Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Учителю необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii.docx | 23.99 КБ |
Технология продуктивного чтения. Работа стекстом. | 37.98 КБ |
Игровые технологии. Ролевые игры на уроке лит чтения. | 23.82 КБ |
Информационные технологии. Урок-путешествие в Африку | 31.69 КБ |
Самоанализ урока математики | 22.25 КБ |
Самооценка на уроке. | 293.84 КБ |
puteshestvie_v_afriku.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Ученик начальной школы не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий дает возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребенка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Педагогические технологии - это сложная система средств и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, и создает в результате определенную совокупность условий для развития учащихся
Информационные и коммуникационные технологии
Урок с использованием информационных технологий становится более наглядным для учащихся, появляется мотивация к изучению предмета. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Технология развития критического мышления.
Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да - нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
- Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
- Формулирование цели и задач деятельности.
- Составление плана и программы.
- Выполнение плана.
- Презентация готового продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт-Презентация.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
- строят гипотезу
- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности
- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Следовательно, такая технология привлекает к новым возможностям построения любого урока, где младшие школьники не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
Здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;
- стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Игровые технологии.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая с помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а детям удобно и естественно его взять
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к ученикам, привлекать каждого ученика в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть различными по своему назначению, содержанию, средствами организации и проведения. С их помощью можно решать какое-либо одно задание (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.п.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности
Технология системно-деятельностного подхода в обучении
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Урок должен начинаться с создания проблемной ситуации. Применяются объяснительно-иллюстративный и деятельностный методы.
Технология «Формирование правильного типа читательской деятельности» или продуктивного чтения
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Работа с текстом во время чтения текста
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
- Чтение в режиме диалога с автором
- Словарная работа ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: слово толкуется в контексте.
- Беседа по содержанию текста в целом
- Выборочное чтение
- Обсуждение читательских интерпретаций
Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом
- Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Вопросы по иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
- Выполнение творческих заданий
Предварительный просмотр:
Тема: Н. А. НЕКРАСОВ «МОРОЗ-ВОЕВОДА» (ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»).
РАБОТА С ТЕКСТОМ (Технология продуктивного чтения)
Тип урока: комбинированнный | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя» | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение; регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения; коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы. | Личностные: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), презентация |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
I. Организация начала урока | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу: Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. И, пожалуйста, садитесь! Проверим готовность к уроку - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова «Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще» | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя | Владеют навыками психоло- гической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
II. Подготовка | – Что вы знаете о жизни Некрасова? – Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком | – Жил в XIX веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёло | |
– Какое время года? Какие ассоциации приходят вам? Игра «Ёлочка ассоциаций» – У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Вы догадались, кто? | - Зима – Мороз. | ||
III. Сообщение темы урока Работа с текстом до чтения | – Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». - Определим тему нашего урока. - Можно ли по названию стихотворения сказать, о чем пойдёт речь? - Посмотрите на иллюстрацию. Предположите о чём будет говорится - Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый) - Какую цель поставим для работы на уроке? (Выясним, каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов). Чтобы подтвердить предположение, выполним следующие виды работы: 1.Прочитаем стихотворение 2.Найдём в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя) 3.Дадим характеристику героя. 4. будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанном | Внимательно слушают. Определяют цели урока | Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,затем высказыают свои предположения о героях, теме, содержании. |
Работа с текстом во время чтения 3. Повторное чтение произведения. Работа с текстом после чтения текста | - Давайте проверим свои предположения. Чтение вслух в режиме диалога с автором – Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит). -Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений). -Как покоряется Морозу природа? (Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может). -Что он может? -Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт). -Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.). Концептуальный вопрос Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках? (В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стихотворении у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода). -Какова основная мысль стихотворения? (Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н.Некрасов- он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.) Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты. – Как вы понимаете значение слова воевода? Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения? – А есть ли ещё непонятные слова? Дозором обходит – сторожит. Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей. Обозы – вереница гружёных повозок. Казна – богатство. Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета. Владенья – своя собственность. – Каким вы себе представили Мороза-воеводу? – Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза. – Почему поэт называет Мороза воеводой? – Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? – Найдите первые два сравнения. Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои. – Зачем они употреблены? – Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза. – Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух. – Как Мороз говорит о своем могуществе? – Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов. – Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? – Прочитайте песню Мороза вслух. – Кто лучше прочитал? – Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. – Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? – Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение? – Первую часть – неторопливо, бодро. – Вторую часть – гордо, несколько хвастливо. – Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении. – Как понять выражение: Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро? – Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). – Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв. – Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются. – Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза. – Хвастливой. – Властный, грозный, удалой, хвастливый. Читают 2–3 ученика. – Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю. – Хвастливо, гордо. Выполняют задание. Объясняют толкование выражения. Пропевают песню вполголоса. Описывают картины, используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны». | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют |
цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой. | |||
Словарная работа. 5. Выборочное чтение. | |||
6. Работа над выразительностью чтения | |||
– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас? – Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу. – Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? – Какие картины видим? – Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин? – Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. – Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их? – Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.) | Читают по «цепочке». – Словно ветер бушует, с гор побежали ручьи... Слышим треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям. – Мороз украшает все снегом, инеем. Выполняют задание. Читают «по цепочке». – «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок. | ||
Физкультминутка | Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом. | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
Носом вдох, а выдох ртом, Не боимся мы пороши, Дышим глубже, а потом – Ловим снег – хлопок в ладоши. Шаг на месте, не спеша, Руки в стороны, по швам – Как погода хороша! Снега хватит нам и вам | |||
V. Продолжение работы по теме урока | – Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза. | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
– Какая предстала картина?
| – Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством. | ||
– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.) – Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт». – Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.) – Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах. | |||
– Какая зима у Некрасова? | – Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться. | ||
– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели. – А о каком морозе нам рассказал поэт? – Мороз-воевода. Какой он? | – О Морозе-воеводе. Высказывают предположения. | ||
– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему? | – Разные картины – разное настроение. | ||
– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов. – А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам? | Читают текст стихотворения. – В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы | ||
Работа в группах, выставление оценок | Задания на 3 группы (по рядам) 1. отгадать народные загадки, отгадки найти в стих- ии 2. составить пословицы. Какая из них более всего подходит к стих-ю? 3. указать значения слов, употребленных Некрасовым в стих-ии? | ||
VI. Домашнее задание | Выбрать (по желанию): – Нарисовать Мороза-воеводу. – Сочинить о нём сказку. – Найти пословицы и поговорки о зиме. – Прочитать отрывок из произведения выразительно. – Выучить отрывок наизусть | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения |
VII. Итог урока. Рефлексия | – В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили: Произведение, какого поэта мы читали на уроке? Как оно называется? - Какую цель мы ставили в начале урока? (Цель: выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении). - Достигли ли мы поставленной цели? (Да). - Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем). - С чем это связано? (Мы строили свои предположения, не прочитав произведения). - Вернёмся к нашему эпиграфу. – Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? – Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное». – Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.) Время урока истекло. Я вам, ребята, благодарна. За то, что встретили тепло И поработали прекрасно. | Осуществляют самоанализ учебной деятельности. – Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо. Внимательно слушают | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы |
Предварительный просмотр:
Тема: В. Бианки . Мышонок Пик
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тема раздела: Авторские сказки
Тема урока: В Бианки «Мышонок Пик»
Тип урока: обобщающий
Форма проведения: Урок-суд.
Цели:
- определить характер героя через исследование его поступков и действий;
- выявить положительные и отрицательные черты главного героя;
- активизировать познавательный интерес к книге при помощи ролевой игры на уроке;
- прививать любовь к чтению.
- развивать умение вести учебный диалог, аргументировать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
- развивать навык выразительного чтения;
- развивать мышление, внимание, память.
- воспитывать чувство товарищества ,дружбы, взаимовыручки; воспитывать уважительное отношение к окружающим, старшим; воспитывать необходимость учёбы, потребность в учении.
Оборудование:
Картинки с изображением героев произведения, карточки с характеристиками героя-подсудимого для присяжных, таблички с надписями для ролевой игры, мантия для судьи, молоточек.
Формируемые УУД:
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к герою к его поступкам.
Регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
ориентироваться в книге
находить ответы на вопросы в тексте,
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
реобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные :
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока:
1.Организационный момент:
У: С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти.
-Для чего нужны нам сказки?
-Что в них ищет человек?
II.Актуализация знаний.
- Чтение начала сказки
Обвинение:
- Пику было всего 2 недели от роду. Он ничего не умел. Он был сосунком.
-Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше б они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое дальнее путешествие.
- Найдите в словаре значение слова Суд по Ожегову:
Суд - Судьи, те, кто судит
Суд Государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел
Суд Мнение, заключение
Суд Общественный орган, рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива
Суд Разбирательство дел в таких органах
III. Сообщение темы и целей урока.
У:-Вот сегодня нам и предстоит разобраться,
У:- Вы готовы начать урок-суд?
