"Праздник картошки" внеклассное мероприятие
"Праздник картошки" - сценарий внеклассного мероприятия, который включает в себя исторический материал , игры , конкурсы, инсценировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_kartoshki_stsenariy.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Собинского района
основная общеобразовательная школа №1 г. Собинки
Подготовила : Гуренкова М. Г.
Цель. Познакомить учеников с «биографией» картофеля, показать его значение в жизни людей; научить ребенка видеть удивительное рядом, в повседневной жизни.
Учебные материалы. Презентация «Здравствуй, милая картошка», чугунок с печеной картошкой, рогач; блюда из картофеля: деруны, картофельный пирог, вареники, пирожки с картошкой, картошка в мундире, котлеты картофельные; деревянная старинная лавка; макет русской печи; самотканые дорожки; записи песен о картошке.
Ведущий: Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей она пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная…..
Звучит песня про картошку
Ребята, вы уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке. Да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит в каждую семью каждый день. Пожалуй, нет такого продукта, кроме картофеля, из которого можно было бы приготовить столько вкусных и по полезных блюд! Недаром картофель называют в народе вторым хлебом, его (младшим братом). О нем сложены песни, сказки, даже танец белорусский называется «Бульба».
Ведущий 2
Внимание! Внимание!
Всем в назидание:
Кто хочет хоть трошки
Покушать печеной картошки,
Салата из нее, очень вкусного,
Приготовленного искусно,
Готовьте загадки, стихи, поговорки –
Всего понемножку,
Но все про картошку!
Ищите! Готовьтесь! Ждите!
На праздник к нам приходите!
( песня «Осень»)
Добрый вечер,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые!
Женатые и холостые!
Милости просим
На картофельные посиделки!
Всех приглашаем!
Душевно встречаем!
Исполняется песня «Антошка» (музыка и слова народные).
Ведущий 1. Сегодня на нашем празднике в конкурсах всем участникам предоставляется возможность продемонстрировать свои знания, умение общаться друг с другом, умение трудиться.
Класс делится на три команды.
Ведущий 1. А для начала позвольте представить вам экспертную комиссию в составе... (представляет жюри).
1. Конкурс «Кулинарных знатоков»
А вот какие блюда можно приготовить из картофеля мы сейчас узнаем из игры: каж-
дая команда по очереди называет блюдо, приготовленное из картофеля. Кто последний назовет, тот и победил…
За победу в конкурсах победитель получает в свое ведерко клубень картошки. В конце праздника мы подведем итоги: у кого больше будет урожай, тот и победил.
2. Конкурс «Ах, картошка – объедение!»
Команды представляет свое блюдо, приготовленное из картофеля.
Ведущий: Мы уже не представляем себе, как мы можем обходиться без картофеля. А ведь были когда-то времена, лет 500 назад, когда люди не ели картошку, питались кашей да щами из капусты.
Картофель-то – иностранец, и родился он в Южной Америке Родина картофеля – Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили на солнце. Клубни индейцы называли «паппо», а высушенные на солнце клубни – «чунью». Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. А называли очень уважительно – ПАПА!
Но вот корабли Христофора Колумба причалили к незнакомой земле. Открыв Америку, отважный мореплаватель привез на родину, в Испанию, много диковинных растений. Среди них была и картошка, индейская папа…
А что делать с ней – не рассказал, не знал, наверное. Сперва картошка была доступна только богатым и знатным вельможам. Её выращивали в ботанических садах, и не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковинкой, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, собрали с кустов зеленые шарики, которые образуются после цветения. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола…и долго считался картофель ядовитым растением. Зато скромные картофельные цветки считались самыми красивым и модным украшением причесок и платьев. Все придворные дамы щеголяли в шляпках и ожерельях, украшенных картофельными цветами.
Так бы никто и не узнал настоящего предназначения картофеля, если бы один умный человек не решил выкопать клубни и сварить их. Когда он попробовал на вкус новое блюдо, его восторгу не было конца.
И картофель стал постепенно распространяться по всей Европе.
А вот в России картофель появился благодаря Петру I. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка -“Чёртово яблоко”, что сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь, на каторгу. Давайте заглянем в прошлое, и посмотрим, как это было…
Инсценировка: Сидят за столом дед и бабка, кушают пшённую кашу, да нахваливают.
Вдруг раздаётся стук в дверь. Молодой солдат вносит в избу мешок с картофелем и зачитывает указ:
- Государь- император Пётр Алексеевич приказал, есть сей продукт утром,
днём и вечером. 1 Кто ослушается сего приказа, того сослать на каторгу,
со всем семейством!
Дед: - что же за времена настали: трубку кури – лёгкие уже
Отваливаются, кофеёс пей – горечь невыносимая, да и сердечко от него
пошаливает… а тут ещё целым мешком коричневого гороха принесли, есть
заставляют.
Пробует на зуб. - Фу, какая гадость
Бабка причитывает: ешь, дед, ешь! Я на каторгу не хочу!
Дед: давай мне помогай...
Вместе грызут картофель, да приговаривают: то ли дело наша репка: желтая, красивая, сладкая… А капустка - то хороша! Зачем нам этот горох!
Тут бабка и говорит: послушай, дед, а не отварить ли нам сей продукт в чугунке?
Берет чугунок, набирает картошку и ставит на печку.
Затем выносит картофель горячий, очищает шкурку, а там…
Дед: дай – ка, бабка, подсолю, вкуснотища – то какая. Ну – ка, неси сюда огурчики соленые, будем их вместе с этой картошкой есть!
Ай – да император, ай – да молодец, какую вкуснотищу из Голландии прислал!
Ведущий: Вот так и стал картофель одним из самых популярных продуктов на земном шаре. Каждую осень люди собирают новый урожай картофеля, своего любимого овоща.
3 конкурс. Вот и мы с Вами проведем игру: «А ну – ка, собери!»
Соберем 2 команды. Два стула в разных концах зала. Один стул – погреб, другой – огород, на нем 10 картошин. Чья команда быстрее соберет картофель в погреб. Один участник может взять 1 клубень.
Подведение итога конкурса.
А о полезных свойствах картофеля
расскажет нам медицинский работник, врач общей практики, Наталья Юрьевна. Заглянем к ней на приём.
Инсценировка. Кабинет врача. Вбегает больной и жалуется на ожог руки. Просит выписать ему мазь и таблетки.
Доктор: Мы попробуем обойтись без таблеток!
Натирает картошку и кашицу прикладывает на ожог, успокаивает больного и рассказывает о целебных свойствах картофеля:
- Соком, полученным из сырых клубней, лечат не только ожоги, но и язву желудка, кожные заболевания.
Картофель – ценный продукт питания. Основное питательное вещество – крахмал.
В любое время года – это ценный источник витамина С (аскорбиновой кислоты). Всего 300 граммов картофеля в день – и Вы на 40% обеспечили потребность своего организма в этом витамине.
Очень много в картофеле различных минеральных веществ, особенно калия. А он выводит из организма лишнюю воду и соли, поэтому особенно он полезен людям, страдающим заболеваниями почек и сердца.
Ведущий: Но чтобы отведать вкусный картофель, нужно его очистить.
4.Конкурс «Кто быстрее»Дети по команде начинают очищать варенную картошку, побеждает команда, которая быстрее очистит все картофелины.
Ребята, а какой вредитель нам мешает выращивать картофель?
А почему он так называется?
\5. Конкурс «Нарисуй вредителя»
Надо нарисовать колорадского жука с закрытыми глазами.
6.Конкурс «Реклама»
Ведущий 1. Издавна люди что-то покупают и продают – на базаре, на ярмарке, в торговых рядах. А все это я к тому, что без рекламы в наше время не обойтись. Предлагаю вам сочинить рекламу, помогающую его продавать
Музыкальная пауза. Песня «Бульба» в исполнении учеников класса.
Ведущий: А герой какой песенки очень любил есть картошку, но совсем не любил её копать? – Антошка.
7. Конкурс «Антошка»
Каждая команда выбирает самого артистичного участника, он и будет Антошкой. Куплет поём все вместе, а припев – Антошки. У кого лучше получится, тот и победил.
Ведущий: А какие замечательные поделки вы приготовили из картошки!
8. Конкурс поделок. Награждаются победители конкурса.
9. Танец с картошкой. Представители каждой команды, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальные движения. Участвует несколько пар.
10.Игра «Попади картошкой в цель» (в чугунок).
11.Игра «Накорми картошкой». Играющие садятся друг против друга с завязанными глазами и кормят друг друга картошкой
(Песня из к/ф «Завтрак на траве» про печеную картошку.)
Давайте же подведем итоги наших соревнований.
У кого урожай больше? (Подводятся итоги) . Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
Подведение итогов.
Ведущий1. вот и подошел к концу наш праздник картофеля. Вы пели песни, играли, узнали много нового и интересного о такой знакомой и замечательной картошке.
Ведущий 2. А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии,ПетромI.)
3. Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами,глазками.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук )5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты)
Ведущий 1. А теперь всех приглашаем попробовать печеной картошки.