Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:
Главная задача учителя начальных классов-классного руководителя- создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_vneurochka_novaya.docx | 40.68 КБ |
vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С. Хамнаева»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Директор школы зам. директора по УВР __________________ ______________
«__» сентября 2015 г «___»сентября 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному направлению
«Школа шахмат» для 1-4 классов
Составитель : ЭРДЫНИЕВА ЧИМИТА ХОБИСХАЛОВНА
|
2015-2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для осуществления внеурочной деятельности в
1-4 классах МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С. Хамнаева» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В начальной школе обучается 91 ребенок, из них 22 ученика проживают в соседнем селе – Ярикта и для них организован подвоз. У них нет возможности посещать внеурочные занятия во второй половине дня, для них внеурочные занятия проводятся 5-6-ми уроками. Поэтому для успешной организации внеурочной деятельности в начальной школе нами созданы разновозрастные группы: «Радуга», «Искорка», «Солнышко», «Звёздочка», как один из эффективных способов взаимодействия детей разного возраста. В процессе общения школьники не только учатся, но и познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими. Важным фактором познания личности другого – партнера по общению – является позиция старшего или младшего (по возрасту) участника общения. Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе. Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях, выполняя в одном случае роль младшего, в другом – старшего, что способствует обогащению его коммуникативного и социального опыта.
Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное - «Ритмика», духовно-нравственное, социальное – «Родничок», общеинтеллектуальное - «Школа шахмат», общекультурное- кукольный театр «Петрушка». Данные направления позволяют определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС.
Программа для младших школьников «Школа шахмат» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят кардинальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Объем программы: программа рассчитана на учащихся 1-2 классов. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Учебно-тематический план
Темы и виды деятельности | Количество часов | ||||
На теоретические занятия | На практические занятия | На индивидуальные занятия | Итого | ||
1. | Организационное занятие. | 2,5 | 2,5 | ||
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство.. | 2.5 | 2,5 | ||
3. | Правила игры. | 5 | 5 | ||
4. | Первоначальные понятия. | 5 | 5 | 2.5 | 12.5 |
5. | Тактика игры. | 5 | 10 | 10 | 25 |
6. | Стратегия игры. | 2,5 | 10 | 7,5 | 20 |
7. | Конкурсы решения задач, этюдов. | 10 | 10 | ||
8. | Соревнования. | 5 | 5 | ||
9. | Итоговое занятие. | 2,5 | 2,5 | ||
Всего: | 27,5 | 35 | 15 | 85 |
Содержание программы
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое шахматные ходы. | 2,5 | 2,3,4,7.09 |
2 | Как ходят фигуры? | 2,5 | 8,9,10,14.09 |
3 | Фигуры и их стратегическая роль. Ферзь . | 2,5 | 15,16,17,21.09 |
4 | Фигуры и их стратегическая роль. Ладья | 2,5 | 22,23,24,28.09 |
5 | Фигуры и их стратегическая роль. Слон. | 2,5 | 29,30,1,5.10 |
6 | Фигуры и их стратегическая роль. Конь | 2,5 | 6,7,8,12.10 |
7 | Фигуры и их стратегическая роль. Король. | 2,5 | 13,14,15,19.10 |
8 | Конкурсы, решение задач. | 2,5 | 20,21,22,26.10 |
9 | Когда партия признается ничейной | 2,5 | 27,28,29,9.11 |
10 | Сколько стоят шахматные фигуры? | 2,5 | 10,11,12,16.11 |
11 | Размены | 2,5 | 17,18,19,23.11 |
12 | Главные правила в шахматах | 2,5 | 24,25,26,30.11 |
13 | Шахматная нотация | 2,5 | 1,2,3,7.12 |
14 | Мат одинокому королю разными фигурами | 2,5 | 8,9,10,14.12 |
15 | Мат двумя ладьями | 2,5 | 15,16,17,21.12 |
16 | Мат двумя слонами. Матовая сеть | 2,5 | 22,23,24,28.12 |
17 | Нападение и защита. | 2,5 | 11,12,13,14.01 |
18 | Использование большого материального перевеса | 2,5 | 18,19,20,21.01 |
19 | Конкурсы, решение задач. | 2,5 | 25,26,27,28.01 |
20 | Тактические приемы. Геометрические мотивы. | 2,5 | 1,2,3,4.02 |
21 | Двойное нападение - двойной удар | 2,5 | 8,9,10,11.02 |
22 | Открытое нападение | 2,5 | 15,16,17,18.02 |
23 | Двойной шах | 2,5 | 22,23,24,25.02 |
24 | Связка | 2,5 | 29,1,2,3.03 |
25 | Уничтожение защиты. | 2,5 | 7,8,9,10.03 |
26 | Отвлечение | 2,5 | 14,15,16,17.03 |
27 | Завлечение. | 2,5 | 28,29,30,31.03 |
28 | Разрушение пешечного прикрытия короля | 2,5 | 4,5,6,7.04 |
29 | Конкурсы, решение задач. | 2,5 | 11,12,13,14.04 |
30 | Пешечная цепь. Пешечный прорыв. Превращение пешки. | 2,5 | 18,19,20,21.04 |
31 | Понятие о дебютах. Открытые дебюты | 2,5 | 25,26,27,28.04 |
32 | Полуоткрытые дебюты | 2,5 | 3,4,5,10.05 |
33 | Закрытые дебюты | 2,5 | 11,12,16,17.05 |
34 | Итоговое занятие. Конкурсы, решение задач. | 2,5 | 18,19,23,24.05 |
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Список литературы
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
5 И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск: «Духовное возрождение», 1999.
