Методическое объединение

Чултумова  Ирина Норбоевна

На этой странице выложениы материалы работы методического объединения учителей естественно-математического цикла: планы работы, сведения об учителях МО,  методические разработки учителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы

методического объединения

учителей естественно-математического

цикла на 2021-2022 учебный год

Тема методической работы МО: 

«Повышение профессиональной компетентности учителя»

Цель работы методического объединения над данной темой: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания»

Задачи:

1. Продолжить внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения.

2. Изучение и внедрение в практику работы нормативных документов, регламентирующих условия реализации образовательной программы по предметам физико-математического цикла с учётом достижения целей, устанавливаемых Федеральным государственным образовательным стандартом.

3. Продолжить систематизацию программного и научно-методического обеспечения учебных программ по предметам для обеспечения качества образования обучающихся.

4. Развитие творческих способностей обучающихся. Повышение интереса к изучению предметов физико-математического цикла.

 5. Активизировать деятельность педагогов по систематизации и повышению уровня подготовки одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательской и проектной деятельности.

6. Продолжить работу по предупреждению отклонений в освоении обучающимися обязательного минимума содержания образования по предметам.

7. Продолжить работу по повышению уровня подготовки обучающихся к ВПР, ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) по предметам естественно-математического цикла.

 8. Продолжить работу по созданию условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в круглых столах, семинарах; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.

 9. Вести планомерную работу по преемственности в обучении в условиях перехода на ФГОС среднего общего образования.

Организация контроля над ЗУН обучающихся

1. Взаимопосещение уроков.

2. Проведение контрольных работ и срезов.

3. Накопление дидактического материала.

Внеклассная работа

1. Проведение предметных олимпиад: информатика, математика, физика, химия, биология, география  — октябрь-ноябрь;

 2. Проведение предметной недели– декабрь.

Основные направления деятельности работы МО учителей естественно-математического цикла

  1. Повышение методического уровня учителей МО

Работать над повышением профессионального, методического уровня учителей по следующему плану:

1. Изучить материалы по внедрению ФГОС СОО.

2. Изучить инновационные технологии в обучении предметам цикла.

3. Проводить открытые уроки,  обсуждение вопросов  методики преподавания предметов.

4. Участвовать в профессиональных конкурсах.

5. Участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей математики, физики и информатики.

6. Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.

7. Обобщить и распространить опыт работы учителей МО.

8. Повысить свою квалификацию, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.

2. Повышение успеваемости и качества знаний по предмету

1.Добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями государственных стандартов образования.

2.Применять современные, инновационные методы обучения.

3.Вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний обучающихся.

4.Обращать особое внимание на мотивацию обучающихся на уроке.

5 Создать комфортные условия работы для всех обучающихся на уроках.

6.Дополнительные занятия использовать для расширенного изучения отдельных вопросов школьной математики, физики и информатики.

7.Практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности обучающихся.

8. Вести качественную работу по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.

3. Работа с одаренными детьми 

1.Выявление одаренных детей по предмету

2.Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми.

3.Научить обучающихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету; использованию Интернета для получения дополнительного материала.

4.Подготовка и участие в конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету.

5.Способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.

6.Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.

4. Внеклассная работа

1. Подготовка и проведение предметной недели (по  плану).

2. Проведение школьной олимпиады по предметам МО

3. Подготовить обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету.

5. Совершенствование работы учителя:

∙ Продолжить работу над пополнением кабинетов, делиться методическими находками, осуществлять помощь и поддержку не только учащимся, но и друг другу, изучать опыт коллег по работе, прислушиваться к замечаниям и советам, быть в творческом поиске оптимальных методов, приемов, средств обучения.

 ∙ Для овладения знаниями включать в полном объеме в процессе обучения не только восприятие, осмысление, запоминание, но и аналогию, обобщение и систематизацию и обязательно с применением знаний на практике по возможности с большей самостоятельностью.

∙ Готовить обучающихся выпускных классов к  итоговой аттестации более тщательно, в том числе и психологически.

∙ Добиваться комплексного подхода в обучении обучающихся, синхронного решения образовательных и воспитательных задач, с тем, чтобы каждый ученик достиг уровня обязательной подготовки, а способные ученики смогли бы получить образование более высокого качества.

∙ Повседневная работа учителя по самообразованию. Одна из главных задач учителя – организовать работу так, чтобы к ЕГЭ ученики были способны самостоятельно выдвинуть идею решения конкретной задачи, наметить план этого решения.

Работа методического объединения направлена на формирование у учеников целостного представления о предметах цикла, проявления интереса к предметам и развитие осознанной мотивации их изучения. Учителя МО работают над формированием у обучающихся математических знаний, подготовкой к ГИА. Общими на всех ступенях обучения в школе являются следующие приоритеты:

∙ Системно – деятельностный подход;

∙ Личностно- ориентированный подход;

∙ Разноуровневый,  дифференцированный метод обучения;

∙ Групповые и индивидуальные формы развивающего обучения. Направлениями обучения являются:

  • Формирование умения учиться;
  • Выявление пробелов в знаниях, навыках;
  • Проверка условия теории;
  • Умение решать ключевые задачи;
  • Обучение решению сложных математических задач;
  • Опыт работы с дополнительной литературой;
  • Организация сотрудничества обучающихся.

План заседаний МО учителей естественно-математического цикла

Тема и содержание

Срок проведения

Ответственный исполнитель

Заседание №1

Тема: «Организация и планирование работы ШМО учителей на новый учебный год. Самообразование и повышение личной компетенции учителя».

Вопросы для обсуждения:

  • Анализ итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов за прошедший учебный год.
  • Изучение статистических материалов по итогам ЕГЭ, ОГЭ.
  • Изучение инструктивно-методических писем к новому учебному году.
  • Изучение нормативных документов.
  • Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год.
  • Обзор новинок методической литературы.
  • Выбор и утверждение темы самообразования, тем открытых уроков, тем сообщений.
  • Организация работы по подготовке и проведению школьной олимпиады.
  • Утверждение вводных контрольных работ по математике, физике и информатике.
  • Участие в конкурсах по предметам

       Сообщение педагогов по теме:

       Учение с увлечением: современные подходы к преподаванию математики, информатики и физики.

    Практическая часть:

   «Методический портфель учителя»

   

сентябрь

Рук.МО

Учителя МО

Рук.МО

Межсекционная работа

  • Обмен методическими материалами, создание рабочих программ с календарно-тематическим планированием.
  • Контроль за успеваемостью обучающихся 5-6 классов.
  • Проведение вводных контрольных работ по математике с 5 - 11 класс, физике 8-11 класс, биологии 5-11, химии 8-11, географии 5-11
  • Проведение школьных предметных олимпиад, подготовка к районным олимпиадам по предметам.
  • Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
  • Работа с родителями сильных обучающихся по привитию интереса к точным наукам их детей.
  • Организация совместной помощи при подготовке обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации.
  • Проведение занятий внеурочной деятельности.

Сентябрь- октябрь:

Учителя МО

Заседание №2

Тема: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий».

Вопросы для обсуждения:

  1. Подготовка к проведению предметной недели точных наук. Утверждение плана проведения.
  2. Анализ школьной олимпиады
  3. Участие в районном этапе всероссийских олимпиад по предметам естественно-математического цикла
  4. Участие в школьной научно-практической  конференции
  5. Участие в районной конференции исследовательских работ.
  6. Методическое сообщение «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС»
  7. Сообщение “Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровой технологии “

ноябрь

Учителя МО

Рук. МО

Межсекционная работа

  1. Взаимопосещение уроков учителей МО
  2. Обсуждение взаимопосещенных уроков.
  3. Участие в районном этапе ВОШ
  4. Проведение занятий внеурочной деятельности .
  5. Проведение предметной недели математики
  6. Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
  7. Проведение контрольных работ за 1 полугодие по математике с 5 по 11 класс, физике 8-11 класс, информатике 9-11 класс, химии 8-11, биологии 5-11, географии 5-11

Ноябрь-декабрь

Учителя МО

Заседание №3 (январь)

Тема: «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в целях повышения качества обучения».

Вопросы для обсуждения:

  1. Обсуждение результатов районных предметных олимпиад.
  2. Анализ пробных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ.
  3. Методическое сообщение «Цифровая образовательная среда–новые возможности для современного учителя
  4. Методическое сообщение «Как создать сайт учителя»
  5. Методическое сообщение «Основные формы взаимодействия учителя, учеников и родителей в урочное и внеурочное время»
  6. Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

январь

Рук.МО

Учителя МО

Межсекционная работа

  • Проведение занятий внеурочной деятельности.
  • Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
  • Контроль за организацией системного повторения в выпускных классах.
  • Обмен опытом по использованию современных технологий в преподавании и воспитании.
  • Проверка подготовки обучающихся к выпускным экзаменам.

 Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися по подготовке к выпускным экзаменам.

  • Участие обучающихся выпускных классов в диагностических работах по математике.
  •  Проведение консультаций для выпускников, сдающих математику, физику, информатику.
  •  Подготовка к районной научно-практической  конференции
  • Проведение открытых уроков.