Д:-Да, мы готовы…
У:- Прежде чем начать нам нужно поставить цель урока, т.е. цель суда.
Д:-- Цель: рассмотреть нравственные поступки героя сказки «Мышонок Пик»
У:- Роли вами выбраны заранее:
У:- Секретарь?
Д:-- Это я!
У:- Группа обвинения?
Д:-- Это мы!
У:- Группа защиты?
Д:-- Это мы!
У:- Кто у нас судья?
Д:-- Судья я!
У:- А присяжные?
Д:--Мы!
У:- А кто у нас сегодня подсудимый?
Д:--Мальчик! (картинка)
(расставляю карточки перед каждой группой и участником процесса
Судья одевает мантию , секретарь занимает место перед учениками, Мальчика сажают на видное место - «скамью подсудимых».)
У:--Призываю вас к дисциплине и порядку на суде. Работать старайтесь активно, вести диалог и быть готовым к сотрудничеству, т.к. в конце урока вам необходимо будет оценить свою работу.
IV: Судебный процесс (систематизация знаний)
У:---Слово предоставляется секретарю.
Секретарь: -Встать! Суд идёт!
-Слушается дело о поступке героя сказки «Мышонок Пик». Судебный процесс будет вести судья - Шадапов! Прошу садится!
Судья: Выслушаем сторону обвинения!
(Группа ребят, подготовили выдержки из произведения и зачитывают их)
Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения.)
(примеры отрывков:
Д: чайки !
Д:-щука !
Д:- кораблекрушение!
Д:- голод!
Д:- змея!
Д:- трясучка!
Д-жулан
Судья: Выслушаем сторону защиты!
(Группа ребят, подготовили выдержки из произведения и зачитывают их)
Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения.)
Д: - Мальчик добрый!
Д:- Мыши разносчики болезни !
Д:- Они воруют хлеб!
Судья: Присяжные заседатели! Вы заслушали обе стороны , а теперь составьте сводную таблицу характеристики подсудимого! Вы должны ответить на вопрос
(У ребят карточки которые они крепят по двум сторонам доски и комментируют столбик с положительными чертами героя больше.)
Секретарь: Встать! Суд и присяжные удаляются для вынесения приговора! Прошу садится!
Секретарь: Встать ! Суд идёт!
Судья: Оглашается приговор!
-Мальчик бывает, груб, но в целом , он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный.
- Какая польза от полевых мышей?
- Всё в природе взаимосвязано!
- Слушание по делу считаю закрытым. Суд выносит оправдательный приговор! Суд окончен.
V : Итог урока: Рефлексия
У:---Ребята вы довольны решением суда?
Д:--Да!
У:--Хотели бы вы изменить решение суда?
У:--- Удалось ли нашим героям обрести счастье?
Как вы думаете - почему?
Ответы детей
У:--- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
У:--Оцените свою работу в листах оценивания.
VI:Домашнее задание:
-Прочитать полностью это произведение
Предварительный просмотр:
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (4 КЛАСС)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию вычислительных навыков; познакомить с приёмами письменного сложения многозначных чисел; учить определять и формулировать тему и цели урока; формировать умения действовать по плану. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать текстовые составные задачи разными способами, находить значения числовых выражений. Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики |
Методы и формы | Формы: Урок-игра «Путешествие в Африку» Методы: игровые, системно-деятельностный, словесный, наглядный, практический Технология: игровые, рефлексии и самоконтроля |
Образовательные | Презентация |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Технологическая карта урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | — Прозвенел уже звонок? (Да!) — Уже закончился урок? (Нет!) — Только начался урок? (Да!) — Дети, вам тепло? (Да!) — А на улице? (Нет!) — Ну, а в Африке? (Да!) - Хотите попасть в Африку? (Да!) | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Целеполагание | - Конечно в жаркую Африку! Это второй по величине континент земного шара.(Слайд1) ---Мы будем решать задачи и примеры, и тогда математические задания и решения помогут нам увидеть некоторые красоты этого огромного континента. А ещё мы будем оценивать свою работу в «Листах самооценки», которые у вас на столах . - А поможет нам вот эта старинная африканская маска. (Слайд 2 ). | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | ||
III. Актуализация знаний | Устный счет: Математический диктант. | 1.Первый множитель 18, второй – в 2 раза меньше. Чему равно произведение этих чисел? (162) 2. Из числа 80 вычтите произведение чисел 17 и 2. (46) 3. произведение чисел 16 и 5 увеличьте на 20 (100) 4. Частное чисел 90 и 2 уменьшите в 5 раз. (9) 5. Число 7300 уменьшите в 100 раз (73) 6. Чему равна площадь прямоугольника, стороны которого 5 и 18 см? (90кв.см) - Расставьте все буквы по местам.(Ответ: Сахара). -Перед вами величайшая в мире пустыня Сахара – очень жаркое место на Земле. | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового и творческого характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; извлекают необходимую информацию из текстов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют знаково-символические средства для решения учебно- практических задач, различные способы поиска информации по обсуждаемой проблеме. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, ориен- тируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – принимают участие рудничества со взрослым и сверстниками. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | Заполнение листа самооценки | |
Выполняют задания. | Индивидуальная. | |||||
2)решение уравнений 3) решение задач Введение в тему | – Долго находится в жаркой пустыне не очень приятно. Но что это? Решим три уравнения и узнаем, куда отправимся дальше . Найдите неизвестный компонент. Х-378 = 162;(540) у+246=650;(404) 240-z=456 .(216)( НИЛ) -Вдали блестит широкая река. Самая длинная река в мире. Это Нил. Длина его составляет 6671 км. Задача: Крупнейшая в Европе река Волга имеет длину 3530 км, река Енисей в Сибири 3487. На сколько километров река Нил длиннее реки Волги. (на 3141 км). На сколько километров Енисей короче реки Нил? (на 3184 км). - Как мы решим эту задачу? Запишите пример столбиком. Вычислите. -Оцениваем свою работу! - Проговорите алгоритм письменного вычитания.
| Фронтальная. | ||||
– Сегодня на уроке мы познакомимся с письменным сложение и вычитанием многозначных чисел. - Побывав в Северной Африке, нельзя не посетить Великие пирамиды - одно из семи чудес света. Задача: на трёх пирамидах за год побывали 2528 экскурсантов. На первой и второй побывали 1802 человека, а на второй и третьей – 1580 человек. Сколько экскурсантов побывало на каждой пирамиде в отдельности? ( на первой- 948, на второй – 854, на третьей – 726) | – Надо .. | Индивидуальная | Выполнение вычислений (частные случаи умножения и деления). Знание приема письменного деления трехзначного числа на однозначное | |||
IV. Формулирование темы | Фронтальная, индивидуальная | |||||
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | Восхитительны тропические экваториальные леса,с огромным разнообразием растительного и животного мира. | Решают примеры | Фронтальная. | Письменное деление и умножение. | |
Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке - Работа в «Листах самооценки» | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполнение движений согласно инструкции | |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение | Про бегемота | Решают самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; умеют слушать друг друга, уважают мнение других. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного курса | Устные ответы, записи |
Составление задачи по учебнику!!! | . | Фронтальная, индивидуальная. | ||||
Фронтальная. | ||||||
Индивидуальная | Выполненные задания | |||||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | -Давайте подведём итог нашему путешествию! Вам понравился урок? – Что нового узнали на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? -Как вы оцените свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес | Устные ответы |
VIII. До-машнее | Инструктаж | - Спасибо за урок! | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
урока по математике в 4 классе
Урок математики в 4 классе по программе «Школа России»,
Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел
Цели: совершенствовать умения решать задачи изученных видов, уравнения; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
Задачи:
- Совершенствовать способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;
- Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций;
- Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.
- Воспитывать любовь и интерес к математике, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, умение слушать других.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Обучающиеся научатся применять изученные приемы вычислений; решать уравнения; моделировать с помощью краткой записи и решать задачи изученных видов разными способами и выбирать наиболее удобный способ, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; научатся читать равенства, используя математическую терминологию
- Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;
- давать оценку своей работе и работе одноклассников на уроке;
- формировать нравственные ценности /отношение к родителям, любовь к Родине/
- определять правила работы в парах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- определять цель и задачи урока с помощью выполнения задания;
- планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
- использовать знако-символические средства при выполнении заданий;
- делать выводы о результатах работы на уроке;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация,
Межпредметные связи: окружающий мир
Мною дан урок математики в 4 классе по теме «Сложение и вычитание». Он первый в разделе «Сложение и вычитание».
Данный урок по типу является урок изучения нового материала.
Форма урока: урок- путешествие.
Все дети имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, деятельностный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический, наглядный.
Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, проблемно-развивающая, игровая.
Для достижения поставленных целей я использовала различные методы и приёмы, в том числе и те, которые способствуют реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение обучающимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу над заданием под руководством учителя, оценку выполненной работы.
Урок я начала с тренинга-настроя, это позволяет мне быстро собрать внимание детей и настроить их на урок. (Общекультурная компетенция).
Следующий этап урока – целеполагание, постановка темы и цели урока. Обучающиеся формулируют цели урока.
Следующий этап урока – актуализация знаний и мотивация. Поскольку урок проходил как путешествие по планетам солнечной системы, устный счёт я провела в форме игры-путешествия, дети актуализировали знания изученного материала.
На уроке дети работали с учебником, вычисляли значения выражений, работали самостоятельно, составляли условие задачи и решали задач. На уроке дети повторили и геометрический материал /находили площадь.
Я стараюсь создавать на уроках проблемную ситуацию, чтобы дети сами искали пути решения данной проблемы, опираясь на уже полученные знания и умения. Этот приём я частично использовала сегодня на уроке.
Уделяю внимание эдоровьесберегающей технологии через проведение подвижной, музыкальной физминутки.
Так, путешествуя по Африке, ребята совершенствовали умения решать задачи изученных видов, уравнения; совершенствовали устные и письменные вычислительные навыки
Обучающиеся были активны. Применяли полученные знания в ходе урока. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность обучающихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка.
В конце урока была рефлексия, сделана самооценка работы на уроке. Обучающимся было предложено домашнее задание, объём которого соответствовал нормативам. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе.
С моей точки зрения, урок цели достиг. Были учтены объём и сложность информации, возрастные особенности и учебные возможности обучающихся.
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ
Лист самооценки
№ | Виды работ | Самооценка деятельности | Балл |
1 | Математический диктант | Всё понял, могу материал объяснить другому | 5 |
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь | 4 | ||
Для полного понимания мне нужно повторить тему | 3 | ||
Я ничего не понял | 2 | ||
2 | Решение уравнений | Всё понял, могу материал объяснить другому | 5 |
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь | 4 | ||
Для полного понимания мне нужно повторить тему | 3 | ||
Я ничего не понял | 2 | ||
3 | Новая тема | Всё понял, могу материал объяснить другому | 5 |
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь | 4 | ||
Для полного понимания мне нужно повторить тему | 3 | ||
Я ничего не понял | 2 | ||
4 | Решение и составление задач повышенной трудности | Всё понял, могу материал объяснить другому | 5 |
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь | 4 | ||
Для полного понимания мне нужно повторить тему | 3 | ||
Я ничего не понял | 2 | ||
Общая оценка | |||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: Математический диктант 1 Решать примеры 2 Решать задачи 3 3 Познакомимся с новой темой 4 4 Составлять задачи 5
Математический диктант Первый множитель 18, второй – в 2 раза меньше. Чему равно произведение этих чисел? Из числа 80 вычтите произведение чисел 17 и 2. Произведение чисел 16 и 5 увеличьте на 20. Частное чисел 90 и 2 уменьшите в 5 раз. Число 7300 уменьшите в 100 раз Чему равна площадь прямоугольника, стороны которого 5 и 18 см ? (оцениваем в листах самооценки от 5 до2)
162; (А) 46; (А) 100; (Р) 9; (С) 73; (Х) 90 кв. см. (А) РАСПОЛОЖИТЕ В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ Оцени свою работу!
Пустыня Сахара
Найдите неизвестный компонент. Х-378 = 162; у+246=650; 456- z = 240
Х=540 (Л ) У=404 (И) Z= 216 (Н) РАСПОЛОЖИТЕ В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ - Оцени свою работу!
Река Нил
Решите задачу Длина реки Нил составляет - 6671 км. Задача: Крупнейшая в Европе река Волга имеет длину 3530 км, река Енисей в Сибири - 3487. На сколько километров река Нил длиннее реки Волги? На сколько километров Енисей короче реки Нил?
Волга- на 3141; Енисей-на 3184.
Тема урока Сложение и вычитание многозначных чисел
Египетские пирамиды
Задача: на трёх пирамидах за год побывали 2528 экскурсантов. На первой и второй побывали 1802 человека, а на второй и третьей – 1580 человек. Сколько экскурсантов побывало на каждой пирамиде в отдельности?
на первой- 948, на второй – 854, на третьей – 726
Тропические экваториальные леса
Бегемот
Африканский слон
Итоги путешествия в Африку – Что нового узнали на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке?