Исследовательские работы учащихся
На этой странице вы найдете исследовательские работы учащихся
Скачать:
Подписи к слайдам:
Эпиграф Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, Но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь! Пойя Д .
Актуальность проблемы В вариантах ЕГЭ по математике 11 класса заданиях В13 встречаются задачи на проценты, и эти задачи вызывают затруднения у школьников. Причина в том, что тема "Проценты" изучается в 5-6 классах, причем недолго, закрепляется в 7 классе при решении задач , а в старших классах к этой теме, совсем не возвращаются. Поэтому, изучение наиболее часто встречающихся типов задач на проценты, в частности, задач на концентрацию, смеси и сплавы считаю актуальным.
Объект исследования : изучение различных типов задач по теме «Проценты» Предмет исследования : решение задач с использованием квадрата Пирсона и способа Леонтия Филипповича Магницкого. Гипотеза : Задача, решенная способами Пирсона и Магницкого приводят к одному и тому же результату, что и задача решенная алгебраическим методом. Цель работы: использование квадрата Пирсона и старинного метода для решения задач на смеси, сплавы и концентрацию. Задачи исследования : изучить теоретический и исторический материал по данному вопросу, выявить практические применение задач.
Задача «В парикмахерской» Может ли алгебра понадобиться в парикмахерской? Оказывается, такие случаи бывают. Мне пришлось убедиться в этом, когда однажды в парикмахерской подошел ко мне мастер с неожиданной просьбой: -Не поможете ли нам разрешить задачу, с которой мы никак не справимся? - Уж сколько раствора испортили из-за этого!- добавил другой - В чем задача ? - У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30%- ный и 3 % - ный . Нужно их смешать так, чтобы составился 12% - ный раствор. Не можем подыскать правильной пропорции… Мне дали бумажку, и требуемая пропорция была найдена. Она оказалась очень простой. Какой именно ?
Правильному применению методов можно научиться, только применяя их на разнообразных примерах. Георг Цейтен .
1 способ (алгебраический). Обозначим искомую часть 30% раствора – х , а 3% -раствора — y . Соответственно, надо получить 0,12 ( х+у ). Запишем уравнение: 0,03у+0,3х=0.12( x+y ) 0,3х-0,12х=0,12у-0,03у 0,18х=0,09у х=2у Ответ: для получения 12%-го раствора нужно взять одну часть 30% раствора и две части 3%-го раствора перекиси. А ещё как можно решить?
Старинный способ (Магницкого)
: «Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве – 35% золота, а во втором 60%. В каком отношении надо взять первый и второй сплав, чтобы получить из них новый, содержащий 40% золота 1 способ(алгебраический) . Пусть часть первого сплава – х , а второго – у Тогда количество золота в первом сплаве составляет 0, 35х, а во втором 0,6у. Масса нового сплава равна х+у , а кол-во золота составляет 0,4( х+у ). Составим уравнение 0, 35х+0,6у=0,4( х+у ) 35х+60у=40х+40у 20у=5х х /у=4/1 Ответ: для получения сплава, содержащего 40% золота из двух сплавов с содержанием 35% и 60%, нужно взять в 4 раза больше 35%-го сплава.
