"Учитель-года 2017"
Презентация и текст методического семинара.Разработка урока, с демонстрацией методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel-goda.docx | 47.21 КБ |
prezentatsiya_new.pptx | 1.35 МБ |
reki-arterii_zemli_6_klass.rar | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Основа ФГОС В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи:
-развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества,
-развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам,
-развитие коммуникативных навыков у учащихся
Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже.
Это методы: деятельности;
системности;
минимакса;
психологического комфорта;
творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Принцип деятельности Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы .
Принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Основные технологии Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией. Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.
Реализация системно-деятельностного подхода на практике
Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.
Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.
Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.
После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.
На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика. На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков. Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.
Приложение 1
Методические приемы.
1.Организация деятельности в начале урока:
1.1 «Радуга внимания»
Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным, каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия.
Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30-40 секунд. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом.
1.2 «Охотники племени сиу»
Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.
Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.
Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки.
Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.
1.3«Кто меня слышит...»
Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».
Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.
Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».
Некоторые ученики поднимают обе руки.
Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза».
Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.
Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».
После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.
Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы –мотивации, постановки целей и задач.
2.1. «Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
2.2. «Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
2.3. «Фантазёр»
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни….
- Вот видите, как важно…
2.4. «Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
3.Методы и приемы используемые в ходе изучения нового материала:
3.1«Комментированное описание понятий, явлений »
Учитель читает каждое слово только один раз, предлагает его прокомментировать
После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.
Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание, только в том случае, если выполняются следующие условия:
- учитель читает каждое слово только один раз;
- учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
- учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.
3.2Синквейн.
Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание его – это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
3.3Кластер (графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними) -методический прием в работе с информацией на уроке. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера.
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
3.4Сорбонка.
Является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, даты, значения иностранных слов и т.д.
В качестве достоинств выделяют:
- концентрацию внимания на определенных элементах программного материала;
- увеличение частоты повторения;
- повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;
- экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
- формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.
Сорбонка выглядит как карточка, выполненная на бумажной основе. Для изготовления понадобится плотная бумага — ватман или картон — которая нарезается на прямоугольники примерным размером 10x15 см. Стоит учитывать, что при групповой работе сорбонку должно быть видно всему классу, но при этом очень удобно, если весь комплект помещается в стандартный конверт. Текст можно написать обычным маркером или распечатать на принтере.
3.5 Графические схемы позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся; обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.
Алгоритм составления схем ввожу в теме урока « Географическая карта»
Что бы систематизировать знания о масштабе и содержании карты, учащиеся составляют двойную схему , обязательным условием является приведение примеров.
Разновидностью схем можно считать графические способы обработки информации
3.6 Составление «Ментальных карт» - «карты запоминания», интеллект-карты», «карты ума» (mind maps))структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними, способствует лучшему усвоению и запоминанию.
Впервые термин "интеллектуальная карта" предложен Тони Бьюзеном.
Как составить ментальную карту
• Необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты. Можно использовать пояснительный рисунок
• От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
• Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
• Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
• Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.
3.7 Можно также тему изобразить в виде «Денотатного графа» [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Виды денотатных графов:
- положительные - при выстраивании учитываются позитивные характеристики, эталонные, существенные признаки понятия (содержание положительного графа)
- отрицательные - отрицательные моменты (антиподы, "подводные течения"), которые тоже являются составляющими этого же самого понятия и представляют своего рода препятствия на пути реализации позитивного. Эти существенные признаки образуют отрицательный граф.
Создание денотатного графа:
В Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий др.Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки".
3.8 План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль.
Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Типы планов:
вопросный - используются вопросительные слова,
назывной - действия обозначают с помощью существительного,
тезисный - действие обозначено глаголом в неопределенной форме,
план-схема.
Простой план – план, включающий название значительных частей текста.
Сложный план – план, включающий название значительных частей текста, а также смысловых компонентов
Как составлять план текста
Прочитайте текст. Выясните значение непонятных слов.
Определите тему и основную мысль текста.
Разделите текст на смысловые части, на основании этого озаглавьте их.
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
Проверьте , можно ли по этому плану воспроизвести текст.
Перепишите усовершенствованный вариант плана.