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку
«Турнир знатоков» для учащихся 1 класса
Цель: проверка общих знаний и интеллектуальных возможностей учащихся.
Задачи:
- Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
- Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь
Ход игры
Учитель:
Все начинается со школьного звонка:
Мечта, наука, дружба – что хотите.
Дорога к звездам! Тайны океана!
Все это будет поздно или рано.
Все впереди, ребята, а пока…
Раздвинутся мира границы,
Закончив познания путь,
И надо еще умудриться
В грядущее нам заглянуть.
- Итак, мы начинаем интеллектуальную игру.
Сегодня на нашей игре встречаются две интересные команды.
А для того чтобы начать наш турнир давайте познакомимся с нашими командами.
(Представление команд и капитанов)
Команда «Знайки»
Девиз: Чтобы много-много знать Нужно книжки всем читать!
Команда «Умники»
Девиз: Мы пытливые умы Мы с вопросами на ты!
Учитель:
- Для объективной оценки нами выбрано компетентное и беспристрастное жюри.
1 тур «Эрудит»
Ведущая: - В этом туре необходимо каждой команде ответить на 15 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный вопрос команды получают по 1 очку.
Вопросы для 1 команды:
- Сколько месяцев в году? (12)
- В каком месяце дети идут в школу? (в сентябре)
- Колобок, обросший иглами? (еж)
- Юный волшебник, у которого есть сова? (Гарри Потер)
- Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
- Кто всю зиму спит? (медведь)
- Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
- Зимой и летом одним цветом? (елка)
- Самый короткий месяц в году? (февраль)
- В какое время года появляются подснежники? (весной)
- Что значит «прикусить язык»? (замолчать)
- Какой первый день недели? (понедельник)
- Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
- Мальчик, которого похитила Снежная королева? (Кай)
- Пальто, платье, свитер это... (одежда)
Вопросы для 2 команды:
- Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)
- Сколько дней в недели? (7)
- Курица в детстве? (цыпленок)
- Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
- Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
- Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
- Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
- Висит груша нельзя скушать? (лампа)
- Сказочный мальчик-луковка? (Чиполлино)
- В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
- Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
- Первый месяц года? (январь)
- Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
- Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
- Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)
Учитель:
- Пока жюри подсчитывает результаты 1 тура, мы послушаем песни, которые сплотят нас и поднимут настроение.
Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри.
2 тур «Конкурс капитанов»
Учитель:
На сцену выходят капитаны команд. Капитаны выбирают вопросы и отвечают на них. За правильный ответ, команда получает по 5 баллов.
- 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажи мне?
- Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- Сколько ушей у трёх мышей?
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки.
Учитель:
Пока жюри подводит итоги 2 тура, объявляется конкурс загадок для болельщиков.
1. Она весну встречает - сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску. Узнаешь ты... (березку).
2. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый... (дятел).
3. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ежик).
4. Наш огород в образцовом порядке.
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг
Пики зеленые выставил... (лук)
5. Как это скучно без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная... (ива).
6. Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину - увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех, называется... (орех).
7. Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней... (помидора).
8. На спине свой носит дом. Не нуждается не в ком.
При себе всегда пожитки у медлительной... (улитки).
9. Есть в тайге сибирской кедры, на орехи они щедры.
Знают белки, знают мышки, что искать их надо в... (шишке).
10. Ковер цветастый на лугу, налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан красивый бархатный... (тюльпан).
11. Солнце греет и печёт
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла (весна)
12. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (олень)
13. Лейся дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по (лужам)
14. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я (капуста)
15. Злая как волчица.
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же (крапива)
Учитель:
Жюри объявляет итоги 2 тура и общий счет.
3 тур "Фантазеры"
Учитель:
- Я предлагаю оживить геометрические фигуры - дорисовать их до изображения, какого - либо предмета. Команда "Знайки" будет оживлять круг, команда «Умники»- квадрат, а
(звучит музыка)
Учитель:
- Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.
Счетная комиссия сообщает результат 3 тура.
4 тур «Угадай слово»
Учитель:
На карточках зашифрованы названия животных, участники команд должны их расшифровать. Приглашается по одному участнику от команды.
бакасо (собака)
шкамы (мышка)
сали (лиса)
ловк (волк)
яцза (заяц)
двемедь (медведь)
Жюри подводят итоги игры. Участники награждаются почетными грамотами.
Учитель:
- Вот и подошел к концу наш «Турнир». Хотелось бы пожелать ребятам новых интересных открытий, верных друзей и конечно учиться на одни «пятерки».
- Всем большое спасибо и до новых встреч!