Старинный способ
Метод рыбки
Старинный способ решения Предположим, что смешиваются два вещества – первое стоимостью а гривен за фунт и второе стоимостью b гривен за фунт. Желательно получить вещество стоимостью с гривен за фунт. Будем считать, что а< b ( если с> b или c < a , то задача неразрешима, ибо, смешивая дешевые вещества, дорогое не получишь). Поэтому можно считать, что a < c < b .Смешиваем один фунт первого вещества и q второго. В результате получится 1+ q фунтов вещества стоимостью a + bq гривен. Один фунт смеси должен стоить с гривен. Значит должно выполняться равенство a + bq = c *(1+ q ). Отсюда находим q =( c - a )/( b - c ) или ( b - c ):( c - a ). Именно этот соотношение дает старинный способ a b - c c b c – a
Дата рождения: 19 июня 1669 год Место рождения: город Осташков, Тверская область Дата смерти: 13 октября 1739 (70 лет) Страна: Российская Империя Научная сфера: математика Леонтий Филиппович Магницкий выдающийся русский математик …
При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют квадрат Пирсона. При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора . ω 1 ω 3 — ω 2 ω 3 ω 2 ω 1 — ω 3
А( бпк ) В( впк ) С( тпк Х Y A-C=Y C-B=X Квадрат Пирсона
Задача 1. Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5 %? Решение : 5% 0% 1,5% 1,5% 3,5% 30 кг х кг
Карл Пирсон выдающийся английский математик Дата рождения: 27 марта 1857 Место рождения: Англия, Лондон Страна: Великобритания Научная сфера: математика, статистика, история, германистика Награды и премии: Медаль Дарвина (1898) Дата смерти: 27 апреля 1936 ( 79 лет)
Квадрат Пирсона : Решение: 60, 35 40 20 5 60-40=20 40-35=5 20 /5=4/1
Старинный метод Магницкого: 3 30 3%- 18/27=2/3 30%-9/27=1/3 12 15 18
Задача 2 . Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2 литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд ? Решение : 97% 81% 45% 16% 36 % (х-2) л 2 л
Приложение
сравнив полученные результаты, я пришла к выводу, что решение задач на проценты различными способами дают один и тот же результат. Итак, гипотеза оказалась верной. Вывод:
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Иройская СОШ
Районная научно исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция «Алгебра»
Исследование способов решения линейных уравнений
с параметрами, содержащих вложенные модули
Исполнитель Сунгурапова С., учащияся 8 класса
Руководитель Чултумова И.Н., учитель математики
первой категории
2017 г
Оглавление
Введение 3
- Понятие модуля в математике……………………………………………. 4
- Свойства модуля……………………………………………………………4
- Решение линейных уравнений с модулем. Вложенные модули……… 5
- Понятие параметра в математике…………………………………………5
4.1. Решение линейных уравнений с параметрами……………………………6
- Различные способы решения уравнений с модулем,
содержащих параметр………………………………………………………….. 9
- Уравнения с параметрами на итоговой аттестации, ЕГЭ……………… 12
Заключение …………………………………………………………………….. 13
Список литературы …………………………………………………………….. 15
Приложение……………………………………………………………………… 16
Введение
Исследование многих процессов в жизни осуществляется с использованием параметров. Например, состояние больного терапевт определяет с помощью параметров температуры, давления. Для оценки состояния спортсмена в качестве параметра используется частота сердечных сокращений. Но ни в энциклопедии элементарной математики, ни государственном образовательном стандарте нет понятия «уравнение с параметром», не представлены методы их решения.
В школьных учебниках есть задания с параметрами, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса; способы, приемы или методы решения не рассматриваются. Задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности, часто они приводятся без решения.
При этом часто нужно просто применить свой здравый смысл и потренироваться на простых задачах, тогда решать задачи с параметром станет пусть не всегда легко, но возможно. На решение таких заданий отводится незначительное количество времени. Задания с параметрами включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Отсюда актуальность этой проблемы обусловлена не столько потребностями Государственной итоговой аттестации, сколько необходимостью создания целостной методики обучения, включающей обеспечение развития у школьников продуктивного уровня усвоения учебного материала по многим темам, в частности, по решению уравнений с параметрами.
Объект исследования: изучение различных способов решения линейных уравнений с параметрами, содержащих вложенные модули.
Предмет исследования: линейные уравнения с параметрами, содержащие вложенные модули.
Цель работы: рассмотреть типовые способы решения уравнений с модулем и показать их использование при решений уравнений с модулем, содержащих параметры.
