2018 - Образовательное пространство

Витютнев Николай Анатольевич

       Задачи современной школы — не просто передать знания ученикам, но и научить их процессу самообучения, умению эффективно общаться и решать задачи в группах, понимать свое эмоциональное состояние и уметь владеть им и т.д. — то есть формировать у учеников не только предметные и метапредметные образовательные результаты, но и личностные образовательные результаты (согласно образовательным стандартам основной и начальной средней школы).

       Эти задачи не могут решаться исключительно в классическом “классно-урочном” виде, когда учитель стоит у доски (транслирует “знания”), а ученик — за партой (внимает). Именно поэтому в последнее время часто в школах как понятие, так и сама суть “образовательного пространства” — трансформируется. Трансформируется (под определенные задачи и при наличии возможностей) класс, в ряде случаев (и все чаще) “образовательное пространство” выносится за двери класса — переходит в рекреации и даже коридоры.

 

В научной литературе понятие образовательного пространства рассматривается в разных аспектах:

– система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная деятельность, управление учебновоспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами;

– вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося;

– сфера взаимодействия субъектов – учителя, ученика и среды между ними;

– место (условия), где может произойти развитие человека или качественные изменения с ним;

– перечень элементов, характеризующих ту или иную сферу человеческой деятельности: образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т. д.