Презентации по обществознанию 9 класс. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова
Нумерация соответствует КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18-9_obshch_potrebitel_i_ego_prava.ppt | 2.46 МБ |
17-9obshch.ppt | 2.85 МБ |
16-9_obshch.ppt | 2.92 МБ |
20-9_pravosemya_reb.ppt | 693.5 КБ |
19-9_trud_i_pravo_9kl.ppt | 2.72 МБ |
22-9obshch.pptx | 346.22 КБ |
24-9_obshch.pptx | 158.55 КБ |
21-9_16_prestuplenie.ppt | 223.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Потребитель и его права; 2. Изготовитель и исполнитель; 3. Как защитить свои права.
1. Потребитель и его права Потребитель - гражданин, который приобретает или использует товары, заказывает услуги и работы, либо имеет намерения приобрести, заказать и использовать их для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли Права потребителя на необходимую и достоверную информацию о товаре потребовать у продавца сертификат соответствия на безопасный товар обменять купленный товар на качественный товар Закон РФ «О защите прав потребителя» Принят Государственной Думой РФ в декабре 1995 г.
1. Потребитель и его права Право на необходимую и достоверную информацию Продавец обязан предоставить следующую информацию о товаре 1. Основные потребительские свойства товара 2. Гарантийные обязательства изготовителя 3. Срок службы или годности товара 4. Правила пользования, хранения и транспортировки 5. Адреса предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание
1. Потребитель и его права Сертификат соответствия – документ, который подтверждающий хорошее качество и безопасность продаваемого товара Право потребовать у продавца сертификат соответствий Право обменять купленный товар 1. 14 дней со дня продажи непродовольственного товара 2. Любой товар можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации 3. Если товар обменивается на другой, разница в цене перерасчитывается
1. Потребитель и его права 4. При отсутствии у продавца товара, потребитель имеет право вернуть продавцу товар и получить уплаченную денежную сумму 5. Требования покупателя об обмене товара будет выполнен, если товар не был в употреблении , сохранены его свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца Право обменять купленный товар В случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества продавец обязан по выбору покупателя Безвозмездно устранить недостатки; Заменить на доброкачественный товар; Уменьшить покупную цену; Возместить расход на устранение недостатков; Возврат денег и возмещение убытков.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Всегда ли наши права соблюдаются? Рассмотрение ситуаций, сценка- миниатюра"в магазине" Участники: продавец и покупатель 1 и 2. Покупатель: Девушка, кефир свежий? продавец: Я почем знаю? покупатель: куры у вас чьи, наши или импортные? продавец: а вам, какие надо? покупатель: девушка, вы сказали, что кефир свежий, а пакет весь надутый. Заберите, я его брать не буду. продавец: что вы мне голову морочите, я вам уже и чек пробила, забирайте, не создавайте очередь. Знакомая ситуация? Были ли нарушены права потребителя?
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ "Рекламные агенты" (ученик в роли агента предлагает прохожим по низким ценам приобрести электротовары-миксеры, утюги и т.д.) Разбор ситуации. -О чем нужно подумать, прежде чем сделать такую покупку? -С чем связана опасность приобретения товара не в специализированных местах его сбыта? Предполагаемые ответы учащихся: -нельзя проверить качество товара; -нет гарантийного талона или при его наличии он не дает полной и необходимой информации; -нет кассового чека и т.д.
2. Изготовитель и исполнитель Изготовитель - организация независимо от ее организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям Исполнитель - организация независимо от ее организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору
Памятка - потребителя 1.Покупай товар только в специализированных магазинах или в специально отведенных местах для торговли; 2.Проверяй срок годности товара 3.Сохраняй чек на товар. 4.Подписывая договор на оказание услуги, внимательно ознакомься с содержанием. 5.Проверь наличие Сертификата на товар.
Подведение итога урока: -сегодня на уроке я узнал........ - я понял......................... -теперь я знаю.................
Домашнее задание §13 читать; УО ?после §13-1,3,5; Решить проблему, выполнить практикум; Новые слова выучить;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Понятие и источник гражданского права; 2. Физические и юридические лица; 3. Правоспособность и дееспособность; 4. Собственность, право собственности, формы и собственности; 5. Сделки, виды сделок; 6. Договора, виды договоров; 7. Гражданско-правовая ответственность, её виды.
1. Понятие и источники гражданского права Гражданское право – отрасль права, нормы которой регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения Гражданское законодательство находится в ведении РФ Гражданского кодекса РФ: 1 часть (1995 г.); 2 часть (1996 г.); 3 часть (2001 г.); 4 часть (2008 г.).