Задачи исследования: изучить исторический и теоретический материалы по интересующему вопросу; рассмотреть известные определения модуля числа, типовые способы решения задач с модулем и показать использование этих знаний при решении уравнений с модулем, содержащих параметры, выявить практическое применение таких задач.
Практическая значимость работы. Данный способ решения линейных уравнений с параметрами, содержащих вложенные модули будет интересен выпускникам 9 и 11 класса, которым нужно сдать ЕГЭ и ОГЭ.
- Понятие модуля в математике
Понятие «модуль» широко применяется во многих разделах школьного курса математики, например, в изучении абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа; в геометрии и физике изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). Понятия модуля применяется в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в высших учебных заведениях.
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это слово имеет множество значений и применяется не только в математике, физике и технике, но и в архитектуре, программировании и других точных науках. Считают, что термин предложил использовать Котс, ученик Ньютона. Знак модуля был введен в XIX веке Вейерштрассом.
Существует следующие определения понятия модуля.
Определение 1. Модулем числа а называется само число, если оно не отрицательно и ему противоположное, если число отрицательное.
|a|=a, если а≥0,
|a|=-a, если а<0.
Определение 2. Модулем называется расстояние от начало координат до соответствующей числу а точки на числовой прямой.
2. Свойства модуля.
Свойство 1. Модули противоположных чисел равны, т.е. для всех |a| = |-a|.
Свойство 2. Квадрат модуля числа равен квадрату этого числа, т.е. для всех а
√|а|² = а²
Свойство 3. Арифметический корень из квадрата любого числа есть модуль этого числа, т.е. √а² = |a|
Свойство 4. Модуль любого числа есть число неотрицательное, т.е. для всех а |a|≥0
Свойство 5. Модуль числа не меньше этого числа, т.е. для всех а |a|≥a.
Свойство 6.Модуль числа а равен максимальному из противоположных чисел а и –а .
|a| = -max (a;-a).
Свойство 7. Модуль числа равен расстоянию на числовой оси от начала отсчета до данного числа, т.е. для любого а |a| = (o; a).
3. Решение линейных уравнений с модулем. Вложенные модули.
Распространенными примерами с модулями является линейное уравнение типа модуль в модуле. Двойной модуль можно записать в виде формулы ||ax-b|-c|=kx+m.
Если k=0 то такое уравнение с модулем легче решать графическим методом. Классическое раскрытие модулей в таких ситуациях громоздкое и не всегда дает желаемого эффекта. Графический метод позволяет за короткое время выполнить построение модульных функций и найти количество корней уравнения.
Уравнение с модулем – это уравнение, содержащее переменную под знаком абсолютной величины (под знаком модуля). Решить уравнение-это значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.
Методы решения уравнений с модулем:
1.По определению модуля - «снятие модуля». Решение происходит на основе определения.
2.Аналитический метод - решение уравнений с использованием преобразований выражений, входящих в уравнение и свойств модуля.
3.Метод интервалов: раскрытие модуля на интервалах и полуинтервалах, образованными «нулями» модулей.
4.Графический метод. Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики данных функций, представляющих левую и правую часть уравнения. В случае, если графики пересекутся, то абсциссы точек пересечений данных графиков будут являться корнями данного уравнения.
Методы построения графиков функции с модулем:
По определению. Строятся две прямые у=кх+в, где х>0, у=-кх+в, где х <0
Метод симметрии. Строится график у=кх+в, при х>0.
Часть прямой при х <0 отображается относительно оси абцисс.
Преобразование функций:
а) у=|x|+n график сдвигается вверх по оси ординат на в единиц
б) у=|x|-n график сдвигается вниз по оси ординат
с) у=|x+n| график сдвигается влево по оси абсцисс
d )у=|x-n| график сдвигается вправо по оси абсцисс
Алгоритм построения двойного, тройного модуля достаточно прост и из приведенных ниже примеров понравится многим
Пример 1. Решить уравнение ||x-3|-5|=3.