3.9 Тезисы – сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
Различают тезисы
- вторичные, которые пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника,
- оригинальные, авторские, которые пишутся к предстоящему выступлению.
Тезисы, содержащие только утверждения, называются простыми.
Тезисы, содержащие и утверждения, и обоснования или пояснения, называют сложными
Рекомендации оп составлению назывного плана:
- При составлении тезисов не приводите факты и примеры.
- Сохраняйте оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
- Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
- Связывайте отдельные тезисы с подлинным текстом , делая на полях книги ссылки на страницы.
- По окончании работы сверьте тезисы с текстом, перепишите и пронумеруйте.
3.10 Понимание много ступенчато. Развитие умений работать с текстом можно формировать методом ОВ4П.
Буквы ОВ4П означают обзор, вопрос, прочтение, пересказ, припоминание и повторение.
- О = обзор. Быстро пробегите главу глазами, прежде чем начнете ее читать. Для начала прочитайте только основные заголовки, названия разделов и резюме главы. Попытайтесь представить полную картину того, что вам предстоит изучить.
- В = вопрос. Пока читаете, переделайте каждый из подзаголовков в один или два вопроса. Например, заголовок «Стадия сна» может заставить вас спросить: Какие стадии сна существуют?» Задавая вопросы, вы будете читать материал целенаправленно.
- П1 = прочтение. Пока вы читаете, ищите ответы на вопросы, которые задавали. Читайте короткими кусочками, от одного заголовка темы к следующему, потом останавливайтесь. Если материал трудный, читайте за раз только один-два абзаца. П2 = пересказ. Прочитав маленький отрывок, остановитесь и перескажите или повторите его. То есть попытайтесь мысленно ответить на свои вопросы и подведите итог тому, что прочитали. А еще лучше суммируйте, сделав краткие примечания . Если вы не можете суммировать главные идеи, просмотрите каждый раздел заново. Пока вы не запомнили то, что только что прочитали, нет смысла читать дальше.
- Повторите цикл вопрос — прочтение — пересказ, пока не закончите всю главу.
- П3= припоминание. Как правило, легче вспоминать идеи, значимые лично для вас. Когда вы изучаете главу, попытайтесь связать новые факты, термины и понятия с информацией, которую уже знаете.
П4 = повторение. Когда вы закончили чтение, снова просмотрите главу или прочтите ваши заметки. Затем проверьте свою память, повторив или снова задав себе вопросы. Попытайтесь сделать так, чтобы постоянное повторение стало основной частью вашей учебы.
3.11Одним из главных объединяющих качеств является направленность на обучение ребёнка самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи. Действенным считается метод критического мышления с определённым набором приёмов. Один из них — ИНСЕРТ . Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:
- I — interactive (интерактивная)
- N — noting (познавательная)
- S — system for (система)
- E — effective (для эффективного)
- R — reading and (чтения и)
- T — thinking (размышления).
Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:
- V — «Эта информация мне уже известна»;
- + — «Новые факты для меня»;
- — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
- ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не марать книги.
После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:
Приложение 2
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
-его внеклассной работе.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.
В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).
Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В ) тих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.
В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.
Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика
проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Игровые приемы
1. «Древо мудрости» Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее.
Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
Дети подходят к «дереву», срывают записки, отвечают на вопросы.
В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
2.Образовательная стратегия.
- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Приложени3.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – дидактическая система сочетания разных методов и методических приемов обучения, применяя которые педагог, систематически создавая и используя проблемные ситуации, обеспечивает прочное и осознанное усвоение знаний и умений обучающимися.
Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние обучающегося, возникающее в результате осознания им противоречия между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить его с помощью имеющихся у него знаний и способов деятельности.
При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение проблемы – познавательной задачи, выдвигаемой в форме вопроса, задания, задачи.
Разрешаемая проблема существует объективно, независимо от того, стала ли ситуация проблемной для обучающегося, осознал ли он это противоречие. Когда обучающийся осознает и воспримет противоречие, ситуация станет для него проблемной.
Проблемное обучение осуществляется практически с применением всех методов обучения и, прежде всего, в процессе эвристической беседы. Проблемное обучение и эвристическая беседа соотносятся как целое и часть.
Требования к проблемным ситуациям и проблемам
- Создание проблемной ситуации должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению обучающимися нового, учебного материала.