2. Физические и юридические лица Физическое лицо - человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично-правовых образований . Субъекты гражданского права Физические лица Юридические лица Физические лица: 1. Граждане РФ , 2. Иностранные граждане , 3. Лица без гражданства (апатриды) Главной характеристикой физического лица является правосубъектность (т.е. способность стать участником гражданских правоотношений )
2. Физические и юридические лица Юриди́ческое лицо́ - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация , которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде Организационное единство внутренняя структура организации наличие органов управления наличие учредительных документов имущественная обособленность 2. Имущественная обособленность 3. Самостоятельная гражданско- правовая ответственность 4. Выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени
3. Правоспособность и дееспособность Гражданская правоспособность - это способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности. действует Физические лица Юридические лица С момента рождения до момента смерти С момента регистрации организации до момента ликвидации Гражданская дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Физические лица Юридические лица действует С 18 лет (совершеннолетия) С момента регистрации
Уровни дееспособности граждан РФ
Уровни дееспособности граждан РФ
Уровни дееспособности граждан РФ
Уровни дееспособности граждан РФ
Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей . Стр97 определение из учебника, ключевое слово + существенные признаки 4. Собственность, право собственности, формы и собственности
5. Сделки, виды сделок Сделка - действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (Стр98 определение)
5. Сделки, виды сделок Форма сделки - это способ выражения воли субъектов сделки Устная сделка Нотариально удостоверенные сделки Сделки, совершаемые в простой письменной форме Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма 1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами; 2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом МРОТ 1) в случаях, указанных в законе; 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
6. Договора, виды договоров Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
7. Гражданско-правовая ответственность, её виды Гражданско-правовая ответственность - установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что влечет за собой нарушение субъективных гражданских прав другого лица П Р И З Н А К И Является имущественной , поскольку гражданское право прежде всего регулирует имущественные отношения 2. Носит компенсационный характер , так как направлена на восстановление нарушенных имущественных прав кредитора 3. Имеет целью принуждение должника к исполнению возложенных на него законом или договором юридических обязанностей 4. Является средством предупреждения гражданских правонарушений в будущем
Домашнее задание §12 читать; Ответь на вопросы и задания после §12 1вар-1?,2 вар-2? Обсуждение ?3,4,5. Решить проблему, выполнить практикум -письменно. 6.Новые слова выучить;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План изучения нового материала Конституция - основной закон государства. На пути к конституции – из истории формирования конституционного строя в России. Структура Конституции РФ 1993 года. Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России. 3 главные задачи, которые решает Конституция. Как характеризуется РФ по Конституции.
Задание : подберите ассоциации к слову Конституция.( Что такое конституция , в вашем понимании)
Задание : подберите ассоциации к слову Конституция I . Что такое Конституция Конституция Власть Закон Права Президент Устройство
Конституция – (лат. constitutio ) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет : Как устроено государство Как образованы органы власти Каковы права и обязанности граждан I . Что такое Конституция
Конституция – основной закон государства Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.
На пути к Конституции… Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьёву. Восставшие требовали отменить крепостное право и ввести конституционное правление в России. Павел Пестель, автор «Конституции» Южного общества. 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади
Великий царь реформатор Во2/2 19 века царь Александр 2, Освободитель, провёл реформы, которые заложили основу конституционного строя России
Трагическая судьба царя- реформатора Александр 2 был готов принять 1-ую Конституцию, создать выборный законодательный орган власти, но 1 марта 1881 года был убит революционерами-экстремистами .
Царский манифест от17 октября 1905 года Последний русский царь Николай 2
Революция 1917 года- коренной переворот в жизни общества Революция 1917г привела к смене политического строя в России. За годы советской власти были приняты 4 Конституции.
О чём свидетельствует факт, что… В США до настоящего времени действует 1-ая и единственная Конституция 1787г,а в России в 20 веке Конституция менялась неоднократно?
Конституция современной России принята 12 декабря 1993 года на референдуме(всенародном голосовании)
Структура Конституции
II . Основы Конституционного строя Конституционные принципы Демократическое Человек – высшая ценность Правовое Республиканская форма правления Федеративное
Что для нас свято… (духовные ценности, на которых основывается Конституция РФ) Нравственные ценности- «добро и справедливость» Ценности демократии- «утверждая права и свободы человека» Ценности патриотизма- «чтя память предков, любя и уважая Отечество» Ценности международного сотрудничества, социального мира Высшая ценность государства – человек, его права и свободы
Почему каждый гражданин должен знать и уважать Конституцию своей страны?
3 главные задачи, которые решает Конституция.