I способ: Аналитический
- Найдем нуль внутри модуля x-3=0 ; х=3
- Раскроем внутренний модуль при x>3
|x-3-5|=3; |x-8|=3:
а) х-8=3 ; х=11; б) при х<8 : -(х-8)=3 ; -х+8=3; -х=-5; х=5.
3. Раскроем внутренний модуль при х<3
|-(x-3)-5|=3 ; |-x+3-5|=3 |-x-2|=3
а) –х-2=3 ; -х=5 ; х=5; б) -(-х-2)=3 ; х+2=3 ; х=1
Ответ: -5; 1; 5; 11
II способ: Графический
1) Построим график функций : 1) y=|x| ; 2) y=|x-3| ; 3) y=|x-3|-5 ; 4) y=||x-3|-5|
2) Построим график y=3
3) Найдем точки пересечения
Преимущество графического метода над раскрытием модулей для простых уравнений очевидно. Однако графически неудобно искать корни, когда правая сторона имеет вид kx+m, то есть является прямой наклоненной к оси абсцисс под углом.
4. Понятие параметра в математике
Толковый словарь определяет параметр как величину, характеризующую какое - нибудь основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса. (Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1999).
Поскольку в школьных учебниках нет определения параметра, возьмем за основу следующий его простейший вариант.
Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.
Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|=a–1 не следует неотрицательность значений выражения a–1, и если a–1<0, то мы обязаны констатировать, что уравнение не имеет решений.
Параметр (от греческого parametron – отмеривающий) в математике, величина, числовые значения которой позволяют выделить определенный элемент из множества элементов того же рода. Например, уравнение у = kx c параметром k определяет множество прямых, проходящих через начало координат. Уравнение (х – а)2 + (у – b)2 = 25 с параметрами а,b определяет множество окружностей радиуса 5.
Что означает «решить задачу с параметром»?
Решить уравнение с параметром - это значит, на множестве действительных чисел решить семейство уравнений, получающегося из данного уравнения при всех действительных значениях параметра.
- Решение линейных уравнений с параметрами.
Уравнение F(a, х) = 0 с двумя переменными а и х называется уравнением с параметром а и переменной х, если для каждого значения переменной а необходимо решить соответствующее уравнение с переменной х.
К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, поиск решений линейных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.
Нужно усвоить при первом знакомстве с параметром, - это необходимость осторожного, даже деликатного обращения с фиксированным, но неизвестным числом.
Класс линейных уравнений с параметром выделяется с помощью двух характеристик:
1. В уравнении переменная х находится в первой степени;
2. При помощи равносильных преобразований на области допустимых значений параметра уравнение приводится к стандартному виду
f(a)·x + g(a) = 0.
Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами
- Найти область допустимых значений параметра.
- Привести уравнение к стандартному виду.
- Найти контрольные значения параметра.
- Для контрольных значений параметра решить частные уравнения .
Для остальных значений параметра найти общие решения по формуле
- Записать ответ.
В зависимости от вида уравнения некоторые пункты алгоритма могут быть опущены.
Пример 1. Решить уравнение 2а(а – 2) · х = а – 2, если а - параметр.
- Область допустимых значений параметра – вся числовая прямая.
- Приведем уравнение к виду 2а(а – 2) · х – а + 2 = 0.
- Контрольными являются те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в нуль. Такими значениями будут а = 0 и а = 2.
- Если а = 0, то уравнение примет вид 0 · х = - 2. Это уравнение не имеет корней.
Если а = 2, то уравнение примет вид 0 · х = 0. Корнем этого уравнения является любое действительное число.
- Если а ≠ 0 и а ≠ 2, то ,
Ответ: если а = 0, то корней нет; если а = 2, то х – любое действительное число;
если а ≠ 0 и а ≠ 2, то .
- Различные способы решения уравнений с модулем, содержащих параметр. Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения.
Аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им.
Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики или в координатной плоскости (x; y), или в координатной плоскости (x; a).
Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные x и a принимаются равноправными и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных x и a и заканчиваем решение.
