Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Дашиева Альбина Жамсарановна

В рамках внеурочной деятельности веду кружок кукольного театра "Петрушка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа  имени С. Хамнаева»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                               СОГЛАСОВАНО:

Директор школы                                                                    зам. директора по  УВР        __________________                                                                   ______________

  «__» сентября 2017  г                                                                  «___»сентября 2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по

общекультурному  направлению

«Кукольный театр «Петрушка»    для 1-4 классов

Составитель :

ДАШИЕВА АЛЬБИНА ЖАМСАРАНОВНА

Квалификация   ПЕРВАЯ  КАТЕГОРИЯ 

Педагогический стаж : 30 ЛЕТ

2017-2018 г

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.    

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В начальной школе обучается 91 детей, из них 22 ученика проживают в соседнем селе Ярикта и для них организован подвоз. У них нет возможности посещать внеурочные занятия во второй половине дня,  для них внеурочные занятия проводятся 5-6 уроками. Поэтому для успешной организации внеурочной деятельности в начальной школе нами   созданы разновозрастные группы: «Радуга», «Искорка», «Солнышко», «Звёздочка», как один из эффективных способов взаимодействия детей разного возраста. В процессе общения школьники не только учатся, но и познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими. Важным фактором познания личности другого – партнера по общению – является позиция старшего или младшего (по возрасту) участника общения. Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе. Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях, выполняя в одном случае роль младшего, в другом – старшего, что способствует обогащению его коммуникативного и социального опыта.

Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное - «Ритмика», духовно-нравственное, социальное – «Родничок», общеинтеллектуальное - «Школа шахмат», общекультурное- кукольный театр «Петрушка». Данные направления позволяют определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Кукольный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности.

Введение театрального искусства через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Цель      программы:      формирование   общекультурных   навыков   детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи программы  развить у обучающихся

  • творческие способности;
  • зрительное восприятие;
  • пространственное, художественное и ассоциативное мышление;
  • фантазию, речь, коммуникативную культуру;

 сформировать:

  • интерес к театру как средству познания жизни, духовного обогащения;
  • художественные     предпочтения,     этические,     эстетические     оценки искусства, природы, окружающего мира;
  •  нравственные   качества,   позитивное   и   оптимистическое  отношение   к жизни;
  • помочь обучающимся реализовать творческий потенциал; познакомить детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).

Особенности организации учебного процесса

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества — это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает               сочетание               коллективных,  
групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Условия реализации программы.

Планируемое количество обучающихся в кружке около 20 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся. 

Учебно -тематический план

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное               занятие.               Что такое кукольный театр. Показ видео.

3

1

2

2

Выбор пьесы для спектакля

6

1

5

3

Секреты сценического мастерства

6

1

5

4

Обучение приёмам кукловождения.

7

1

6

5

Отработка спектакля в целом

6

1

5

6

Постановка спектакля

6

1

5

Итого

34

Содержание тем курса

Вводное занятие. История возникновения кукольного театра.

Театр. Его истоки.

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Выбор пьесы для спектакля

Выразительное чтение пьесы учителем.

Беседа о прочитанном .

Распределение ролей

Секреты сценического мастерства

Отработка чтения каждой роли . Репетиция за столом

Обучение приёмам кукловождения.

Проводить куклу над ширмой на вытянутой руке .

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Отработка спектакля в целом

Генеральная репетиция.

Постановка спектакля

Показ пьесы.

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное               занятие.               Что такое кукольный театр. Показ видео.

2,5

02.09

03.09

04.09

2

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

2,5

07.09

08.09

09.09

10.09

3

Виды кукол и способы управления ими. Куклы- марионетки, тростевые куклы. Пальчиковый театр, театр теней.

2,5

14.09

15.09

16.09

17.09

4

Выбор пьесы для спектакля. Сказка «Зайкина избушка» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном .Распределение ролей.

2,5

21.09

22.09

23.09

24.09.