Январь-февраль-март

Учителя МО

Заседание №4

Тема: «Система работы учителя по подготовке к итоговой аттестации по математике, информатике и физике выпускников 9, 11 классов».

Вопросы для обсуждения:

  1. Изучение инструктивно-методических документов по проведению ЕГЭ и ОГЭ.

Анализ взаимопосещенных уроков.

  1. Методическое сообщение «Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Интернет-ресурсы для педагогов и для выпускников по подготовке к ГИА»
  2. Методическое сообщение «Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподавания предметов.»
  3. Мастер-класс «Современные педагогические технологии.

март

Рук.МО

Межсекционная работа

  1. Практикум по вопросу заполнения бланков экзаменационных работ.
  2. Организация консультаций выпускников по вопросам ОГЭ и ЕГЭ.
  3. Участие в работе совещаний ответственных организаторов за проведение ЕГЭ и ОГЭ.
  4. Проведение контрольных работ в форме ОГЭ и ЕГЭ.
  5. Оформление уголков по подготовке к экзаменам.
  6. Проведение промежуточной аттестации по предметам.
  7. Участие в ВПР.

Март – апрель -май

Учителя МО

Заседание №5

Тема: «Подведение итогов и анализ деятельности МО учителей математического цикла за 2021- 2022 учебный год».

Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ выполнения учебных программ по предметам
  2. Уровень обученности по математике, физике, информатике в 2021-2022 учебном году

 (результаты ВПР, пробных экзаменов и т.д.).

  1. Работа учителей МО по повышению качества образования.
  2. Итоги участия педагогов и обучающихся в мероприятиях различных уровней.
  3. Обзор методической литературы.
  4. Разработка плана работы МО учителей математического цикла на следующий учебный год.

июнь

Учителя МО

Рук.МО

Руководитель МО: Чултумова И.Н.



Предварительный просмотр:

 Сведения о членах МО учителей естественно-математического цикла МОУ Сужинская СОШ

2021-2022 учебный год

Ф.И.О.

Предмет

Обр--ие

ВУЗ

Педагог стаж

Учебная нагрузка

Классы

Факультативы, кружки

Элективные курсы

Классное

руководство

Квалификационная категория(год присвоения)

Год переаттестации

Повышение квалификации, № документа

1.

Будаева Вера Ддашиевна

Математика

высшее

БГПИ им Д.Банзарова, 1980

42

25

 6б, 8а, 8б, 8 в

11

-

Первая

2019-2024

2020

2.

Эрдынеева Марина Александровна

Математика

высшее

БГПИ им Д.Банзарова, 1991

25

25

5б, 5в, 5г

6в, 8б 9б, 9в

10б

-

Первая

2018-2023

2020

3.

Чултумова Ирина

Норбоевна

Математика

высшее

БГПИ им Д.Банзарова, 1988

33

25

6а,7 а 7б, 7г, 9а

10а

-

-

7 «а»

Высшая, 2017

2017-2022

2020

4.

Гомбоева

Аюна Баяжаповна

Математика

Высшее

БГУ

, 2021

-

20

5а, 5б, 5в, 5г

Н/к

5.

Бадмаева Дарима Булатовна

Физика,

информатика и ИКТ

Высшее,

БГУ, 2007, 2011

10

10

2017

Первая

2017-2022

2020

6.

Гармаев Булат Гонгорович

Физика,

информатика и ИКТ

высшее

БГПИ им Д.Банзарова, 1995

3

28

7-8 классы- физика

7-11 классы- ОИВТ

-

Н/к

7.

Цыденова Аюна Дабаевна

Химия

высшее

БГУ, 1998

20

22

8а, 8б, 8в, 9а, 9б, 9в, 10,11

Агро

экология

5 «а»

Первая

2019-2024

2020

7.

Митыпова Наталья Николаевна

Биология

высшее

БГПИ им Д.Банзарова, 1984

37

23

-

Первая

2019-2024

2020

8.

Елаева Туяна

Сергеевна

География

высшее

БГУ, 2006

23

23

10

Первая

2020

9.

Цыремпилова Евгения Дамдин-Цыреновна

Биология, технология

Высшее,

БГУ, 2017

3

6

2020


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «QR – код и его использование в образовательном процессе»

Слайд 2

Что такое QR-код? Quick Response — (англ.) «быстрая реакция», «быстрый отклик». Это современный способ кодирования небольших объёмов символьной информации в графической картинке.

Слайд 3

Bar - код QR - код

Слайд 6

Применение QR -кодов в обучении

Слайд 7

Как создать QR- код?

Слайд 10

Как декодировать ? Прочесть код возможно при помощи камеры обычного мобильного телефона. Достаточно навести её на код и на экране появится его содержимое .

Слайд 11

Программное обеспечение Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно- распространяемую программу для чтения QR-кодов. Для работы она не требует доступа в Интернет.

Слайд 12

Можно закодировать: • вопросы, загадки, анаграммы; • адреса сайтов в Интернете; • номера задания, страниц, кабинета, полки и т.д.; • координаты какого-либо места; • числовые выражения; • задания или, напротив, ответы. • кодировать то и другое (совмещать вопрос с ответом); • даты с событиями; • выражения с их значениями и т.д.

Слайд 13

Ожидаемые результаты: • значительное повышение мотивации к обучению; • углубление и повышение качества знаний обучающихся; • личная заинтересованность в добывании знаний; • отличное настроение и позитивный настрой; • ситуация успеха для каждого обучающегося.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс:

«QR – код и его  использование

в образовательном процессе»

Учитель математики МОУ Сужинская СОШ Чултумова И.Н.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний и направленно на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность. Интерес  к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика. В век информационных технологий мы все должны уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Поэтому в современном образовательном процессе очень важными технологиями становятся информационно-коммуникационные (ИКТ), цель использования которых:

  • развитие личности учащихся, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • мотивация учебно-воспитательного процесса.

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

 Внедрение ИКТ осуществляю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

В основном мы используем урок с мультимедийной поддержкой, что целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Презентацию использую их на разных этапах урока: в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Работа с интернет ресурсами: в основном, эта работа на собственном сайте, Учи.ру, Я-класс, РЭШ, Skysmart   и др.

Использование готовых обучающих программ: диски, программы на сайте https://www.01math.com/

C использованием программы QR-кода

Все мы, учителя считаем, что в школе мобильные телефоны использоваться не должны по нескольким причинам: 1) они просто отвлекают детей от учебы; 2) они могут служить неполезными устройствами, которые могут содержать подсказки, шпаргалки.

Как же сделать то, что “мешает” процессу обучения необходимым перспективным инструментом -помощником, способным расширить информационное пространство современного школьника?

Детям в современных классах очень комфортно с мобильными устройствами, и учителя могут воспользоваться преимуществами этих устройств, включая их в свои уроки через доступные и простые в использовании технологии, такие как QR-коды.

Что же такое QR-код?  

QR-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.http://katerina-bushueva.ru/images/screen2/QR1.png

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Вот что написано в Википедии про данный вид кодирования: «Основное достоинство QR-кода это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность широкого его использования».

Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантази QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» ( денсо  уэйв)  в 1994 году.

Несомненным достоинством QR-кода является простота создания, что позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных этапах уроках, а также во внеурочной деятельности.

Закодировать можно любую информацию, представленную в различных форматах. Нас, педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.

Сегодня существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис.  Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:

1)  В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название  сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода»

Данный сервис дает возможность закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, SMS-сообщение.

2) Вводим любое слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко.  Например слово   снег.

3) Нажмем на кнопку «создать код» ( 8 слайд)  

4)  С правой стороны экрана появится ваш qr-код. Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Word

5) Нажмем на кнопку «создать код»

С правой стороны экрана появится ваш QR-код

Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.

 Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого мы в поисковике вводим сочетания «распознать qr код», «сканировать код»

Заключение

Возможности QR-кодов неограниченны! Немного творчества и желания познать что-то новое. QR codes может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. QR-коды есть  что-то необычное для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!

 

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Применение теорем Чевы и Менелая

 при решении геометрических задач ЕГЭ»

Содержание

  1. Теоретические факты:
  • Теорема Чевы
  • Теорема Менелая

  1.   Применение теорем Чевы и Менелая при подготовке к  ЕГЭ


Теоретические факты

Решение задач с помощью теорем Чевы и Менелая более рационально, чем их решение другими способами, требующими дополнительных действий и построений, которые не всегда оказываются очевидными.

Теорема Чевы.

С

Если на сторонах AB, BC и CA треугольника ABC взяты соответственно точки   C1,   A1 и B1 (рис.1), то отрезки  AA1,  BB1 и CC1 пересекаются в одной точке тогда и только тогда, когда выполнено равенство

Теорема Менелая.

Если на сторонах ВС, АВ и продолжении стороны АС треугольника АВС за точку С отмечены соответственно точки А´, С´,В´, лежащие на одной прямой, то  


Применение теорем Чевы и Менелая при подготовке к  ЕГЭ

Хочу вам предложить два способа решения одной интересной задачи из ЕГЭ. Первый способ довольно длинный, но его нужно знать, поскольку прием, который в нем используется, применяется довольно часто при решении задач, в которых дано отношение отрезков.

Второй способ позволяет решить задачу в одно действие, но в нем используется Теорема Менелая.

Итак задача №1:

На сторонах AB и BC треугольника ABC взяты соответственно точки M и N так, что AM:MB=2:3, BN:NC=2:1. Отрезки AN и CM пересекаются в точке O. Найти отношение CO:OM.

Вот наш треугольник:

скачанные файлы.png

Проведем через точку В прямую параллельно отрезку AB, затем продолжим отрезок AN до пересечения  с этой прямой и поставим там точку К:

скачанные файлы (1).png

Рассмотрим треугольники ANC и BNK. Эти треугольники подобны, так как AC||BK. Стороны треугольника BNK относятся к сторонам треугольника ANC как 2:1.

скачанные файлы (2).png

Пусть AC=x, BK=2x.

Теперь продолжим отрезок MC до пересечения с прямой BK. Поставим там точку L.

скачанные файлы (3).png

Мы получили подобные треугольники LMB и AMC, сходственные стороны которых относятся как 3:2. Так как AC=x, то LB=1,5x.

Пусть LM=3n, MC=2n. Тогда LC=5n.

Теперь рассмотрим подобные треугольники LOK и AOC.

скачанные файлы (4).png

{LK}/{AC}={3,5x}/{x}={3,5}/1, следовательно, {LO}/{OC}={3,5}/1. Пусть LO=3,5z, OC=z. Тогда LO+OC=LC=4,5z.

Получили, что 5n=4,5z. Тогда MC=2n=9/5z. Отсюда MO=MC-CO=9/5z-z=4/5z

Отсюда CO:OM=z:4/5z=5:4=1,25.

Ответ: 1,25

Применим теорему Менелая к нашей задаче. Рассмотрим треугольник MBC  и прямую AN:

скачанные файлы (6).png

Запишем теорему Менелая для этого треугольника:

{{BN}/{NC}}*{{CO}/{OM}}*{{MA}/{AB}}=1

{2/{1}}*{{CO}/{OM}}*{{2}/5}=1

{{CO}/{OM}}={5/4}=1,25

Ответ: 1,25

Задача №2.
Точки В´ и С´ лежат на сторонах соответственно АС и АВ ∆АВС, причем АВ´:В´С=АС´:С´В. Прямые ВВ´ и СС´ пересекаются в точке О. 
а) Доказать, что прямая АО делит пополам сторону ВС.   
б) Найти отношение площади четырехугольника АВ´ОС´ к площади ∆АВС, если АВ´:В´С=АС´:С´=1:2.

а)Доказать, что прямая АО делит пополам сторону ВС.

 Докажем, что ВК=КС.   Используем теорему Чевы.  

т.к.  , то   ВК=КС

б) Найти отношение площади четырехугольника АВ´ОС´ к площади ∆АВС, если АВ´:В´С=АС´:С´В=1:2.

 

  1. Т.к. АВ´:АС=  1:3, то  

         По теореме Менелая найдем  

         Для ∆АВВ´ и секущей СС´:

 ,  

Значит       

  1.   , значит    =  

Найдем .

Ответ:  



Используемая литература

  1. Учебник «Геометрия»10-11кл.: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2011.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С. Б.,  Шестаков С.А., Юдина И.И. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и  классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,   С.Б.Кадомцев и др.-М.: Вита-пресс, 2008.
  3. Математика. ЕГЭ-2014. Типовые тестовые задания. 30 вариантов. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. 2013г.
  4. Математика. ЕГЭ-2014. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. 2014г.
  5. Математика. ЕГЭ-2014. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. 2015г.
  6. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Под ред.Ф.Ф.Лысенко. 2014г
  7. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Под ред.Ф.Ф.Лысенко. 2015г.
  8. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Под ред.Ф.Ф.Лысенко. 2016г.
  9. Журнал математика в школе. М.: 2014
  10. Пособие по геометрии. Часть І. Планиметрия, векторы. В помощь учащимся 10-11-х кл.О.В.Нагорнов, А.В.Баскаков и др.М.:НИЯУ МИФИ,2009.
  11. Пособие по геометрии. Часть І. Планиметрия, векторы. В помощь учащимся 10-11-х кл.О.В.Нагорнов, А.В.Баскаков и др.М.:НИЯУ МИФИ,2009.
  12.  http://hijos.ru/2011/03/16/teorema-chevy/ 
  13. http://www.resolventa.ru/demo/inform/demoinform.htm
  14. http://fipi.ru/
  15. http://alexlarin.net/