Урок "Окружающего мира по теме "Как животные готовятся к зиме" 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта урока "Окружающего мира по теме "Как животные готовятся к  зиме" 1 класс УМК "Перспективная  начальная школа".Содержит разделы  :этапы урока, деятельность учителя, деятельностьучащихся, характеристику УУД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mira_1_klass.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме:   Как  животные готовятся к зиме У. с.30-31 Т.с.21                           Учитель:  Гуренкова М. Г.

Дата 28.11.2013

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  (Слайд №1) (читает стихотворение на первом слайде)

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных.
- Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
(Ответы детей) Молодцы!

Слайд №2

Учитель читает стихотворение:

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима
 

- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

3. Постановка учебной задачи.

- Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
- А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
- Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)
Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»
(Слайд № 3)

-А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
- Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать      ЦЕЛЬ исследования:
«Узнать, как животные готовятся к зиме».

- Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)
- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.
Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Организует работу в форме диалога.

Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведём мысленный эксперимент.
- Откройте учебники на стр. 30-31, и мы попадаем в лес вместе с героями учебника Мишей и Машей Ивановыми.

Слайд №4

- Как вы думаете, о чём спрашивает Миша сестру? (О том, как животные готовятся к зиме.)
-  А как вы думаете, что Мише ответит Маша? (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
-О ком загадка?
А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)

Слайды № 5, 6
У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек.
- Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»
-Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(
аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
«Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал».
- А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?

Слайд №7(заяц)
Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
- А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)
Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
-Какие звери ещё меняют цвет шубки?
(волк) Слайд №8

Лиса (Слайд №9)

-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж) Слайд №10, 11 (медведь) Слайд №12(ёж)
В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ему зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

5. Первичное закрепление. Физминутка

Физминутка (Слайд №12) ЁЖ

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
(Ходьба на месте маленькими шажками)

Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Шарканье ногами)

А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
Шубку серую свою
Он сменил на белую.
(Прыжки на месте, руки перед грудью)

Идет по лесу серый волк,
Голодный волк – серый бок.
(Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)

Чтоб волку не попасться на зубок,
Ты, ёж, свернись скорей в клубок.
(Сесть на корточки и сгруппироваться)

 Организует работу с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс часть 1» на интерактивной доске.

  1. Урок 6, задание 7 «Животные, впадающие в спячку» (Правильные ответы: медведь, ёж, ящерица)
  2. Урок 5, задание 6 «Какие животные меняют цвет шерсти» (Правильные ответы: заяц, волк, белка)

Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.

Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует работу в ТПО с.21 №20.

Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных.

Слайд № 13 мышь-полёвка

Слайд №14 поползень

Слайд №15 белка

Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки.

7.Рефлексия деятельности

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)
- Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)
- Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)
- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета
(Слайд №16).

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.

 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

(Слайд №17)

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка.