Система оценивания образовательных достижений
Изменения, произошедшие в содержании современного образования - перенос аакцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формировании общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 23.85 КБ |
буклет | 151.16 КБ |
тест по математике | 11.9 КБ |
система оцеивания обр достижений | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание | |
Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь) Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценивание представляет собой комплексный процесс: ∙ по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, ∙ по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей. Основные задачи оценивания: ∙ Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; ∙ Обеспечить обратную связь; ∙ Оценить степень достижения намеченных целей; ∙ Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; ∙ Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов. Функции оценивания: ∙ стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; ∙ диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; ∙ проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу ∙ формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе; ∙ мощный мотив учебной деятельности обучающихся; ∙ изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок. Что требуется: разработка такой системы оценивания образовательных результатов обучающихся, которая: ∙ устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценки; ∙ позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) обучающегося и создать условия, в которых школьник получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»; ∙ позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных). Регулярная оценка даёт информацию о том, как обучающийся приобретает знания; исходя из неё учитель и обучающийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и обучающегося делают такую оценку «формирующей». В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более осознанным и эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат. Что это – очередное «модное» слово в лексиконе сегодняшнего педагога или насущная необходимость? Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )
Как же правильно организовать «подкормку и полив» наших учеников? Как Вы понимаете роль и способы реализации формирующего оценивания в современной школе? Формирующее оценивание (1) Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие. (2) В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся, его товарищами, как правило, в устной или письменной форме (или посредством самооценки ученика), относительно знаний и умений, касающихся учебного предмета и предметного цикла (в том числе общих компетенций, учебных и воспитательных целей школьной ступени и сквозных тем), а также относительно поведения и ценностных установок. (3) Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе. (4) В ходе повседневной деятельности коллективом школы предоставляется учащемуся возможность обратной связи с целью способствовать формированию поведения, ценностных установок учащегося. Основная школа реагирует на случаи, которые вступают в противоречие с общепризнанными ценностями и добропорядочностью. (5) В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося. (6) В качестве одного из средств формирующего оценивания можно использовать учебное портфолио. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь. Учебное портфолио можно составлять на базе учебных предметов и предметных циклов, сквозных тем или общих компетенций. Учебное портфолио можно использовать в качестве основы для развивающего собеседования. Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов. Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Формирующая оценка – оценка способствующая обучению: ∙ элемент эффективного планирования, ∙ в центре внимания то, как ученики приобретают знания, ∙ является ключевым профессиональным навыком педагога ∙ обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев, ∙ помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, ∙ развивает способность к самооценке и взаимооценке, ∙ отражает все образовательные достижения ∙ должна быть постоянным элементом урока Формирующее оценивание позволяет учителю: ∙ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; ∙ сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности; ∙ может помогать учиться на ошибках; ∙ может помогать понять, что важно; ∙ может помогать понять, что у них получается; ∙ может помогать обнаруживать, что они не знают; ∙ может помогать обнаруживать, что они не умеют делать. Пять принципов формирующего оценивания 1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. 2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся. 4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся. 5. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность: ∙ определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, ∙ определить, сформирован ли тот или иной практический навык, ∙ сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач). Как разрабатывать систему критериальной оценки: ∙ критерии направлены на оценку работы обучающегося (на промежуточном или итоговом этапе); ∙ работа обучающегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников; ∙ критерии известны обучающимся заранее; ∙ создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому ученик может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; ∙ критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей Оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи. Использованная литература: 1.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся» 2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе» |
Предварительный просмотр:
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет
1.Регулярно выполнял (а) домашние задания
2.По необходимости консультировался (ась) с учителем
3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки
4.Регулярно вел (а)записи в тетради
5.Знаю, как работать со справочной литературой
6.Умею конспектировать тему
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме
8.Делал (а) устное сообщение
9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
Составление недельных отчётов:
1.Чему я научился за эту неделю?
