Инновационная (экспериментальная) деятельность

Дашиева Альбина Жамсарановна

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей и ученых: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность

Инновация – синоним нововведение, новшество

Инновационная деятельность педагога представляет собой комплексный интегративный вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение инновационного развития и повышения качества профессионального образования за счёт разработки и применения разнообразных новшеств.

Педагогика всегда стремилась ответить на вопрос: «Как воспитывать и учить детей?» Для этого разрабатывались разнообразные методы воспитания и обучения. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий Пётра Яковлевича  Гальперина и теории деятельности Алексея Николаевича  Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков. 

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

«В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность» 2023 год объявлен годом Педагога и наставника. Соответствующий указ подписал президент РФ В. В. Путин.

Наставничество – это универсальная технология передачи личного, жизненного и профессионального опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии партнёрстве.

Наставничество осуществляется в формах:

  • Учитель – учитель
  • Ученик – ученик

Задачи модели наставничества  Учитель – учитель

  • Обучение педагога новым навыкам в адаптации.
  • Контролирование результата работы.
  • Улучшение взаимодействия меду сотрудниками школы.
  • Сохранение и передача знаний внутри организации.
  • Оценка эффективности изменений в работе педагога.
  • Определение потребности педагогов в обучении и помощи, создание команды.

Задачи модели наставничества  Ученик – ученик

  • Оказание помощи и поддержки подростку от ровесника и одноклассника
  • Обучение коммуникативному взаимодействию в школьном коллективе, в классе
  • Передача навыков и опыта от более успешного к менее успешному ученику
  • Включение на собственном примере в разнее виды коллективной деятельности: спортивные, творческие, трудовые и т.д.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе на примере наставника

Ожидаемый результат наставничества:

  • Наставляемый должен научится видеть и понимать проблему;
  • Разрешать проблему;
  • Или осознавать неспособность справится с ней самостоятельно и обратиться за помощью к наставнику.

Девиз: «Делай как я, делай со мной и всё у нас получится»

Летом успешно прошла курсы повышения квалификации «Наставничество от идеи до воплощения», организованное в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Участвовала в проведении установочной сессии муниципальной стажировочной площадки по наставничеству при МБОУ «Баргузинская СОШ», где представила доклад «Наставничество в образовании».

Участвовала на Междунароном Байкальском фестивале педагогического мастерства «Новое образование 2022» в секции «Инновации в области воспитания и дополнительного образования школьников» с проектом  «Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в ОУ».

Также в целях сохранения и развития бурятского языка на праздник Сагаалган ставлю спектакли кукольного театра, которым я руковожу, на бурятском языке. Так как очень мало произведений на бурятском языке, перевожу русские сказки на бурятский язык. Это «Халаашка» («Колобок»), «Тортогтой тугаал» («Бычок смоляной бочок») и т.д.

Мои воспитанники участвуют в различных конкурсах, проводимых в этих целях: «Гуламта», «Бамбаруш», «Эдир жэгуур», челлендж-конкурс выразительного чтения на бурятском языке «Буряад шулэгоо уншая», посвящённом к 90- летию Цырен-Дулмы Дондогой. Ежегодно участвуем в муниципальном конкурсе «Город мастеров» со спектаклями кукольного театра и занимаем призовые места. «Город мастеров 2018» 1-е место;   «Город мастеров 2021» 3-е место; «Город мастеров 2022»  2-е место.  А также в муниципальном конкурсе  «Баргуты» - 1 место. Учащиеся принимают  активное участие в спектаклях, в театрализованных представлениях на  школьных и сельских праздниках «Новый год», «Сагаалган» и заняли  призовые места, в районном  «Дне открытых дверей» в рамках Ассоциации этнокультурных образовательных организаций.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Проект на  тему

«План мероприятий (дорожная карта) внедрения и  реализации целевой модели  наставничества

в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» на 2022-2023гг

Выполнила:

Дашиева Альбина Жамсарановна, учитель начальных класов

МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» с. Улюн

 Баргузинского района Республики Бурятия

Улюн 2022г

«Дорожная карта» реализации Целевой модели наставничества

  в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» на 2022-2023 учебный год

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет и педагогических работников  в МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».

Задачи внедрения целевой модели наставничества:

  • улучшение показателей МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
  • рост числа обучающихся, прошедших профориентационные  мероприятия;
  • улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
  • практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
  • измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Формы наставничества

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Для МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» приемлемы следующие формы наставничества:

  • «ученик – ученик»;
  • «учитель – учитель»;
  • «студент – ученик»
  •  «работодатель – ученик».

Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник – группа наставляемых). Организация работы в рамках всех форм не потребует большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных) МБОУ «Улюнская  СОШ имени С. Хамнаева», за исключением возможного привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.

