Урок окружающего мира по теме: Как животные готовятся к зиме У. с.30-31 Т.с.21 Учитель: Гуренкова М. Г. |
Дата 28.11.2013 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент
| Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку. (Слайд №1) (читает стихотворение на первом слайде) Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. | Приготовить пенал, учебник, тетрадь на печатной основе, карандаши. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных. - Ребята, скажите, а чем занимаются учёные? (Ответы детей) Молодцы! Слайд №2 Учитель читает стихотворение: А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина: Зверушек и пичужек - Всех спрятала зима - О чём это стихотворение? (зима, лес, звери) – О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении? - Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.
| Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования. |
3. Постановка учебной задачи.
| - Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования. - А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных). - Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей) Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме» (Слайд № 3) -А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей) - Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования: «Узнать, как животные готовятся к зиме». - Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей) - Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ. Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ. Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом: ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ
| Отвечают на вопросы под руководством учителя, определяют объект исследования Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»
|
4. Построение проекта выхода из затруднений. | Организует работу в форме диалога. Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Мы с вами проведём мысленный эксперимент. - Откройте учебники на стр. 30-31, и мы попадаем в лес вместе с героями учебника Мишей и Машей Ивановыми. Слайд №4 - Как вы думаете, о чём спрашивает Миша сестру? (О том, как животные готовятся к зиме.) - А как вы думаете, что Мише ответит Маша? (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.) Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? -О ком загадка? А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей) Слайды № 5, 6 У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек. - Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка» -Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка») «Трусишка зайка серенький Под ёлочкой скакал, Порою волк, сердитый волк Рысцою пробегал». - А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки? Слайд №7(заяц) Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться. - А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей) Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки. -Какие звери ещё меняют цвет шубки? (волк) Слайд №8 Лиса (Слайд №9) -Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж) Слайд №10, 11 (медведь) Слайд №12(ёж) В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой. Медведь в берлоге крепко спит, И его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, Много ел и много пил. Ему зимой одна работа – Крепко спать и весны ждать.
| Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка». |
5. Первичное закрепление. Физминутка | Физминутка (Слайд №12) ЁЖ Ёжик топал по тропинке И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками) Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Шарканье ногами) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. Шубку серую свою Он сменил на белую. (Прыжки на месте, руки перед грудью) Идет по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед) Чтоб волку не попасться на зубок, Ты, ёж, свернись скорей в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться) Организует работу с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс часть 1» на интерактивной доске. - Урок 6, задание 7 «Животные, впадающие в спячку» (Правильные ответы: медведь, ёж, ящерица)
- Урок 5, задание 6 «Какие животные меняют цвет шерсти» (Правильные ответы: заяц, волк, белка)
| Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.
Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует работу в ТПО с.21 №20. Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма. Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки – нарисуйте красный треугольник. Расскажите с помощью иллюстраций о кладовых животных. Слайд № 13 мышь-полёвка Слайд №14 поползень Слайд №15 белка | Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки. |
7.Рефлексия деятельности | - Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза) - Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей) - Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей) - МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей. - А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета(Слайд №16). Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными. Давайте дадим оценку нашему уроку. У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом. Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску. Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке (Слайд №17) | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Дают оценку уроку с помощью рисунка. |