Методическое объединение
На этой странице выложениы материалы работы методического объединения учителей естественно-математического цикла: планы работы, сведения об учителях МО, методические разработки учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_mo_na_2021-2022.docx | 36.12 КБ |
obshchie_svedeniya_o_chlenah_shmo_2021-2022_gg.doc | 21.49 КБ |
master_klass.pptx | 1.77 МБ |
master-klass.docx | 843.94 КБ |
teorema_chevy_i_menelaya.docx | 791 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
методического объединения
учителей естественно-математического
цикла на 2021-2022 учебный год
Тема методической работы МО:
«Повышение профессиональной компетентности учителя»
Цель работы методического объединения над данной темой: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания»
Задачи:
1. Продолжить внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения.
2. Изучение и внедрение в практику работы нормативных документов, регламентирующих условия реализации образовательной программы по предметам физико-математического цикла с учётом достижения целей, устанавливаемых Федеральным государственным образовательным стандартом.
3. Продолжить систематизацию программного и научно-методического обеспечения учебных программ по предметам для обеспечения качества образования обучающихся.
4. Развитие творческих способностей обучающихся. Повышение интереса к изучению предметов физико-математического цикла.
5. Активизировать деятельность педагогов по систематизации и повышению уровня подготовки одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательской и проектной деятельности.
6. Продолжить работу по предупреждению отклонений в освоении обучающимися обязательного минимума содержания образования по предметам.
7. Продолжить работу по повышению уровня подготовки обучающихся к ВПР, ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) по предметам естественно-математического цикла.
8. Продолжить работу по созданию условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в круглых столах, семинарах; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.
9. Вести планомерную работу по преемственности в обучении в условиях перехода на ФГОС среднего общего образования.
Организация контроля над ЗУН обучающихся
1. Взаимопосещение уроков.
2. Проведение контрольных работ и срезов.
3. Накопление дидактического материала.
Внеклассная работа
1. Проведение предметных олимпиад: информатика, математика, физика, химия, биология, география — октябрь-ноябрь;
2. Проведение предметной недели– декабрь.
Основные направления деятельности работы МО учителей естественно-математического цикла
- Повышение методического уровня учителей МО
Работать над повышением профессионального, методического уровня учителей по следующему плану:
1. Изучить материалы по внедрению ФГОС СОО.
2. Изучить инновационные технологии в обучении предметам цикла.
3. Проводить открытые уроки, обсуждение вопросов методики преподавания предметов.
4. Участвовать в профессиональных конкурсах.
5. Участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей математики, физики и информатики.
6. Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.
7. Обобщить и распространить опыт работы учителей МО.
8. Повысить свою квалификацию, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.
2. Повышение успеваемости и качества знаний по предмету
1.Добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями государственных стандартов образования.
2.Применять современные, инновационные методы обучения.
3.Вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний обучающихся.
4.Обращать особое внимание на мотивацию обучающихся на уроке.
5 Создать комфортные условия работы для всех обучающихся на уроках.
6.Дополнительные занятия использовать для расширенного изучения отдельных вопросов школьной математики, физики и информатики.
7.Практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности обучающихся.
8. Вести качественную работу по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
3. Работа с одаренными детьми
1.Выявление одаренных детей по предмету
2.Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми.
3.Научить обучающихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету; использованию Интернета для получения дополнительного материала.
4.Подготовка и участие в конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету.
5.Способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.
6.Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.
4. Внеклассная работа
1. Подготовка и проведение предметной недели (по плану).
2. Проведение школьной олимпиады по предметам МО
3. Подготовить обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету.
5. Совершенствование работы учителя:
∙ Продолжить работу над пополнением кабинетов, делиться методическими находками, осуществлять помощь и поддержку не только учащимся, но и друг другу, изучать опыт коллег по работе, прислушиваться к замечаниям и советам, быть в творческом поиске оптимальных методов, приемов, средств обучения.
∙ Для овладения знаниями включать в полном объеме в процессе обучения не только восприятие, осмысление, запоминание, но и аналогию, обобщение и систематизацию и обязательно с применением знаний на практике по возможности с большей самостоятельностью.
∙ Готовить обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации более тщательно, в том числе и психологически.
∙ Добиваться комплексного подхода в обучении обучающихся, синхронного решения образовательных и воспитательных задач, с тем, чтобы каждый ученик достиг уровня обязательной подготовки, а способные ученики смогли бы получить образование более высокого качества.
∙ Повседневная работа учителя по самообразованию. Одна из главных задач учителя – организовать работу так, чтобы к ЕГЭ ученики были способны самостоятельно выдвинуть идею решения конкретной задачи, наметить план этого решения.