Этапы программы

Реализация программы наставничества  включает семь основных этапов.

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых.

3. Формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников.

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп.

7. Завершение наставничества.

Реализация программы наставничества в МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций, средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (малый бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе работодатели, представители других образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, представители органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.

Внутренний контур представляют руководитель и администрация МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева», обучающиеся и их родители (законные представители), молодые специалисты, педагоги, педагог-психолог, методисты.

Ожидаемый результат

  1. Улучшение психологического климата в МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».
  2. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения у наставляемых  обучающихся.
  3. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные  мероприятия.
  4. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
  5. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого потенциала у наставляемых.
  6. Рост числа молодых специалистов, желающих продолжить свою работу в коллективе МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».
  7. Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
  8. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».
  9. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.).

«Дорожная карта»

внедрения системы наставничества в образовательной организации

Автор: Дашиева Альбина Жамсарановна

Учреждение, в котором планируется внедрять предлагаемую дорожную карту:

МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева»

Мероприятие, которое необходимо провести для внедрения наставничества (согласно этапам внедрения целевой модели наставничества)

Ответственный (кто по должности в учреждении будет отвечать за данное мероприятие)

Срок (сколько времени потребуется для подготовки и реализации мероприятия)

Результат мероприятия (что мы хотим достичь по итогу реализации мероприятия)

Информационное сопровождение деятельности

1.Подготовка условий для запуска программы наставничества

Задача: 

• получить поддержку концепции наставничества внутри и вне школы,

• собрать предварительные запросы от потенциальных наставляемых и выбрать соответствующие этим запросам аудитории для поиска наставников.

информирование о запуске программы наставничества;

 Изучение нормативной базы и тематических методических материалов:

-Изучение  Распоряжения  Министерства  просвещения  Российской Федерации№P-145от 25декабря2019г.«Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

- Изучение Положения о программе наставничества в ОУ, Типовой формы программы наставничества в ОУ и методических рекомендаций по ее созданию

Руководитель ОО Гармаев С. В.

Зам.директора по ВР Аригунова А. Г.

октябрь 2022

Изучение и систематизация имеющихся материалов по внедрению программы наставничества

Проведение педагогического совета с презентацией о реализации целевой модели наставничества, проведение анкетирования.

Завуч Маладаева М.В.

октябрь 2022

Выписка из протокола педагогического совета;

Создан реестр потенциальных наставников из числа педагогов

Выступления на родительских собраниях с презентацией о реализации целевой модели наставничества, проведение анкетирования.

Зам.директора по ВР Аригунова

октябрь 2022

Создан реестр потенциальных наставников из числа родителей обучающихся школы

Организация рабочих встреч с успешными выпускниками образовательной организации, партнерами, представителями НКО и т. д. – потенциальными наставниками с целью информирования о реализации целевой модели наставничества, проведение анкетирования.

Руководитель ОО Зам.директора по ВР Аригунова А.

октябрь 2022

Создан реестр потенциальных наставников из числа партнеров и выпускников школы и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели наставничества

Организация тематических классных часов в любом формате, ученические конференции с целью информирования обучающихся о реализации целевой модели наставничества.

Зам.директора по ВР Аригунова

октябрь 2022

Создан реестр потенциальных наставников из числа обучающихся школы

Создание специальных рубрик в официальной группе, в социальной сети, «ВКонтакте» и на официальном сайте образовательной организации.

 

Зам.директора по ВР Аригунова

октябрь  2022

Информация на официальном сайте школы, в социальных сетях и т.д.

Нормативное правовое регулирование реализации  (целевой модели) наставничества МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева»

Подготовка нормативной базы реализации целевой модели наставничества в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» 1. Издание приказа «Внедрение целевой модели наставничества в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева»».

2. Разработка и утверждение Положения о наставничестве в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева».

Руководитель ОО Гармаев С. В.

Завуч Маладаева М.В.

Зам.директора по ВР Аригунова А. Г.

октябрь 2022

Приказ  о внедрении ЦМН в ОУ

Положения о наставничестве в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева».

Утверждение состава проектной  группы по внедрению целевой модели   наставничества

  •  назначение ответственных за
    реализацию ЦМН в образовательной
    организации с описанием их обязанностей;
  • назначение ответственных за материально-
    техническое обеспечение программ
    наставничества в образовательной организации;
  • сроки проведения мониторинга эффективности программ наставничества;
  • планируемые результаты внедрения ЦМН в
    образовательной организации.

Руководитель ОО Гармаев С. В.

Завуч Маладаева М.В.

Зам.директора по ВР Аригунова А. Г.

до 30.10.2022.

Организационно-

распорядительная

документация

Назначение и обучение ответственного лица (куратора) за реализацию целевой модели наставничества в МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» (далее - куратор внедрения
ЦМН)

Руководитель ОО Гармаев С. В.