2.Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку
Навыки | 1 этап | 2 этап | за год | |
1 | Списывание | |||
2 | Определение частей речи | |||
3 | Выделение грамматической основы | |||
4 | Нахождение корня слова | |||
5 | Нахождение проверочных слов |
Таблица показателей правильного выполнения заданий по математике
Навыки | 1 этап | 2 этап | за год | |
1 | Запись условия задачи | |||
2 | Решение задачи | |||
3 | Ответ задачи | |||
4 | Решение табличных случаев сложения | |||
5 | Решение табличных случаев вычитания | |||
6 | Решение уравнений | |||
7 | Геометрические фигуры и тела | |||
8 | Сравнение чисел | |||
9 | Сравнение выражений |
Лист самооценки выполнения домашнего задания
да | нет | |
1. Я сделал домашнее задание. | ||
2. Я сразу понял, что требуется сделать. | ||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении | ||
4. Я выполнил все грамматические задания. | ||
5. Я выделил орфограммы. | ||
6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. | ||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно | ||
8.Я выполнил работу над ошибками |
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе. | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы. | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | ||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно |
Педагогические приемы:
- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти себе «помощника» с п. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- - прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- - прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- - прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- - прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- - прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
Предварительный просмотр:
Тест по математике 3 класс
В каждом задании найди и подчеркни правильный ответ. Желаю удачи.
Критерии оценок:
1 «+» = 1 балл
10-11 баллов - отметка «5»
8-9 баллов – отметка «4»
5-7 баллов – отметка «3»
менее 5 баллов – Отметка «2»
1. Если 9 увеличить в 3 раза, то получится:
а) 24 б) 37 в) 27
2. Если 9 увеличить на 3, то получиться:
а) 12 б) 27 в) 13
3. Произведение чисел 9 и 2 равно произведению чисел 3 и []:
а) 3 б) 6 в) 8
4. Если 20 уменьшить в 5 раз, то получится:
а) 8 б) 5 в) 4
5. Если 20 уменьшить на 5, то получится:
а) 10 б) 15 в) 25
6. Частное чисел 27 и 9 равно разности чисел [] [] - 9.
а) 12 б) 11 в) 15
7. Если карандаш стоит 3 р., а альбом в 4 раза дороже, то альбом стоит [][]р.
а) 14 б) 12 в) 16
8. Если тетрадь стоит 5 р., а альбом на 7 р. дороже, то альбом стоит:
а) 18 б) 12 в) 35
9. Если число [] увеличить в 4 раза, то получится 28.
а) 8 б) 20 в) 7
10. Туристы осмотрели 9 залов музея, и им осталось осмотреть ещё 5 залов. На сколько больше залов туристы осмотрели, чем им осталось осмотреть?
а) на 4 зала б) на 5 залов в) на 7 залов
11*. Поставь скобки так, чтобы равенство стало верным.
27+9:9*5=20
Выбери нужный смалик.
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Процесс оценивания деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
- Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
- Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
- Принципы современной системы оценивания:
- в центре оценивания – ученик;
- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем полноты, правильности усвоения знаний, развития умений и навыков. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.
Приём самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Основные функции самооценки:
констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.
Лист самооценки на уроке математики:
ФИ ______________________________ Тема: _____________________________________
Этап урока | Критерии оценивания | Дата | Дата | Дата |
Проверка домашнего задания | Выполнена вся домашняя работа – 2 б. Работа выполнена не полностью, есть ошибки – 1 б. Не выполнена работа – 0 б. | |||
Устный счет Повторение пройденного материала | Правильный ответ – 2 б; Неполный ответ – 1 б; Неправильный ответ – 0 б. | |||
Решение задач, примеров | Индивидуальное решение у доски (на месте): Выполнил всё задание правильно – 2 б. Выполнил всё задание с 1-2 ошибками – 1 б Почти ничего не смог выполнить правильно – 0 б. (суммируются баллы за количество решенных заданий) | |||
Итог урока | На уроке было всё понятно – 2 б. На уроке немного затруднялся, не все понятно – 1 б. На уроке было трудно, ничего непонятно – 0 б. | |||
Итого баллов за урок | ||||
Моя отметка за урок | ||||
Отметка учителя |
Лист самооценки Ф.И._______________________________________
Дата | д/з | Работа в группе | Устные ответы | Работа в тетради | Сумма баллов | Оценка |
1-2 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-5 баллов | |||
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), пример – 1 балл, нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), решение примера графически 1 балл, преобразования именованных чисел 1 балл, сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее.
Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или - 1балл. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.
Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________
Критерии: | Да +, нет - | |
На уроке я отвечал устно. | ||
Я решил без ошибок в тетради задачу. | ||
Я решил без ошибок примеры. | ||
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. | ||
В тетради я работал аккуратно | ||
Отметка за урок |
На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | стены | стеночка, стенка | ||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | - всё правильно
- есть ошибки, но сам - не выполнил задание | Оценка учителя |
Оценочный лист «Списывание»
Ф.И. ___________________________________________
Элементы оценивания | Ученик | Учитель |
Красная строка | ||
Большая буква | ||
Точка | ||
Перенос слова | ||
Грамотность | ||
Аккуратность | ||
Отметка |
Оценочный лист «Однокоренные слова».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Задание 1 | Задание 2 |
Умею подбирать однокоренные слова | ||
Умею находить корень в слове | ||
Умею определять значение слова | ||
Умею пользоваться алгоритмом | ||
Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением |
Оценочный лист «Безударные гласные».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Задание 1 | Задание 2 |
Умею ставить ударение в словах | ||
Умею находить безударную гласную | ||
Умею находить проверочное слово | ||
Умею пользоваться алгоритмом | ||
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения
Что делаем на уроке | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение учителя к оценке |
| ||
| ||
| ||
| ||
Выбери нужную букву: У-у меня многое получилось Р – работал с удовольствием О – одноклассники доставили удовольствие своей работой К –кое-что казалось сложным, но я старался |
Оценочный лист «Чтение по ролям»
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Моя оценка | Оценка учителя |
Своевременно начинал(а) читать свои слова | ||
Читал(а) без ошибок | ||
Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию | ||
Соблюдал(а) знаки препинания. | ||
Читал(а) выразительно |
Оценочный лист «Пересказ»
Критерии | Моя оценка | Оценка учителя |
Назвал(а) автора и произведение | ||
Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи учителя | ||
Содержание излагал(а) последовательно | ||
Искажения при пересказе | ||
Точное употребление слов, выражений | ||
Выразительность пересказа | ||
Правильно ответил(а) на все вопросы |
Вывод: У меня всё получилось, я могу ….
Мне нужно поработать над…
Мне требуется помощь (в чём?)….
Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть»
Критерии | Моя оценка | Оценка учителя |
Назвал(а) автора и произведение | ||
Читал(а) наизусть без ошибок | ||
Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова | ||
Темп чтения выбрал(а) необходимый | ||
Передал(а) настроение стихотворения | ||
Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы | ||
Читал(а) достаточно громко | ||
Ребята учатся не только самооценке, но и ещё взаимооценке.
Лист оценивания одноклассников
Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-
Критерии | ||||||||
Назвал(а) автора и произведение | ||||||||
Читал(а) наизусть без ошибок | ||||||||
Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова | ||||||||
Темп чтения выбрал(а) необходимый | ||||||||
Передал(а) настроения стихотворения | ||||||||
Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы | ||||||||
Читал(а) достаточно громко | ||||||||
Слушал(а) с интересом | ||||||||
На уроках практикую парное оценивание, взаимопроверку.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | ||
Передано настроение автора и героя | ||
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | ||
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | ||
Выбран необходимый темп чтения | ||
Текст прочитан с необходимой громкостью | ||
Удачно нарисован голосом словесный образ…. | ||
Слушателям понятно то, о чём было прочитано |
Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист самооценки работы в группе
да | нет | |
1. Я был активен в группе. | ||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | ||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | ||
4. Я не отвлекался от основной работы. | ||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | ||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | ||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно |
Ученику оценочный лист дает возможность:
- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;
- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;
- планировать собственные действия по коррекции работы.
Использование оценочных листов позволяет учителю:
- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся
- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;
- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;
- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;
- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;
- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);
- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.
Для формирования адекватной самооценки учащихся используются следующие формы рефлексии: «Светофор», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов», «Карточка сомнений».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ – НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
! – ДУМАЛ ИНАЧЕ
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями.