Система оценивания образовательных достижений
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kriterialnoe_otsenivanie.docx | 50.05 КБ |
master_klass_kriterialnoe_otsenivanie.pptx | 411.08 КБ |
sistema_otsenivaniya.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя начальных классов МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» Эрдыниевой Чимиты Хобисхаловны
Мастер –класс по теме : «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»
Цель: оказать содействие участникам занятия в понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять дескрипторы к диктантам
Ожидаемый результат: учителя понимают термины: дескриптор, критерий, рубрика; смогут распознавать дескрипторы, составлять дескрипторы к диктантам.
Оборудование: презентация, компьютер, фломастеры, листы А-4, раздаточный материал статья «Критериальное оценивание», «Информационная характеристика диктанта».
Ход занятия
I. Приветствие.
II. Формирование групп (Распределение на группы по выбранной заранее цветным квадратикам. Каждый участник, входя в аудиторию, получает разного цвета квадраты, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись цветной фигурой, расположенными на столах).
III.Сообщение темы, введение в тему
-Чтобы понять, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я попрошу группу: (слайд 1)
1.Нарисуйте дом на формате А-4.
2. Теперь попрошу поменяться работами (Взаимооценка)
3. Поставьте оценки за рисунки (наивысшая оценка - 5 баллов).
А теперь оцените рисунок по таким критериям : 1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно - 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл
- Рефлексия по заданию: -Насколько отличались оценки и почему? -Какую оценку вам было легче всего поставить и почему? -Какой из оценок вы остались довольны и почему? (Ответы участников мастер-класса). Вывод: по критериям оценивать намного легче.
Итак, мы определили тему занятия: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся
Давайте определим цели занятия: познакомиться с понятиями критериальное оценивание, дескриптор, критерий; уметь устанавливать соответствие дескрипторов критериям.
III. Теоретическая часть
Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся.
Задание№1.
-А теперь попрошу прочитать статью «Критериальное оценивание». (Приложение №1). Что же такое критериальное оценивание? Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Один успешен по одному критерию, а второй – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов и способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения
При критериальном оценивании мы встречаемся с такими понятиями, как рубрика, критерии, дескрипторы.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (формирующее / текущее) констатирующее оценивание (итоговое).
При использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению контрольных и проверочных работ. Не менее чем за неделю до контрольной работы учащимся предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.К каждому диктанту прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижения- тем выше балл. После выбора темы составляется информационная карта диктанта. В ней отражена информация обо всех орфограммах в диктанте, которые ставятся на проверку. Учитель выделяет проверяемые орфограммы, считает их, выписывает все слова, выделяя цветом или курсивом данную орфограмму. Затем составляется таблица с критериями, с уровнями достижений, баллами.
Здесь описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все бальные оценки начинаются с нуля. У каждого ребенка появляется возможность наращивать свои достижения по какому-то отдельному критерию.
Каждое умение перед контрольной работой проверяется отдельно. Естественно, если во время текущего контроля ребенок не справился хотя бы с одной орфограммой, то и при написании диктанта он тоже с этими орфограммами не справится. Поэтому важна индивидуальная коррекционная работа. Учитель составляет карту и сам прописывает критерии, но важно научить детей самостоятельно формулировать те умения, которыми необходимо овладеть.
IV. Практическая работа.
1.(Раздаю приложение №2. Участники мастер- класса знакомятся с дескрипторами и информационной картой к диктанту.)
- Сейчас мы попробуем разработать дескрипторы и информационную карту к диктанту по русскому языку 2 класс по теме:«Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн»
Планируемый результат: проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
В лесу
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)
2.(Выполнение участниками задания в группах. Представление результатов всем участникам).
Информационная характеристика диктанта
Орфограмма/правило постановки знаков препинания | Количество орфограмм | Перечень слов |
1. Сочетания жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща | 8 | Девочка, часто, ищут, шишки, щавель, птички, живёт,ручная. |
2. Непроверяемые гласные | 4 | Мальчик, девочка, весело, хорошо. |
3. Прописная буква в начале каждого предложения. | 6 | |
4. Знаки препинания (точки) в конце предложений. | 6 | |
5. Раздельное написание предлогов с другими словами | 5 | В лес, в лесу, в дупле, на поляне, в лесу. |
6. Правописание слов с Ь – показателем мягкости | 2 | Мальчик, щавель. |
7. Перенос слов | Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста |
Дескриптор к проверочной работе
Критерии | Орфо грамма | Уровень достижения | Бал лы | Фактически полученные баллы | Работа над ошибками | |
Оценивает ученик | Оценивает учитель | |||||
Умею писать слова с сочетаниями жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща | 1 | Допустил ошибки во всех словах | 0 | |||
Правильно написал 1-3 слова | 1 | |||||
Правильно написал 4-6 слов | 2 | |||||
Правильно написал все 7 слов | 3 | |||||
Умею писать слова с непроверяемыми гласными | 2 | Допустил ошибки в словах | 0 | |||
Написал правильно 1-3 слова | 1 | |||||
Правильно написал все 4 слова | 2 | |||||
Умею правильно оформлять начало предложения | 3 | Допустил хотя бы одну ошибку | 0 | |||
Правильно написал все предложения | 1 | |||||
Умею правильно оформлять конец предложения | 4 | Допустил хотя бы одну ошибку | 0 | |||
Правильно написал все предложения | 1 | |||||
Умею раздельно писать предлоги с другими словами | 5 | Неверно написал все слова | 0 | |||
Написал правильно 1-3 слова | 1 | |||||
Правильно написал все 5 слов | 2 | |||||
Умею правильно писать слова с Ь – показателем мягкости | 6 | Неверно написал слова | 0 | |||
Написал правильно 1 слово | 1 | |||||
Написал правильно 2 слова | 2 |
Максимальное количество 11 баллов
5- 95% -100% 10-11б.
4 - 76% -94% 9-8 б.
3- 50% -75% 6-7 б.
2 –менее 50% меньше 6 б.
V Подведение итогов мастер-класса
Таким образом, критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. И, что самое главное, позволяет проследить динамику интеллектуального роста учащихся. Конечно, такая система требует от педагога больших затрат времени, но это окупается повышением качества образования. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.
VI . Рефлексия.
- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они
Закончите одно из предложений:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарисуй дом 1.Нарисуйте дом на формате А-4 2Поставьте оценки за рисунки ( наивысшая оценка - 5 баллов ). А теперь оцените рисунок по таким критериям :
1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно – 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл Максимальное количество баллов – 10
0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5»
ВЫВОД: знание критериев оценивания позволяет эффективно выполнить работу. КРИТЕРИЙ - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
ТЕМА: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся
Цели занятия: - познакомиться с понятиями критериальное оценивание, рубрика, дескриптор, критерий;
Критериальное оценивание это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
Рубрики-критерии-дескрипторы Рубрики показывают, зачем ребенок учится, Критерии показывают, чему он должен научиться Дескрипторы показывают, как он это может сделать
Проверочный диктант по теме: « Слова с буквосочетаниями жи-ши , ча-ща , чу-щу , чк , чн » Планируемый результат : проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши , ча-ща , чу-щу , чк , чн , щн .
В лесу Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)
Преимущества критериального оценивания Позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса Позволяет избежать субъективизма при оценивании Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания Повышает значимость контрольных работ Легко адаптируется под любую шкалу оценивания
Критериальное оценивание применяется для того, чтобы ученик мог самостоятельно учиться, имея четкое представление, с какой целью он это делает; ученик имел критерии оценивания, помогающие постепенно продвигаться к цели ; ученик получал обратную связь, помогающую ему корректировать свои действия, направленные на достижение цели
Алгоритм работы учителя Определить по каким темам будут проведены контрольные работы. Составить контрольные (проверочные) работы, максимально включая те задания, которые будут проверять знания и умения, предусмотренные критериями по предмету. Разработать рубрикаторы для каждой контрольной работы. Познакомить обучающихся с рубрикаторами, критериями. На основе рубрикатора и критериев объяснить ученику, что он должен сделать, чтобы выполнить контрольную работу на максимальный уровень. При прохождении темы проводить на уроках формирующие срезовые работы (тесты, проверочные работы, самостоятельные работы), которые будут определять пошаговый уровень изучения темы каждым учеником. После каждой формирующей оценки проводить рефлексию с учеником и планировать коррекционную работу, в результате которой ребенок должен понимать, что необходимо сделать, чтобы написать итоговую работу на максимальный уровень.