Решение уравнения может включать в себя несколько методов решения, соответствующих каждому виду уравнения при определенных значениях параметра. Например, при каком-то значении параметра уравнение линейное, поэтому решаем его аналитически тождественными преобразованиями; при остальных значениях параметра уравнение квадратичное, – решаем его функционально-графическим способом.
Пример 2. |ax-1|=2
Решение уравнения с помощью определения модуля.
1) Если а=0, то уравнение примет вид |-1|=2 – неверное равенство, значит уравнение не имеет корней.
2) Если а≠0, то уравнение имеет два корня.
а)ax-1=2 б)ax-1=-2
ax=3 ax=-1
x=3/a x=-1/a
Пример 3.|x-1|+|x-3|=a
1 способ: Графический.
Построим график функции y=|x-1|+|x-3|
x≤1 1≤x≤3 x≥3
y=1-x+3-x = -2х+4 y=x-1+3-x=2 y=x-1+x-3=2x-4
график
Если а<2, то ломанная и прямая y=a не пересекаются.
Если а=2, то ломанная и прямая y=a совпадают 1≤x≤3.
Если а>2, то ломанная и прямая y=a имеют две точки пересечения. Абциссу одной из них можно найти из уравнения 4-2x=a, откуда x=(4-a)/2. Абциссу другой точки пересечения можно найти из уравнения 2x-4=a, откуда x=(a+4)/2.
2 способ : Метод интервалов.
|x-1|+|x-3| = a
x≤1 1≤x≤3 x≥3
1-x+3-x = a x-1+3-x = a x-1+x-3 = a
4-2x = a 2 = a 2x-4 = a
-2x = a-4 x [1; 3] x = (a+4)/2
x = (a-4)/-2
x = (4-a)/2
Ответ.x = (4-a)/2, x [1; 3], x = (a+4)/2.
Пример 1. Найти все значения р, при которых уравнение |x-3|+|x-4|=p имеет 1 корень, 2 корня, не имеет корней.
Решение:
1)y=|x-3|+|x-4|; y=p
y=|x-3|+|x-4|
Метод промежутков: x-3=0 ; x-4=0
x=3 x=4
(–∞ ;3) : y=-(x-3)-(x-4)=-x+3-x+4=-2x+7
[3;4] : y=|x-3|+|x-4|=1
(4;+ ∞) : y=(x-3)+(x-4)=2x-7
Ответ: p=1, 1 корень ; р>1, 2 корня; р<1, нет
корней
Пример 2. При каком значении параметра a уравнение с модулем
|||x+1|-2|-5|=a имеет 5 решений?
Решение: Имеем уравнение с тремя вложенными модулями. Найдем ответ с графического анализа. Начнем, как всегда, из внутреннего модуля. Он обращается в нуль
|x+1|=0 x=-1 в точке x=-1. Строим график модуль функции в этой точке
Далее график опускаем вниз на двойку и отрицательные значения (y< 0)симметрично переносим вверх. Получим график функции y=||x+1|-2|
Повторно выполним смещение графика модуль функции вниз на 5 и симметрично переносим отрицательные значения функции. В результате получим левую сторону уравнения с модулями
y=|||x+1|-2|-5|.
Параметр а соответствует значению параллельной прямой, которая должна пересечь график модуль функции в 5 точках. Сначала проводим такую прямую, далее ищем точку пересечения ее с осью Oy.
Это прямая y=3, то есть искомый параметр равен a=3.
Методом раскрытия модулей данную задачу можно было решать целый урок, если не больше. Здесь все свелось к нескольким графикам.
Ответ: a=3.
- Уравнения с параметрами на итоговой аттестации, ЕГЭ
Пример 1. Найти все значения а, при каждом из которых уравнение |
|x-1| -2|=2+ |3x-a| имеет единственное решение.