- Познавательная задача составляется с учетом того, что проблема должна основываться на знаниях и умениях, которыми обучающийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.
- Проблема должна быть интересной для обучающихся, стимулировать мотивацию их активной познавательной деятельности.
- Решение проблемы должно вызывать определенную познавательную трудность, требующую активной мыслительной деятельности обучающихся.
- Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для обучающихся, соответствовать их познавательным возможностям.
- Для усвоения сложной системы знаний и действий проблемные ситуации и соответствующие проблемы должны применяться в определенной системе:
- сложное проблемное задание расчленяется на более мелкие и частные;
- каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент;
- в материал, сообщаемый преподавателем и усваиваемый обучающимися самостоятельно, должен быть дифференцирован.
Проблемное обучение используется чаще всего как фрагмент урока.
Приложение4
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Отметим, что вопросы организации проектной деятельности (содержание, методика, формы организации, оценка результативности) подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной данной теме.
Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы
Приложение5
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках
Оценка – не отметка.
Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
Приложение 6
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал, информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса» Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава… А. Дистервег , немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци
Данная дидактическая модель позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: самоопределение, самореализация ,рефлексия; формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование целостной картины мира: Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, ууд .
Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Технология деятельностного метода обучения. БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель) 1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий блок Оценочный блок
Организационн0-мотивационный блок Ожидаемые результаты ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата ); Инструкции и пояснения - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; Вводное слово учителя Выработка правил работы (определение норм, процедур работы ) Конструирование пространства
Приёмы –мотивации « Оратор» «Автор» «Фантазёр» Маркировочная таблица ЗУХ Знаю Узнал Хочу узнать
Информационный блок 1.Работа с различными средствами 2. Работа по формированию познавательных УУД. Методические приемы: Синквейн Дискуссии Кластер Денотатный граф Ментальные карты Буклет Эссе «Паспорт» Моделирование текста «Корзина идей, понятий, имён» «Проблемная ситуация» «Работа с текстом» Тезисы Рецензия Реферат Конспект «Работа систематизации информации» Таблица Схема График
Инсерт — прием маркировки текста. « v » - известно «-» - противоречит моим представлениям «+» - интересно, неожиданно «?» - возникло желание узнать о чем-либо более подробно. Синквейн – стихотворение из пяти строк. План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль. 7
Кластер. Карта. - от английского " cluster " - рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи) Многообразие карт Общественные явления Градусная сеть Поверхность территории свойства Легенда карт Условные знаки Шкалы глубин высот карта масштаб использование Природные явления
Ментальная карта
Метод ОВ4П Буквы означают обзор, вопрос, прочтение, пересказ, припоминание и повторение .
Денотатный граф — герменевтический прием Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты.
Аналитический блок Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта) Работа направленная на формирование познавательных УУД -спроектируй стратегию поиска сравни, оцени, классифицируй -исследуй… коммуникативные УУД на учет позиции партнера (выслушай, пойми…) на сотрудничество (договоритесь о…) Моделирование ( понятия, способа решения, закономерность, причинно-следственные связи…)
Оценочный блок Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза Работа направлена на формирование регулятивных УУД на самоконтроль ( определи критерии оценки… на самооценку (…. на коррекцию (… на выбор(…
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Какие идеи были важными? Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы? Что было наиболее сложным (трудным)? Какие вопросы остались после проведения занятия? Что вызывает сомнения или возражения?
Рефлексия Сегодня на уроке … Я понял(а) … Я узнал(а) … Я запомнил(а) …
«Литература» Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г.Асмолова М.; изд-во Просвещение, 2010. А.М.Лобок, Школа нового поколения, Журнал "Эксперимент и инновации в школе" №6 (2010) Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности, стр. 2-11. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2008 г. http://www.president-school.ru/ - Президентская школа. Образовательный центр .