Завуч Маладаева М.В.

Ноябрь .2022

Приказ ОО

Разработка, согласование и утверждение дорожной  карты  реализации целевой модели наставничества в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева»

Руководитель ОО

Администрация  Куратор внедрения ЦМН

ноябрь 2022

Дорожная карта

Разработка и утверждение системы мотивации  наставников в соответствии с механизмами,  предусмотренными пунктом 5 методологии  (целевой модели) наставничества, утвержденной
распоряжением Минпросвещения России  от 25.12.2019 № Р-145

Руководитель ОО Гармаев С. В.

Завуч Маладаева М. В.

Ноябрь 2022

Определены необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т. д.)

Реализация  целевой модели наставничества в МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» в 2022-23 учебном году

2. Формирование базы наставляемых

Выявлении конкретных проблем обучающихся образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества.

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей МБОУ  «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева»

1.Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов от потенциальных наставляемых и от заинтересованных в наставничестве аудитории внутри МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева».

2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных;

 3. Информирование родителей несовершеннолетних наставляемых о программе;

4. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых от третьих лиц (классных руководителей, воспитателях, тренерах и т.д.)

5.Анализ данных и формировние базы данных наставляемых из числа педагогов и обучающихся с картой запросов.

6. Проведение административного совещания по вопросам реализации целевой модели наставничества. Выбор форм и программ наставничества.

Администрация школы,

Куратор внедрения целевой модели наставничества, классные руководители

ноябрь 2022

Сформированная база наставляемых с картой запросов, которая на следующем этапе поможет сориентироваться при подборе кандидатов в наставники.

Формирование банка программ по формам наставничества:

«ученик - ученик»,

«учитель - учитель»,

«студент - ученик»,

«работодатель - ученик» в зависимости от запросов МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева».

3. Формирование базы данных наставников

Задача этапа - поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников. Работа с внутренним контуром по формированию базы наставников из числа:

- педагогов

- обучающихся

-родителей

Работа с внешним контуром – действия по формированию базы наставников из числа выпускников, успешных предпринимателей, общественных деятелей, участников региональных социальных проектов, сотрудников НКО

1.Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.

2.  Анализ анкет потенциальных  наставников

3. Собеседование с наставниками

4.Приказ о назначении наставников

5. Формирование базы наставников

Куратор внедрения целевой модели наставничества

декабрь 2022

Сформирована база наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций

4.Отбор и обучение наставников

Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми

На внутреннем контуре:

1.Проведение анализа базы наставников и выбор подходящих для конкретной программы. Разработать критерии и выбрать пары/группы подходящие под эти критерии.

2.Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога)

3. Проведение мероприятия для информирования и вовлечения потенциальных наставников по критериям:

-жизненный опыт

-сфера интересов

-профессиональные компетенции.

На внешнем контуре:

1. Поиск экспертов для проведения обучения наставников.

2. Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности.

3. Утверждение программы и графика обучения наставников.

4. Организация обучения наставников.

Для организации обучения наставников необходимо:

- составить программу

-подобрать необходимый методический материал;

-выбрать форматы обучения и преподавания (семинары, сборы, конференции, встречи по обмену опытом, тренинги, дистанционное обучение и вебинары)

Куратор внедрения целевой модели наставничества, администрация, классные руководители

декабрь 2022

Сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации

5.Формирование наставнических пар / групп

Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям

Отбор наставников и наставляемых

1. Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.

2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых.

3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи.

4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы.

Закрепление наставнических пар / групп

1. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп».

2. Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения.

3. Организация психологического сопровождения наставляемых, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника.

Куратор внедрения целевой модели наставничества,

психолог

Декабрь  2022

Сформированы неформальные наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы

6.Организация и осуществление работы наставнических пар / групп

Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе

Организация комплекса последовательных встреч наставников и наставляемых

1.Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.

2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.

3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

4. Регулярные встречи наставника и наставляемого. (не менее 3 месяцев)

5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками

1.Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для промежуточной оценки.

2.Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества

3.Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества

Куратор  ведрения ЦМН

Январь  – май 2023г

Сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы

7.Завершение наставничества

-Подведение  итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии;

-Проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества;

-Усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров;

- Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.

- Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества.

- Приказ МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» о поощрении участников наставнической деятельности.

- Благодарственные письма партнерам.

- Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества».

- Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайтах МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» и организаций партнеров.

- Проведение конкурса профессионального мастерства "Наставник года", "Лучшая пара".

-Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых.

-Формирование долгосрочной базы наставников

Куратор внедрения целевой модели наставничества

Май 2023г

Достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности МБОУ «Улюнская СОШ имени С. Хамнаева», запущен процесс пополнения базы наставников и наставляемых

Оформление итогового сборника, направление лучших практик в региональный наставнический центр для размещения на онлайн-платформе 

Фиксация результатов и
организация комфортного
выхода наставника и
наставляемого из
программы с перспективой
продолжения цикла.

Диагностика пройдена,

составлены сравнительные таблицы по учету изменений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дорожная карта» реализации ЦМН в МБОУ « Улюнская СОШ имени С. Хамнаева »

Слайд 2

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ ПРОГРАММЫ "ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА" Руководитель образовательной организ ации Координатор программы и рабочая группа внедрения программы (педагоги, завучи, психологи, соцработники) Кураторы Наставники Околошкольное сообщество: -родители -выпускники -сотрудники Местное сообщество: -представители предприятий -общественные организации Наставляемые: Учащиеся Педагоги

Слайд 3

«Расскажи – Покажи – Сделай»

Слайд 4

Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных этапов. Подготовка условий для запуска программы наставничества. Формирование базы наставляемых. 3. Формирование базы наставников. 4. Отбор и обучение наставников. 5. Формирование наставнических пар или групп. 6. Организация работы наставнических пар или групп. 7. Завершение наставничества

Слайд 6

Этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества Задачи этапа: 1.определить организацию, которая будет реализовывать данную программу; 2.назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс; 3.фиксация задач, форм наставничества и ожидаемых результатов; 4. обеспечить нормативно-правовое оформление программы; Результат- ДОРОЖНАЯ КАРТА

Слайд 8

2 Этап. Формирование базы наставляемых Задачи этапа: Информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы; • Проводить мотивационные беседы с возможным приглашением потенциальных наставников; • Организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам: Результат этапа - сформированная база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе;

Слайд 10

3 этап. Формирование базы наставников Главная задача этапа : поиск потенциальных наставников для формирования базы. обучающиеся , мотивированные помочь сверстникам; педагоги , заинтересованные в тиражировании личного уникального педагогического опыта; родители обучающихся – участники родительских или управляющих советов с выраженной гражданской позицией. База наставников -выпускников; База наставников -сотрудников; База наставников- предпринимателей , общественных деятелей, участников социальных проектов.

Слайд 12

4 Этап. Отбор и обучение наставников Важные критерии отбора наставника : • профессиональный опыт; • развитые компетенции, сильные стороны; • развитые навыки коммуникации; • ресурс времени; • положительный жизненный, профессиональный опыт; • соответствие запросам наставляемых; • активная гражданская позиция; • мотивация.

Слайд 14

5 этап. Формирование наставнических пар или групп Основные инструменты формирования наставнических пар/групп: •групповая встреча наставника и наставляемых; •дистанционное анкетирование и механическая обработка данных. Критерии отбора Взаимный интерес и доверие Профессиональный или личный опыт наставника = запросам наставляемого

Слайд 16

6 Этап. Организация работы наставнических пар/групп Обязательные образовательные процедуры: предварительный анализ сильных сторон участников; • определение приоритетных целей, задач развития, наставляемого и общих задач пары/группы; • предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов; • организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов.

Слайд 18

7 этап. Завершение программы наставничества Основные задачи этапа: -представление результатов работы конкретной пары/группы; -сбор обратной связи от участников; -организация и проведение финального мероприятия; -награждение лучших наставнических пар/групп; -тиражирование результатов в медиа; -формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ступенька к успеху»                                        

 Цель: создание условий для развития профессионального совершенствования учителя начальных классов при формировании читательской компетенции

Задачи:

  1. Рассмотреть  структуру формирования читательской компетенции у младших школьников. Технику чтения и осмысление текста.
  2. Познакомить с различными типами упражнений по формированию техники чтения и его компонентами: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
  3. Способствовать внедрению педагогических техник в практическую деятельность педагогов.

Ход мастер-класса

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность слушателей

Вводная часть

- Добрый день! Хочу начать свой мастер-класс с вопроса.

Что нужно ребёнку, чтобы быть успешным учеником?  

Слайд- 1

Слайд -2

А какими же критериями можно оценить успешного ученика?

Составим кластер. (успешный ученик)

Да, верно! Я согласна с вашими мнениями.  Одним из критериев успешного ученика, вы назвали эрудицию, начитанность, осведомленность.  А чтобы быть эрудированным,  ученик должен уметь добывать информацию и уметь работать с ней. А первый и самый основной источник добывания информации в начальной школе – это умение читать.

- И  тема моего  мастер – класса «Ступенька к успеху».

Здоровый (физ. псих)

счастливый,

активный

благопол-ый

организ-ый,

энергичный, трудолюб-ый,

творческий,

позитивный,

целеустремл.

адекватный

эрудированный,

Ознакомительная часть

Слайд -3

Умение читать – это очень сложный психофизиологический процесс. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. Таким образом,  в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью любого чтения.  Между этим сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания  читаемого определяется  характером восприятия. В то же время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания раннее прочитанного.