Работа методического объединения направлена на формирование у учеников целостного представления о предметах цикла, проявления интереса к предметам и развитие осознанной мотивации их изучения. Учителя МО работают над формированием у обучающихся математических знаний, подготовкой к ГИА. Общими на всех ступенях обучения в школе являются следующие приоритеты:
∙ Системно – деятельностный подход;
∙ Личностно- ориентированный подход;
∙ Разноуровневый, дифференцированный метод обучения;
∙ Групповые и индивидуальные формы развивающего обучения. Направлениями обучения являются:
- Формирование умения учиться;
- Выявление пробелов в знаниях, навыках;
- Проверка условия теории;
- Умение решать ключевые задачи;
- Обучение решению сложных математических задач;
- Опыт работы с дополнительной литературой;
- Организация сотрудничества обучающихся.
План заседаний МО учителей естественно-математического цикла
Тема и содержание | Срок проведения | Ответственный исполнитель |
Заседание №1 Тема: «Организация и планирование работы ШМО учителей на новый учебный год. Самообразование и повышение личной компетенции учителя». Вопросы для обсуждения:
Сообщение педагогов по теме: Учение с увлечением: современные подходы к преподаванию математики, информатики и физики. Практическая часть: «Методический портфель учителя»
| сентябрь | Рук.МО Учителя МО Рук.МО |
Межсекционная работа
| Сентябрь- октябрь: | Учителя МО |
Заседание №2 Тема: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий». Вопросы для обсуждения:
| ноябрь | Учителя МО Рук. МО |
Межсекционная работа
| Ноябрь-декабрь | Учителя МО |
Заседание №3 (январь) Тема: «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в целях повышения качества обучения». Вопросы для обсуждения:
| январь | Рук.МО Учителя МО |
Межсекционная работа
Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися по подготовке к выпускным экзаменам.
| Январь-февраль-март | Учителя МО |
Заседание №4 Тема: «Система работы учителя по подготовке к итоговой аттестации по математике, информатике и физике выпускников 9, 11 классов». Вопросы для обсуждения:
Анализ взаимопосещенных уроков.
| март | Рук.МО |
Межсекционная работа
| Март – апрель -май | Учителя МО |
Заседание №5 Тема: «Подведение итогов и анализ деятельности МО учителей математического цикла за 2021- 2022 учебный год». Вопросы для обсуждения:
(результаты ВПР, пробных экзаменов и т.д.).
| июнь | Учителя МО Рук.МО |
Руководитель МО: Чултумова И.Н.
Предварительный просмотр:
Сведения о членах МО учителей естественно-математического цикла МОУ Сужинская СОШ
2021-2022 учебный год
№ | Ф.И.О. | Предмет | Обр--ие | ВУЗ | Педагог стаж | Учебная нагрузка | Классы | Факультативы, кружки | Элективные курсы | Классное руководство | Квалификационная категория(год присвоения) | Год переаттестации | Повышение квалификации, № документа |
1. | Будаева Вера Ддашиевна | Математика | высшее | БГПИ им Д.Банзарова, 1980 | 42 | 25 | 6б, 8а, 8б, 8 в 11 | - | Первая | 2019-2024 | 2020 | ||
2. | Эрдынеева Марина Александровна | Математика | высшее | БГПИ им Д.Банзарова, 1991 | 25 | 25 | 5б, 5в, 5г 6в, 8б 9б, 9в 10б | - | Первая | 2018-2023 | 2020 | ||
3. | Чултумова Ирина Норбоевна | Математика | высшее | БГПИ им Д.Банзарова, 1988 | 33 | 25 | 6а,7 а 7б, 7г, 9а 10а | - | - | 7 «а» | Высшая, 2017 | 2017-2022 | 2020 |
4. | Гомбоева Аюна Баяжаповна | Математика | Высшее | БГУ , 2021 | - | 20 | 5а, 5б, 5в, 5г | Н/к | |||||
5. | Бадмаева Дарима Булатовна | Физика, информатика и ИКТ | Высшее, | БГУ, 2007, 2011 | 10 | 10 | 2017 | Первая | 2017-2022 | 2020 | |||
6. | Гармаев Булат Гонгорович | Физика, информатика и ИКТ | высшее | БГПИ им Д.Банзарова, 1995 | 3 | 28 | 7-8 классы- физика 7-11 классы- ОИВТ | - | Н/к | ||||
7. | Цыденова Аюна Дабаевна | Химия | высшее | БГУ, 1998 | 20 | 22 | 8а, 8б, 8в, 9а, 9б, 9в, 10,11 | Агро экология | 5 «а» | Первая | 2019-2024 | 2020 | |
7. | Митыпова Наталья Николаевна | Биология | высшее | БГПИ им Д.Банзарова, 1984 | 37 | 23 | - | Первая | 2019-2024 | 2020 | |||
8. | Елаева Туяна Сергеевна | География | высшее | БГУ, 2006 | 23 | 23 | 10 | Первая | 2020 | ||||
9. | Цыремпилова Евгения Дамдин-Цыреновна | Биология, технология | Высшее, | БГУ, 2017 | 3 | 6 | 2020 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое QR-код? Quick Response — (англ.) «быстрая реакция», «быстрый отклик». Это современный способ кодирования небольших объёмов символьной информации в графической картинке.
Bar - код QR - код
Применение QR -кодов в обучении
Как создать QR- код?
Как декодировать ? Прочесть код возможно при помощи камеры обычного мобильного телефона. Достаточно навести её на код и на экране появится его содержимое .
Программное обеспечение Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно- распространяемую программу для чтения QR-кодов. Для работы она не требует доступа в Интернет.
Можно закодировать: • вопросы, загадки, анаграммы; • адреса сайтов в Интернете; • номера задания, страниц, кабинета, полки и т.д.; • координаты какого-либо места; • числовые выражения; • задания или, напротив, ответы. • кодировать то и другое (совмещать вопрос с ответом); • даты с событиями; • выражения с их значениями и т.д.
Ожидаемые результаты: • значительное повышение мотивации к обучению; • углубление и повышение качества знаний обучающихся; • личная заинтересованность в добывании знаний; • отличное настроение и позитивный настрой; • ситуация успеха для каждого обучающегося.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс:
«QR – код и его использование
в образовательном процессе»
Учитель математики МОУ Сужинская СОШ Чултумова И.Н.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний и направленно на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.
Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика. В век информационных технологий мы все должны уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Поэтому в современном образовательном процессе очень важными технологиями становятся информационно-коммуникационные (ИКТ), цель использования которых:
- развитие личности учащихся, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
- реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
- мотивация учебно-воспитательного процесса.
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Внедрение ИКТ осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
В основном мы используем урок с мультимедийной поддержкой, что целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Презентацию использую их на разных этапах урока: в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Работа с интернет ресурсами: в основном, эта работа на собственном сайте, Учи.ру, Я-класс, РЭШ, Skysmart и др.
Использование готовых обучающих программ: диски, программы на сайте https://www.01math.com/
C использованием программы QR-кода
Все мы, учителя считаем, что в школе мобильные телефоны использоваться не должны по нескольким причинам: 1) они просто отвлекают детей от учебы; 2) они могут служить неполезными устройствами, которые могут содержать подсказки, шпаргалки.
Как же сделать то, что “мешает” процессу обучения необходимым перспективным инструментом -помощником, способным расширить информационное пространство современного школьника?
Детям в современных классах очень комфортно с мобильными устройствами, и учителя могут воспользоваться преимуществами этих устройств, включая их в свои уроки через доступные и простые в использовании технологии, такие как QR-коды.
Что же такое QR-код?
QR-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.
QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Вот что написано в Википедии про данный вид кодирования: «Основное достоинство QR-кода это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность широкого его использования».
Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантази QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» ( денсо уэйв) в 1994 году.
Несомненным достоинством QR-кода является простота создания, что позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных этапах уроках, а также во внеурочной деятельности.
Закодировать можно любую информацию, представленную в различных форматах. Нас, педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.
Сегодня существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:
1) В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода»
Данный сервис дает возможность закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, SMS-сообщение.
2) Вводим любое слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко. Например слово снег.
3) Нажмем на кнопку «создать код» ( 8 слайд)
4) С правой стороны экрана появится ваш qr-код. Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Word
5) Нажмем на кнопку «создать код»
С правой стороны экрана появится ваш QR-код
Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.
Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого мы в поисковике вводим сочетания «распознать qr код», «сканировать код»
Заключение
Возможности QR-кодов неограниченны! Немного творчества и желания познать что-то новое. QR codes может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. QR-коды есть что-то необычное для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение теорем Чевы и Менелая
при решении геометрических задач ЕГЭ»
Содержание
- Теоретические факты:
- Теорема Чевы
- Теорема Менелая
- Применение теорем Чевы и Менелая при подготовке к ЕГЭ
Теоретические факты
Решение задач с помощью теорем Чевы и Менелая более рационально, чем их решение другими способами, требующими дополнительных действий и построений, которые не всегда оказываются очевидными.
