Использование современных педагогических технологий в средней школе
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.pptx | 1.39 МБ |
ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.25 КБ |
problemnyy_metod.pptx | 1.36 МБ |
metod_proektov.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создатели технологии Образовательные игры использовали представители древнейших цивилизаций около двух тысяч лет назад, тем не менее современный период в их истории начинается с Шахмат, Китайских Сянци ( 象棋 ), «Боевых шахмат» и других настольных игр, которые объединяет главная идея - моделирование войны.
Игровая технология в отечественной педагогике В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности и понятие игровой технологии было осмысленно и осознано такими учеными как К.Д.Ушинский , П.П.Блонский , С.Л.Рубинштейн , Д.Б.Эльконин , Ю.С.Арутюнов , Н.В.Борисова , А.А.Вербицкий , С.А.Табрусевич , Э.М.Мартузина , А.А. Соловьева, Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др.,
Что же такое Игровая технология? Игровой метод - это прежде всего исполнение роли по определенным, заложенным в ней правилам, а сами игры, используемые в обучении и воспитании, представляют собой ролевые игры. Сущность игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуаций.
Сущность технологии Учебная игра – это контролируемая система, игра происходит в прогнозируемом режиме, учитель может не вмешиваться в игровые отношения, а лишь наблюдать и оценивать игровую деятельность школьников. Но если действия выходят за пределы прогнозируемого результата, превышая границы «допуска», срывая цели занятия, педагог обязан скорректировать направленность игры, ее эмоциональный режим.
Основные черты технологии свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий , в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества »); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, « эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.
Функции развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Функции диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Технология проведения игры 1. Подготовка игры: Тема. Учебные цели Предложение основы для составления модели. Определение состава участников игры, распределение ролей. Проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.
Технология проведения игры 2. Проведение игры: Разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений). 3. Подведение итогов игры: Время. Общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности. Рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Особенности проведения игры в начальной школе В младших классах игра занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.
Особенности проведения игры в начальной школе Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий в начальной школе.
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Обращение к опыту педагогов-новаторов, осмысление их идей обогатило мой арсенал продуктивных форм, приемов обучения и воспитания, позволило ввести в свою работу многие элементы современных технологий (дифференцированное и проблемное обучение, технология игровых, деловых и ролевых игр, информационно-коммуникационная, исследовательская и др.)
№ п/п | Современные образовательные технологии | Цель использования технологии в процессе обучения | Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности | Результат использования выбранной технологии |
1 | Уровневая дифференциация
| организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. | обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. | раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
|
2 | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) | создать образовательную среду, способствующую творческому развитию учащихся | обеспечение доступа к разнообразной информации, создание возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, построение образовательной системы, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности | создание базы электронных обучающих пособий: презентации, тестовые тренажѐры, создание мультимедийной библиотеки. | |
3 | Игровые технологии | Пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению | выполнение действий в определенной последовательности; у ребенка возникает игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. | эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся. | |
4 | Проблемное обучение | формирование познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей. | активизация познавательной деятельности учащихся характеризуется самостоятельным поиском решения проблем; создание проблемных ситуаций, анализ фактов; учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. | формирование навыков умственных операций и действий, переноса знаний, развитие внимания, творческого воображения. | |
5 | Портфолио достижений | создавать ситуации успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях; раскрывать индивидуальные способности ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации; развивать навыки саморефлексии; формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию | построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. За учеником остается право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. | портфолио способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создатели технологии Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи , основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд .
Проблемное обучение в отечественной педагогике В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи . Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.
Что же такое технология проблемного обучения? Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей .
Сущность технологии Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Основные черты технологии организация учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся; управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
Функции стимуляция активного познавательного процесса учащихся, их самостоятельность в обучении; Воспитание в них творческого, исследовательского стиля мышления; знакомство обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.
Технология организации проблемного обучения 1. Создание проблемной ситуации - формулирование вопроса: «Почему не получается?» 2. Постановка учебной задачи - формулирование темы урока и его задачи 3. Поиск решения - о ткрытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез 4. Выражение решения - выражение нового знания в доступной форме, моделирование . 5. Реализация продукта - представление продукта учителю и классу.
Приемы создания проблемных ситуаций – побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу – подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия; – применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Итоги использования технологии проблемного обучения Самостоятельный поиск новой информации. Самостоятельная работа с учебником. Овладение навыком решения задачи. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. Развитие личностных качеств. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создатели метода Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дж.Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем.
Метод проектов в отечественной педагогике В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий . Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осужден как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в образовании. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном виде, так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса.
Что же такое Метод проектов? Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Сущность технологии В основу метода проектов положена суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Сущность технологии В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков школьника, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развитие творческого и критического мышления. Если метод проектов используется в пределах какого-то определенного предмета, то область его познания — это дидактика. В общем понимании проектное обучение — это совокупность операций и приемов овладения заранее выделенной частью теоретического или практического знания того или иного рода деятельности. Если говорить о методике проектов в частности, то его можно обозначить как способ организации процесса познания учебного материала.
Требования к организации проектов проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной; учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
Этапы работы над проектом постановка цели; выявление проблемы, противоречия, формулировка задач; обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; самообразование при помощи учителя; продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; исследование: решение отдельных задач, компоновка; обобщение результатов, выводы; анализ успехов и ошибок, коррекция.
Роль учителя в организации проектов П омощь ученикам в поиске нужных источников информации; Учитель сам является источником; Координация всего процесса; Поощрение учеников; Поддерживание непрерывной обратной связи для успешной работы учеников над проектом.