ФИШБОУН

-Рассмотрим техническую сторону процесса чтения. Выделим 2 характеристики навыка чтения: правильность - скорость.

- Почему ученик плохо читает? Исследуем с помощью приёма «Фишбоун».

- Проблема – медленное чтение. Назовите причины, обозначьте  факты.  Как решить эту проблему?

Вывод

Основными причинами медленного чтения являются :

- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

- плохое развитие речевого (артикуляционного) аппарата;

- регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову)

-низкий уровень концентрации внимания и памяти ( пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение, мал угол зрения - не видит всё слово, а только слог или букву);

- отсутствие навыка антиципации (предугадывания), т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

- плохо организованное домашнее чтение

- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, цели и практики чтения.

Ответы слушателей

   

Как решить проблему?

Рекомендую следующие упражнения

Развитие артикуляционного аппарата.  Произнесение труднопроизносимых  слогов и слов. Проговаривание детских потешек и чистоговорок. Очень помогает работа со скороговорками. Если работа проводится в системе, то  можно  исправить многие дефекты речи. А также жужжащее чтение.

Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. (сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье)

 Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, Швайко, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

 Развитию оперативной памяти способствуют  слуховые и зрительные диктанты. Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

Нужны упражнения для скорочтения

Работа в группе

 Конечная цель чтения – это понимание прочитанного.  

- Рассмотрим другую сторону процесса чтения.  В основе читательской компетенции, обеспечивающей восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова  лежит разносторонняя работа с текстом.

При работе над текстом часто использую метод «Шести шляп» английского психолога и писателя Эдварда де Бона. В основе метода лежит идея параллельного  общения. Параллельное мышление – это конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Приём помогает увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь её решения. Метод

«Шести шляп» - это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

-  Предлагаю разделиться на 5 групп. Цвет шляпы определяет направление развития мысли.

  Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и  комментариев.

Раздаются задания по группам.

Выступление представителей шляп.         

Вывод: (Выступление представителя синей шляпы)

- Вы хорошо поработали в группах и очень точно высказались!

-  В основе этого рассказа извечный вопрос: что такое любовь и что такое ненависть. Любовь –это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. Это одно  из прекраснейших чувств на Земле! Да любовь бывает разной. Это светлое и вечное чувство. Люди не могут жить без любви, для большинства это основной  смысл жизни.

Ненависть – это чувство неприязни к окружающим вещам, событиям, чаще людям. По Евангелию у человека существует семь пороков: лень, чревоугодие, жадность, злоба, зависть, гордыня, похоть. Нужно работать над собой, над своим характером и устранением своих пороков, а не над «происками врага» в чьём бы то ни было лице.

Аудитория делится на 5 групп

Обсуждение

текста с шести ракурсов

Выступление представителей групп

Рефлексия.

Я хотела бы закончить свой мастер-класс такими словами:

Большой успех – это сумма маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно, но главное - это вера в собственный успех и … настойчивость!

- Оцените, пожалуйста, смайликом нужного цвета нашу работу.

 Спасибо большое за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Успешный ученик

Слайд 2

СТУПЕНЬКА К УСПЕХУ

Слайд 3

УСПЕХ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ

Слайд 4

ФИШБОУН Голова –вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние – суть понятия, хвост – ответ на вопрос

Слайд 5

артикуляция регрессия внимание память Периферийное зрение антиципация не помнит начало повтор нечёткое произношение Медленное чтение Неправильное чтение м ал угол чтения Упражнения для скорочтения ФИШБОУН

Слайд 7

Если наше дело – в шляпе, Если наше тело – в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит, в шляпе-то – вся суть !

Слайд 8

Рефлексия Я всё очень хорошо понял, мне было интересно Мне всё понятно, но материал не всегда интересен Я не всё понял, но мне было интересно Я ничего не понял

Слайд 9

Спасибо за внимание ! Творческих успехов !



Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Как  провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением?

Что такое диалог с автором?

Это приём работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был полноценным читателю необходимо находить прямые и скрытые вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать своё воображение.  Идёт вычитывание информации из каждой единицы текста и самоконтроль своих прогнозов.

Как учить детей вести диалог с автором?

  1. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые, как правило на такие вопросы автор даёт прямые ответы.
  2. Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, чем может закончится этот эпизод.
  3. Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой  форме: чем это может объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так..? для чего..? кто такой..?  они предполагают возникновение ответов – предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
  4. Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения

Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст?

  1. Практика показала, сто наибольшие затруднения учитель испытывает, определяя, насколько приём «погружения» в текст соответствует художественной задаче произведения, его особенностям. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т. д.
  2. Другое затруднение связано с нечётким пониманием  того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос можно назвать вопросом к автору.  К  предложению «Я нашёл удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы:
  1. Кто нашёл? (Я)
  2. Что я сделал? (Нашёл)
  3. Что нашёл? (Берестяную трубочку)
  4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ есть далее)
  5. Интересно, почему же она удивительная?

Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдёт.

Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый,  а не фактуальный характер – это очевидно из нашего примера.

Особенность подтекстовых вопросов в том, что они напрвлены на анализ текста и могут быть различными:

- на выяснение причинно-следственных и других связей (Для чего Дениска усаживл мишку поудобнее на диван? – к рассказу Драгунского «Друг детства»)

- на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксёром?)

- формирующее внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксёром», а не «он решил стать боксёром»?)

3. Часто при обучению диалогу происходит подмена авторских вопросов вопросам учительскими, которые уместно задать при обобщающей беседе.

4. И последнее. Не на любой вопрос уместно учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации.



Предварительный просмотр:

Халаашка

Баргажан буряадуудай  нютаг хэлэн дээрэ оршуулагдаа.

Хабаадаха нюрнууд:

Халаашха – Доржиева Сарюна
Үбгэн – Бадмаев Эрдыни
Хүгшөөдэй – Баяндуева Наташа

Шандаган – Баглаева Инна
Шоно –Гармаева Эржена
Баабгай – Гатапова Валя
Үнэгэн – Молонова Гэрэлма

Нэгэдэхи үйлэ

Урда тээнь зүүн талаар хүдөөгэй гэр.Баруун таладань модонууд.Саада тээнь ой.Мододой саанаһаа баруун тээһээ  бургааһа бариһан Үбгэн гаража ерээд гэр тээшэ гэшхэнэ. Тайзанай дунда хүрөөд зогсоод, бургааһаяа табина.

Үбгэн

О-о -о! Яахадаа!

Хабарнай  ерэбэ даа

Ай, бурхан (голову качает),

пенсимнай дээшэлбэ,

ямар hайн  hонин гээшэб!

Би мүнөө эртэ бодооб,
ой бургааһанай хойнаан ошооб.

Олон ондоо юумэ хээб,
Оройдоош эдеэлжэ үрдеэгүйб.
Хүгшөө, эдеэн бэлэн гү?

Хүгшөөдэй сонхоор шагаана.

Хүгшөөдэй(баяртайгаар)

Эдеэн угы

Юу шанаха  биб?

Газаамнай кризис.

Һогшоной  Һара ерэбэ
Бииүгэй дарасамнай дууһаа!

Хүгшөөдэй гэртэһээ гараад, бургааһыень абажа һөөргөө ороно. Һаршаганаха абяан дуулдана.  Үбгэн шагнаархана.

Үбгэн

Хүлеэлдаа, хүгшөөдэй, шагналдаа,
Амбаарташ юумэ торшогононо.
Түргөөр тэндээ ошол даа,
Таһаг дээрэхиеэ хамал даа.
Талхаяа удхуур соогоо суглуулаад,

Ташаад халаашха орхиил даа.
Тархидаа абан шэбшэл даа..

Хүгшөө гэртэһээ зантуу бариһаар гарана, тэрэнээ Үбгэндэ үгэнэ.

Хүгшөө

Шимни горхон дээрэ ошожо
Уһа асараад ерэ,
Талхаа зуураад орхиё!
Булагай уһан гоё даа
Аршаан асараадаш һайн даа.

Үбгэн зантуу баряад, баруун талаар мододой саада тээ ороно.

Хүгшөө

Ошон ошон ошохом
Таһаг дээрэхеэ хамахам!
Талхаа удхууртаа суглуулжа,
Амтатай халаашха барихам!

Хүгшөө гэртэ ороод, тэндэһээ аяга баряад гарана. Баруун тээһээ модоной саанаһаа зантуу бариһан үбгэн гаража ерэнээд, хүгшөөдэйдэ дүтэлнэ.

Үбгэн

Бурьялма булагай уһан!

Хүгшөө

Иишэнь тэрэнээ юулыш даа!

Үбгэн уһаяа аягадань юулэнэ.

Хүгшөө(дуулана)

Тили-тили-тили-тесто -
Үбгэн жених, а би невеста,
Май болотор мэндэ байгаа һаа,
Алтан түрөө наадахабди!

Хүгшөөдэй талхаяа элдэхэеэ болёод, аяга сооһоо элдэһэн талха гаргана.

Үбгэн

Пеэшэндээ түргөөр тэрэнээ һуулгыш!

Хүгшөө

Хүлеэгыш минии зүрхэмни!
Талхая бага зэргэ эһээе,
Амандамнай ороходоо амтатайхан байха!
Хүлеэел даа, хүлеэел... Заа мүнөө иигээд
Пеэшэн соогоо табиял даа!

