Оценивание образовательных достижений
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_obrazovatelnyh_dostizheniy_uchashchihsya.docx | 73.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений учащихся
начальной школы в соответствии с ФГОС
Целью обучения сегодня становится не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, а умение их мыслить на основе полученных знаний. Школа должна учить учиться, а конечным результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности.
Отсюда, основной задачей и критерием оценки в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение учащимися системой учебных действий.
Особое место в формировании умения учиться у младших школьников принадлежит становлению контрольно-оценочной деятельности. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. Г. Цукерман пишет, что “действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт”.
Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки и интерпретируются в школьных программах. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
ФГОС НОО содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:
1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,
соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов: Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Для оценивания деятельности на уроках использую следующие приемы:
Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.
Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе. Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.
Лист индивидуальных достижений по литературному чтению
ученика (цы) 2 класса_____________________________________
Условные обозначения:
Умею +
Умею, но допускаю ошибки + –
Не умею –
Умения дата | |||||||||||||||
1 | Выразительно и правильно читать. | ||||||||||||||
2 | Пересказывать текст. | ||||||||||||||
3 | Отвечать на вопросы к тексту. | ||||||||||||||
4 | Составлять вопросы к тексту. | ||||||||||||||
5 | Делить текст на части | ||||||||||||||
6 | Составлять план текста | ||||||||||||||
7 | Количество слов при проверке техники чтения | ||||||||||||||
Количество: + _ | |||||||||||||||
Отметка |
7- «+» -«5»
5-6 «+»- «4»
3-4 «+»- «3»
1-2 «+»- «2»
Норма чтения в 3 четв. : «5»- 65 и больше слов и 4 четв.: «5»- 70 и больше слов
«4»- 50-65 слов «4»- 55-70 сл
«3»- 35-49 слов «3»- 40-52 сл
«2» - менее 35 слов «2» - менее 40 сл
Лист индивидуальных достижений по русскому языку
ученика (цы) 2 класса_____________________________________
Баллы | |
2 б. | Умею |
1 б. | Умею, но допускаю ошибки |
0 б. | Не умею |
Знание: дата | ||||||||||||||||
1. | Списывание | |||||||||||||||
2. | Каллиграфия | |||||||||||||||
3. | Пропуски , замены, искажения | |||||||||||||||
4. | Большая буква в начале предложения | |||||||||||||||
5. | Знаки препинания в конце предложения | |||||||||||||||
6. | Большая буква в именах собственных | |||||||||||||||
7. | жи – ши, ча – ща, чу – щу | |||||||||||||||
8. | Обозначение мягкости согласных при письме | |||||||||||||||
9. | Разделительный ь и ъ знаки | |||||||||||||||
10 | Безударные гласные в корне слова | |||||||||||||||
11 | Парные по глухости – звонкости согласные в корне слова |
| ||||||||||||||
12 | Удвоенные согласные | |||||||||||||||
13 | Словарные слова | |||||||||||||||
14 | Перенос слов | |||||||||||||||
Итого баллов: |
22-24 б- «5»
20-21 б- «4»
15-19 б- «3»
10-14 б- «2»
Лист индивидуальных достижений по математике
ученика (цы) 2 класса_____________________________________
Условные обозначения:
Умею + Умею, но допускаю ошибки + –
дата Знание | |||||||||||
1. | Последовательность и название чисел в пределах 100 | ||||||||||
2. | Таблица сложения и вычитания однозначных чисел | ||||||||||
3. | Состав чисел 2-20 | ||||||||||
4. | Правила порядка выполнения действий | ||||||||||
5. | Связь между компонентами и результатом действия | ||||||||||
6. | Соотношение между единицами длины | ||||||||||
массы | |||||||||||
времени | |||||||||||
7. | Название геометрических фигур | ||||||||||
В пределах 1000 000 числа: читать | |||||||||||