Вывод Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять , как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться
Рефлексия Закончите одно из предложений: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я поняла, что… теперь я могу… я почувствовала, что… я приобрела… я научилась… у меня получилось … я попробую…
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
МБОУ «Улюская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
по теме
«Формирование универсальных учебных
действий на уроках в начальной школе»
Эрдыниева Ч.Х.
Учитель начальных классов
Улюн.
Система оценивания образовательных достижений
Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От нашего выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.
ФГОС начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:
- Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Необходимо понять, что объектом оценки личностных результатов служит сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений. (Наблюдаем и фиксируем в « Дневнике наблюдений») Эти результаты в полной мере с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка) , коммуникативной учебной деятельности( сотрудничество, взаимодействие) и познавательных действий (общеучебных, логических, знаково-символических, постановка и решение проблем).
Правила технологии оценивания образовательных достижений в рамках требований ФГОС:
1)Что оцениваем? Результаты: предметные, личностные и метапредметные;
2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;
3)Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;
4)Где накапливать оценки и отметки? В « Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений»;
5) Когда ставить отметки? Текущие –по желанию, за тематические проверочные –обязательно;
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.
6) По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности
-необходимый (базовый)-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;
-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;
- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи. Качественная оценка «превосходно»;
7)Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные – по таблицам предметных результатов (средне арифметическое). Итоговые - по накопительной системе оценок
После выполнения задания рекомендуется беседовать с учеником, следуя « Алгоритму самооценки»:
1.Какова была цель задания (задачи)?
2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?
3.Правильно или с ошибками?
4.Самостоятельно или с чей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку?
6.Почему?
7. Каков был уровень задания?
8. Какое умение развивалось? и т.д. (в зависимости от этапа обучения).
Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».
Мною выработана определённая система оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов с выходом на формирующее оценивание. По темам на каждого учащегося заводится оценочный лист, где можно проследить, как он работал над данной темой, начиная с первого урока. Эти листы выдаются учащимся после первичного изучения темы. Таким образом, учащиеся проводят самооценку своих знаний ежеурочно. По этим листам видны изменения в изучении темы. А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самооценке, самоконтроле и позволяет видеть свое продвижение.
Например, оценочный лист ученика 2 класса.
Оценочный лист (математика)
ученика(цы) 2 класса МБОУ «Улюнская CОШ»
………………………………………………………………………………
Форма дата | |||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||
Устный счёт | |||||||||||
Решение задач, примеров | |||||||||||
Работа в группе | |||||||||||
Работа на уроке | |||||||||||
Итого баллов за урок | |||||||||||
Моя отметка за урок | |||||||||||
Отметка учителя |
Баллы | Домашнее задание |
2 б. | Правильно выполнена вся домашняя работа |
1 б. | Работа выполнена не полностью, есть ошибки |
0 б. | Не выполнена работа |
Устный счёт | |
2 б | Правильный ответ |
1 б | Неполный ответ |
0 б | Неправильный ответ |
Решение задач и примеров | |
Индивидуальное решение у доски (на месте): | |
2 б. | Выполнил всё задание правильно |
1 б | Выполнил всё задание с 1-2 ошибками |
0 б. | Почти ничего не смог выполнить правильно |
Работа в группе | |
2 б. | Активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы |
1 б | Работал хорошо, но отвлекался. |
0 б. | Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. |
Работа на уроке | |
2 б. | На уроке было всё понятно |
1 б | На уроке немного затруднялся, не все понятно |
0 б. | На уроке было трудно, ничего непонятно |