Задание 1тексту стр93-96 составить схему «Основные права» 2 вариант»Обязанности граждан»
По Конституции Россия характеризуется как…
Определи, с какими Конституциями связаны данные фотографии? стр91-92
УО 1 вар-1,2, 2вар-3,4. Письменно зад 5 и практикум 5 примеров. Желаю удачи! Домашнее задание
Используемые ресурсы http://www.rusnord.ru/2005/1/15900?pid=15900&id=1&y=2009&m=3&d=19 восстание декабристов http://istor2.narod.ru/urok2.htm Пестель http://www.kreml.org/news/88657924?mode=print-памятник Александру2 http://prazdnik-land.ru/celebrations/article/nashi-otkrytki-na-den-oktyabrskoj-revolyucii-1917-goda/ революция 1917 http://chron.eduhmao.ru/img_10_26_0_5.html-советская конституция http://overchan.ru/n.htm герб СССР http://www.constitution.mvk.ru/content/view/269/154/lang,ru/-Ленин и Сталин http://www.rusrep.ru/2008/15/vlastnye_shvatki/-Ельцин , Руцкой http://www.samarskie-roditeli.ru/-urist_page_744 флаг и герб РФ http://www.open2000.com/news/119/1938824695.html коллаж о России http://russia-history.ru/1248.html клятва на конституции http://www.tarigona.ru/index.asp?menu_id=181&page_number=1&x_page_base_1033=5 богиня правосудия http://www.c400.ru/index.php?newsid=62887 памятник Минину и Пожарскому http://www.proshkolu.ru/user/Eric/file/65544/карта РФ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью
Функции семьи Репродуктивная Воспитательная Хозяйственно-экономическая Досуговая Духовно-эмоциональная
Основные изменения в современной семье Уменьшение размеров семьи и количества детей в ней Уменьшение значимости в семье старшего брата и старшей сестры Обеспечение материального благосостояния семьи не только мужчинами, но и женщинами
Семейный долг Превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим
Долг для родителей перед обществом : забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития Долг родителей перед своими детьми: забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, защита детей Долг детей: заботиться о своих родителях, о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере
Семейный кодекс РФ – 1996 г. Правила вступления в брак Расторжение брака Права и обязанности членов семьи
Основные принципы правового регулирования семейно-брачных отношений в РФ Добровольность брачного союза Разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию Равенство прав супругов в семье Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
Личные права и обязанности супругов Свобода каждого из супругов в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства Равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей Право каждого из супругов выбирать фамилию при заключении брака Обязанность строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи Обязанность каждого из супругов содействовать благополучию и укреплению семьи
Имущественные права и обязанности супругов Все имущество, приобретенное во время брака, относится к совместной собственности мужа и жены Личное имущество (нажитое до вступления в брак, полученное в порядке наследования, вещи индивидуального пользования(исключение – драгоценности, награды) является частной собственность каждого из супругов
Брачный договор Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения
Брачный договор Устанавливает Не может Режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов Права и обязанности супругов по взаимному содержанию Способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов Какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака Содержать условия, противоречащие принципам семейного законодательства Ограничивать личные права супругов Ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав
Права детей Право на имя, отчество и фамилию Право жить и воспитываться в семье Право на общение с родителями и другими родственниками Право на защиту прав и законных интересов Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего интересы детей Имущественные права
Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989 ООН 2 сентября 1990 РФ
Значение Конвенции Провозглашает ребенка самостоятельным участником права Является документом, в котором права ребенка приобрели силу норм международного права Предоставляет собой международный стандарт ответственного, гуманного отношения к детям
Сравнение Пользуясь текстом стр.112-113 Сравните понятия правоспособность и дееспособность.
? Верны ли следующие суждения о Конвенции о правах ребенка? А. Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что в ней права ребенка приобретают силу норм международного права. Б. Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что она впервые описывает права ребенка 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
? Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи? А. Согласно Семейному кодексу РФ муж и жена имеют равное право на решение всех вопросов жизни семьи. Б. Официальная регистрация союза между мужчиной и женщиной порождает супружеские права и обязанности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
? Супруги Н. хотят чтобы их имущественные взаимоотношения были урегулированы на долгие годы. Какой правовой документ для этого супруги Н. должны оформить? 1) протокол о намерениях 2) договор дарения 3) брачный договор 4) товарную накладную
? Отец и мать новорожденной не состоят в зарегистрированном браке. Для регистрации ребенка в орган ЗАГСа обратился отец. Имеет ли он право самостоятельно зарегистрировать дочь на свое имя? 1) да имеет, если у него есть постоянный заработок 2) имеет в любом случае 3) нет, только совместно с матерью девочки 4) этот вопрос решает начальник ЗАГСа по собственному усмотрению
? В семье Орловых бережно хранят фотографии. Родители рассказывают детям о подвиге прадеда, ветерана Великой Отечественной войны, участника Сталинградской битвы. Дети знают историю семьи. О какой функции семьи идет речь? 1) репродуктивная 2) социального контроля 3) хозяйственной 4) воспитательной
? В приведенном списке указаны черты сходства семьи и молодежной тусовки и черты различия. 1) наличие системы неформальных ролей и статусов 2) совместное ведение хозяйства 3) совместное проведение досуга 4) общность быта
? Добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, зарегистрированный орган ЗАГСа, зазывается 1) семья 2) брак 3) родство 4) свойство
? Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию 1) организации потребления 2) биологическое воспроизводство 3) предоставления определенного статуса 4) создания благополучного эмоционального климата
Создайте МК «Права и обязанности» Пользуясь текстом стр.113-116.