8 | записывать | ||||||||||
9 | сравнивать | ||||||||||
10 | Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых | ||||||||||
11 | Выполнять в пределах 1000 000 письменное сложение | ||||||||||
вычитание | |||||||||||
12 | Выполнять вычисления с нулём | ||||||||||
13 | Выполнять проверку правильности вычислений | ||||||||||
16 | Решать уравнения | ||||||||||
17. | Решать текстовые задачи арифметическим способом | ||||||||||
18. | Выполнять действия с именованными числами | ||||||||||
19. | Вычислять периметр прямоугольника |
Лист индивидуальных достижений по
окружающему миру
Условные обозначения:
Умею +
Умею, но допускаю ошибки + –
Не умею –
Знание: | ||||||||||||||||||||
1. | Название планеты, страны, столицы, региона, города | |||||||||||||||||||
2. | Государственную символику России | |||||||||||||||||||
3. | Государственные праздники | |||||||||||||||||||
4. | Основные свойства воздуха, воды | |||||||||||||||||||
5. | Правила сохранения, укрепления здоровья | |||||||||||||||||||
6. | Поведение в окружающей среде | |||||||||||||||||||
7. | Условия, для жизни живых организмов | |||||||||||||||||||
8. | Необходимо уметь: различать части растений | |||||||||||||||||||
9. | Приводить примеры разных групп животных | |||||||||||||||||||
10. | Приводить примеры разных групп растений | |||||||||||||||||||
11. | Показывать на карте горы, моря, границы и др. | |||||||||||||||||||
12. | Описывать отдельные события из истории Отечества | |||||||||||||||||||
13. | Определять признаки объектов природы | |||||||||||||||||||
14. | Различать объекты живой и неживой природы |
Трудно! Есть вопрос?
Оценочный лист по математике ученика(цы) 2 класса ______________
Форма дата | ||||||||||||||||||
Домаш. задание | ||||||||||||||||||
Устный счёт | ||||||||||||||||||
Решение задач | ||||||||||||||||||
Решение примеров | ||||||||||||||||||
Работа на уроке | ||||||||||||||||||
Итого баллов за урок | ||||||||||||||||||
Моя отметка за урок | ||||||||||||||||||
Отметка учителя |
Баллы | Домашнее задание |
2 б. | Правильно выполнена вся домашняя работа |
1 б. | Работа выполнена не полностью, есть ошибки |
0 б. | Не выполнена работа |
Устный счёт | |
2 б | Правильный ответ |
1 б | Неполный ответ |
0 б | Неправильный ответ |
Решение задач и примеров | |
Индивидуальное решение у доски (на месте): | |
2 б. | Выполнил всё задание правильно |
1 б | Выполнил всё задание с 1-2 ошибками |
0 б. | Почти ничего не смог выполнить правильно |
Работа в группе | |
2 б. | Активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы |
1 б | Работал хорошо, но отвлекался. |
0 б. | Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. |
Работа на уроке | |
2 б. | На уроке было всё понятно |
1 б | На уроке немного затруднялся, не все понятно |
0 б. | На уроке было трудно, ничего непонятно |
Оценочный лист по русскому языку
ученика(цы) 2 класса ____________________________________
Форма дата | 2222 | ||||||||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||||||
Чистописание | |||||||||||||||||
Работа над темой урока | |||||||||||||||||
Работа в группе | |||||||||||||||||
Работа на уроке | |||||||||||||||||
Итого баллов за урок | |||||||||||||||||
Моя отметка за урок | |||||||||||||||||
Отметка учителя |
Баллы | Домашнее задание |
2 б. | Правильно выполнена вся домашняя работа |
1 б. | Работа выполнена не полностью, есть ошибки |
0 б. | Не выполнена работа |
Устный счёт | |
2 б | Правильный ответ |
1 б | Неполный ответ |
0 б | Неправильный ответ |
Решение задач и примеров | |
2 б. | Выполнил всё задание правильно |
1 б | Выполнил всё задание с 1-2 ошибками |
0 б. | Почти ничего не смог выполнить правильно |
Работа в группе | |
2 б. | Активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы |
1 б | Работал хорошо, но отвлекался. |
0 б. | Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. |
Работа на уроке | |
2 б. | На уроке было всё понятно |
1 б | На уроке немного затруднялся, не все понятно |
0 б. | На уроке было трудно, ничего непонятно |