Теорема Чевы.
С
Если на сторонах AB, BC и CA треугольника ABC взяты соответственно точки C1, A1 и B1 (рис.1), то отрезки AA1, BB1 и CC1 пересекаются в одной точке тогда и только тогда, когда выполнено равенство
Теорема Менелая.
Если на сторонах ВС, АВ и продолжении стороны АС треугольника АВС за точку С отмечены соответственно точки А´, С´,В´, лежащие на одной прямой, то
Применение теорем Чевы и Менелая при подготовке к ЕГЭ
Хочу вам предложить два способа решения одной интересной задачи из ЕГЭ. Первый способ довольно длинный, но его нужно знать, поскольку прием, который в нем используется, применяется довольно часто при решении задач, в которых дано отношение отрезков.
Второй способ позволяет решить задачу в одно действие, но в нем используется Теорема Менелая.
Итак задача №1:
На сторонах AB и BC треугольника ABC взяты соответственно точки M и N так, что AM:MB=2:3, BN:NC=2:1. Отрезки AN и CM пересекаются в точке O. Найти отношение CO:OM.
Вот наш треугольник:
Проведем через точку В прямую параллельно отрезку AB, затем продолжим отрезок AN до пересечения с этой прямой и поставим там точку К:
Рассмотрим треугольники ANC и BNK. Эти треугольники подобны, так как AC||BK. Стороны треугольника BNK относятся к сторонам треугольника ANC как 2:1.
Пусть AC=x, BK=2x.
Теперь продолжим отрезок MC до пересечения с прямой BK. Поставим там точку L.
Мы получили подобные треугольники LMB и AMC, сходственные стороны которых относятся как 3:2. Так как AC=x, то LB=1,5x.
Пусть LM=3n, MC=2n. Тогда LC=5n.
Теперь рассмотрим подобные треугольники LOK и AOC.
, следовательно, . Пусть LO=3,5z, OC=z. Тогда LO+OC=LC=4,5z.
Получили, что 5n=4,5z. Тогда MC=2n=z. Отсюда MO=MC-CO=z-z=z
Отсюда CO:OM=z:z=5:4=1,25.
Ответ: 1,25
Применим теорему Менелая к нашей задаче. Рассмотрим треугольник MBC и прямую AN:
Запишем теорему Менелая для этого треугольника:
Ответ: 1,25
Задача №2.
Точки В´ и С´ лежат на сторонах соответственно АС и АВ ∆АВС, причем АВ´:В´С=АС´:С´В. Прямые ВВ´ и СС´ пересекаются в точке О.
а) Доказать, что прямая АО делит пополам сторону ВС.
б) Найти отношение площади четырехугольника АВ´ОС´ к площади ∆АВС, если АВ´:В´С=АС´:С´=1:2.
а)Доказать, что прямая АО делит пополам сторону ВС.
Докажем, что ВК=КС. Используем теорему Чевы.
т.к. , то ВК=КС
б) Найти отношение площади четырехугольника АВ´ОС´ к площади ∆АВС, если АВ´:В´С=АС´:С´В=1:2.
- Т.к. АВ´:АС= 1:3, то
По теореме Менелая найдем
Для ∆АВВ´ и секущей СС´:
,
Значит
- , значит =
Найдем .
Ответ:
Используемая литература
- Учебник «Геометрия»10-11кл.: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2011.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С. Б., Шестаков С.А., Юдина И.И. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Вита-пресс, 2008.
- Математика. ЕГЭ-2014. Типовые тестовые задания. 30 вариантов. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. 2013г.
- Математика. ЕГЭ-2014. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. 2014г.
- Математика. ЕГЭ-2014. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. 2015г.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ. Под ред.Ф.Ф.Лысенко. 2014г
- Математика. Подготовка к ЕГЭ. Под ред.Ф.Ф.Лысенко. 2015г.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ. Под ред.Ф.Ф.Лысенко. 2016г.
- Журнал математика в школе. М.: 2014
- Пособие по геометрии. Часть І. Планиметрия, векторы. В помощь учащимся 10-11-х кл.О.В.Нагорнов, А.В.Баскаков и др.М.:НИЯУ МИФИ,2009.
- Пособие по геометрии. Часть І. Планиметрия, векторы. В помощь учащимся 10-11-х кл.О.В.Нагорнов, А.В.Баскаков и др.М.:НИЯУ МИФИ,2009.
- http://hijos.ru/2011/03/16/teorema-chevy/
- http://www.resolventa.ru/demo/inform/demoinform.htm
- http://fipi.ru/
- http://alexlarin.net/