Домашнее задание §16,Стр 116 УО ?1.2,3 Письменно ?4 (10 заметок) Практикум к обсуждению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: формирование представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних, овладение основами трудового законодательства
Особенности. Статьи Трудового Кодекса Расшифровка 1. Виды деятельности, на которых запрещено применение труда н/летних Гл. 42 ст. 265, 268 2. Медицинский осмотр Гл.42. ст 266 3. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск Гл. 42 Ст 267 4. Дополнительные гарантии Гл.42. ст. 269 5. Нормы выработки Гл.42. ст. 270 6. Оплата труда Гл.42. ст. 271 Сдельная Повременная 7. Особенности трудоустройства, заключение трудового договора Гл.11 ст. 63 8. Рабочее время Раздел 4, гл.15 ст.92-94 Особенности труда несовершеннолетних
Локальные акты по труду В общеобразовательной школе имеются локальные акты по труду: Личные дела работников Трудовые книжки работников Личные карточки Коллективный договор Инструкция по охране труда Дополнительное соглашение к трудовому договору Должностные инструкции
Какие требования выдвигает ваше поколение к работе и к рабочему месту? На анкету отвечали 43 ученика Хороший коллектив – 37 человек; Уровень заработной платы от 15 до 100 тыс. рублей – 34 человека; Безопасные и комфортные условия работы – 16 человек; Личный кабинет – 14 человек; Оплачиваемый отдых – 9 человек; Не полный рабочий день – 8 человек; Перерыв на обед – 7 человек.
В год 3 отпуска – 1 человек; Служебная машина, личный водитель – 5 человек; Доверие начальства – 3 человека; Предоставление квартиры – 3 человека; Хорошая должность – 2 человека. Ваше мнение????
Как данные предложения отражены в Трудовом Кодексе? 1. Хороший коллектив и отношение внутри коллектива – в трудовом Кодексе об этом нет статей. Внутриличностные отношения зависят от руководителя и самого коллектива. Но в главе 8 говорится об участии работников в управлении организацией( ст. 53 ) 2. З\п гибкая ( от 15 до 100 тысяч рублей ) и гибкий график работы – Раздел 6 , главы 20, 21, 22. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
3. Хорошие условия труда – Раздел 6, глава 22, статья 163. Раздел 10 – Охрана труда Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. 4. Отдых – Раздел 5. а) Перерыв в рабочее время – Раздел 5. Глава18. Статья 108. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается . б) Выходные и ненормированный рабочий день – Раздел 5. Глава 18. Статья 111. При пятидневной рабочей недели работникам предоставляется два выходных дня в неделю, при шестидневной - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. в) Отпуск - Раздел 5. Глава 18 – 19. О т 28 календарных дней, удлиненный отпуск от 42 до 56 календарных дней .
Содержание: 1. Когда заключен трудовой договор 2. Предмет трудового договора 3. Режим работы и время отдыха 4. Оплата труда 5. Права и обязанности сторон 6. Отпуск работы 7. Льготы и гарантии 8. Расторжение трудового договора 9. Ответственности сторон 10. Прочие условия. Реквизиты сторон
Задача № 1 Сможет ли несовершеннолетний Юрий устроиться на работу по трудовому договору, если ему только что исполнилось 14 лет?
По трудовому договору 14-летний Юрий может устроиться на работу только при определенных условиях. Согласно Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Но с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения
Задача № 2 Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом, сославшись на то, что ей еще нет 18-ти лет. Правы ли работники администрации ночного клуба?
Администрация ночного клуба права. Согласно ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, перевозки и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, в том числе работа в ночных клубах).
Задача № 3 Валерий, ученик 10 класса, решил подработать в период школьных каникул. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он несовершеннолетний, и разрешить приходить ему на работу к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что к 8 часам утра все граждане, проживающие в зоне обслуживания почтового отделения, уже должны получить почту, чтобы до отхода на работу суметь просмотреть ее. Как должна быть разрешена данная ситуация?
Отказ начальника почты вполне законен. Несовершеннолетние по закону не должны трудиться в ночное время (с 12 ночи до 6 часов утра). Действительно, почтовая корреспонденция обычно просматривается за завтраком, в транспорте, в первые часы рабочего дня, но к обеду или к вечеру она может быть получена из других источников. Нужно еще успеть рассортировать корреспонденцию в почтовом отделении.
Задача № 4 17-летний Вадим Спиридонов после окончания школы пытался найти работу, но безуспешно. Он обратился в службу занятости с просьбой подыскать ему работу или зарегистрировать его в качестве безработного. Однако ему в этом отказали по той причине, что по закону (Семейный кодекс РФ) детей до 18 лет должны содержать родители, а если они не хотят его содержать, то пусть сами и ищут ему работу. Тогда Вадим написал плакат «Безработный» и каждый день выходил на автобусную остановку, надеясь, что кто-нибудь ему предложит работу. Однажды его забрали в отделение милиции. Кто прав в этой ситуации?
Прав Вадим, а не работники милиции и тем более не работники службы занятости, которые должны были его, достигшего 16 лет, зарегистрировать в качестве безработного. Родители обязаны содержать своих детей до 18 лет, но ведь Вадим сам стал трудоспособным и хочет реализовать себя. Он совершенно справедливо обратился за помощью к компетентному органу, службе занятости, которая именно для этого создана. Работники милиции не правы в том, что забрали Вадима в отделение милиции. Он не совершал правонарушение.
Задача № 5 Петр Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Петру распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петр отказался. Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей детским садом.