5

Роль декораций в постановке. Реквизит. Приготовление бутафорий.

2,5

28.09

29.09

30.09

01.10

6

Отработка     мизансцен     и     эпизодов спектакля. Выразительное чтение произведения     Распределение ролей. Чтение по ролям за столом.

2,5

05.10

06.10

07.10

08.10

7

Секреты сценического мастерства.

2,5

12, 13, 14, 15.10

8

Чтение по ролям, Заучивание текста наизусть.

2,5

19,20, 21. 22.10

9

Обучение приёмам кукловождения.

2,5

26,27, 28,29.10

10

Репетиция пьесы

2,5

9, 10, 11, 12.11

11

Отработка спектакля в целом. Генеральная репетиция.

2,5

16, 17. 18, 19.11

12

 Постановка спектакля. Показ пьесы детям детското сада

2,5

23,24,25, 26.11

13

Выбор пьесы для спектакля. Сказка   «Сказка о вредных привычках» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

30.11

1, 2, 3.12

14

 Секреты сценического мастерства. Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме

2.5

7, 8, 9, 10.12

15

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2,5

14, 15, 16, 17.12

16

Отработка спектакля в целом. Показ пьесы.

2,5

21, 22, 23, 24.12

17

Постановка спектакля.

2,5

11,12,13, 14.01

18

Выбор пьесы для спектакля «Превращения трёх Снежинок» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

18.19, 20, 21.01

19

 Секреты сценического мастерства. 

Отработка чтения каждой роли.

2,5

25, 26, 27, 28.01

20

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2.5

1, 2, 3, 4.02

21

 Отработка спектакля в целом Генеральная репетиция.

2,5

8,9, 10, 11.02

22

Постановка спектакля. Показ пьесы. 

2,5

15.16,17, 18.02

23

Выбор пьесы для спектакля. Сказка «Морозко» Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

22, 23, 24, 25.02

24

  Секреты сценического мастерства. Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме

2,5

29.02

1, 2. 3.03

25

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2,5

7, 9. 10.03

26

Отработка спектакля в целом Генеральная репетиция.

2,5

14, 15, 16, 17.03

27

Постановка спектакля. Поездка в соседнее село.

2,5

21. 22.03

28

История создания национальных театров кукол.

2,5

28,29,30,31.03

29

Выбор пьесы для спектакля. Сказка  «Мотылёк»Выразительное чтение пьесы учителем. Беседа о прочитанном. Распределение ролей.

2,5

4, 5, 6, 7.04

30

  Секреты сценического мастерства. Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме

2,5

11,12,13,14.04

31

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля. Заучивание текста наизусть

2,5

18,19,20,21.04

32

Отработка спектакля в целом Генеральная репетиция.

2,5

25,26,27,28.04

33

Постановка спектакля. Поездка в соседнее село.

2,5

5, 6, 11, 12.05

34

Сочинение пьес для кукольных спектаклей.

2,5

16,17,18, 19.05

35

Анализ поставленных спектаклей. Итоги работы за год

2,5

23,24,25,26.05

Планируемые    результаты    освоения    программы    курса    внеурочной деятельности «Кукольный театр» 

Личностные УУД

  • соблюдать правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;
  • умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности;
  •  адекватное понимания причин успешности деятельности;
  • Умение  анализировать,     сопоставлять,     обобщать,     делать     выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  •  правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
  • самостоятельно подводить итог занятия;
  • анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя;
  • планировать свои действия с помощью учителя;
  • обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • существлять поиск необходимой информации;
  • перерабатывать полученную информацию;
  •  наблюдать и делать выводы с помощью учителя;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога);
  • слушать и понимать речь других людей;
  • договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

– патриотизм – любовь к своей малой Родине.

– гордость за жителей нашего района.

– труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ожидаемые результаты:

В конце первого года обучения ученик будет знать: 

-о видах кукол;

-способах вождения кукол ;

-об особенностях сценической речи, подбора и оформления декораций к

спектаклю, подбора музыкального сопровождения к спектаклю;

- понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер»;

- правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

- делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя;

- правильно одевать на руку куклу;

- управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

-работать в группе и коллективе;

-выступать перед публикой, зрителями;

-выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать

накопленные знания.

 Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей детского сада.

Оценка планируемых результатов:

  • наблюдение; 
  • анкетирование родителей; 
  • опрос; 
  • активность участия в театральных постановках; 
  • участие в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение

Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы-петрушки;

- театральная ширма;

-  декорации к спектаклям;

- сценарии сказок.

Список литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. Ленинград, 1990;
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998;
  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. М., 2001;
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.
    М., 1999;
  5. Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000;
  7. Симоновский A3. Развитие творческого мышления детей.Ярославль, 1997;
  8. Н.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997;
  9. ЧеремошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997; 13.
  10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997;

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Дашиева Альбина Жамсарановна учитель начальных классов УСОШ имени С. Хамнаева

Слайд 2

Оптимиза ционная модель Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности Модель «школы полного дня» Модель дополни тельного образования Иннова ционно-образовательная модель

Слайд 3

Основные принципы организации внеурочной деятельности Учёт возрастных особенностей; Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; Связь теории с практикой; Доступность и наглядность; Включение в активную жизненную позицию

Слайд 7

Закон Российской Федерации «Об образовании» ст. 11 от 29.12. 12 №273 ФГОС Основная образовательная программа

Слайд 8

Направления внеурочной деятельности, программы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОССССС «Родничок» Театр «Петрушка» «Умелые руки» СС «Ритмика» «Шахматы» СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕКУЛЬ ТУРНОЕ СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ

Слайд 10

ПОДПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА « Мир вокального искусства» УЧАСТИЕ В ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ШКОЛЕ И СЕЛЕ ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ, МУЗЕЕВ . ПРОГРАММА «Кукольный театр «Петрушка» ОБЩЕКУЛЬТУР- НОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Е

Слайд 11

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

Слайд 12

Результаты 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Слайд 13

Первый уровень- приобретение школьником социального знания Достигается во взаимодействии с педагогом «организатор» «помощник» «стимулятор» «участник» «товарищ » «дирижер»

Слайд 14

Второй уровень- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Слайд 15

Третий уровень- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Слайд 16

Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Общекультурное направление Культпоходы в театры, музеи, Занятия в кружке «Кукольный театр» Концерты, инсценировки к календарным праздникам на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме, участие в конкурсах, благотворительные концерты, гастроли



Предварительный просмотр:

Муниципальная  научно-методическая конференции педагогических работников образовательных организаций МО «Баргузинский район» памяти

А.Х Филиппова

Организация внеурочной деятельности в Улюнской средней общеобразовательной школе имени С. Хамнаева

 А. Ж. Дашиева

учитель начальных классов

Улюнская СОШ имени С. Хамнаева

Баргузин

2017г

Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

Если на 10 лет вперёд- сажай лес,

Если же на 100 лет – воспитывай детей.

Глава  І.   Что такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Проще говоря, это система дополнительного образования школы – секции, кружки, творческие коллективы, клубы и сеть событий – акций, мероприятий, дел.

Внеурочная деятельность это все виды деятельности (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

Существует несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности воспитателями групп продленного дня.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. 

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.Это модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Основные принципы организации внеурочной деятельности

  • Учёт возрастных особенностей;
  • Сочетание индивидуальных  и коллективных форм работы;
  • Связь теории с практикой;
  • Доступность и наглядность;
  • Включение в активную жизненную позицию

Цель внеурочной деятельности:

Развитие индивидуальных интересов, способностей, склонностей, приобретение собственного социального и культурного опыта.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

  • Усилить педагогическое влияние на жизнь обучающихся;
  • Организовать досуговую деятельность обучающихся;
  • Выявить интересы, склонности, потребности;
  • Оказать помощь в поисках «себя»;
  • Создать условия для индивидуального развития;
  • Расширить рамки социума
  • Развивать культуру обучающихся.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

При организации внеурочной деятельности  учитываются:

  • Запросы родителей или законных представителей;
  • Приоритетное направление деятельности школы;
  • Интересы и склонности педагогов;
  • Возможности образовательного учреждения;
  • Внутришкольная система дополнительного образования;
  • И конечно желание самого ребёнка

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 Глава ІІ. Буду представлять наш опыт организации внеурочной деятельности.  

Внеурочная  деятельность организуется в соответствии:

Законом Российской Федерации «Об образовании» ст.11;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373)

Основная образовательная программа

В начале учебного года проводим тестирование учащихся на предмет выбора кружка, а также анкетирование родителей. На  МО учителей начальных классов обсуждается вопрос кто из учителей, что может предложить, учитывая все направления внеурочной деятельности, а их в Госстандарте -5. Это духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное и  спортивно-оздоровительное. Каждое направление нашло своё отражение в кружках. Сформировалась следующая палитра кружков: духовно-нравтвенное – «Родничок» руководитель Шадрина Т.В., общекультурное – кукольный театр «Петрушка» рук-ль Дашиева А.Ж., социальное – «Умелые руки» - Эрдыниева О.Д., общеинтеллектуальное – «Шахматы» - Эрдниева А.И. и спортивно-оздоровительное – «Ритмика»- Белокопытова О. Б.

Затем составляется расписание кружков.

В начальной школе обучается 91 ребёнок, из них 22 ученика проживают в соседнем селе Ярикта и для них организован подвоз. У них нет возможности посещать внеурочные занятия во второй половине дня. Поэтому для успешной организации внеурочной деятельности с ними   создана разновозрастная группа: «Радуга», как один из эффективных способов взаимодействия детей разного возраста. Занятия проводятся 5-6 уроками. В процессе общения школьники не только учатся, но и познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими.  Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе.

Одной из форм работы в общекультурном направлении является кукольный театр, который действует в нашей школе уже 6 лет.

Глава ІІІ.  Оценка достижений результатов внеурочной деятельности обучающихся происходит на трёх уровнях:

  • Первый уровень результатов – приобретение учениками социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни; Знакомство с историей кукольного театра, с театральной лексикой, с профессиями тех людей, которые работают в театре. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, развивают художественные способности. Работа над небольшими по объёму спектаклями - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты
  • Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальным реальностям в целом; В процессе работы над спектаклем, созданием декораций и бутафории к спектаклям дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. У них развивается общечеловеческая универсальная способность к межличностному взаимодействию.
  • Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой (это тоже одно из новшеств от ФГОС).

Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. участие в конкурсах, в сельских праздниках и т.д.

 



Предварительный просмотр:

Внеклассное  занятие по математике во 2 классе

Тема: Путешествие в страну «Математика»

Класс: 2 «А»

Цель: развитие познавательного интереса к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

Задачи:

Предметные:

  • совершенствовать вычислительные навыки, устные приёмы сложения и вычитания;
  • совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи

Метапредметные:

  • формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительную страну «Математика». Давайте разделимся на две команды. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана. Путь будет нелегок. Но я надеюсь, что это путешествие прибавит вам творческих сил, укрепит веру в свои возможности, принесет вам радость и желание познавать новое. В пути вас ждут конкурсы. За правильные ответы на вопросы команды будут получать баллы.

- Чтобы начать  наше путешествие, откройте вот эти таинственные “двери”. Чтобы их открыть, надо прочитать загаданные слова, которые на них написаны. Это – ребусы. Для каждой команды своя “дверь” и еще одна для болельщиков.

Отгадав ребусы – открывают дверь.

http://festival.1september.ru/articles/412564/img1.jpg

- Нас ждёт наш  математический транспорт.

- Из каких геометрических фигур составлен наш корабль? Сколько фигур одного вида изображено на рисунке?

- Приготовились! Наш корабль поднимает паруса. Дует попутный ветер.

- Мы приближаемся к острову.

І- остановка. Остров «Цифирия»

Ведущий. О какой цифре говорится ?

Я -  в озере лебёдка,

Длинношеяя молодка.(5)

Я четвёртая стою

Между цифрами в строю. (3)

Шея длинная такая, хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев, а её лентяи- нет. (2)

Не похож я на пятак, не похож на рублик.

Круглый я, да не бублик. (0)

На одной ноге в болоте

Вы меня легко найдёте. (1)

Летом траву я кошу на лугах,

Зимою я – на гвозде в сенях.(7)

- Подсчитаем баллы. Занесём в судовой журнал.

ІІ – остановка. Порт  «Сосчитай-ка»

Ведущий. 1.Какие часы показывают точное время 2 раза в сутки? (те которые стоят)

2. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени нужно варить 5 яиц?

3. Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого ноша тяжёлее? (одинаковая)

4. Ленту разрезали в трёх местах. Сколько частей получилось? (4 части)

5. Какой месяц самый короткий?(февраль)

6. Сколько концов у 3 палок? (6)

7. У семи братье по 1 сестре. Сколько всего сестёр?

8.Витя положил вещи в ячейку камеры хранения на вокзале и запомнил, что в её номере есть цифры 1, 7, 8. Номер ячейки – трёхзначное чётное число, в котором сотен больше, чем десятков. Запиши номер этой ячейки.

Ответ: ____________

9. Растут 2 берёзы. На каждой берёзе по четыре шишки. Сколько всего шишек? (0)

10. Женщина несла 10 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (0)

- Подсчитаем баллы.

ІІІ – остановка.   Причал «Отдыхай-ка»

Ведущий.

-Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово три,

Приз немедленно бери.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом

Смотри на старте не хитри; а жди команду: раз, два… марш!

Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, но лучше …пять!

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы приз не взяли

Когда была возможность взять!

VІ – остановка  Пристань  «Геометрическая»

1. Умножив длину на ширину, … (найдем площадь).

2. Линия, состоящая из нескольких звеньев. (Ломаная.)

3. Им чертят окружность. (Циркуль.)

4. Ничего не бывает более ровного, чем две параллельные прямые. (Знак равенства.)

5. Сумма длин всех сторон. (Периметр.)

6. Прямая, ограниченная с 2 сторон. (Отрезок.)

7. У него все стороны равны. (Квадрат.)

8. Бывает на карте, в конце предложения. (Точка.)

9. У Кати на катушке осталось 200 см кружев. Хватит ли ей этих кружев, чтобы обшить ими платок квадратной формы со стороной 20 см? Запиши ответ и объясни его. Ответ: ____________

Объяснение: __________________________________________________________________________

10.Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку. (круг)

- Подсчитаем баллы.

V- остановка. .   Гавань «Творческая»

Цифра 7 известна всем. Семерка в древности была окружена большим почетом: 7 чудес света, 7 дней в неделе, в радуге 7 цветов, у индусов дарят 7 слоников на счастье, а окружающий мир мы воспринимаем через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем пословицы и поговорки типа «Семь бед - один ответ». Итак, каждый из вас по очереди называет пословицу или поговорку, где встречается число 7.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Семь бед - … (один ответ).

Один с сошкой … (семеро с ложкой).

У семи нянек … (дитя без глаза).

Семеро одного не ждут.

Семеро с ложкой, а один с сошкой.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Быть на седьмом небе.

На семи ветрах.

Работают до седьмого пота.

Знать предков до седьмого колена.

За семью печатями.

Лиса семерых волков проведет.

Семь дел в одни руки не берут.

Лук от семи недуг.

Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

Семь четвергов, и все в пятницу.

Кота убить - семь лет счастья не видать.

Семь бед - один ответ.

Семеро пастухов одну овцу пасут.

Чем семерых посылать, лучше самому побывать.

Семь деревень, а лошадка одна.

Для бешеной собаки семь верст не круг.

Семерых одним ударом.

Ходить семимильными шагами.

Седьмая вода на киселе.

У ленивого Емели 7 четвергов на неделе.

- Подсчитаем баллы.

VІ - остановка. «Смекалистая»

1. В квартирах №1, 2, 3 жили три друга – Митя, Тима и Саша. Известно, что Миша не жил ни в квартире №1, ни в квартире №2, а Тима жил ни в квартире №1. В какой квартире жил каждый мальчик? (Саша – в 1-й, Тима – во 2, Митя в -3.)

2. Из одного города в другой ехало 3 машины. Они проехали 150 км. Сколько километров проехала каждая машина?

3. У Вовы 180 рублей. Если половину  своих денег он отдаст Кате, то денег у них будет поровну. Сколько денег у Кати?

4.  В школе 370 учащихся .Могут ли хотя бы два ученика этой школы отметить свой день рождения в один и тот же день?

5. Логическая задача . «Какие оценки они получили?»

 Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие  им оценки  поставлены за контрольную работу по математике,  то учительница ответила:

-Попробуйте догадаться сами, если я скажу ,что в вашем классе плохих оценок нет, а у вас оценки разные ,причём у Ани –не «3»,у Нины –не «3»и не «5».Какую оценку получила каждая из этих учениц?

6.Как налить 8литров воды ,используя 2 сосуда, вмещающих 10л,3л?

7. Разделите 12 пополам, чтобы получилось 7. (Это можно сделать, если число 12 записано римскими числами      ХІІ

8. Назовите пять дней, не называя чисел (например: 1, 2, 3,..) и названий дней недели (например: понедельник, вторник, среда…). (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

9. На выставке нужно разместить детские рисунки. Если на каждом стенде разместить по 8 рисунков, то понадобится 10 стендов. Сколько стендов понадобится, если размещать по 5 рисунков на каждый? Выбери верное решение задачи

Решение 1

            Решение 2

Решение 3

1) 8 • 10 = 80 (рис.)

1) 8 • 10 = 80 (рис.)

1) 8 • 10 = 80 (рис.)

                                                          2) 80 : 5 = 16 (ст.)

                             2) 80•5 = 400 (рис.)

10.Бабушка хочет связать внукам варежки. На одну варежку нужно 50 г шерсти. Хватит ли ей 290 г шерсти, чтобы связать варежки трём внукам? Объясни свой ответ.

Ответ:_______________________ Объяснение:___________________________________________________________________________

- Подсчитаем баллы.

VІІ – остановка.  Айсберг «Математический»   Конкурс капитанов.

1.В танцевальной студии занимались 25 мальчиков и 19 девочек. Каждую неделю в группу приходят два новых мальчика и три новых девочки. Через сколько недель мальчиков и девочек в этой студии станет поровну?  (6)

1) 6;          2) 5;       3) 4;       4) 3;      5) 2.

2. Шоколадная плитка состоит из одинаковых долек. Маленький Владик разделил её «по-честному»: сначала он отломал полоску из 5  долек для бабушки, а затем полоску из 7 долек для дедушки. Сколько долек у него осталось?

1) 23;           2) 28;        3) 30;        4) 35;      5) 40.

- Подведём итог нашей работы. Итак, победила команда…

Ведущий:

- Наше путешествие завершается успешно. Мы посчитали наши баллы и объявили победителя. Как вы думаете, почему нам в пути сопутствовал успех?

1-ученик:

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом.

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука АРИФМЕТИКА.

2-ученик:

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает  АРИФМЕТИКА.

3-ученик:

Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,

Надо прежде всего математику знать.

И на свете не профессий,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам ни пригодилась   АРИФМЕТИКА

-Внимание!  Наш корабль заходит в Бухту «Пятёрка». Поднимите ваши смайлики, оцените свою работу. Вы все  попадаете в бухту! Я благодарю вас за вашу работу.