Материалы для родителей
На этой странице размещены материалы для родительского всеобуча, памятки и просто советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebyonka_samostoyatelno_reshat_zadachi.docx | 16.92 КБ |
pamyatka.docx | 12.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребёнка самостоятельно решать задачи.
Методические рекомендации были разработаны в помощь:
- родителям, чьи дети часто болеют и поэтому вынуждены пропускать занятия;
- ученикам, которые по каким-либо причинам не усвоили, как оформлять и записывать решение задач, не могут объяснить выбор того или иного арифметического действия;
- учителям, которым при работе над задачей важно научить учеников:
-- разделять задачу на смысловые части, находить главные слова, связанные с действием;
-- выделять величины, данные и искомые числа, устанавливать связи между ними и выбирать соответствующее арифметическое действие.
В начальных классах задача в основном предлагается для пополнения знаний учащихся, приобретения умений, совершенствования и закрепления навыков.
Цели решения задач следующие:
1) установить причинно-следственные связи и раскрыть функциональную зависимость между величинами, входящими в условие задачи;
2) научится умению логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выяснении хода решения задач;
3) обоснованно выбирать арифметические действия;
4) ознакомится с решением задач определённого вида.
При этом работа с задачей преследует и широкие воспитательные цели:
1) задачи, раскрывающие достижения, воспитывают любовь к Родине;
2) многие задачи готовят учеников применять в жизни приобретённые ими знания;
3) поиск решения развивает настойчивость, воспитывает волю;
4) участие в творческом процессе открытия решения доставляет эстетическое наслаждение;
5) сюжет задачи и числовые данные, взятые из жизни, способствуют общему развитию ребёнка;
На первом этапе знакомства с задачей закрепляем в сознании детей математические термины, вырабатываем умение видеть в задаче данные и искомое, учим сознательно выбирать действие и определять компоненты этих действий.
Обучая детей умению самостоятельно анализировать задачу, первое время (в период, когда только вводится простая задача) мы коллективно проводим следующую работу в классе.
Например, возьмём задачу:
На ветку сначала село6 синичек. Затем прилетело ещё несколько синичек. Всего на ветку село 9 синичек. Сколько синичек прилетело на ветку во второй раз?
Сначала дети читают 2-3 раза задачу про себя. Затем задача читается вслух. Дети (под руководством учителя) выделяют первую смысловую часть задачи, то есть что говорится о первом данном, и ставят простым карандашом вертикальную черту. Затем читают задачу дальше и выделяют вторую смысловую часть, что говорится о втором данном, тоже ставят вертикальную черту. Затем выделяют третью смысловую часть.
Затем учим детей выделять в каждой части наиболее важные слова, которые несут основную смысловую нагрузку. В данной задаче дети подчёркивают: село 6 синичек, прилетело несколько, всего 9 синичек. Сколько прилетело…
После такой работы учащимся будет легко записать задачу кратко:
Село—6 син.
Прилетело - ? 9 син.
Сделанный анализ и краткая запись помогут ученикам правильно выбрать действие.
Задача 1. Ира нарисовала 6 рыбок, а Миша 3 рыбки. Сколько всего рыбок нарисовали дети?
И. – 6 р.
М. – 3р. ?
6+3=9(р)
Ответ. Всего 9 рыбок.
Рассуждение. Если в задаче спрашивается, сколько всего, то выбираем действие сложение.
Краткую запись можно выполнить в виде рисунка.
Задача 2. масса дыни 5 кг, а масса арбуза на 4 кг больше. Найдите массу арбуза.
Д. – 5кг
А. ?- на 4 больше
5+4=9(кг)
Ответ. Масса арбуза 9 кг.
Рассуждение. Масса арбуза неизвестна, но в условии задачи сказано, что на 4 кг больше. Выбираем действие сложение.
Задача 3. В саду собрали 10 кг смородины, а малины на 2 кг меньше, чем смородины. Сколько малины собрали в саду?
С. – 10 кг
М. ? – на 2 кг меньше
10-2=8(кг)
Ответ.8 кг малины.
Рассуждение. Сколько килограммов малины неизвестно, но в условии задачи сказано, что малины на 2 кг меньше. Выбираем действие вычитание.
Задача 4. у Коли было 6 машинок. В день рождения ему подарили ещё 2 машинки. Сколько машинок стало у Коли?
Было – 6м.
Подарили – 2м.
Стало - ?
6+2=8(м)
Ответ. Стало 8 машинок.
Рассуждение. Если в условии задачи сказано, что коле подарили ещё 2 машинки, значит, у него машинок стало больше. Выбираем действие сложение.
Задача 5. у Саши было 10 книг. 2 книги он подарил товарищу. Сколько книг осталось у Саши?
Было – 10 кн.
Подарил – 2кн.
Осталось - ?
10-2=8 (кн.)
Ответ. Осталось 8 книг.
Рассуждение. Остаток находим действием вычитания.
Задача 6. у Вани 7 значков, а у Лены 3 значка. На сколько больше у Вани, чем у Лены?
В. – 7зн.
Л. – 3зн.
7-3=4
Ответ. На 4 значка больше.
Задача 7. Длина одной полоски 8 см, а длина другой полоски 5см. На сколько сантиметров вторая полоска короче первой?
1 п. – 8см
2 п. – 5см На сколько короче (меньше)
8-5=3 (см)
Ответ. На 3см короче.
Рассуждение к задачам 6 и 7. Чтобы сравнить два числа и узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Задача 8. В первой коробке 6 карандашей, а во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?
1 – 6к.
2 ? – на 2к. меньше ?
1) 6-2=4 (к.) – столько во второй коробке.
2) 6+4=10 (к.)
Ответ. Всего 10 карандашей.
Рассуждение. Сразу ответить на вопрос задачи мы не можем, так как неизвестно, сколько карандашей во второй коробке. Количество карандашей во второй коробке находим действием вычитания, ведь в условии задачи сказано, что их было на 2 меньше, чем в первой: 6-2=4 (к)
Теперь нам известно, сколько карандашей в первой коробке и во второй. Можем узнать, сколько всего. Для этого выбираем действие сложение.
Составление выражения по задаче.
1 (первое слагаемое) -6
2 (второе слагаемое) – 6-2 (второе слагаемое выражено разностью чисел 6 и 2)
1 + 2 = всего
6+6-2=10
Задача 9. В автобусе ехали 9 мальчиков и 4 девочки. На остановке трое из них вышли. Сколько детей осталось в автобусе?
Было ? – 9 чел. И 4 чел.
Вышли – 3 чел.
Осталось - ?
1) 9+4=13 (чел.) – всего было.
2) 13-3=10 (ел.)
Ответ. Осталось 10 человек.
Рассуждение. Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько всего было детей. Сколько всего ехало детей, узнаем сложением: 9+4=13 (чел.)
Теперь нам известно, сколько всего детей ехало, и мы можем узнать, сколько осталось после того,
Как трое из них вышли. Остаток находим вычитанием.
Составление выражения по задаче.
Было (уменьшаемое) – 9+4 (уменьшаемое выражено суммой чисел 9 и 4)
Вышли (вычитаемое) – 3
Осталось (значение разности) - ?
Было – Вышли = Осталось
9+4-3=10
Задача 10. В гараже стояло 20 машин. Сначала выехало 7 машин, а потом 3 машины. Сколько машин осталось в гараже?
1 способ
Было -20м.
Выехало ? – 7м. и 3м.
Осталось -?
1) 7+3=10
2) 20-10=10 (м.)
Ответ. Осталось 10 машин.
Рассуждение. Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько всего выехало машин. Находим сложением: (7+3)=10 м.). Остаток находим вычитанием.
Составление выражения по задаче.
Было (уменьшаемое0 – 20
Выехало (вычитаемое) – 7+3 (вычитаемое выражено суммой чисел 7и 3)
Осталось (значение разности) -7
Было – Выехало = Осталось
20-(7+3)=10
2 способ
Было (уменьшаемое) -20
Сначала выехало – 20-7-3
Было – Сначала выехало – Потом выехало = Осталось
20-7—3=10
Предварительный просмотр:
Примерная памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
- Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяйте делать себе самому.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг другом.
- Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувсвами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребё1нком в зависимость от его учебных успехов.
- Помните, что ребёнок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!