Распоряжение в отношении Алексеева считается незаконным ст. 72 ТК РФ: перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя проводится только с письменного согласия работника
Задача № 6 Екатерина Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела две туристические путевки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать. Законен ли отказ?
Отказ в предоставлении отпуска Семеновой считается незаконным ст. 267 ТК РФ.: ежегодный основной оплачиваемый отпуск до18 лет предоставляется сроком на 31 день в удобное время, но необходимо проработать 11 месяцев
Задача 7 После окончания школы Валерий Тарасов почти 8 месяцев искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой.
Задача 8 16-летний и 20-летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?
Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда
Как вы думаете где и кем могут трудоустроиться подростки? Город представляет возможность трудоустройства молодым людям.
Необходимые документы: Паспорт; ИНН; Страховое свидетельство государственного Пенсионного Фонда; Медицинская справка Справка МСЭ (для подростков с ограниченными возможностями); Справка с места учебы; Трудовая книжка (если есть); Заявление от родителей (для лиц моложе 15 лет) и разрешения из органов опеки и попечительства (для 14-летних).
ТРУД НЕ ПОВИННОСТЬ, а ПРАВО
РЕФЛЕКСИЯ Лист оценки и самооценки 1. Что узнали на уроке? 2.Какие вопросы имеют практическую значимость, почему? 3. Выступление каких учащихся вы считаете более удачным, решена поставленная задача. 4. Ваша работа на уроке (самооценка) 5. Работа на уроке ребят в классе, результаты деятельности 6. Насколько усвоена тема урока, достигнута ли цель, решены ли поставленные задачи
Домашнее задание §14 читать, УО 1и2. ?3,4,5 и продлема-обсуждение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Семейно-правовой статус ребенка: понятие, структура. 2. Неимущественные права ребенка в семье. 3. Имущественные права ребенка. Семейно-правовая защита прав ребенка . Д/З - уо по конспекту, задание на урок –конспект- краткое содержание, выдержки. Оценка за конспект и УО. 2
Источники: международный уровень 1. Декларация прав ребенка: Декларация от 20 ноября 1959г . 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Пакт от 16 декабря 1966 г. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах: Пакт от 16 декабря 1966 г . 4. О правах ребенка: Конвенция ООН от 20 ноября 1989г. 5. Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: Протокол от 25 мая 2000 г. 6. Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах: Протокол от 25 мая 2000 г . 7. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в январе 1992 г. 8. О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях: Декларация от 3 декабря 1986// Резолюция ООН №41/85. 9. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: Правила от 29 ноября 1985 г . 3
Источники: внутригосударственный уровень 1. Конституция Российской Федерации; 2. Семейный кодекс РФ; 3. Гражданский кодекс РФ; 4. Жилищный кодекс РФ; 5. Уголовный кодекс РФ (глава 20 – преступления против семьи и несовершеннолетних); 6. Кодекс об административных правонарушениях РФ; 7. Гражданско-процессуальный кодекс РФ; 8. Трудовой кодекс РФ; 4
9 . Федеральные законы: 1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 2. Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ». 3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 10 . Федеральные подзаконные акты . Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». 11 . Законы областей и муниципальных раонов . . 1. « О защите прав ребенка». 2. « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 3. « О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». 5
Вопрос 1 . Семейно-правовой статус ребенка: понятие, структура. «Статус » ( лат.) - положение , состояние кого-либо, чего-либо. Семейно-правовой статус ребенка рассматривается как «совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности несовершеннолетнего, устанавливающих его правовое положение в обществе ». Структуру правового статуса составляют правовые нормы, устанавливающие данный статус, правосубъектность , основные права и обязанности, законные интересы, юридическую ответственность несовершеннолетних. Специфика правового статуса несовершеннолетних отражается в особой нормативной базе, определяющей их правовое положение, в особенностях их правосубъектности , в наличии особых юридических принципов регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних, в существовании законодательно закрепленных прав и законных интересов несовершеннолетних, в наличии дополнительных гарантий их прав и свобод со стороны государства, в понижении уровня их ответственности за совершенные правонарушения . Важным элементом правового статуса несовершеннолетнего являются его права и законные интересы. Нормы главы 11 Семейного кодекса РФ, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются новыми для российского законодательства. Семейный кодекс РФ предусматривает ряд основных личных неимущественных прав ребенка, а также регламентирует имущественные права ребенка. Никаких семейно-правовых обязанностей несовершеннолетнего ребенка законодательством не предусмотрено. Обязанности ребенка регулируются нормами морали и нравственности. 6
7
8
Прежде всего, в семье ребенок получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная – передача ребенка на усыновление, а приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда ребенка невозможно устроить в семью, он передается в детские учреждения. 9
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст . 55 СК РФ) Ребенок имеет право на общение не только с родителями, но и с другими членами семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Это право должно быть реализовано также в случаях расторжения брака между родителями или признания брака недействительным. Под родственниками понимаются «лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка». Общение с родственниками создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. При возникновении экстремальных ситуаций, например, задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п., ребенок также имеет право на общение со своими родителями и родственниками. Так, в соответствии со ст. 423 Уголовно-процессуального кодекса РФ о задержании, заключении под стражу или продлении срока задержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители. 10
Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов ( ст . 56 СК РФ) Обязанность по защите прав и законных интересов ребенка возлагается прежде всего на родителей (лиц, их заменяющих), а также органы опеки и попечительства, прокурора и суд . Ребенок может сам обратиться за защитой своих прав, например, в случаях злоупотребления родителями своими правами либо не исполнения своих обязанностей: с 14 лет ребенок может обратиться в суд, а до достижения 14 лет в органы опеки и попечительства. Однако многие дети даже не знают о существовании таких органов и чаще всего сообщают о своих проблемах родственникам, друзьям, учителям, воспитателям. В связи с этим, п.3 ст.56 Семейного кодекса РФ установлена обязанность должностных лиц организаций и других граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Большинство ученых, как, например, А.М. Нечаева, отмечают отсутствие реальных закрепленных в законе гарантий прав ребенка и, как следствие, правовую незащищенность несовершеннолетних. Поэтому встает вопрос о необходимости разработки механизма реализации действующего законодательства, защищающего права несовершеннолетних. 11
Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы (Ст. 57 СК РФ) Закон не указывает минимальный возраст ребенка, начиная с которого он обладает этим правом. В ст. 12 Конвенции ООН говорится, что «взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствие с возрастом и зрелостью ребенка». Таким образом, ребенок вправе выражать в семье свое мнение с достижением достаточной степени развития для этого, что является сугубо индивидуальным для каждого ребенка. Ребенок , кроме того, обладает правом быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ст. 57 также прямо устанавливает случаи, когда орган опеки и попечительства или суд могут принять решение только с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет: - изменение имени и фамилии ребенка (ст. 59 ); - восстановление в родительских правах ( ст.72); - усыновление ребенка (ст. 132); - изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка (ст. 134); - запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136); - изменение имени, отчества и фамилии ребенка, при отмене усыновления (ст.143); - установление опеки или попечительства (ст. 145). При этом лишь неспособность ребенка сформулировать свое мнение может рассматриваться как основание для ограничения права выразить его. 12
Право ребенка на имя, отчество, фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Возможна ситуация, когда отчество ребенку вообще не присваивается. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия – по фамилии матери. При этом родители вправе изменить ребенка имя и (или) фамилию. Это возможно только до достижения ребенком возраста 14 лет и на основании органа опеки и попечительства по совместному заявлению родителей ребенка. Причинами таких изменений могут быть: неблагозвучность, трудность произношения и т.д. В любом случае решение об изменении имени и (или) фамилии ребенка должно приниматься органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. По достижении 14 лет подросток вправе сам обратиться в орган ЗАГСа с просьбой о перемене имени, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производиться органом ЗАГСа по месту жительства или по месту регистрации лица, желающего переменить фамилию, имя и (или) отчество. 13
14
Вещные права несовершеннолетних В соответствие с ГК РФ несовершеннолетнему может принадлежать на праве собственности: 1) значительное имущество, включающее не только вещи и имущественные права, полученные ребенком в дар или по наследству, 2) имущественные права, перешедшие к нему на основании различных гражданско-правовых сделок, например, в ходе приватизации жилья, а также приобретенное на его собственные средства (заработок, доходы от ценных бумаг, от работы в подсобном или фермерском хозяйстве и т.д .).; несовершеннолетний , независимо от возраста, может выступать субъектом таких вещных прав как право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянным пользованием жилым помещением, сервитута. 3) Кроме того, несовершеннолетний может обладать правом требования, вытекающим из обязательственных отношений, а также быть обладателем исключительных прав. Владение, пользование и распоряжение таким имуществом связывается законодателем с определенным возрастом ребенка и регулируется нормами гражданского законодательства. Гражданское право вводит такое понятие как дееспособность – т. е. возможность или способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Совместное приобретение имущества родителями и детьми не влечет возникновения права общей совместной собственности. Их отношения регулируются нормами об общей долевой собственности. Дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга, однако если они проживают совместно, вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. 15
Вопрос 4. Семейно-правовая защита прав ребенка Защита прав ребенка представляет собой систему мер, направленных на восстановление прав ребенка, признание и пресечение правонарушений , совершенных в отношении несовершеннолетних, применение к правонарушителям санкций и привлечение их к ответственности, а также механизм практической реализации вышеперечисленных мер. При этом права могут защищаться всеми допустимыми способами, предусмотренными действующим законодательством. 16
17
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ ГРАЖДАНСКИЕ (на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения) ПОЛИТИЧЕСКИЕ (на свободу мысли и слова, на объединение, на мирные собрания, на участие в управлении государством) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (на свободное предпринимательство, на частную собственность, на труд) СОЦИАЛЬНЫЕ: ( на социальное обеспечение, на жилище, на медицинское обеспечение, на образование) КУЛЬТУРНЫЕ ( на участие в культурной жизни)