Решение: |x-1| -2|-2 |3x-a|
y=|3x-a| ; y=||x-1|-2|-2
1) Построим график функций: 1)y=|x| ; 2) y=|x-1| ; 3) у=|x-1|-2 ; 4)||x-1|-2| ;
5) y-||x=1|-2|-2
y=|3x-a| - «уголок», вершина которого движется по оси абцисс. Очевидно, что единственное решение будет в точках A,B,C. А(-3;0) ; В(1;0) ; С(5;0)
у=|3x-a| ; 0=|-9-a|=>a=-9 ; 0=|3-a|=>a=3 ; 0=|15-a|=>a=15
. Пример 2. ЕГЭ 2010г. При каком значении параметра уравнение имеет 4 корня а=|||х|-2|-2|?
Решение: применив поэтапно метод симметрию:
Первый раз: у=
Второй раз: у==|||х|-2|-2|
Построим прямую у=а
Ответ: при а=2 уравнение имеет 4корня
Пример 3. ЕГЭ 2009г. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение , имеет ровно 1 корень.
Решение: ,
Преобразуем:-4+а=3 и-4+а=-3
- +7=а - -1=а
Построим графики функций у = а, , .
При а =7 прямая пересекает график только в одной точке. Значит, данное уравнение имеет ровно один корень при а =7. Ответ: 7.
Заключение
Я познакомилась с аналитическими и графическими решениями линейных уравнений с модулями и параметром, научилась строить графики линейных функций, содержащих выражение с параметром под знаком модуля. А для этого прочитала и изучила немало дополнительной литературы. Получив эти знания, мне будет совсем нетрудно выбирать рациональный способ решения уравнений.
В результате анализа и сравнения методов построения графиков получила следующие выводы:
- перевод алгебраической задачи на язык графиков позволяет избежать громоздких решений;
- при решении уравнений, содержащих модуль и параметр, графический способ является более наглядным и сравнительно более простым;
- при построении графиков, содержащих 2 или более модулей практичнее метод симметрии;
- хотя графический способ решения уравнений является приближенным, т.к. точность зависит от выбранного единичного отрезка, толщины карандаша, углов под которыми пересекаются линии и т.д., но этот метод позволяет оценивать кол-во корней уравнений для решения уравнений с параметром.
Учитывая, что уравнения с модулем и параметром есть в заданиях ГИА, главным моим результатом является то, что я могу решать линейные уравнения с модулем и параметром графическим способом.
Список использованной литературы
- Горбачев В.И. Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. -Брянск: Издательство БГПУ, 1998.-264с.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметром. Киев: РИА «Текст», 1992.-320с.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра.8кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений.-3-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2001.
- Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4- е изд. – М .: Сов. Энциклопедия, 1986.- 1600 с., ил.
- Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.- М.: Просвещение, 1972.-128с.
Приложение
Задание 1.
Решить уравнение у2х = у(х + 2) – 2 с параметром у.
- Область допустимых значений параметра – вся числовая прямая.
- Приведем уравнение к виду y(у – 1)х - 2(у – 1) = 0.
- Контрольные значения параметра: у = 0 и у = 1.
- Если у= 1, то уравнение примет вид 0 · х = 0, х – любое число.
Если у = 0, то уравнение примет вид 0 · х = - 2. Это уравнение корней не имеет.
5. Если у ≠ 0 и у ≠ 1, то х = 2(у-1)/ у(у-1),,.
Ответ: если у =1, то х – любое число;
если у = 0, то корней нет;
если у ≠ 0 и у ≠ 1, то х = 2(у-1)/ у(у-1).
Задание 2. Решить уравнение 4
Решение. Перепишем уравнение (1) в виде 4 и построим графики функций
у = и у = . Отметим, что угол между лучами ВА и ВС прямой, а угол между лучами ОМ и ОN острый.
График функции у = является графиком функции у = 4 при a = 0. График функции у = 4 при а0 будет получаться сдвигом вправо на а единиц при а > 0 и влево на единиц при а < 0. При этом вершина острого угла будет оставаться на оси Ох.
А) Два графика не будут иметь общих точек, если вершина острого угла окажется между точками А и С, т.е. уравнение (1) не имеет корней при -2 < а < 2.
Б) Два графика будут иметь единственную общую точку, если вершина острого угла совпадает или с точкой А, или с точкой С, т.е. уравнение (1) имеет единственный корень и при а = -2, и при а = 2.
В) Два графика будут иметь две общие точки, если вершина острого угла окажется левее точки А или правее точки С, т.е. уравнение (1) имеет два корня и при а < -2, и при а > 2.
Ответ. а) при а (-2; 2); б) при а = -2 и при а = 2; в) при а < -2 и при а > 2.
Задание 3.
Задание 4. Сколько корней имеет уравнение ||2x-3|-2|=2?
Решение: Правая сторона равна постоянной, поэтому скорее найти решение можно графическим методом. Внутренний модуль обращается в нуль
|2x-3|=0 x=3/2=1,5
в точке x=1,5.
Значит в эту точку смещаем график функции y=|2x|. Для того, чтобы его построить подставьте несколько точек и проведите через них прямые. От полученной функции вычитаем 2 то есть график опускаем на двойку вниз и, чтобы получить модуль переносим отрицательные значения (y< 0)симметрично относительно оси Ox.
Далее остается построить правую сторону (прямую y=2) и подсчитать количество точек пересечения. График модуль функции и прямой приведен ниже
Ответ: три решения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф « Мне приходится делить все время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно » А Энштейн
Объект исследования : изучение различных способов решения линейных уравнений с параметрами, содержащих вложенные модули. Предмет исследования : линейные уравнения с параметрами , содержащие вложенные модули Цель работы : рассмотреть типовые способы решения уравнений с модулем и показать их использование при решений уравнений с модулем, содержащих параметры.
Понятие модуля в математике Определение 1. Модулем числа а называется само число, если оно не отрицательно и ему противоположное, если число отрицательное. | a |= a , если а≥0, | a |=- a , если а<0.
Определение 2. Модулем называется расстояние от начало координат до соответствующей числу а точки на числовой прямой. Определение 3. Модулем называется наибольшее из чисел а и –а ,т.е. | a |= max (а; -а). Из определения 3 следует, что любое число не больше своей абсолютной величины: a ≤| a |.
Свойства модуля: Свойство 1. Модули противоположных чисел равны, т.е. для всех | a | = |- a |. Свойство 2. Квадрат модуля числа равен квадрату этого числа, т.е. для всех а √|а| ² = а² Свойство 3 . Арифметический корень из квадрата любого числа есть модуль этого числа, т.е. √а ² = | a | Свойство 4. Модуль любого числа есть число неотрицательное, т.е. для всех а | a |≥0 Свойство 5 . Модуль числа не меньше этого числа, т.е. для всех а | a |≥ a . Свойство 6 .Модуль числа а равен максимальному из противоположных чисел а и –а . |a| = -max (a;-a). Свойство 7 . Модуль числа равен расстоянию на числовой оси от начала отсчета до данного числа, т.е. для любого а | a | = ( o ; a ).
Методы решения уравнений с модулем: 1.По определению модуля - «снятие модуля». Решение происходит на основе определения. 2.Аналитический метод - решение уравнений с использованием преобразований выражений, входящих в уравнение и свойств модуля. 3.Метод интервалов: раскрытие модуля на интервалах и полуинтервалах, образованными «нулями» модулей. 4.Графический метод. Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики данных функций, представляющих левую и правую часть уравнения. В случае, если графики пересекутся, то абсциссы точек пересечений данных графиков будут являться корнями данного уравнения.
Методы построения графиков функции с модулем: По определению. Строятся две прямые у=кх+в , где х >0, у=-кх+в , где х <0 Метод симметрии. Строится график у=кх+в , при х >0. Часть прямой при х <0 отображается относительно оси абцисс . Преобразование функций: а) у=| x |+ n график сдвигается вверх по оси ординат на n б) у=| x |- n график сдвигается вниз по оси ординат на n с) у=| x + n | график сдвигается влево по оси абсцисс на n d ) у=| x - n | график сдвигается вправо по оси абсцисс на n
Правильному применению методов можно научиться, только применяя их на разнообразных примерах. Георг Цейтен .
Решение линейных уравнений с модулем. Вложенные модули. Пример 1. Решить уравнение ||x-3|-5|=3. I способ: Аналитический Найдем нуль внутри модуля x -3=0; х=3 Раскроем внутренний модуль x >3 | x -3-5|=3; | x -8|=3 : а) х-8=3 ; х=11 б) при х <8 : -(х-8)=3 ; -х+8=3 ; -х=-5 ; х=5 3) Раскроем внутренний модуль х <3 |-( x -3)-5|=3 ; |- x +3-5|=3 |- x -2|=3 а) –х-2=3 ; -х=5 ; х=-5 б) -(-х-2)=3 ; х+2=3 ; х=1 Ответ: -5; 1; 5; 11
II способ: Графический 1) Построим график функций : 1) y =| x | ; 2) y =| x -3| ; 3) y =| x -3|-5 ; 4) y =|| x -3|- 5| 2) Построим график прямой y =3 3) Найдем точки пересечения Ответ: -5; 1; 5; 11
12 Понятие параметра в математике Толковый словарь определяет параметр как величину, характеризующую какое - нибудь основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса. ( Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1999). Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству. Что означает «решить задачу с параметром»? . Решить уравнение с параметром - это значит на множестве действительных чисел решить семейство уравнений, получающегося из данного уравнения при всех действительных значениях параметра.
Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами Найти область допустимых значений параметра. Привести уравнение к стандартному виду. Найти контрольные значения параметра. Для контрольных значений параметра решить частные уравнения . Для остальных значений параметра найти общие решения по формуле . Записать ответ.
Различные способы решения уравнений с модулем, содержащих параметр Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения. Аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им. Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a ) рассматриваются графики или в координатной плоскости ( x ; y ), или в координатной плоскости ( x ; a ).
Пример 2. При каком значении параметра a уравнение с модулем |||x+1|-2|-5|=a имеет 5 решений? Решение: имеем уравнение с тремя вложенными модулями. Найдем ответ с графического анализа. Начнем , как всегда, из внутреннего модуля. Он обращается в нуль |x+1|=0 x=-1 в точке x=-1 . Строим график модуль функции в этой точке. Далее график опускаем вниз на двойку и отрицательные значения ( y < 0)симметрично переносим вверх. Получим график функции y=||x+1|-2|
. Повторно выполним смещение графика модуль функции вниз на 5 и симметрично переносим отрицательные значения функции. В результате получим левую сторону уравнения с модулями y=|||x+1|-2|-5| . Параметр а соответствует значению параллельной прямой, которая должна пересечь график модуль функции в 5 точках. Сначала проводим такую прямую, далее ищем точку пересечения ее с осью Oy . Это прямая y=3 , то есть искомый параметр равен a=3 . Методом раскрытия модулей данную задачу можно было решать целый урок, если не больше. Здесь все свелось к нескольким графикам. Ответ: a=3 .
Вывод: В результате анализа и сравнения методов построения графиков получила следующие выводы: перевод алгебраической задачи на язык графиков позволяет избежать громоздких решений; при решении уравнений, содержащих модуль и параметр, графический способ является более наглядным и сравнительно более простым; - при построении графиков, содержащих 2 или более модулей практичнее метод симметрии; - хотя графический способ решения уравнений является приближенным, т.к. точность зависит от выбранного единичного отрезка, толщины карандаша, углов под которыми пересекаются линии и т.д., но этот метод позволяет оценивать кол-во корней у равнений для решения уравнений с параметром.
Спасибо за внимание!