Конспект занятий в младшей группе по математике Котовой Т.В. "Как звери к зиме готовились"
Конспект занятия в младшей группе детского сада.
«Как звери к зиме готовились»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием дикие животные. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие и партнерские отношения на занятии.
Материал: куклы Маша, Гномик. Магнитная доска. Фигурки для картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от Гномика. Две веточки с разным количеством шишек. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Угостим друзей чаем»: чашки, блюдца по количеству гостей. Чайник, скатерть, варенье, салфетки. Разрезные карточки на каждого ребенка с изображением пенька.
Ход занятия
Раздается стук в дверь, заходитМаша. Она печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Маша такая грустная. Маша что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Маша в гости ждала своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Маша хотела прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Гномика:
«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ...»
Воспитатель задает детям вопрос:
— Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей обсуждаются)
Все вместе решают пойти в лес к Гномику.
Воспитатель вместе с детьми и Маша переходят на другую сторону комнаты (выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из-за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья. Ежик бежит к норке и несет на спинке яблоко и грибок. За пеньком спрятался Гномик).
Звучит аудиозапись гомона птиц. Маша обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.
- Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.
Проводится дидактическая игра «Опиши картину!»
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривал картину на магнитной доске.
- Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).
- Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)
- Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)
- Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
- Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)
- Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (У ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)
- Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (Ежик на зиму делает запасы)
- Найдите на картине, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)
- Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки)
Незнайка сообщает детям, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.
Воспитатель задает вопрос детям:
- Как вы думаете, умеет белочка считать? (ответы детей обсуждаются)
Далее воспитатель предлагает детям послушать интересную историю про белочку:
- Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение. Давайте проведем опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.
Проводится опытническая работа «Зачем белочка стучит по веточкам?»
Цель: Определить, на какой ветке больше шишек.
Материалы: две веточки с разным количеством шишек.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
- Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)
- Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой шишек больше)
- Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)
- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (устраивает себе берлогу)
- А что такое берлога? (это домик для медведя)
- Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)
- Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)
- Кто догадался, что было написано в письме Гномика?
- Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика? (ответы детей обсуждаются)
Незнайка предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:
- Где может быть Гномик? (ответы детей обсуждаются)
- Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку!»