Хүгшөө талхаяа гэртэ абаадана.

Үбгэн

Энэш ямар ухаатай ехэ ажал гээшэб!
Хэзээдэш энээниие ойлгохогүй һэм,
Юундэшьеб энэ пеэшэмнай хилээмэ бидэндэ

Өөрөө баринагүйб?


Хүгшөөдэй сонхоор шагаана.

Хүгшөө

Өөрөө хэхэ шадалтай һаа

Гайхалтай юумэндэ бү найда!

Хүгшөө халаашкаяа хэрэлсы дээрэ гаргана

Хүгшөө

Харыш наашаа энээниие, халуун амтатай халаашка.
Мэнэ иигээд самбаартаа һуужа
Хуушан зангаараа хоюулханаа
Халаашкатай сайгаа уухабди.

Үбгэн тэрэниие барихаяа һанаад, гараа халаана

Үбгэн

Ай!

Хүгшөө

Гараа ехээр бү һарбай,
Туһатайл болохо тэрэшни.
Бага зэргэ хүлеэ даа,
Хэрэлсы дээрэ хүрэг даа.
Халуун аминайнь һулартар,
Самбаартай сайгаа шаная.

Үбгэн хүгшөө хоёр гэртэ ороно

Халаашка(айнгяар)

Халуун пеэшэн соо хатаан алдаба,
Харин  мүнөө эдихэ һанаатай.
Үхэлөө хүлеэжэ хэбтэнхаар,
Үтэр эндэhээ тонилхом даа!

Хэрэлсы дээрэһээ дэбхэржэ буугаад, халаашка баруун тээшээ мухарина.Үбгэн хүгшэн хоёр гэртэһээ гарана.

Хүгшөө(гайхангяар)

Үбгэн харал даа, мухарижа арилшоо,
Баяр мэндэеэ хэлээшьегүй!

Үбгэн(сухалтайгаар)

Хуу юумэ шамһаа, һуужа бай, һуужа бай гээ һэнши,
Хүлеэ, хүлеэ гэжэл байгааш.
Иигээд хоолгүй үлэшэбэбди!

Хүгшөө

Магад мүрөөрнь мүшхэжэ ошохомнай гү?

Үбгэн

Болил даа, хүгшөө, дэмы бү дуугара,
Халаашкамнайш олдохоо болибол даа!

Хүгшөө (Уйлаганан)

Эх, үбгэжөөлни даа, үбгэжөөлни,
Халаашкамнай мухарин арилаа,
Хэды жэл соо хамтаа байнабди -
Гансал хоюулханаа, гансал хоюулханаа...
Басагашьегүй, хүбүүшьегүй.

Үбгэн

Халаашкараа үрэ хэжэ

Хүбүүн болгохо һанаагүүш?

Хүгшөө( һанаа алдана)

Магадгүй даа, үбгэмни магадгүй!
Мэнэ һая түрөө ха юм.
Ах, юундэшьеб мухарин ябааб?
Хайшаа мүнөө ошохонь гээшэб??
һалахань лэ, һалахань!

Үбгэн

Мдаа, габшагай түргэн байбал даа !

Хүгшөө

Ох, аюулда орохонь лэ даа хүбүүхэмни
Гэртээ түргөөр бусаһайш даа
Халаашхамни, хүбүүхэмни!
Хуу шамһаа гараа, хатуу зүрхэтэй, эльгэгүй амитанш.!

Үбгэн

Юундэ хододоо намайе хараажал байгшабши?
Минии зэмэ эндэш үгы
Хүгшөө ёпоошко шараад орхииш

Хоёрдохи үйлэ

Урда талада зүүн ба баруун тээгүүр модод харагдана. Саада тээнь ой. Зүүн талаһаа мододой саанаһаа Халаашка мухарин гарана

Халаашкын урдаһаа модоной саада тээһээ шандаган  гаража ерэбэ.

Халаашка

- Сайн!

Шандаган

- Ши хэн гэшэбши?

Халаашка

Би талханаар баригдаhан Халаашка гэшэб.

Би шамда дуу бэлэг барихам

Ханза соогуур малтуулаад,
Таһаг дээрэһээ хамуулаад,
Хажуу талам шарахан.
Хүхюутэйхэн халаашхаб!

Шандаган

Хүрин борохон шандаган
һүрэн харайн ой соогуур сэнгэхэл дуратайл!
Шэхээрээ шагнаархаад,
Шүдөөрөө хазаад ябадагалбии даа!
Шимнии һая барюулһан, хоншуухан лэ байнаш
Хүлеэгыш,эдихэм шамае!

Халаашка хажуу тээшээ һүрэнэ.

Халаашка

Шамда хоол болохо дурам үгы,
Үбгэн хүгшөө хоёрһоо тэрьелээб!
Аюулда орохошьегүйб,
Хилар шамһаа арилхаб!

Халаашка шандаганай хажуугаар мухарин, мододой саана үгы болоно. Шандаган хойноһоонь харайна.

Шандаган

Бай гэнэм!

Халаашка

Хахадшье үдэр намай дабта,
Хэзээдэш хүсэхэгүйш!

Нэгэ хэды саг болоод халаашка зүүн талаһаа мододой саанаһаа гаража ерэнэ.

Халаашка

Ханза соогуур малтуулаад,
Таһаг дээрэһээ хамуулаад,
Хажуу талам шарахан.
Хүхюутэйхэн халаашхаб!

 Мододой саанаһаа шоно гарана

Халаашка

Шоно

-  Ши хэмшэ?

Халаашка

Би талхаар баригдаhан Халаашка гэшэб.

Шоно

Хурсахан шүдөөрөө хамагые

Хажуу талаһаань хазажа

Аман соогоо оруулаад,
Гүзээн руугшаа мухарюулхаб.
Шимнии һая барюулһан, хоншуухан лэ байнаш
Хүлеэгыш,эдихэм шамае!

Халаашка

Шамда хоол болохо дурам үгы,
Үбгэн хүгшөө хоёрһоо тэрьелээб!

Намае ши бү айлга,

Хилар шандаганһаа тэрьедэн арилааб!

Шортоол намайе бү дабта,

Шоноһоош тэрьелжэ шадахаб даа.!

Халаашка шонын хажуугаар мухарин, мододой саана үгы болоно. Шоно хойноһоонь харайна. Халаашка зүүн талаһаа мододой саанаһаа гаража ерэнэ.

Халаашка

Ханза соогуур малтуулаад,
Таһаг дээрэһээ хамуулаад,
Хажуу талам шарахан.
Хүхюутэйхэн халаашхаб!

Мододой саанаһаа баабгай гарана

-

Баабгай (медведь): 

- татай! Ши хэмшэ?

Халаашка

-Ямар hонин амитад гээшэб, намайе танина угы лэ!

 Би талхаар баригдаḣаанн халаашка гэшээб!

Баабгай

Бал тоһо эдихэ дуратай
Маяа хүлтэй бартахи

Шимнии һая барюулһан,

хоншуухан лэ байнаш
Хүлеэгыш,эдихэм шамае!

Халаашка

Шамда хоол болохо дурам үгы,
Үбгэн хүгшөө хоёрһоо тэрьелээб!

Намае ши бү айлга,

Хилар шандаганһаа тэрьедэн арилааб!

Шортоол намайе бү дабта,

Шоноһоош тэрьелээб!

Аюулда орохогүйб

Арилхаб шамаһаа түргэнөөр!

Халаашка баабгайн хажуугаар мухарин, мододой саана үгы болоно. Баабгай хойноһоонь харайна. Халаашка зүүн талаһаа мододой саанаһаа гаража ерэнэ.

Халаашка

Ханза соогуур малтуулаад,
Таһаг дээрэһээ хамуулаад,
Хажуу талам шарахан.
Хүхюутэйхэн халаашхаб!

Мододой саанаһаа үнэгэн  гарана

Халаашка

-  Ямар крутэй амитан гээшэб.

Үнэгэн

Үнэгэн тухай дуулаа һэн гүт?

Намһаа мэхэтэй амитан үгы.
һургаал болгон хүүгэдтэ

Халаашкые эдихэм!

Халаашка

Шамда хоол болохо дурам үгы,
Үбгэн хүгшөө хоёрһоо тэрьелээб!

Намае ши бү айлга,

Хилар шандаганһаа тэрьедэн арилааб!

Шортоол намайе бү дабта,

Шоно намда өөдэрхөө!

Тэрээнһээшье айгаагүйб

Баабгайдашье баригдаагүйб!

Аюлдашье оронгүй

Үнэгэн, шамһаа арилхаб

Үнэгэн  (һэмээхэн)

Аятай гоёор дууланаш даа,

Хэлэһэн үгыш ойлгоногүйб.
Хажуудам һуугыш даа,
Шарахан бэеэ магтыш даа.

Халаашка

Ши намайгаа бү эдиш даа

Май  Һарамнай дутэлбэ

Үбгэн хүгшөөдэй хоёроо

Агуу ехэ Илалтын 70 жэлэй ойн баяраар

амаршалхаяа мухарижа ябахам.

Үнэгэн

Иихэдээ иимэ ехэ Һайндэр болохоо байхада

яажа шамайе эдихэ бииб даа

Мухари даа саашаа,

ойн амитадҺаа амар мэндэ хургоорэй

Халаашха дуулана

Агуу ехэ илалта

 муноо хурэжэ ерэхэнь

Арад зоноо бултадаа

амаршалха болтогой.

Эсэс.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: