Система оценивания образовательных достижений

Чултумова  Ирина Норбоевна

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.

Структура системы оценки:  Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования. 

В системе оценивания  определены следующие основные виды контроля:

-- стартовый (предварительный) контроль.Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей деятельностью;

промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом;

контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки в портфолио);

итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года, а также в формате ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

На итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:

- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

- оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

- оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.

Методы и формы оценивания (перечислить):  

- продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений;

- метапредметные диагностические работы;

- диагностика результатов личностного развития учащихся (учебных и внеучебных результатов учащихся);

- диагностическая работа (результаты наблюдения, проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, самоконтроль,  взаимоконтроль и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx21.37 КБ
Файл otsenka_ustnyh_i_pismennyh_rabot_uchashchihsya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Важным моментом в образовательной практике является оценивание достижений учащихся.  К оцениванию знаний подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам образовательного процесса понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем содержательной будет обратная связь, тем эффективнее будет реакция на нее. Наряду с  традиционной системой оценивания (пятибалльная система) перехожу к более конструктивному подходу: использую: стимулирующие функции при оценивании  работы ученика, самооценку,  взаимооценивание результатов письменных работ и устных ответов. Оценки  учащихся комментирую, при оценочных суждениях по поводу работы опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность и самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний.

Критериями оценки деятельности учащихся являются самостоятельность, умение применять знания на практике, инициативность.

При оценивании ОУУН ориентируюсь на  следующие уровни достижения планируемых результатов:

 базовый уровень достижений – решение простой типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»);

  повышенный уровень достижений это превышение базового уровня (решение нестандартной задачи, где требовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации). Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  высокий уровень достижений планируемых результатов ориентировано на решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень оценивается на «отлично» (отметка «5»), демонстрирует исключительные успехи учеников при решении задач выше школьных требований, при котором ученик самостоятельно вырабатывает алгоритм решения поставленной задачи.

В рамках формирующего оценивания использую систему отметок, которые находят отражение на «Листе знаний» ученика по  изучаемой теме. На каждого ученика оформляю «Лист знаний» как показатель степени усвоения учеником определенной темы, который состоит из видов работ. 

Мониторинг образовательного процесса осуществляю по системе Беспалько В.П.(текущая диагностика) и Никонова (рубежная диагностика). При текущем контроле я использую систему Беспалько, при котором выявляется уровень обученности учащихся при изучении определенной темы. При проведении контрольных работ оптимальный уровень должен составлять 0.75 баллов. При низком показателе провожу дополнительные занятия, индивидуальную работу с учеником   и повторную проверочную работу. Рубежный контроль осуществляю по системе Никонова, где прослеживается уровень обученности класса по четвертям и  годам.

Провожу зачетную систему проверки знаний по каждой изученной теме, она позволяет глубже проверить умения и навыки, полученные учащимися. В зачетные работы включаю тестовые задания. Задания строю дифференцированно: часть заданий  проверяют обязательный уровень усвоения, другая -  рассчитана на продвинутый уровень. Учащиеся знают, какие задания нужно выполнить, чтобы получить «3», а какие на «4» и «5». Учащимся разрешается пересдавать зачеты с целью улучшения оценки. В начале изучения новой темы каждый ученик знает, что при завершении которого ему нужно сдать зачет, что мотивирует на успешное освоение пройденного  материала.  Зачетная система работы показывает, что учащиеся овладевают необходимым уровнем знаний и умений.

Основной проблемой при рефлексии является определение сформированности тех или иных учебно-познавательных компетенций учащихся. Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции применяю следующие критерии  оценки: Компетенции Степень сформированности

- умения видеть проблемы,

- ставить вопросы,

- анализировать и сравнивать,

- неудовлетворительно (не умеет)

 - удовлетворительно (умеет с помощью учителя)

- выделять элементы целого;

- умение самоконтроля и самооценки;

- умение работать в группе.

- хорошо (выполняет под контролем учителя и самостоятельно)

- отлично (выполняет самостоятельно, обладает навыками рефлексии)

 Рефлексия это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексию деятельности  удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов, что  помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы: 1) учащимся предлагаю  назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. 2) подобрать выражение, соответствующее их восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. 3) предлагаю детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на доске можно вывести слайд, где указаны варианты:                                сегодня я узнал...

было трудно

я понял, что

 я научился

я смог

было интересно узнать, что

меня удивиломне захотелось

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Провожу такую рефлексию устно или письменно (на листочках или прямо в тетради). Адаптирую форму проведения рефлексии под возраст детей.

Для  реализации  ФГОС мною проводится мониторинг сформированности  планируемых предметных и метапредметных результатов. Комплекс контрольно-измерительных для осуществления текущей, промежуточной и итоговой оценки, оценки сформированности предметных и метапредметных результатов включает: виды и типы заданий на сформированность.

Для оценки предметных и метапредметных результатов использую следующие виды

работ:

1) Математические диктанты, в которых  оцениваются не только знания ученика, но и умение его работать на слух и за ограниченное время.

2) Тесты на установление истинности утверждений (проверяют умение обосновывать или опровергать утверждения), позволяют акцентировать внимание школьников на формулировках определений, свойств, законов математических предложений, развивают точность, логичность и строгость их математической речи.

3) Самостоятельные работы,  содержат от 4 до 6 заданий и рассчитаны примерно на 15- 20 минут, оцениваются по желанию учеников.

4) Контрольные работы составляю  по крупным блокам материала или главам учебника.

В каждой работе по 5-6 заданий, первые три из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания, более продвинутые по уровню сложности. Система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения, как целого класса, так и каждого ученика в отдельности.

Дидактический потенциал  позволяет оперативно осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность продвигаться в его индивидуальном темпе, адекватном его способностям.

Активность учащихся при осуществлении данной деятельности позволяет мне оценивать, контролировать и корректировать уровень личной значимости и потенциала школьников в данной предметной сфере.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 

ОЦЕНКА  ПИСЬМЕННЫХ  КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  

ПО  МАТЕМАТИКЕ

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

ОБЩАЯ  КЛАССИФИКАЦИЯ  ОШИБОК

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

 К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.