Предварительный просмотр:
| |||||||||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Ханова Людмила Егоровна | ||||||||||
Район, область | ГОг.Бор, Нижегородская | ||||||||||
Место работы | МБОУ Совхозская ОШ | ||||||||||
Должность | Учитель географии, биологии, обществознания | ||||||||||
| |||||||||||
УМК | «Полярная звезда» | ||||||||||
Тема урока | Реки –артерии Земли 1 | ||||||||||
Тип урока | Комбинированный(изучение нового материала и закрепления, работа с картами) | ||||||||||
Учебная задача | Создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации, обучение учащегося способам фиксации своих результатов, представление понятие река как составной части гидросферы | ||||||||||
Результаты *Личностные *Предметные *Метапредметные | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, формирование толерантности | ||||||||||
Сформировать знания о части реки, раскрыть роль рек в жизни человека, формировать умение описывать реку. Наносить на контурную карту реки. | |||||||||||
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, умение строить речевое устное высказывание при работе со схемой. Познавательные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и сравнивать, обобщать данные, Регулятивные: умение организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы | |||||||||||
Необходимое оборудование |
| ||||||||||
Дидактическое обеспечение | ИКТ-презентация; карты«Физическая мира»,»Физическая России» | ||||||||||
Понятийно-категориальный аппарат усвоения | Река, русло, долина, система, бассейн, исток, устье, приток, водораздел, питание | ||||||||||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения |
| ||||||||||
Ли Литература и Интернет-ресурсы | |||||||||||
Основная |
| ||||||||||
Дополнительная |
| ||||||||||
Интернет-ресурсы |
| ||||||||||
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||
| |||||||||||
| УО в парах по вопросам стр108, 1вариант -2,4,6, 2 вариант-2,3,5 | Взаимопроверка ( по шаблону). Устный ответ по вопросам |
| ||||||||
| |||||||||||
1.Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; 2.Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). 3.Актуализация знаний и целеполагание. Мотивация учебной деятельности. | Работа с учебником. Приём «Отгадаем загадки, определим тему урока» слайд4 Предположения учеников: О чём будем говорить сегодня? Приём «Метод- «Оратор»» Слайд 5. Учитель подводит учеников к цели урока, мотивирует изучение темы. | фронтальная работа; (ученики частично знакомы с данной темой из уроков окружающего мира) Ученики формулируют цель урока: сегодня мы узнаем новое о вулканах и горячих источниках, стихийных природных явлениях | Коммуникативные: создание речевого высказывания Личностные: эмоционально - личностная оценка. Регулятивные: Целеполагание. | ||||||||
2. Процессуально-содержательный этап | |||||||||||
| 1.Метод Денотатный граф слайды6,7,8Работая с текстом учебникастр109-110, объяснить составление , лучше по каждому термину отдельно | Высказывают свои предположения , По алгоритму действий | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Составление схемы | ||||||||
2. Закрепление знаний | 1) Приём «Работа с картой , схемой»»Стр178-179, слайд10, называть и показывать части реки | Ученики закрепляют информацию. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с картами Коммуникативные: умение использования схем и карт как источника информации, | ||||||||
3.Питание рек | 2.Приём «Ментальная карта» Организация парной, групповой работы для поиска информации и составление карты, по тексту «От куда берется вода в реках?» стр110 Слайды11,12,13 | Ученики работают в парах, группах сменного состава: структурируют информацию в МК, анализируют. | Познавательные: объяснений различных типов питания, умение структурировать информацию Общеучебные: Моделирование. Коммуникативные: использование текстового материала как источника информации, планирование учебного сотрудничества. | ||||||||
4 Практическая работа | 3.Практическая работа Методом «Создай паспорт», описываем реку по плану. Слайд 15,16 | Учатся правильному описанию реки | Предметные: умение работать с картами, поиск необходимой информации. Общеучебные: Соотношение карт для поиска необходимой информации | ||||||||
3.Рефлексивный этап урока | |||||||||||
Рефлексия содержательная | 1) Приём «Продолжи фразу»
2)Приём «Хочу спросить» Слайды17,18 | Свободно высказываются, озвучивают свои чувства и впечатления. Отвечают на вопросы и формулируют общий вывод Каждый ученик выбирает одну (самую важную для себя) фразу и продолжает её. Ученики спрашивают, уточняют то, что не совсем понятно | Коммуникативные: построение высказываний. Регулятивные: самоконтроль и самооценка. | ||||||||
5.Объяснение домашнего задания | |||||||||||
Обязательное задание | Изучить §33,УО 2,3 стр111,пис 4,5,6 стр111, на к/к задание7 | ||||||||||
Дополнительное задание по желанию | Определить координаты истока или устья реки |