Эссе "Я-учитель"

Ханова Людмила Егоровна

Творческая работа к конкурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-uchitel.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

        Двадцать девять лет, работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем несравнимым счастьем. Я посвятила  свою жизнь детям. Нельзя работать в школе не любя детей. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них свое измерение времени.

     Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Умение проникнуть в духовный мир ребенка, качество учителя, без которого он  не может стать настоящим воспитателем, только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком, кто воспитал своих детей. Каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы, прошедшие в стенах школы. Необходимо стремиться к тому, чтобы источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребенка было общение с товарищами, взаимный обмен духовными ценностями. Каждый должен вносить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других людей. Детский коллектив –это содружество единомышленников, объединяемых едиными целями, общим трудом, душевной способностью познавать чужие радости и горести, стремления быть хорошим: не на показ, не для того, чтобы тебя хвалили, а из органической потребности чувствовать свое благородство.

       В воспитательной работе должны утвердиться направления работы ориентированные на развитие творчества детей, их задатков, способностей, на формирование человеческого достоинства ребенка, на этом строились и сейчас должны строиться коллективистские отношения, как частицы общества.

     В 2015 году за 27 лет я впервые стала классным руководителем. Принять ребенка при переходе из начальной школы в основную , понять, как ему сложно, помочь ребенку и его родителям справиться с трудностями и переживаниями – вот основные задачи классного руководителя в этот период.

      У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности. Переход в пятый класс приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель. Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.  Чтобы процесс адаптация проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье. Моими задачами на данном этапе были создание условий для сплочения класса в единый, дружный коллектив; организовать разнообразную творческую, личностно и общественно значимую деятельность детей в коллективе для благополучной адаптации пятиклассников. Были проведены тематические журналы о животных с использованием презентаций, подготовленных детьми, тематические прогулки в лес, участие в конкурсах «Талант», спортивных играх и многое другое. К концу учебного года отмечено повышение самостоятельности в отношении дел разной направленности, касающихся классного коллектива, возникающих при учебном процессе. Пятый класс стал «Классом года»- победителем школьного конкурса, на равнее с 9 классом.

              Главнейшая задача школы - воспитать патриотов своей родины.

Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идеи Родины овладевают личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Задачами  воспитательной работы в этом учебном году стали- становление и развитие качеств личности на основе духовно-нравственных ценностей и исторического опыта России, родного края, района, посёлка. Запланированы , и частично проведены мероприятия гражданско-патриотическое воспитания классные часы о родине, конституции, оказана помощь инвалидам поселка .

               В словаре есть определение: «Учитель -лицо которое обучает чему либо.»  Школа должна учить  теории, практике, умению применять знания в новой ситуации.

     В своей работе «Великая дидактика» Я.А. Коменский связывает теоретическое и практическое познание. Характерным для педагогической философии Коменского является построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости. 
  Первая из них – теория, он выдвигает правила познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и автопсия.   На второй ступени - практике , ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности, индуктивным методом человек выясняет как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать автопраксию (самоупражнение).   Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот.

       У  Василия Алексеевича Сухомлинского есть очень известные слова :               « Страшная  это  опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает , морально калечит человека- и ничто не может возместить того , что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.»

Модернизация общего образования требует разработки новой модели школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Передовой практикой , научными исследованиями доказана важность овладения учащимися полноценными умениями и навыками учебного труда. Вовремя и правильно сформированные умения , и навыки – условие успешного продвижения учащихся в школьном образовании, эффективное средство их учебной и самообразовательной работы. В своей педагогической работе давно использую системно-деятельностный подход на уроках географии.     Проблема заключается в том, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у ребенка УУД, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Основной задачей становится активизация познавательного интереса  учащихся. Учебный труд школьников обеспечивается учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-информационными, учебно-коммуникативными навыками. Владение монологической речью. Исходя из этих требований ставлю цель перед учащимися уровень оценки за устный ответ, а перед собой помогать учащимся ставить ответы, владеть монологической речью. Способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения, а использование прочитанного для различных целей.

 Для оценки рефлексии на содержание или форму ученику надо связать информацию текста со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тесте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения ,использую методики работы с текстами как составление ментальных карт, схем, таблиц, кластеров, составление конспекта, плана, тезисов. Графические схемы позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно,  что обеспечивает повышение мотивация учащихся; обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.

Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.