Современные образовательные технологии

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

 Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В. В. Бианки «Музыкант»

Цель: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

Задачи:

  • Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;
  • Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
  • Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  • Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.
  • Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет В.Бианки, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, А.Ф.Климанова)

Технология продуктивного чтения

На первом этапе - прием «яркое пятно» - актуализировать знания

3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

  • 1 этап - прогнозирование содержания
  • 2 этап - диалог с автором (погружение в текст)
  • 3 этап – составление плана, выделение главной мысли текста.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу.

-Когда человеку хочется улыбаться?

Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Настраиваются на работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Проверка  домашнего задания

Итак, первое задание: повторение пройденного

 Соедините стрелочками текст с его названием и автором. (Работа в парах)

Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел. . Пришвин «Ребята и утята»)

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
(Б. Житков «Храбрый утёнок»)

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу:топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. (Е. Чарушин  «Страшный рассказ»)

– Скажите, из каких произведений эти тексты и кто автор?  («Храбрый утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин– Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе). 

Этап I. Работа с текстом до чтения 

 Актуализация

знаний, появление темы, проблемы урока.

 

 

3. Антиципация

чтения.

(Прогнозирование)

(Слайд с выставкой книг)

-Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили?

Значит, мы сегодня познакомимся с произведением Виталия Бианки 

- Откройте учебник на стр.142.                                          Кто сформулирует тему урока? 

 - Зная тему, поставьте цель урока:

– На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию.

  1. -Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?


– Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
- Чтобы понять содержание текста, нужно прочитать произведение.

-книги одного автора В. Бианки

В. Бианки «Музыкант»

1. Узнаем о творчестве ещё одного писателя 2.познакомиться  с его произведением «Музыкант»;                         3.Будем учиться: учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.                                     - делить текст на части;

-

Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности

Регулятивные:прогнозирование,

принимать и сохранять учебную цель и задачу;  дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию;

проявлять активность в коллективной деятельности;

умение выслушать высказывания товарищей.

Этап II. Работа

с текстом во

время чтения

 б) первичное чтение.

в) проверка общего понимания содержания.

Словарная работа

 Жужжащее чтение         про себя.

Физминутка

– Сейчас послушаете рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

- Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь ответьте на вопросы:

  1. О чём или о ком рассказ? 

  1. 1) Что делал старик, когда встретил колхозника? 
    2) Что сообщил колхозник старику? 
  2. 3) Как поступил старик? 
  3. 4) Какой звук услышал старик? 
  4. 5) Кого он увидел в лесу? 

Какие непонятные слова есть в тексте?

Медвежатник – охотник на медведей          Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса                                     Пиликал на скрипке – играл плохо                                 Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.                                                        - Перечитайте внимательно  текст и разделите его на части.

Что мы узнали из 1 части?
– Как озаглавим эту часть? 
 

- Что

2 часть Что решил старик?

-Почему?  

Как озаглавим?                                                                    

3 часть

- Что увидел старик на опушке леса?

Ответ найдите в тексте и прочитайте

-Как медведь играл на разбитом дереве?

Как озаглавим?                                                                    

4 часть

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя

Как озаглавим эту часть?    

                                                               

Дети слушают аудио

Ответы детей 

играл на скрипке; 

что он видел в лесу медведя;

пошёл в лес; 

красивый тонкий звук; 

медведя;

Читают

О медвежатнике, который любил музыку и старался сам научиться играть. (Медвежатник любил музыку) на доске

Решил пойти в лес охотиться на медведя.

Был медвежатником

Старик пошёл охотиться на медведя

(Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

(Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.

(Медведь – музыкант

(Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)

 (Охотник пожалел медведя) 

Регулятивные: дополнять

 высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

умение выслушать высказывания товарищей.

Личностные:

проявляют интерес к учебной деятельности

Этап III. Работа с текстом

после чтения

1.Концептуальная беседа по

тексту.

  2. Знакомство с

писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

 4. Творческие задания

На доске пословица:

Красив тот, кто красиво поступает.

К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

 - Как вы относитесь к поступку охотника?

– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)

– Какой же был авторский замысел(Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)

.

Подведение

итогов урока

Рефлексия

б) Итак, давайте оценим себя

- Кто всё понял сегодня, не испытывал трудностей при работе, поднимают зелёную сигнальную карточку   

 - Кто всё понял сегодня, но немного запутался в заданиях, – поднимают жёлтую карточку
- Кому сегодня не всё было понятно, у него что-то не получилось, было очень сложно работать – поднимают  
красную карточку 
Ну, что молодцы, ребята! Я тоже считаю, что вы отлично сегодня поработали. 

Познавательные УУД:
- контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: 
- самооценка; 
- осознанность учения; 
- адекватное реагирование на трудности.



Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в начальной школе

      Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. 

       Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира, способствуют повышению качества образования. 

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

-Информационно – коммуникационная технология

-Проектная технология

- Технология развивающего обучения

- Здоровьесберегающие технологии

- Игровые технологии

-Модульная технология

-Кейс – технология

-Технология интегрированного обучения

-Педагогика сотрудничества.

-Технологии уровневой дифференциации

-Групповые технологии

-Технология продуктивного чтения

Технология развития критического мышления.

       Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления

Прием «Кластер», таблица, учебно- мозговой штурм, интеллектуальная разминка, зигзаг, зигзаг -2,  прием «Инсерт», эссе, приём «Корзина идей», приём «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», круги по воде, ролевой проект, да – нет, приём «Чтение с остановками», приём « Взаимоопрос», приём «Перепутанные логические цепочки», приём « Перекрёстная дискуссия».

Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.развивают у себя исследовательские умения;

5.развивают системное мышление.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2. Формулирование цели и задач деятельности.

3. Составление плана и программы.

4. Выполнение плана.

5. Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология развивающего обучения

       Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй.

          Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

                                                   Технология проблемного обучения

       Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

 В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

-строят гипотезу,

-намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

-аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

          По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Здоровьесберегающие технологии

        Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

       Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Игровые технологии  

        Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

      Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.  Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Технология  продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.  Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие текста.