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 20 ноября 1989 г. – была принята Ребенок – человеческое существо до достижения 18 лет. Общие принципы: недискриминационный ; наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на жизнь, выживание и развитие; уважение взглядов ребенка 1998г. – Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 2007г. – федеральная целевая программа «Дети России»
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Право на имя и гражданство Право на сохранение индивидуальности Право на свободу выражения своего мнения Право доступа к соответствующей информации Свобода мысли, совести и религии Свобода ассоциаций и мирных собраний Право на защиту личности
ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Право родителей руководить ребенком Общая и одинаковая ответственность обоих родителей Право ребенка не разлучаться с родителями вопреки его желанию Право на усыновление Право на защиту от злоупотреблений и отсутствия заботы
БЛАГОСОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА Право на пользование наиболее совершенными услугами в области здравоохранения Право на социальное обеспечение и доступ к службам по уходу за детьми Право на уровень жизни Право на образование Право на отдых, досуг и культурную деятельность
ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБЯЗАННОСТИ граждан РФ Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
ОБЯЗАННОСТИ несовершеннолетних Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны (Конституция РФ), в том числе законы и подзаконные акты субъектов РФ, уставы школ, правила внутреннего распорядка и т.д.. Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы (Конституция РФ) Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. (Конституция РФ) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ) Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование (Закон РФ «Об образовании»)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАТЕГОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Несовершеннолетние до 14 лет - не достигшие возраста уголовной ответственности Несовершеннолетние с 14 лет – уголовная ответственность за некоторые виды преступлений Несовершеннолетние с 16 лет - полная уголовная ответственность Лицо признается достигшим определенного возраста на следующие за днем рождения сутки.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Уголовная ответственность с 14 лет: убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кража (ст.158), грабеж (ст.161),
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Уголовная ответственность с 14 лет: разбой (ст.162), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст.167), террористический акт (ст.205), захват заложника (ст.206), заведомо ложное сообщение о террористическом акте (ст.207),
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Уголовная ответственность с 14 лет: хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (ст.226) хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267),
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ : Штраф (как при наличий самостоятельного заработка, так и при его отсутствии) – до 50 тыс.руб. Лишение права заниматься определенной деятельностью – до 5 лет основного наказания и до 3 лет дополнительного (Например - права управления мопедом в результате неоднократного нарушения ПДД) Обязательные работы – бесплатные общественно полезные работы до 160 часов в свободное от учебы или основной работы время (Например – благоустройство городов и поселков, уход за больными, очистка улиц, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ : Исправительные работы – до 1 года, из заработка осужденного производятся удержания в пользу государства до 20% заработка Ограничение свободы – от 2-х месяцев до 2-х лет Лишение свободы – от 2-х месяцев до 10 лет. Вид наказания отбывается в воспитательно-трудовой колонии, при достижении 18-летнего возраста, при положительных характеристиках, осужденный может быть оставлен там до 20 лет.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ : В связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ) – т.е. при добровольной явке с повинной, способствовании раскрытию преступления и возмещению причиненного вреда При возмещении причинённого ущерба, либо ином заглаживании вреда , в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (может быть назначено одновременно несколько): Предупреждение – разъяснение вреда и последствий Передача под надзор родителей – возложение на родителей обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением Обязанность загладить причинённый вред Ограничение досуга и установление особых требований к поведению – запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, выезда без специального разрешения и т.д.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Административной ответственности подлежит лицо в возрасте с 16 лет Административные дела несовершеннолетних решаются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. За некоторые правонарушения (например нарушение ПДД)- могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, как и взрослые.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ Мелкое хулиганство (ст.20.1. КоАП РФ) – действия, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам (например – хватание за одежду или руки, срыв головного убора, преграждение прохода и т.д.), действия, сопровождающиеся уничтожением или повреждением чужого имущества (например - надписи на заборах или стенах, порча газонов ночью и т.д.)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ, нарушающие порядок в общественных местах: Распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление наркотических средств в общественных местах (ст.20.20. КоАП РФ) Появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст.20.21. КоАП РФ)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ против собственности Мелкое хищение (ст.7.27. КоАП РФ) – совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, если стоимость похищенного не более 1000рублей.
