вторых, личность педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями, с мудростью, знаниями, умени­ями, увлечениями, жизненным опытом, интеллектуальны­ми, эстетическими, творческими потребностями, интере­сами, стремлениями;

в-третьих, коллектив (детский, подро­стковый, юношеский) со всей его могучей силой воспита­тельного воздействия па каждую личность;

в-четвертых, сама личность воспитанника (самовоспитание);

в-пятых, духовная жизнь воспитанника в мире интеллектуальных, эстетических и моральных ценностей — я имею в виду, прежде всего,  книгу;

в-шестых, совершенно непредвиден­ные ваятели (подросток, с которым ваш питомец подружил на улице; родственник или близкий знакомый, приехавший на неделю в гости и пленивший маленького человека на всю жизнь радиотехникой или мечтой о звездных мирах).

Если бы все эти скульпторы-воспитатели всегда дейст­вовали как хорошо слаженный симфонический оркестр, как легко решались бы многие проблемы, из-за которых часто скрещиваются и ломаются педагогические мечи и копья.

Воспитание — творение Человека — это наша профессия. Общество на нас смотрит как на мастера-вая­теля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей страны. Каждая наша ошибка может обер­нуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями. Мы, творцы человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим вая­телям. Для того чтобы человек, которого мы творим в нашей школе, стал венцом нравственного, интеллектуаль­ного, эстетического совершенства, необходима согласован­ность действий всех скульпторов, имеющих доступ к «мра­морной глыбе», необходима гармония творения Человека, Кто же должен стать чутким, мудрым, опытным, осторож­ным и смелым дирижером этой гармонии? ПЕДАГОГ.

Воспитание — это формирование личности, ее характера, чувств, этических и эстетических идеалов, умения трудиться, культуры поведения.

В процессе обучения в школе, как показала практика, наибольший эффективности достигает учитель, поставивший перед собой цель развивать у детей творческое мышление: научить применять метод умственных разминок, развивающих детское воображение, нестандартное мышление, помогать ученику приобрести уверенность в себе.

К воспитывающему обучению обращались многие педагоги в истории отечественного образования. Об исключительной важности этого метода писал великий педагог России К.Д. Ушинский.

В процессе приобретения знаний об окружающем мире происходит умственное воспитание, развивается мышление, творческое мышление. В результате организованной работы в школе по укреплению здоровья, занятий спортом осуществляется физическое воспитание.

Проводимое в школе правовое обучение, патриотическое, интернациональное, половое, развитие нравственных чувств и настроений направлено на нравственное воспитание.

В мастерских, на пришкольных участках, в различных формах самообслуживания осуществляется трудовое воспитание. Деятельность организованных в школах различных художественных кружков, где происходит соприкосновение с красотой природы и человеческих отношений в труде и быту, направлена на эстетическое воспитание.

Именно в школе, в первом детском коллективе, ребенок получает первый опыт отношений в обществе, осваивает культуру своего народа, семьи, культуру своего поведения в обществе.

Воспитательная деятельность школы зависит также от ученического коллектива, от взаимодействия классных коллективов, от организации ученического самоуправления.

Совместная деятельность социального педагога и классного руководителя построены таким образом, что все учащиеся класса должны быть задействованы в классных и школьных мероприятиях. Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддержка противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей. Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию.

В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.

Как через взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом мы выходим на результаты воспитания?

1. Изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Направить деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

Прикладные задачи:

1. Воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.

3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. 

6. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.

Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так:

-воспитать делать добро,

-научить организовать свою жизнь,

-развивать познавательные интересы,

-помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.