ПОСЛЕДСТВИЯ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАТЕГОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Частично дееспособные : Несовершеннолетние до 14 лет - малолетние Несовершеннолетние с 14 до 18 лет – относительно дееспособные Полностью дееспособные: лица с 18 лет; лица, вступившие в брак; Эмансипация – с 16 лет, работающие по трудовому договору, решение суда или органов опеки
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФОРМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ : Взыскание в пользу потерпевшего имущественных санкций Дополнительно: Возмещение убытков (ст.15 ГК РФ) Уплата неустойки (ст.381 ГК РФ)
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОЛЕТНИЕ Ответственность несут родители, независимо от того, кто совершил сделку – сам ребенок или от его имени родители Причиненный вред подлежит возмещению Оба родителя (независимо от того, с кем живет ребенок) имеют равные права и обязанности, связанные с воспитанием, т.е. и ответственность за вред, причинённый ребенком
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ от 14 до 18 лет Самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам (ст.26 ГК РФ) Самостоятельно несут ответственность за причинённый вред (ст. 1074 ГК РФ) Если имущества несовершеннолетнего недостаточно, тогда дополнительную ответственность несут родители
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школе Каждый имеет право на образование (Конституция РФ ст.43) Несовершеннолетние, при всесторонней поддержке родителей, обязаны получить основное общее образование (Закон РФ «Об образовании» ст.52)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школе Учащиеся обязаны выполнять Устав ОУ (Закон РФ «Об образовании» ст. 52) Учащиеся гимназии ОБЯЗАНЫ: Проявлять уважение к старшим, помогать младшим Аккуратно обращаться с имуществом гимназии и чужими вещами Выполнять требования работников гимназии Не применять физическую силу и не употреблять грубые выражения и нецензурную брань Не уходить из гимназии без разрешения педагогов во время занятий
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школе Учащиеся обязаны выполнять Устав ОУ (Закон РФ «Об образовании» ст. 52) Учащимся гимназии КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Залезать на подоконники, шкафы, оборудование и т.д. Кататься и сидеть на перилах С силой толкать других учеников Входить в хозяйственные помещения, не предназначенные для людей Открывать электрические шкафы
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школе Учащиеся обязаны выполнять Устав ОУ (Закон РФ «Об образовании» ст. 52) Учащимся гимназии КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Подсказывать на уроках, списывать во время урока и вне его Пропускать занятия без уважительной причины Бегать по лестницам и др. не предназначенным для этого местам Толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу Употреблять непристойные и нецензурные выражения и жесты
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школе Выполнение Устава является обязательным для учащихся. Нарушение норм поведения влечет за собой применение мер дисциплинарного воздействия. Грубое и неоднократное нарушение может повлечь исключение из образовательного учреждения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в сфере ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в сфере общественного порядка ЗАПРЕЩЕНО нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 23 до 6 часов, в возрасте от 16 до 18 лет с 23 до 6 часов на объектах, предназначенных для предоставления доступа к сети «Интернет», реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, в развлекательных и досуговых комплексах, иных общественных местах, без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию несовершеннолетних
Запрещено курение табака на территориях и в помещениях образовательных организаций – влечет привлечение к административной ответственности - штраф ( ст , 6. ФЗ РФ «Об ограничении курения табака») Запрещено курение в помещениях , не предназначенных для этого, как нарушение требований пожарной безопасности – влечет привлечение к административной ответственности – штраф (ст. 20.4. КоАП РФ) Запрещено курение в общественных помещениях , как нарушение санитарно-эпидемиологических требований - влечет привлечение к административной ответственности – штраф (ст. 6.4. КоАП РФ)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни? В чём причины преступности? Как можно предотвратить преступность? ПРИЧИНЫ
Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии. На преступность влияет воспитание и социальная среда. Уровень жизни предопределяет преступность в обществе Докажите или опровергните
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями .
Правонарушение - это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер. Запись в тетрадь
Разгадайте Кроссворд 1.Разговор с глазу на глаз с полицейским 2.Браслеты, которые не украшают дам 3.Участковый с Дикого Запада 4. Самый «элементарный» сыщик в мире 5. Известный итальянский борец с головоногими 6. Прибор, с помощью которого тайное становиться явным (по Ш. Холмсу) 7. «Ручной» портрет преступника 8. Если это имеет преступник, он спит спокойно 9. То, что по силам только знатокам 10. То, что соблюдают далеко не все 11. Нечто бессмертное 12. Метод расследования, который применял Холмс
Признаки правонарушения : противоправность деяния . виновность деяния. причинение вреда обществу, государству, гражданам. Запись в тетрадь
На какие две группы можно разделить правонарушения? стр117
Проступок Преступление Виды правонарушений
Чем отличается проступок от преступления? Сравни-назови сходства и различия
Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ. Проступок (гражданский, административный, дисциплинарный) - это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности
Преступление отличают от проступка три признака: 1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства. 2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права. 3. Человек должен быть виновен в содеянном.
Без вины нет преступления. Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям. Вина может быть выражена в форме: Приведи примеры из текста стр118 а) прямого умысла; б) косвенного умысла; в) неосторожности. Вина
"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние О каком юридическом понятии идет речь?
Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение (запись в тетрадь ).
Виды юридической ответственности: Уголовная Административная Дисциплинарная Материальная Гражданская
Уголовная ответственность - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда
Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягощающие наказание. Вспомните
Дисциплинарная ответственность - это юридическая ответственность по нормам трудового права, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания
Дисциплинарные взыскания - это замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Групповая работа МК и УО 1группа-Административная ответственность стр120 2 группа-Уголовная ответственность стр122
Презумпция (от лат. предположение ) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемы считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.
Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей.
Виды правонарушений Примеры Ответственность Административный проступок Гражданское правонарушение Дисциплинарный проступок Преступление Д/З Заполняем таблицу
Домашнее задание § 16, УО 1вар-1,2,3; 2 вар-6,7. Проблема к обсуждению. Практикум таблица стр.125 письменно